Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические аспекты выбора стиля руководства в организации ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность стиля руководства
1.2. Особенности выбора стиля руководства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ГБУ «МОСКОВСКИЙ ЗООПАРК»
2.1. Общая характеристика деятельности ГБУ «МОСКОВСКИЙ ЗООПАРК»
2.2. Анализ управления организацией и роли руководителей в ГБУ «МОСКОВСКИЙ ЗООПАРК»
2.3. Разработка рекомендаций по применению эффективного стиля руководства в ГБУ «МОСКОВСКИЙ ЗООПАРК»
На практике в чистом виде редко оказывается тот или иной стиль руководства. Преимущественно используется определенная комбинация стилей руководства, созданная этим менеджером, который стремится использовать положительные черты того или иного стиля, ослабляя, нейтрализуя его негативные стороны. Однако каждому управленцу присущ определенный доминирующий, превосходящий стиль.
1.2. Особенности выбора стиля руководства
Умение подобрать стиль по конкретной ситуации оценивается по степени достижения поставленных целей.
Руководство, несомненно, считается искусством. Возможно, это и является причиной того, что ученые до сих пор не смогли разработать и обосновать единую теорию, чем открыли путь к поиску рациональных теоретико-методических основ.
В любом случае стиль руководителя должен быть гибким орудием эффективного управления производством. Большое значение в этом имеет умение выбрать именно тот стиль, который будет эффективным в этом случае и соответствовать целям предприятия.
Сегодня нам известны различные классификации стилей руководства. Обратимся к классической классификации К. Левина, при которой существует три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Определим основные черты, присущие этим стилям руководства.
Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках руководителя. Он единолично принимает решения, жестко регламентирует деятельность подчиненных, ограничивая их инициативу. Дела в коллективе планируются руководителем заранее. Подчиненным известны лишь ближайшие цели и при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за деятельностью подчиненных базируется на силе власти руководителя, его голос всегда является решающим, любая критика в его адрес не допускается[9].
Демократический (коллегиальный) стиль основан на децентрализации власти руководителем. При принятии решений он консультируется с подчиненными, дает коллегам возможность участвовать в их выработке. Подчиненные получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. При таком стиле практикуется делегирование функций и полномочий от руководителя к подчиненным. Инициатива со стороны подчиненных стимулируется.
Либеральный (потуральний) стиль характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Он выступает как посредник, обеспечивающий подчиненных информацией и материалами, необходимыми для работы. Обычно дела пускаются на самотек. Руководитель реагирует только тогда, когда на него давят сверху или снизу. Как правило, при таком стиле руководства среди подчиненных становятся лидерами один-два человека, которые управляют группами[10].
Среди новых стилей руководства интересный с психологической точки зрения «скрытый» («анонимный») стиль руководства. Смысл его заключается в том, что высшее звено руководства, которое принимает решения и определяет жизнь всей корпорации, не известен не только рядовым сотрудникам, но и руководителям низшего и даже среднего звена.
Этот стиль руководства сформировался в период лидерства американского бизнеса и вызвал замедление темпов роста компаний. Они начали терять свои позиции, их управленческая машина оказалась настолько громоздкой, что руководство не могло оперативно принимать решения в изменяющихся ситуациях[11].
Следствием этого стал процесс «открывания» руководства, передачи основных функций управления непосредственно исполнительным органам.
«Открытый» («видимый») стиль руководства. Сформировался он вследствие самодискредитации «скрытого» стиля. Ему свойственны особое признание значимости горизонтальных связей и каналов коммуникации, свободное общение между представителями различных структурных единиц, влияние на подчиненных, забота об их статусе и условиях труда, осведомленность о состоянии дел в организации и др.
«Внимательный стиль». Его характеризуют забота о статусе подчиненных, условия их труда. Поведение внимательных руководителей предусматривает благодарности подчиненным за хорошую работу, внимание к их личным проблемам, готовность прийти на помощь, вознаграждение за выполненное задание, отсутствие завышенных ожиданий в отношении сотрудников[12].
Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства. Оптимальным может быть лишь динамичный стиль, который меняется с изменением ситуации и объектов управления. Менеджер, осуществляющий управление всегда в авторитарном стиле, будет иметь несомненный успех, пока ситуация остается напряженной. В спокойной, деловой среде высококвалифицированные, думающие, инициативные подчиненные будут воспринимать начальника-автократа как человека невысокой культуры, грубого и недостаточно умного.
Руководитель, использующий исключительно демократический стиль управления, добивается высоких результатов в спокойной среде, при инициативных, думающих, высококвалифицированных подчиненных, заинтересованных в общем деле. Руководителя, строго придерживающегося исключительно либерального стиля, будут высоко ценить лишь ярко выраженные творческие личности: изобретатели, исследователи, писатели; руководитель должен как можно меньше вмешиваться в процесс творчества.
Основой оптимального стиля руководства должен стать демократический стиль. Для такого стиля характерно органическое единство теории и практики управления, тесная связь с массами, развитое чувство ответственности перед обществом, умение вступать в контакты с разными людьми, уважительное отношение к подчиненным, постоянная забота о них. Индивидуальный стиль управления руководителя, основанный на демократическом, является динамичным, способным в острых ситуациях перейти в авторитарный, а относительно творческих личностей высокой квалификации способен быть либеральным, может считаться оптимальным[13].
Американские исследователи Р. Блейк и Дж. Моутон предложили модель управленческой сетки, построенную на анализе различных комбинаций степени внимания к производству и к людям[14].
Использование этой модели позволяет описать следующие стили руководства.
Невмешательства. Ему свойственен низкий уровень заботы о производстве и людей. Руководитель, исповедует такой стиль, не управляет, а сам много работает, прилагает минимальные усилия для того, чтобы сохранить свое место в организации. Этот стиль характеризуют как «обнищание» руководства. При этом приложение минимальных усилий для выполнения работы отвечает целям сохранения принадлежности к организации.
Стиль руководства «загородным клубом». Характеризует его высокий уровень заботы о людях и низкий - о производстве, стремление к установлению дружеских отношений, удобного режима работы и тому подобное. Достижение конкретных результатов руководителя интересует гораздо меньше. Стиль «руководство задачами».
В основе этого стиля максимальная забота руководителя о производстве совмещенная с минимальной заботой о людях, поэтому его еще называют «режимом подчинения руководителю».
Руководитель заботится в основном о максимизации производственных показателей путем реализации предоставленных полномочий и установление контроля за деятельностью подчиненных, диктуя им свою волю. При таких условиях эффективность деятельности организации от подчиненных почти не зависит.
Стиль «золотой середины». Руководитель, исповедующий его, стремится соединить ориентацию как на задание, так и на подчиненных и их интересы. Командный стиль. Его характеризуют стремление руководителя совместить в своей деятельности интерес к успеху производства и внимание к нуждам людей.
Такой стиль, по мнению авторов модели, является самым эффективным. Руководители пытаются создать сплоченные производственные ячейки, достигают высоких результатов труда и высокой степени удовлетворенности ею сотрудниками.
Этот стиль руководства создает ориентированный на достижение цели коллективный подход, особенностями которого является стремление оптимальных результатов деятельности организации при активном участии работников, проявление инициативы, коллективное решение конфликтов всеми заинтересованными сторонами и тому подобное.
При этом достижение целей организации обеспечивается усилиями преданными общему делу работников, создается система участия всех членов организации в выработке цели деятельности организации, обеспечивающей атмосферу уважения, доверия и ответственности.
Моделью Managerial Grid называется поведенческая модель лидерства (рисунок 1).
Рисунок 1 - Управленческая решетка Блейка-Моутона (матрица стилей руководства)
На рисунке 1 забота о производстве представлена в масштабе от 1 до 9 по горизонтальной оси (ось X). Забота о людях представлена в масштабе от 1 до 9 по вертикальной оси (ось Y).
Заметьте, что, согласно Р. Блейка и Дж. Моутона, существует также третья ось: Мотивация, измеряемая от негативного (управляемого страхом) к позитивному (управляемому желанием)[15].
Концепция различает 5 различных стилей лидерства, на основании заботы о людях и заботы о производстве.
На сегодняшнее время проблема лидерства и руководства является достаточно актуальной для нашей страны. Актуальность объясняется неопределенностью понятие «лидера» и не способностью большинства людей отличать понятие «лидер» и «руководитель». В настоящее время понятие лидерства является достаточно популярным, поэтому все больше создается и проводится разнообразных семинаров и тренингов на эту тему.
Проводится большое количество исследований среди ученых, но до сих пор не было определены общая концепция, которая в целом объясняла бы термин «лидерство» и «руководство». Большинство людей не могут отличить эти две категории менеджмента, поэтому часто на практике считают руководителя потенциальным лидером, что на самом деле не всегда является правильным мнением.
Итак, руководство - это направленное влияние лиц, которые наделены компетенцией руководителей, на коллектив, то есть отношения между руководителем и исполнителями.
Лидерство - это способность влиять на отдельных работников и группы по мотиву достижения общих целей организации[16].
Специалисты утверждают, что руководство - процесс использования власти для достижения влияния на отдельных людей или группы. Несколько иное утверждение подано - руководство - это вид деятельности, который с помощью власти обеспечивает выполнение функций менеджмента[17].
Лидером и руководителем могут быть:
1. Люди, которые имеют разные взгляды и мысли, склонны к конфликтам.
2. Люди, которые строят свои отношения на основе понимания и компромиссов.
3. Один человек.
В процессе исследования были определены общие и отличительные черты между руководителем и лидером.
Существуют такие различия между руководителем и лидером:
- назначение лица на должность руководитель осуществляется официально, а лидер определяется коллективом;
- права и обязанности руководителя определяются законом;
- руководитель имеет систему полномочий, с помощью которых он влияет на подчиненных;
- всю ответственность за деятельность организации перед законом несет руководитель, а лидер отвечает только перед руководством;
- руководитель представляет организацию на внешнем уровне[18].
Руководитель и лидер имеют большое количество разногласий, но объединяет их общая цель: стимулировать подчиненных, направлять их на решение задач, стоящих перед организацией, ставить перед ними сложные проблемы для поднятия их профессионального уровня.
Руководитель, как и лидер:
- координирует, организует отношения между членами организации и осуществляет управления с целью достижения поставленных целей;
- проводит анализ социального влияния на членов коллектива;
- не объединяет деловые отношения с личными;
- их отношения с коллективом содержат в себе постоянное общение;
- использует мотивацию, как основной элемент повышения производительности труда подчиненных;
- реализует социальный влияние на рабочие группы или на весь коллектив.
Ральф Стогдили в 1948 г., а Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все лидерские качества. Они пришли к выводу, что в основном
пять качеств, которые характеризуют лидера:
- ум или интеллектуальные способности;
- господство или преобладание над другими;
- уверенность в себе;
- активность и энергичность;
- знание дела[19].
Однако эти пять качеств не объяснили появление лидера. Многие люди с такими качествами так и остались последователями. Практика не подтвердила, что наличие ума является главной предпосылкой для лидерства. Но исследования продолжались, и наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров. Он определил четыре группы лидерских качеств:
- управление вниманием или способность так представить сущность результата, цели и т. д., чтобы это было привлекательным для последователей;