Файл: Анализ финансового состояния пао Авиакомпания ЮТэйр (20192021 гг.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел 11. Анализ вероятности банкротства
с помощью зарубежных моделей


В мировой практике накоплен достаточный опыт интегральной оценки устойчивости финансового состояния компаний. Для этих целей каждому первичному финансовому показателю приписывается некоторый весовой коэффициент. В качестве минимального критерия устойчивости финансового состояния компании, как правило, используется вероятность банкротства.

Самой простой моделью прогнозирования банкротства является двухфакторная модель Альтмана:



где – показатель вероятности наступления банкротства компании;

– коэффициент текущей ликвидности;

– доля заемных средств в пассиве.

Если Z оказывается меньше 0, то высока вероятность того, что компания окажется платежеспособным, если Z больше 0, то наиболее вероятно, что ему грозит банкротство. Достоинством данной модели является простота, возможность применения в условиях ограниченного объема информации. Однако эта модель не обеспечивает высокую точность, т.к. не учитывает влияние других важных показателей. Расчеты по данной модели представлены в таблице .
Таблица 21 – Оценка вероятности банкротства ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с помощью двухфакторной модели Альтмана

Показатели

На 31.12.2019

На 31.12.2020

На 31.12.2021

Исходные данные:










1. Оборотные активы, тыс. руб.

30 737 204

20 790 241

38 729 757

2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

78 799 324

62 654 269

43 993 166

3. Заемный капитал (долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства), тыс. руб.

95 416 036

78 680 119

67 138 551

4. Общая сумма пассивов, тыс. руб.

65 406 122

46 649 649

53 809 095

Показатели модели:










К1 ‑ коэффициент текущей ликвидности (п. 1 / п. 2)

0,390

0,332

0,880

К2 ‑ доля заемного капитала в общей сумме пассивов (п. 3 / п. 4)

1,459

1,687

1,248

Итоговый показатель модели:










Z=‑0,3877‑1,0736 × К1+0,0579 × К2

‑0,722

‑0,646

‑1,260

Интерпретация показателя Z

велика вероятность того, что в будущем компания окажется платежеспособной

велика вероятность того, что в будущем компания окажется платежеспособной

велика вероятность того, что в будущем компания окажется платежеспособной



Таким образом, в соответствии с двухфакторной моделью Альтмана на протяжении анализируемого периода велика вероятность того, что в будущем компания окажется платежеспособной. Динамика результирующего показателя в данной модели свидетельствует, что в целом финансовое состояние ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» за рассматриваемый период улучшилось. При этом изменение уровня платежеспособности оказало положительное влияние на финансовое состояние ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр». Аналогичным образом изменение уровня зависимости компании от заемного капитала оказало положительное влияние на финансовое состояние.

Более точные результаты по прогнозированию финансового состояния компании дает широко известная модель, называемая Z‑счетом Альтмана и разработанная в 1968 г. В несколько модифицированном виде, приемлемом для использования на компаниях с различной формой собственности, она выглядит следующим образом:



где К1 – отношение оборотных активов к активам;

К2 – отношение нераспределенной прибыли к активам;

К3 – отношение прибыли от продаж к активам;

К4 – отношение собственного капитала к заемному капиталу;

К5 – отношение выручки к активам.

Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал компании и результаты его работы за истекший период.

С учетом полученных результатов вероятность банкротства оценивается следующим образом:

если значение Z составляет 1,8 и меньше – вероятность банкротства очень высокая;

если значение Z находится в пределах от 1,81 до 2,7 – вероятность банкротства высокая;

если значение Z находится в пределах от 2,71 до 3,0 – банкротство возможно;

если значение Z составляет 3,0 и выше – вероятность банкротства очень низкая.

Расчеты по данной модели представлены в таблице .
Таблица 22 – Оценка вероятности банкротства ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с помощью пятифакторной модели Альтмана 1968 г.

Показатели

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Исходные данные:










1. Оборотные активы, тыс. руб.

30 737 204

20 790 241

38 729 757

2. Итог баланса, тыс. руб.

65 406 122

46 649 649

53 809 095

3. Нераспределенная прибыль, тыс. руб.

‑56 781 938

‑58 802 490

‑54 959 978

4. Прибыль от продаж, тыс. руб.

1 494 609

‑1 427 846

264 536

5. Капитал и резервы (собственный капитал), тыс. руб.

‑30 009 914

‑32 030 470

‑13 329 456

6. Заемный капитал (долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства), тыс. руб.

95 416 036

78 680 119

67 138 551

7. Выручка, тыс. руб.

59 223 907

32 620 774

48 711 594

Показатели модели:










К1 (п. 1 / п. 2)

0,470

0,446

0,720

К2 (п. 3 / п. 2)

‑0,868

‑1,261

‑1,021

К3 (п. 4 / п. 2)

0,023

‑0,031

0,005

К4 (п. 5 / п. 6)

‑0,315

‑0,407

‑0,199

К5 (п. 7 / п. 2)

0,905

0,699

0,905

Итоговый показатель модели:










Z=1,2 × К1 + 1,4 × К2 + 3,3 × К3 + 0,6 × К4 + К5

0,141

‑0,878

0,237

Интерпретация показателя Z

вероятность банкротства оказалась очень высокой

вероятность банкротства оказалась очень высокой

вероятность банкротства оказалась очень высокой



Таким образом, в соответствии с 5‑факторной моделью Альтмана 1968 г. на протяжении анализируемого периода вероятность банкротства оказалась очень высокой. Динамика результирующего показателя в данной модели свидетельствует, что в целом финансовое состояние ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» за рассматриваемый период улучшилось. Положительное влияние на финансовое состояние оказало влияние изменение уровня мобильности активов (К1), соотношения собственного и заемного капитала (К4). Негативное влияние на финансовое состояние оказало влияние изменение доли финансирования активов за счет нераспределенной прибыли (К2), рентабельности активов от прибыли от реализации (К3).

Еще одна пятифакторная модель Альтмана, разработанная им в 1983 году, имеет следующий вид:



В этой модели коэффициенты совпадают с коэффициентами, учитываемыми в предыдущей модели. Граничное значение показателя составляет 1,23. Расчеты по данной модели представлены в таблице .
Таблица 23 – Оценка вероятности банкротства ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с помощью пятифакторной модели Альтмана 1983 г.

Показатели

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Исходные данные:










1. Оборотные активы, тыс. руб.

30 737 204

20 790 241

38 729 757

2. Итог баланса, тыс. руб.

65 406 122

46 649 649

53 809 095

3. Нераспределенная прибыль, тыс. руб.

‑56 781 938

‑58 802 490

‑54 959 978

4. Прибыль от продаж, тыс. руб.

1 494 609

‑1 427 846

264 536

5. Капитал и резервы (собственный капитал), тыс. руб.

‑30 009 914

‑32 030 470

‑13 329 456

6. Заемный капитал (долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства), тыс. руб.

95 416 036

78 680 119

67 138 551

7. Выручка, тыс. руб.

59 223 907

32 620 774

48 711 594

Показатели модели:

 

 

 

К1 (п. 1 / п. 2)

0,470

0,446

0,720

К2 (п. 3 / п. 2)

‑0,868

‑1,261

‑1,021

К3 (п. 4 / п. 2)

0,023

‑0,031

0,005

К4 (п. 5 / п. 6)

‑0,315

‑0,407

‑0,199

К5 (п. 7 / п. 2)

0,905

0,699

0,905

Итоговый показатель модели:










Z=0,717 × К1+0,847 × К2 + 3,107 × К3 + 0,42 × К4 + 0,995 × К5

0,441

‑0,320

0,484

Интерпретация показателя Z

вероятность банкротства оказалась высокой

вероятность банкротства оказалась высокой

вероятность банкротства оказалась высокой



Таким образом, в соответствии с 5‑факторной моделью Альтмана 1983 г. на протяжении анализируемого периода вероятность банкротства оказалась высокой. Динамика результирующего показателя в данной модели свидетельствует, что в целом финансовое состояние ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» за рассматриваемый период улучшилось. Положительное влияние на финансовое состояние оказало влияние изменение уровня мобильности активов (К1), соотношения собственного и заемного капитала (К4). Негативное влияние на финансовое состояние оказало влияние изменение доли финансирования активов за счет нераспределенной прибыли (К2), рентабельности активов от прибыли от реализации (К3).

Модель Лисса имеет вид:



где К1 – отношение оборотных активов к сумме всех активов;

К2 – отношение прибыли от продаж к сумме всех активов;

К3 – отношение общей прибыли к сумме всех активов;

К4 – отношение собственного и привлеченного капитала.

Граничное значение по данной модели составляет 0,037.

Расчеты по данной модели представлены в таблице .
Таблица 24 – Оценка вероятности банкротства ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с помощью модели Лисса

Показатели

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Исходные данные:










1. Оборотные активы, тыс. руб.

30 737 204

20 790 241

38 729 757

2. Итог баланса, тыс. руб.

65 406 122

46 649 649

53 809 095

3. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

1 494 609

‑1 427 846

264 536

4. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

‑14 406 471

‑2 020 556

3 842 512

5. Капитал и резервы (собственный капитал), тыс. руб.

‑30 009 914

‑32 030 470

‑13 329 456

6. Заемный капитал (долгосрочные обязательства + краткосрочные обязательства), тыс. руб.

95 416 036

78 680 119

67 138 551

Показатели модели:










К1 (п. 1 / п. 2)

0,470

0,446

0,720

К2 (п. 3 / п. 2)

0,023

‑0,031

0,005

К3 (п. 4 / п. 2)

‑0,220

‑0,043

0,071

К4 (п. 5 / п. 6)

‑0,315

‑0,407

‑0,199

Итоговый показатель модели:










Z=0,063 × К1 + 0,092 × К2 + 0,057 × К3 + 0,001 × К4

0,019

0,022

0,050

Интерпретация показателя Z

вероятность банкротства была высокой

вероятность банкротства была высокой

вероятность банкротства была низкой



Таким образом, в соответствии с моделью Лисса на конец 2019 г. вероятность банкротства была высокой; на конец 2020 г. вероятность банкротства была высокой; на конец 2021 г. вероятность банкротства была низкой. Динамика результирующего показателя в данной модели свидетельствует, что в целом финансовое состояние ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» за рассматриваемый период улучшилось. Положительное влияние на финансовое состояние оказало влияние изменение уровня мобильности активов (К1), рентабельности активов по чистой прибыли (К3), соотношения собственного и заемного капитала (К4). Негативное влияние на финансовое состояние оказало влияние изменение рентабельности активов от прибыли от реализации (К2).

Модель Таффлера имеет вид:



где К1 – отношение прибыли от продаж к текущим обязательствам;

К2 – отношение оборотных активов к сумме обязательств;

К3 – отношение текущих обязательств к сумме активов;

К4 – отношение выручки от продаж к сумме всех активов.

В модели Таффлера, если Z больше 0,3, это говорит о том, что у компании неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно. Расчеты по данной модели представлены в таблице .
Таблица 25 – Оценка вероятности банкротства с помощью модели Таффлера

Показатели

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Исходные данные:










1. Прибыль от продаж, тыс. руб.

1 494 609

‑1 427 846

264 536

2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

78 799 324

62 654 269

43 993 166

3. Долгосрочные обязательства, тыс. руб.

16 616 712

16 025 850

23 145 385

4. Оборотные активы, тыс. руб.

30 737 204

20 790 241

38 729 757

5. Итог баланса, тыс. руб.

65 406 122

46 649 649

53 809 095

6. Выручка, тыс. руб.

59 223 907

32 620 774

48 711 594

Показатели модели:










К1 (п. 1 / п. 2)

0,019

‑0,023

0,006

К2 (п. 4 / (п. 2 + п. 3))

0,322

0,264

0,577

К3 (п. 2 / п. 5)

1,205

1,343

0,818

К4 (п. 6 / п. 5)

0,905

0,699

0,905

Итоговый показатель модели:










Z=0,53 × К1 + 0,13 × К2 + 0,18 × К3 + 0,16 × К4

0,414

0,376

0,370

Интерпретация показателя Z

у компании неплохие долгосрочные перспективы

у компании неплохие долгосрочные перспективы

у компании неплохие долгосрочные перспективы