Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.


Гипотеза исследования: тестирование может быть эффективным средством контроля и оценки предметных результатов, если

  • тестовые задания соответствуют требованиям ФГОС НОО;

  • используются разные виды и формы тестовых заданий;

  • процедура тестирования освоена учащимися в процессе обучения.

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих

задач:


  1. выявить сущность педагогической диагностики;

  2. раскрыть сущность основных понятий педагогической диагностики;

  3. уточнить и систематизировать структурно-содержательные характеристики тестовых заданий и процедуры тестирования для обучающихся начальных классов;

  4. сформулировать требования к тестовым заданиям и разработать задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов;

  5. провести опытно-экспериментальную работу по апробации бумажных и электронных тестовых заданий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения системного подхода (В. П. Беспалько и др.); деятельностного подхода (В. В. Давыдов и др.); личностно-ориентированного подхода (И. С. Якиманская и др.); фундаментальные положения и категории философского учения о диагностике как специфическом виде познания и общая методология диагностирования образовательных процессов и систем (B. C. Аванесов, В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская; К. Ингенкамп и др.); основные положения теории педагогической диагностики, методы и приёмы диагностических исследований (В. И. Андреев, В. П. Беспалько, Б. П. Битинас, К. Ингенкамп, A. A. Попова, JI. M. Фридман и др.); ведущие положения психолого-педагогической науки об объективной необходимости постоянного совершенствования содержания, форм и методов обучения, а так же средств диагностики планируемых результатов младших
школьников с учётом их возрастных, психологических и личностных особенностей (Б. Г. Ананьев, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, Д. Б. Эльконин и др.); концепции отечественных и зарубежных учёных, исследовавших проблемы использования тестов в области образования (B. C. Аванесов, А. Н. Майоров, Е. А. Михайлычев, К. Д. Дятлова, М. Б. Челышкова, К. Ингенкамп и др.).

Выбор методов исследования определяется сформулированной гипотезой и характером решаемых задач:

а) теоретические методы: изучение фундаментальной психолого- педагогической, методической литературы, а также диссертационных

материалов и статей по теме исследования; обзор программ и учебных пособий по русскому языку; анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путём;

б) эмпирические: наблюдение, анкетирование учащихся начальных классов и учителей, беседы, тестирование, проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

в) математические методы: методы измерения и математической обра- ботки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.

Экспериментальная база исследования: МАОУ «Гимназия №33» г. Перми. Опытно-экспериментальной работой были охвачены 204 обучающихся и 7 учителей начальных классов, 50 родителей;

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2017 гг. и включало три этапа.

Первый этап (2015 гг.) — поисковый. Изучение состояния проблемы исследования и обоснование её актуальности; определение теоретико- методологических оснований исследования; формулирование понятийно- категориального аппарата,
целей, гипотезы, задач исследования.

Второйэтап(2015–2016гг.)подготовительный.Проведение констатирующего эксперимента и обобщение его результатов. Разработка тестовых заданий по русскому языку для обучающихся начальных классов. Выявление условий, обеспечивающих эффективность использования тестовых заданий как средства контроля и оценки планируемых результатов младших школьников.

Третийэтап(20162017гг.)основной.Апробация указанных тестовых заданий в условиях формирующего эксперимента, обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов по проделанной работе и определение перспектив её развития, оформление окончательного варианта выпускной квалификационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:


  • в определении требований к тестовым заданиям как средству контроля и оценки планируемых результатов по русскому языку в начальной школе;

  • в уточнении и систематизации структурно-содержательных характеристик тестовых заданий для диагностики планируемых результатов обучающихся 1- 4 классов;

  • в выявлении и характеристике условий, определяющих эффективность использования тестовых заданий в качестве средства контроля и оценки планируемых результатов;

-в разработке комплекса тестовых заданий по русскому языку, позво- ляющих отслеживать динамику образовательных достижений младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается:

  • в разработке рекомендаций для учителей по составлению и использо- ванию тестовых заданий для учащихся начальных классов;

  • в апробации разработанного комплекса тестовых заданий в процессе обучения, младших школьников на базе общеобразовательных учреждений г. Перми;

  • в разработке критериев оценки, позволяющих диагностировать уро- вень учебных достижений по русскому языку с помощью тестовых заданий.

Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания учителями начальной школы в процессе контроля и оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов по русскому языку.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема