Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников
Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные
Вася налил ежу тёплого молока.
Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
Гипотеза исследования: тестирование может быть эффективным средством контроля и оценки предметных результатов, если
-
тестовые задания соответствуют требованиям ФГОС НОО; -
используются разные виды и формы тестовых заданий; -
процедура тестирования освоена учащимися в процессе обучения.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих
задач:
-
выявить сущность педагогической диагностики; -
раскрыть сущность основных понятий педагогической диагностики; -
уточнить и систематизировать структурно-содержательные характеристики тестовых заданий и процедуры тестирования для обучающихся начальных классов; -
сформулировать требования к тестовым заданиям и разработать задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов; -
провести опытно-экспериментальную работу по апробации бумажных и электронных тестовых заданий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения системного подхода (В. П. Беспалько и др.); деятельностного подхода (В. В. Давыдов и др.); личностно-ориентированного подхода (И. С. Якиманская и др.); фундаментальные положения и категории философского учения о диагностике как специфическом виде познания и общая методология диагностирования образовательных процессов и систем (B. C. Аванесов, В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская; К. Ингенкамп и др.); основные положения теории педагогической диагностики, методы и приёмы диагностических исследований (В. И. Андреев, В. П. Беспалько, Б. П. Битинас, К. Ингенкамп, A. A. Попова, JI. M. Фридман и др.); ведущие положения психолого-педагогической науки об объективной необходимости постоянного совершенствования содержания, форм и методов обучения, а так же средств диагностики планируемых результатов младших
школьников с учётом их возрастных, психологических и личностных особенностей (Б. Г. Ананьев, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, Д. Б. Эльконин и др.); концепции отечественных и зарубежных учёных, исследовавших проблемы использования тестов в области образования (B. C. Аванесов, А. Н. Майоров, Е. А. Михайлычев, К. Д. Дятлова, М. Б. Челышкова, К. Ингенкамп и др.).
Выбор методов исследования определяется сформулированной гипотезой и характером решаемых задач:
а) теоретические методы: изучение фундаментальной психолого- педагогической, методической литературы, а также диссертационных
материалов и статей по теме исследования; обзор программ и учебных пособий по русскому языку; анализ и обобщение материалов, полученных эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение, анкетирование учащихся начальных классов и учителей, беседы, тестирование, проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;
в) математические методы: методы измерения и математической обра- ботки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.
Экспериментальная база исследования: МАОУ «Гимназия №33» г. Перми. Опытно-экспериментальной работой были охвачены 204 обучающихся и 7 учителей начальных классов, 50 родителей;
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2017 гг. и включало три этапа.
Первый этап (2015 гг.) — поисковый. Изучение состояния проблемы исследования и обоснование её актуальности; определение теоретико- методологических оснований исследования; формулирование понятийно- категориального аппарата,
целей, гипотезы, задач исследования.
Второйэтап(2015–2016гг.)—подготовительный.Проведение констатирующего эксперимента и обобщение его результатов. Разработка тестовых заданий по русскому языку для обучающихся начальных классов. Выявление условий, обеспечивающих эффективность использования тестовых заданий как средства контроля и оценки планируемых результатов младших школьников.
Третийэтап(2016—2017гг.)—основной.Апробация указанных тестовых заданий в условиях формирующего эксперимента, обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов исследования. Формулирование выводов по проделанной работе и определение перспектив её развития, оформление окончательного варианта выпускной квалификационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
-
в определении требований к тестовым заданиям как средству контроля и оценки планируемых результатов по русскому языку в начальной школе; -
в уточнении и систематизации структурно-содержательных характеристик тестовых заданий для диагностики планируемых результатов обучающихся 1- 4 классов; -
в выявлении и характеристике условий, определяющих эффективность использования тестовых заданий в качестве средства контроля и оценки планируемых результатов;
-в разработке комплекса тестовых заданий по русскому языку, позво- ляющих отслеживать динамику образовательных достижений младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается:
-
в разработке рекомендаций для учителей по составлению и использо- ванию тестовых заданий для учащихся начальных классов; -
в апробации разработанного комплекса тестовых заданий в процессе обучения, младших школьников на базе общеобразовательных учреждений г. Перми; -
в разработке критериев оценки, позволяющих диагностировать уро- вень учебных достижений по русскому языку с помощью тестовых заданий.
Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания учителями начальной школы в процессе контроля и оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов по русскому языку.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.