Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников
Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные
Вася налил ежу тёплого молока.
Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
шагом в ходе опытно-экспериментальной работы стало описание рекомендаций учителям начальной школы по работе с тестовыми заданиями, как бумажном виде, так и электронном.
При организации тестирования немаловажное значение имеет разработка сценария его проведения. Используя личный опыт работы с тестами, приведём порядок процедуры тестирования.
З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.
Данный сценарий проведение тестирования подходит как бумажной форме, так и электронной.
Заключительный этап в организации тестирования – вербализация, либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение
результатов может существенно варьироваться от краткого сообщения учащимся
общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. При всех условиях, организуя обсуждение результатов тестирования, следует придерживаться ряда принципиальных положений:
Таким образом, учащиеся начальной школы осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что даёт возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в школе. Тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Однако, его целесообразно сочетать с традиционными методами контроля.
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Задача констатирующего эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, какую роль в настоящее время играют тестовые задания в диагностике учебных достижений, насколько они поддерживают и стимулируют учащихся, насколько точную обратную связь они обеспечивают, какими видятся для всех участников эксперимента тесты, какие возникают трудности при их использовании. Выявить с помощью разработанных тестов. экспериментальную и контрольную группу.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что тестовые задания играют значительную роль в диагностике учебных достижений младших школьников. Для учащихся тестовые задания также
более привлекательны. Тестирование экспериментальной и контрольной групп учащихся показало, что значения различий между группами есть. При этом характер трудностей, испытываемых учащимися сравниваемых групп, в основном совпадает. С точки зрения уровня развития общеучебных умений, эти группы на стартовом этапе проведения эксперимента отличались несущественно. Это позволило впоследствии использовать их как экспериментальную и контрольную для оценки эффективности педагогических условий использования тестовых заданий по русскому языку
в процессе диагностики учебных достижений младших школьников.
В ходе формирующего эксперимента нами были уточнены структурно– содержательные характеристики тестовых заданий; выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования тестовых заданий в процессе диагностики учебных достижений младших школьников, уточнены их содержание и формулировки; установлено, насколько соблюдение выявленных нами педагогических условий способствуют качественному выполнению тестовых проверочных работ; апробированы сами тестовые задания, проанализированы результаты и внесены коррективы в условия и тестовые задания.
Разработанные нами тестовые задания в ходе экспериментальной работы не были неизменными. Они постоянно совершенствовались, изменялись в соответствии с возможностями класса и учителя, особенностями программы. Выявлялись виды заданий, наиболее доступные детям, уточнялись формулировки ответов, количество ответов и др. По результатам апробации многие задания были скорректированы как по форме, так и по содержанию.
Основной задачей на контрольном этапе эксперимента явилась проверка эффективности использования разработанных нами тестовых заданий в процессе диагностики учебных достижений младших школьников и подтверждение гипотезы исследования. В этой связи мы провели анализ
результатов контрольных срезов и сопоставили их с результатами констатирующего эксперимента.
Сравнивая результаты
экспериментальной' группы и контрольной, можно отметить, что по многим проверяемым позициям более высокие результаты показали учащиеся экспериментальной группы. Положительные результаты опытного обучения были подтверждены в ходе бесед с учителями экспериментального класса и родителями учащихся.
В процессе экспериментальной работы были выявлены, экспериментально проверены и теоретически обоснованы эффективность педагогических условия, обеспечивающие эффективность использования тестовых заданий в процессе диагностики учебных достижений младших школьников.
При организации тестирования немаловажное значение имеет разработка сценария его проведения. Используя личный опыт работы с тестами, приведём порядок процедуры тестирования.
-
Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются. -
Объяснить, почему учащиеся должны приложить максимум усилий для выполнения теста.
З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.
-
Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания инструкции. -
Объяснить правила заполнения бланка, предназначенного для ответов и правила исправления допущенных ошибок. -
Вместе с учащимися заполнить в бланке таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения. -
Ответить на имеющиеся вопросы. -
Сообщить о временном ресурсе. -
Дать команду начать решение задач теста. -
В процессе решения тестовых задач следить:
-
за тем, чтобы учащиеся не мешали друг другу; -
за тем, чтобы внешние факторы не отвлекали внимание учеников.
-
После сигнала к окончанию выполнения теста собрать работы.
Данный сценарий проведение тестирования подходит как бумажной форме, так и электронной.
Заключительный этап в организации тестирования – вербализация, либо визуализация результатов тестирования. Обсуждение
результатов может существенно варьироваться от краткого сообщения учащимся
общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. При всех условиях, организуя обсуждение результатов тестирования, следует придерживаться ряда принципиальных положений:
-
проводить анализ результатов тестирования оперативно; -
анализ результатов должен носить диагностические характер, раскрывая главное — причины возникновения ошибок; -
быть эффективным средством корректирования; -
оказывать положительное влияние на учащихся, способствовать их -
совершенствованию.
Таким образом, учащиеся начальной школы осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что даёт возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в школе. Тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Однако, его целесообразно сочетать с традиционными методами контроля.
Выводы
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Задача констатирующего эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, какую роль в настоящее время играют тестовые задания в диагностике учебных достижений, насколько они поддерживают и стимулируют учащихся, насколько точную обратную связь они обеспечивают, какими видятся для всех участников эксперимента тесты, какие возникают трудности при их использовании. Выявить с помощью разработанных тестов. экспериментальную и контрольную группу.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что тестовые задания играют значительную роль в диагностике учебных достижений младших школьников. Для учащихся тестовые задания также
более привлекательны. Тестирование экспериментальной и контрольной групп учащихся показало, что значения различий между группами есть. При этом характер трудностей, испытываемых учащимися сравниваемых групп, в основном совпадает. С точки зрения уровня развития общеучебных умений, эти группы на стартовом этапе проведения эксперимента отличались несущественно. Это позволило впоследствии использовать их как экспериментальную и контрольную для оценки эффективности педагогических условий использования тестовых заданий по русскому языку
в процессе диагностики учебных достижений младших школьников.
В ходе формирующего эксперимента нами были уточнены структурно– содержательные характеристики тестовых заданий; выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования тестовых заданий в процессе диагностики учебных достижений младших школьников, уточнены их содержание и формулировки; установлено, насколько соблюдение выявленных нами педагогических условий способствуют качественному выполнению тестовых проверочных работ; апробированы сами тестовые задания, проанализированы результаты и внесены коррективы в условия и тестовые задания.
Разработанные нами тестовые задания в ходе экспериментальной работы не были неизменными. Они постоянно совершенствовались, изменялись в соответствии с возможностями класса и учителя, особенностями программы. Выявлялись виды заданий, наиболее доступные детям, уточнялись формулировки ответов, количество ответов и др. По результатам апробации многие задания были скорректированы как по форме, так и по содержанию.
Основной задачей на контрольном этапе эксперимента явилась проверка эффективности использования разработанных нами тестовых заданий в процессе диагностики учебных достижений младших школьников и подтверждение гипотезы исследования. В этой связи мы провели анализ
результатов контрольных срезов и сопоставили их с результатами констатирующего эксперимента.
Сравнивая результаты
экспериментальной' группы и контрольной, можно отметить, что по многим проверяемым позициям более высокие результаты показали учащиеся экспериментальной группы. Положительные результаты опытного обучения были подтверждены в ходе бесед с учителями экспериментального класса и родителями учащихся.
В процессе экспериментальной работы были выявлены, экспериментально проверены и теоретически обоснованы эффективность педагогических условия, обеспечивающие эффективность использования тестовых заданий в процессе диагностики учебных достижений младших школьников.