Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников
Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные
Вася налил ежу тёплого молока.
Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
методы и средства контроля и оценки используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Принцип открытости (гласности) состоит в проведении открытых ис- пытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. При этом очевидно, что рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. «Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога» [Там же].
Конечно, требования к содержанию, организации и проведению педа- гогической диагностики несводимы к перечню названных принципов. К примеру, В. И. Загвязинский вводит ещё действенность, которая может выражаться в советах, указаниях о том, как улучшить образовательные
достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше [31, с. 174].
Подводя итог сказанному, отметим; что в учебном процессе все принципы выступают во взаимосвязи друг с другом.
Диагностика педагогического процесса выполняет ряд функций,
обеспечивающих её объективный, независимый характер.
Рассматривая педагогическую диагностику в качестве объекта научного изучения, Н. К. Голубев и Б. П. Битинас [19], определили следующие её функции в практике:
С нашей точки зрения, в настоящем исследовании целесообразно взять за основу описание функций диагностики результатов обучения, предложенных В. И. Загвязинским [31, с. 173]. Представим некоторые из них:
В образовательном процессе функции педагогической диагностики реализуются в единстве.
Таким образом, суммируя сказанное, в настоящей работе мы будемрассматривать педагогическуюдиагностикукакобщийспособполученияинформации о состоянии отдельных направлений педагогического процесса,выявлениевсех
обстоятельствуспешности(неуспешности)илиэффективности (безрезультатности) деятельности педагога и учащихся,установлениеусловийи причин,ихобеспечивающих.
Понятие «педагогическая диагностика» связано с понятиями
«контроль» и «оценка». П. И. Пидкасистый, Г. И Батурина [53, 9] рассматривают термины «педагогическая диагностика» и «контроль» как синонимы. Другие исследователи определяют каждое из этих понятий. В. Г. Максимов [44] отмечает, что педагогическая диагностика несводима к контролю. По мнению ученого, «педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля», которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков [44, с. 79]. Этой же точки зрения придерживается Е. А. Михайлычев [48]. Иными словами, согласно этой точке зрения общим родовым понятием выступает «контроль».
Однако существует и другая точка зрения: понятие «контроль» рассматривается как составная часть более общего понятия «диагностика». Это отражено в учебных пособиях по педагогике И. С. Гринченко [22, с. 43], В. И. Загвязинского [31, с. 171], Л. П. Крившенко [52, с. 311], И. П. Подласого [58, с. 544], а также в целом ряде диссертационных исследований:
A. A. Поповой «Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности» (2000) [62, с. 19], Е. А. Суховиенко
«Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в контексте информатизации образования» (2007) [70, с. 36-39] и др.
На основе анализа названных работ, следует отметить, что диагностика включает в себя контроль и оценку, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденций образовательного
процесса. Кроме того, мы считаем целесообразным рассматривать диагностику учебных достижений не как простую сумму таких понятий, как
«контроль», «проверка», «оценка» и других, с ними связанных, а как
систему, совокупность всех этих действий, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность.
Далее более подробно остановимся на содержании понятий «контроль» и «оценка».
В педагогике с 60-х годов XX века равноправно существуют два подхода к системе контроля и оценки. Рассмотрим эти подходы.
Контроль и оценка сопровождают человеческую цивилизацию с того момента, как в первобытном обществе понадобилась передача опыта,
современной трактовке, появляется в XVII веке в связи с введением классно-
урочной системы, учебных программ, испытаний в конце года, проводимых с целью определения возможности перевода учащихся в следующий класс.
Чаще всего понятия «контроль» и «оценка» трактуются как:
представлениями, описанными в учебной программе.
Такую трактовку мы можем найти в педагогических словарях и энциклопедиях В. М. Полонского, И. А. Каирова, Г. М. Коджаспировой [61; 55; 40]. В. И. Загвязинский определяет контроль как «операцию сопоставления, сличения запланированного
Принцип открытости (гласности) состоит в проведении открытых ис- пытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. При этом очевидно, что рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. «Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога» [Там же].
Конечно, требования к содержанию, организации и проведению педа- гогической диагностики несводимы к перечню названных принципов. К примеру, В. И. Загвязинский вводит ещё действенность, которая может выражаться в советах, указаниях о том, как улучшить образовательные
достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше [31, с. 174].
Подводя итог сказанному, отметим; что в учебном процессе все принципы выступают во взаимосвязи друг с другом.
Диагностика педагогического процесса выполняет ряд функций,
обеспечивающих её объективный, независимый характер.
Рассматривая педагогическую диагностику в качестве объекта научного изучения, Н. К. Голубев и Б. П. Битинас [19], определили следующие её функции в практике:
-
функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия, при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта профессионального решения; -
функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых результатов с критериями и показателями; -
воспитательно-побуждающая функция, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию об учениках, но и включаться в их деятельность, в систему сложившихся отношений; -
коммуникативная функция; -
конструктивная функция, основанная на том, что условием межличностного общения является знание и понимание партнёра; -
информационная функция, т.е. сообщение результатов диагностики (если это целесообразно) всем участникам образовательного процесса. -
прогностическая функция, подразумевающая определение перспектив развития диагностируемого объекта.
С нашей точки зрения, в настоящем исследовании целесообразно взять за основу описание функций диагностики результатов обучения, предложенных В. И. Загвязинским [31, с. 173]. Представим некоторые из них:
-
образовательная функция заключается в том, что диагностика способствует научению, исправлению ошибок; -
стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить уверенность ученика в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития; -
аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно- познавательной деятельности; -
воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремлённости, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера; -
контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня образовательных достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.
В образовательном процессе функции педагогической диагностики реализуются в единстве.
Таким образом, суммируя сказанное, в настоящей работе мы будемрассматривать педагогическуюдиагностикукакобщийспособполученияинформации о состоянии отдельных направлений педагогического процесса,выявлениевсех
обстоятельствуспешности(неуспешности)илиэффективности (безрезультатности) деятельности педагога и учащихся,установлениеусловийи причин,ихобеспечивающих.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Понятие «педагогическая диагностика» связано с понятиями
«контроль» и «оценка». П. И. Пидкасистый, Г. И Батурина [53, 9] рассматривают термины «педагогическая диагностика» и «контроль» как синонимы. Другие исследователи определяют каждое из этих понятий. В. Г. Максимов [44] отмечает, что педагогическая диагностика несводима к контролю. По мнению ученого, «педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля», которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков [44, с. 79]. Этой же точки зрения придерживается Е. А. Михайлычев [48]. Иными словами, согласно этой точке зрения общим родовым понятием выступает «контроль».
Однако существует и другая точка зрения: понятие «контроль» рассматривается как составная часть более общего понятия «диагностика». Это отражено в учебных пособиях по педагогике И. С. Гринченко [22, с. 43], В. И. Загвязинского [31, с. 171], Л. П. Крившенко [52, с. 311], И. П. Подласого [58, с. 544], а также в целом ряде диссертационных исследований:
A. A. Поповой «Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности» (2000) [62, с. 19], Е. А. Суховиенко
«Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в контексте информатизации образования» (2007) [70, с. 36-39] и др.
На основе анализа названных работ, следует отметить, что диагностика включает в себя контроль и оценку, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденций образовательного
процесса. Кроме того, мы считаем целесообразным рассматривать диагностику учебных достижений не как простую сумму таких понятий, как
«контроль», «проверка», «оценка» и других, с ними связанных, а как
систему, совокупность всех этих действий, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность.
Далее более подробно остановимся на содержании понятий «контроль» и «оценка».
В педагогике с 60-х годов XX века равноправно существуют два подхода к системе контроля и оценки. Рассмотрим эти подходы.
Контроль и оценка сопровождают человеческую цивилизацию с того момента, как в первобытном обществе понадобилась передача опыта,
современной трактовке, появляется в XVII веке в связи с введением классно-
урочной системы, учебных программ, испытаний в конце года, проводимых с целью определения возможности перевода учащихся в следующий класс.
Чаще всего понятия «контроль» и «оценка» трактуются как:
-
средство установления того, как учащийся усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения;
представлениями, описанными в учебной программе.
Такую трактовку мы можем найти в педагогических словарях и энциклопедиях В. М. Полонского, И. А. Каирова, Г. М. Коджаспировой [61; 55; 40]. В. И. Загвязинский определяет контроль как «операцию сопоставления, сличения запланированного