Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.

методы и средства контроля и оценки используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Принцип открытости (гласности) состоит в проведении открытых ис- пытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. При этом очевидно, что рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. «Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога» [Там же].

Конечно, требования к содержанию, организации и проведению педа- гогической диагностики несводимы к перечню названных принципов. К примеру, В. И. Загвязинский вводит ещё действенность, которая может выражаться в советах, указаниях о том, как улучшить образовательные

достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше [31, с. 174].

Подводя итог сказанному, отметим; что в учебном процессе все принципы выступают во взаимосвязи друг с другом.

Диагностика педагогического процесса выполняет ряд функций,

обеспечивающих её объективный, независимый характер.

Рассматривая педагогическую диагностику в качестве объекта научного изучения, Н. К. Голубев и Б. П. Битинас [19], определили следующие её функции в практике:

    • функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом формирования личности, контролируя свои действия, при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта профессионального решения;

    • функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых результатов с критериями и показателями;

    • воспитательно-побуждающая функция, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию об учениках, но и включаться в их деятельность, в систему сложившихся отношений;

    • коммуникативная функция;

    • конструктивная функция, основанная на том, что условием межличностного общения является знание и понимание партнёра;

    • информационная функция, т.е. сообщение результатов диагностики (если это целесообразно) всем участникам образовательного процесса.

    • прогностическая функция, подразумевающая определение перспектив развития диагностируемого объекта.


С нашей точки зрения, в настоящем исследовании целесообразно взять за основу описание функций диагностики результатов обучения, предложенных В. И. Загвязинским [31, с. 173]. Представим некоторые из них:

    • образовательная функция заключается в том, что диагностика способствует научению, исправлению ошибок;

    • стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить уверенность ученика в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

    • аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно- познавательной деятельности;

    • воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремлённости, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера;

    • контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня образовательных достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

В образовательном процессе функции педагогической диагностики реализуются в единстве.

Таким образом, суммируя сказанное, в настоящей работе мы будемрассматривать педагогическуюдиагностикукакобщийспособполученияинформации о состоянии отдельных направлений педагогического процесса,выявлениевсех

обстоятельствуспешности(неуспешности)илиэффективности (безрезультатности) деятельности педагога и учащихся,установлениеусловийи причин,ихобеспечивающих.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Понятие «педагогическая диагностика» связано с понятиями

«контроль» и «оценка». П. И. Пидкасистый, Г. И Батурина [53, 9] рассматривают термины «педагогическая диагностика» и «контроль» как синонимы. Другие исследователи определяют каждое из этих понятий. В. Г. Максимов [44] отмечает, что педагогическая диагностика несводима к контролю. По мнению ученого, «педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля», которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков [44, с. 79]. Этой же точки зрения придерживается Е. А. Михайлычев [48]. Иными словами, согласно этой точке зрения общим родовым понятием выступает «контроль».

Однако существует и другая точка зрения: понятие «контроль» рассматривается как составная часть более общего понятия «диагностика». Это отражено в учебных пособиях по педагогике И. С. Гринченко [22, с. 43], В. И. Загвязинского [31, с. 171], Л. П. Крившенко [52, с. 311], И. П. Подласого [58, с. 544], а также в целом ряде диссертационных исследований:

A. A. Поповой «Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности» (2000) [62, с. 19], Е. А. Суховиенко

«Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в контексте информатизации образования» (2007) [70, с. 36-39] и др.

На основе анализа названных работ, следует отметить, что диагностика включает в себя контроль и оценку, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование, выявление динамики, тенденций образовательного
процесса. Кроме того, мы считаем целесообразным рассматривать диагностику учебных достижений не как простую сумму таких понятий, как

«контроль», «проверка», «оценка» и других, с ними связанных, а как

систему, совокупность всех этих действий, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность.

Далее более подробно остановимся на содержании понятий «контроль» и «оценка».

В педагогике с 60-х годов XX века равноправно существуют два подхода к системе контроля и оценки. Рассмотрим эти подходы.

Контроль и оценка сопровождают человеческую цивилизацию с того момента, как в первобытном обществе понадобилась передача опыта,



современной трактовке, появляется в XVII веке в связи с введением классно-

урочной системы, учебных программ, испытаний в конце года, проводимых с целью определения возможности перевода учащихся в следующий класс.

Чаще всего понятия «контроль» и «оценка» трактуются как:

  • средство установления того, как учащийся усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения;



представлениями, описанными в учебной программе.

Такую трактовку мы можем найти в педагогических словарях и энциклопедиях В. М. Полонского, И. А. Каирова, Г. М. Коджаспировой [61; 55; 40]. В. И. Загвязинский определяет контроль как «операцию сопоставления, сличения запланированного