Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.


В первом случае отказ от фиксирования оценки не позволяет учителю вести учёт учебных достижений школьников. В таком случае становится невозможным мониторинг качества образования, а отказ от ведения учётной документации в школе приведёт к потере контроля со стороны учителя за результатами обучения и развития детей.

Во втором случае, учитель получает ценный в педагогическом смысле механизм реализации новой системы оценивания учебных достижений школьников. Помимо этого, это позволит создать оптимальные педагогические условия для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников.

Для того, чтобы безотметочное обучение выполняло свои педагогические функции, необходимо решить следующие задачи:

  • выбрать относительно единую «оценочную политику» на уровне школы силами администрации школы, детей и их родителей;

  • описать, что подлежит контролю и оценке со стороны педагогов, администрации, родителей и детей, а также средства и формы контроля.

В 2009 году вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В

соответствии с требованиями ФГОС НОО во всех школах применяется единая система оценки, определяющая степень подготовки выпускников, оканчивающих начальную школу. Рассмотрим основные концептуальные подходы к системе оценки:

    • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

    • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

    • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

    • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

    • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

    • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденции развития системы образования;

    • уровневый подход к определению планируемых результатов;

    • использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

    • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений;

    • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений («Портфель достижений») [51, с. 60-61].


Раскрыв сущность педагогической диагностики (параграф 1.1.), определив понятия «контроль» и «оценка», назовем методы диагностики. Их характеристика дана в Приложении 1.

Методы диагностики:

      • повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;

      • устный опрос;

      • письменный опрос;

      • самостоятельная работа;

      • контрольная работа;

      • компьютерное тестирование.

В заключение следует подчеркнуть, что выбор методов диагностики учебных достижений не может быть произвольным, так как в каждом конкретном случае приходится учитывать многие зависимости и условия, прежде всего цели и задачи обучения, возможности учеников, объём требований и содержания, которые необходимо реализовать.


Выводы


Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал неоднозначность научных представлений о педагогической диагностике в целом и диагностике учебных достижений в частности и позволил выявить сущностные характеристики этого процесса.

В нашем исследовании педагогическая диагностика определена как общий способ получения опережающей информации о состоянии педагогических явлений, прояснение всех обстоятельств успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся. В рамках темы исследования, диагностика учебных достижений обозначена нами как

установление достигнутого на момент диагностирования уровня (степени) овладения знаниями, умениями, навыками, полученными учащимся в процессе систематического обучения, выявляемыми с помощью педагогических средств.

Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций контроля и оценки результатов обучения.

С точки зрения основных принципов педагогической диагностики в образовательной деятельности можно выделить два подхода. Первый подход подчиняется общим методологическим требованиям гносеологии, в его основе лежат принципы диалектического познания и законы диалектики: целостности, главного звена, объективности, детерминизма, принцип анализа и синтеза (JI.H. Давыдова). Согласно второму подходу, под принципами понимаются общие требования к педагогической диагностике, которые утвердились в науке: объективность,
систематичность, открытость (гласность), действенность (В.И. Загвязинский, И.П. Подласый и др.).

В этой части исследования были выделены методы педагогической диагностики. Анализ научных источников показал, что для оценки качества знаний эти методы диагностики не годятся, так как необходимые диагностичность, точность и воспроизводимость результатов в них не заложены (К. Ингенкамп, В.П. Беспалько и др.).

Рассмотрены понятия «контроль» и «оценка». Чаще всего понятия

«контроль» и «оценка» трактуются как:

    • средство установления того, как учащийся усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам



    • качественная характеристика усвоения учебного материала;





эталонными представлениями, описанными в учебной программе.

Планируемые результаты освоения программ начального общего образования школы являются одним из важнейших механизмов реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования.

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников


Русскому языку
      1. общие требования в процедуре тестирования в начальной

школе


В последнее десятилетие создается общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО), включающая независимые объективные формы оценки и контроля. Разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему международного (PISA, PIRLS, TIMSS и др.), всероссийского (ВПР), регионального (ЕГЭ) и школьного мониторинга качества образования [13].

На уровне образовательного учреждения оценка индивидуальных достижений обучающихся, как правило, реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования. Оценка образовательных достижений учащихся в ходе внутришкольного мониторинга требует разработки соответствующего стандартизированного инструментария для различных типов и видов образовательных учреждений. В работах школ находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений. Так, в гимназии№33 г. Перми для системной оценки учебных достижений учащихся создается на платформе «Brainoom». Одним из направлений работы с данным продуктом является диагностика предметных образовательных достижений учащихся начальной школы через тестирование.