Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников
Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные
Вася налил ежу тёплого молока.
Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 10
-
Современные подходы к пониманию педагогической диагностики 10 -
Контроль и оценка в начальной школе 17
Выводы 29
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников русскому языку 32
2.1 Общие требования в процедуре тестирования в начальной
школе… 32
2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного
компонента диагностики учебных достижений младших школьников 66
Выводы 70
Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки
предметных результатов в начальной школе 73
-
Констатирующий этап 73 -
Формирующий этап 86 -
Контрольный этап 95
Выводы 102
Заключение 105
Библиографический список 108
Приложение 117
Введение
Смена образовательной парадигмы отражается не только на изменении содержания образования и методов обучения, но и на структуре, формах, методах контроля и оценки учебных достижений, содержании контрольно- оценочных средств. С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования меняются
концептуальные подходы к системе контроля и оценки планируемых результатов в начальной школе.
Совершенствование системы начального образования зависит от того, как устроена система контроля и оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь она обеспечивает, насколько она информативна для управления системой образования.
Контроль и оценка планируемых результатов в начальной школе являются необходимой составляющей процесса обучения, так как дают учителю информацию об уровне усвоения предметных знаний и умений.
Контрольно-оценочная деятельность учителя характеризуется как
«общая, проявляющаяся в качестве обязательного элемента деятельности по управлению образовательным процессом, и как специфическая, где контроль и оценка есть цель, содержание и результат деятельности» [68]. Контрольно- оценочная деятельность учителя состоит в проведении диагностик, текущего, промежуточного и итогового контроля. «Федеральным государственным стандартом начального общего образования определяется проблема разработки инновационных подходов к разработке контрольно-оценочной деятельности для адекватного оценивания учителем достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» [46].
Средством осуществления контрольно-оценочной деятельности учителя являются контрольно-измерительные материалы. Контрольно-
измерительные материалы предназначены для оценки уровня освоения планируемых результатов основной образовательной программы начального
общего образования [33].
Контрольно-измерительные материалы – это стандартизированная система заданий, позволяющих надежно и объективно оценить уровень достижения испытуемых и выразить результат в числовом эквиваленте [79]. Одним из современных способов педагогических измерений является тестирование.
В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическое тестирование» стало предметом исследования таких авторов, как В. П. Беспалько, Б. П. Битинас, А. И. Кочетов, В. Г. Максимов, Е.А. Михайлычев и др. Роль педагогического тестирования в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса определена в работах Н. К. Голубева, Н. Ф. Талызиной и др.
Особый интерес представляют результаты исследований, раскрывающих теоретические основы педагогических тестов: условия и процедуры проведения тестов, способы предъявления данных и их интерпретацию (B. C. Аванесов, В. П. Беспалько, К. Ингенкамп, Л. Н. Майоров, Е. А. Михайлычев, Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников и др.), композицию и формы тестовых заданий (B. C. Аванесов, К. Д. Дятлова, А. Н. Майоров, А. О. Татур, М. Б. Челышкова и др.).
Важными, в контексте изучаемой проблемы, являются исследования в области содержания предмета «Русский язык» и структуры планируемых результатов обучающихся начальной школы (Л. П. Кезина, А. М. Кондаков, Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова и др.).
Теоретические положения и экспериментальные данные, представленные в названных выше исследованиях, позволяют выявить определённые закономерности в процессе педагогического тестирования как
средства контроля и оценки планируемых результатов обучения. В
результате анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что без внимания остаётся проблема тестирования младших школьников.
В частности, неясными остаются вопросы о том, какими должны быть содержание и объём тестов для учащихся начальных классов, не выяснены виды заданий, наиболее приемлемые для младших школьников, остаётся неясным, как постепенно обучать детей каждому новому виду тестовых заданий, как проверять и оценивать тестовые проверочные работы, какое воздействие тестовые задания оказывают на эмоциональную сторону ребёнка, на развитие его познавательных интересов, на успешность его обучения и др.
С другой стороны, введение Единого государственного экзамена требует организованной подготовки обучающихся к тестовой форме контроля уже в начальной школе. Это позволит сделать выполнение тестовых заданий привычным, а, следовательно, сберечь психическое здоровье детей. Тесты для учащихся начальных классов должны быть ориентированы не только на решение учебных задач, но и на обучение работе с тестовыми заданиями. Результатом так организованного контроля станет накопление у школьника опыта выполнения таких заданий, развитие умений контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. В конечном итоге тесты могут стать одной из форм обратной связи
для совершенствования процесса преподавания.
Таким образом, теоретический анализ, изучение педагогического опыта, наблюдение за контрольно-оценочной деятельностью учителей начальных классов МАОУ «Гимназия №33» позволяют нам выделить противоречия:
-
между растущей потребностью в использовании тестовых заданий для диагностики предметных результатов младших школьников и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке, в особенности применительно к младшему школьному возрасту; -
между широким распространением практики применения тестов для оценки учебных достижений младших школьников и отсутствием опреде- лённых рекомендаций, касающихся содержания и технологии их применения для учащихся этой возрастной группы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких условиях тестирование станет эффективным средством контроля и оценки предметных результатов.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования:
«Тестирование как средство контроля и оценки планируемых результатов в начальной школе».
Объект исследования – процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования – особенности организации тестирования для диагностики предметных результатов младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования тестов как средства контроля и оценки предметных результатов по русскому языку в начальной школе.