Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.


«Слагаемые педагогической технологии» (1989) [10]. Он подчёркивает, что

субъективность оценок и невоспроизводимость результатов - главное, что определяет несовершенство диагностики традиционными методами. «...Для оценки качества знаний эти методы не годятся, так как необходимые диагностичность, точность и воспроизводимость результатов в них не заложены», — пишет В.П. Беспалько [10, с. 57-58]. В этом смысле первой и главной задачей преодоления недостатков субъективного контроля качества знаний учащихся является «диагностическое определение целей обучения и разработка материалов для объективного контроля качества знаний учащихся на всех этапах обучения». Объективное педагогическое средство диагностики В.Н. Беспалько увязывает с тестовыми заданиями.

Подробная характеристика настоящего понятия была дана в настоящей работе. Здесь лишь укажем, что сильная сторона тестовых заданий - возможность экономно проверить усвоение большого по объему материала, а также их объективность, независимость от субъективной оценки учителя. По мнению К.Д. Дятловой, с помощью тестовых заданий можно формировать не только предметные, но и общеучебные (метапредметные) знания и умения — умения проводить анализ и структурирование учебного материала, операции с понятиями отбор и интерпретацию фактов, наблюдение, выдвижение гипотез, т.е. те знания и умения, которые необходимы при изучении любой дисциплины [25, с. 8]. Тестовые задания является и педагогическим приёмом сохранения здоровья учащихся. Здоровьесберегающий эффект тестирования проявляется в устранении субъективизма
во взаимоотношениях учителя и ученика, в большей объективности оценки результатов обучения, кратковременности тестовых проверочных работ. Однако, как отмечает В.И. Загвязинский, тесты

«составляются опять-таки людьми, а стандартизированные тесты далеко не всегда являются валидными, т.е. измеряющими именно те показатели, на которые они рассчитаны» [32, с. 176-177]. Кроме того, тестовые задания требуют расчленения знаний в ущерб их цельности, далеко не всегда

позволяют выявить, причины ошибок и неудач, характер мышления и тем более творческий потенциал. Все ответы, не совпадающие с вариантом составителя, квалифицируются как неверные, что не всегда справедливо. При таком понимании, естественно, нужны очень осторожный, квалифицированный подход к составлению и оценке тестовых заданий и их сочетание с другими педагогическими средствами диагностирования.

В заключение следует подчеркнуть, что выбор методов и средств диагностики учебных достижений не может быть произвольным, так как в каждом конкретном случае приходится учитывать многие зависимости и условия, прежде всего цели и задачи обучения, возможности учеников, объём требований и содержания, которые необходимо реализовать.

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные


достижения младших школьников

Планируемые результаты освоения программ начального общего образования школы являются одним из важнейших механизмов реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования.

Планируемые результаты·обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки,·являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов [56, с. 3].

В стандарте выделены основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

    • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения, образованиям основной школе;

    • воспитание основ умения учиться способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

    • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции [56, с. 7].


Планируемые результаты представлены тремя группами: личностные, метапредметные и предметные. В нашем исследовании актуальны метапредметные и предметные результаты по русскому языку.

На основе анализа программы по предмету «Русский язык» Е. В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева, О. В. Прониной [14], можно сгруппировать планируемые результаты по классам в таблице.

Таблица 1 Планируемые результаты по русскому языку (УУД)




1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

УУД













Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному

учителем плану

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному

учителем плану.

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

критериями.

Познавательные

ориентироваться в

учебнике (на

развороте, в

оглавлении, в условных

обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую, по- дробно пересказывать небольшие тексты.

ориентироваться в учебнике (на

развороте, в

оглавлении, в условных

обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате

совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из

одной формы в другую: по- дробно пересказывать небольшие тексты.

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно- следственные связи;











строить рассуждения.

Коммуникативные

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться

приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок),

ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера, исполнителя).

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.