Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.

    1. Современные подходы к пониманию педагогической диагностики



Важнейшим направлением совершенствования системы начального образования является оперативная диагностика достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять учебной деятельностью без знания глубины, темпов и особенностей освоения младшими школьниками системы опорных знаний и умений нельзя. Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский выразил эту мысль особенно образно: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [77, с. 23].

Рассмотрим понимание сущности педагогической диагностики в психолого-педагогической литературе. В самом общем виде диагностика (от греч. diagnostikos — способный распознавать) — это «учение о способах диагноза», «установление диагноза» [44, с. 15]. Диагнозом (от греч. diagnosis

определение, распознавание) в педагогике принято называть оценку общего состояния педагогического процесса или отдельных его компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования [44, с. 16].

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 г. немецким педагогом К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в рамках одного научного проекта. К. Ингенкамп исходит из того, что по
своим целям, задачам и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна [36, с. 6]. При этом свои методы она заимствовала у психологической диагностики.

В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как Н. К. Голубев (1988), В. П. Беспалько (1989), Е. А. Михайлычев (1991), Б.

П. Битинас, В. Г. Максимов (2002), A. A. Шаталов (2008) [19, 10, 48, 11, 44, 85] и др., каждый из которых внёс свой вклад в решение разных вопросов в рамках этой проблемы. Однако до настоящего времени педагогическая диагностика всё ещё является «скорее неопределённой программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной» [36, с.6]. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения педагогической диагностики.

Изучение литературы по теории этого вопроса позволяет утверждать, что термин «педагогическая диагностика» может быть рассмотрен в трёх значениях.

В первом значении термином «диагностика» обозначается особый вид познания. Например, в книге Н. К. Голубева, Б. П. Битинаса «Введение в диагностику воспитания» (1989) диагностика рассматривается как особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания — диагноз, то есть заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определённому установленному наукой классу [19, с. 6]. Очевидно, что педагогическая диагностика нуждается в предварительном структурировании учебно-воспитательного процесса и его компонентов. Это очень важно потому, что диагноз ставится на основе информации о состоянии отдельных параметров системы.

Во втором значении термин «педагогическая диагностика» трактуется как процесс (составная часть) практической педагогической деятельности.

Так, например, зарубежная педагогическая мысль, в частности, К. Ингенкамп, традиционно рассматривает диагностическую деятельность как

«процесс, в ходе которого использованием диагностического инструментария или без него), соблюдая необходимые научные критерии качества, учитель наблюдает за учащимися и проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов и сообщает о полученных

результатах с целью описать поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем» [36, с. 8].

В таком же ключе педагогическую диагностику трактуют отечествен- ные учёные В. В. Анисимов (2006), В. А. Сластёнин (2006). Например, В. В. Анисимов отмечает, что педгогическая диагностика «объективное фиксирование с помощью специальных методик успешности отдельных направлений педагогического процесса, а также всего процесса в целом» [5, с. 69].

В пособии по педагогике, изданном под редакцией П. И. Пидкасистого, отмечается, что педагогическая диагностика с психолого-педагогической точки зрения «получение педагогических характеристик из материала, который прямо нацелен на выявление личностных характеристик» [53, с. 477-478].

И. П. Подласый в своём учебном пособии «Педагогика» (2005) рассматривает педагогическую диагностику в широком и узком смысле. В широком смысле диагностика понимается как «общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе» [58 с. 94]. В узком смысле диагностика — «прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов» [Там же]. Такой взгляд на педагогическую диагностику позволяет различать диагностику как общий подход и диагностирование как процесс, (составную
часть) практической педагогической деятельности.

На наш взгляд, наиболее полным и имеющим непосредственное отношение к рассматриваемому в настоящем исследовании вопросу является толкование понятия «педагогическая диагностика», предложенное Е. А. Михайлычевым [48]. С его точки зрения, педагогическая диагностика установление и изучение признаков, характеризующих состояние различных элементов педагогической системы и условий её реализации (на всех её уровнях) для прогнозирования, коррекции нарушений нормальных

тенденций её функционирования и развития. Именно эти цели следует, по нашему мнению, рассматривать как основные, если иметь в виду, что с помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты обучения.

Анализ научной литературы показал неоднозначность научных представлений о педагогической диагностике и позволил выявить сущностные характеристики этого процесса:

- система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения (К. Ингенкамп, B. C. Аванесов);

  • объективное фиксирование с помощью специальных методик успешности отдельных направлений педагогического процесса, а также всего процесса в целом (В. В. Анисимов, В. А. Сластёнин, И. П. Подласый);

  • практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин её успехов или неудач (Б. П. Битинас, Л. И. Катаева) и др.;

  • установление и изучение признаков, характеризующих состояние элементов педагогической системы и условий её реализации для прогнозирования, коррекции нарушений нормальных тенденций её функционирования и развития (Е. А. Михайлычев).


Далее раскроем цели, принципы и функции педагогической

диагностики.

В работе К. Ингенкампа выделены две цели педагогической диагностики: оптимизировать процесс индивидуального обучения, обеспечить правильное определение результатов обучения [36, с. 8].

Анализируя цели диагностики, рассмотренные в работе К. Ингенкампа, Е.А. Суховиенко в своём диссертационном исследовании «Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в контексте информатизации образования» (2007) отмечает, что приведённый список целей педагогиче-

ской диагностики можно дополнить такой целью, как стимулирование уча- щихся к преодолению трудности обучения [70, с. 46].

Понимая цели педагогической диагностики, необходимо руководствоваться общими требованиями или, если сказать точнее, принципами. И. П. Подласый выделяет три принципа: объективность, систематичность, открытость (гласность) [58, с. 548-549]. Рассмотрим их подробнее.

Важнейшим принципом диагностики является объективность. Требование объективности состоит в научно обоснованном содержании диагностических процедур, в нашем исследовании, тестовых заданий, адекватном установленным критериям оценивания достижения планируемых результатов [58, с. 549].

Принцип систематичности заключается в необходимости проведения педагогической диагностики на всех этапах дидактического процесса: от начального восприятия знаний до их практического применения. Этот принцип требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы,