Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников
Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные
Вася налил ежу тёплого молока.
Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
Контрольный этап
Контрольный эксперимент проводился нами в 2017 – 2018 учебном году. В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования:
-
контрольное тестирование учащихся 3 классов;
-
наблюдение и беседы, как с учащимися, так и с учителями начальных классов; -
обобщение и анализ полученных данных; -
статистическая обработка результатов эксперимента.
Контрольный этап включал в себя следующие виды работ:
-
Контрольное тестирование учащихся с целью выявления уровня овладения основными знаниями и умениями по русскому языку, а также: правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания. -
Составление рекомендаций по использованию бумажной и электронной формы тестирования для учителей начальной школы.
Контрольные тесты для учащихся 1–3 классов составлялись в строгом соответствии с требованиями программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся, то есть были направлены на выявление предметных результатов.
Всего тестированием на основе использования контрольных тестовых заданий было охвачено 56 учащихся начальной школы. В этой выборке были выделены две группы - экспериментальная и контрольная.
Разработанное измерительное средство включало набор тестовых заданий для учащихся 3 классов. Разработанные нами задания носили критериально–ориентированный характер, то есть знания и умения;
которыми должны владеть учащиеся для успешного выполнения этих заданий, рассматривались как образовательные цели русского языка.
Все задания теста прошли экспертизу на валидность по содержанию.
В сконструированные нами тесты входили задания с выбором ответов, на восстановление соответствия и последовательности. Эти задания наиболее близки учащимся данной возрастной группы.
Для примера приведем один из контрольных тестов по разделу
«Орфография» в 3 классе.
Измерялись следующие умения:
-
проверять безударную гласную в корне слова; -
проверка безударных гласных в трёхсложных словах; -
проверять согласную в корне слова и в конце; -
непроизносимые согласные в корне слова; -
удвоенные согласные в корне слова;
Контрольный тест экспериментальной и контрольной группе предъявлялся в бумажном виде. Включал 2 варианта по 15 вопросов на перечисленные выше умения. Тест включал в себя набор разных видов тестовых заданий. Время для выполнения теста 45 минут. В это время было включено объявление цели выполнения теста, инструкцию по выполнению тестовых заданий, сбор материалов в конце урока.
Тестовые задания по разделу «Орфография» 3 класс приложены в Приложении 5.
Вся обработка данных для экспериментальной и. контрольной групп проводилась независимо друг от друга.
Анализ результатов проведения тестов в каждой группе проводился по единым критериям. Каждый правильный ответ учащихся оценивался в один балл.
На этапе обработки для каждого класса были получены результаты, отражающие уровень развития предметных умений у каждого учащегося данного класса по тесту в целом, а также по каждому заданию.
Для оценки полученных результатов применяли такие критерии:
100 % – 90% | Высокий уровень |
89% – 70 % | Уровень выше среднего |
69 % – 50 % | Средний уровень |
49 % – 30 % | Уровень ниже среднего |
Менее 29 % | Низкий уровень |
Высокий уровень: тест выполнен абсолютно правильно или содержит 1 ошибку.
Уровень выше среднего предполагает, что ученик выполнил от 14 до 11 тестовых заданий.
Средний уровень предполагает выполнение от 10 до 8 тестовых заданий.
Уровень ниже среднего, сигнализирует о том, что выполнено от 7 до 5 тестовых заданий.
При не освоении предметных результатов ученик выполняет от 4 до 1 задания или совсем не смог выполнить ни одно задание правильно.
Результаты экспериментальной группы показаны в диаграмме :
Диаграмма 4
Контрольная группа показала
такие результаты (см. диаграмма 5)
Диаграмма 5
6):
При сравнении каждого уровня можно сделать выводы (см. диаграмма
Диаграмма 6
Полученные данные свидетельствуют о том, что высокийуровеньв экспериментальном классе немного выше, чем в контрольном. На констатирующем этапе было наоборот.
Уровень вышесреднегона контрольном этапе достаточно сильно отличается от полученных результатов на констатирующем. На констатирующем этапе результаты почти совпадали, а на контрольном этапе результаты сильно отличаются.
На констатирующем этапе у двух классов преобладал средний уровеньсформированности предметных результатов по русскому языку. Но сравнивая результаты экспериментальной группы, можно отметить качественное улучшение. Уменьшилось количество детей у которых преобладал средний уровень.
Уровеньнижесреднегов экспериментальном классе ниже, чем контрольном классе. Количество детей находящиеся на описываемом уровне в экспериментальном и контрольном классе уменьшилось.
Низкийуровеньбыл отмечен в экспериментальной группе на констатирующем этапе. Однако на контрольном этапе таких результатов получено не было.
Результаты опытно-педагогической работы показали, что несмотря на то, что результаты экспериментальной группы на начальном этапе были несколько ниже, чем у контрольной группы, предложенная работа по
выполнению учащимися тестовых заданий на регулярной основе в течении нескольких лет оказала положительное воздействие.
В процессе систематического целенаправленного организованного наблюдения за учащимися во время уроков русского языка при выполнении тестовых заданий мы анализировали самостоятельную деятельность учащихся, уровень сформированности некоторых общеучебных умений: правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания. В результате наблюдений было отмечено следующее.
Если на констатирующем этапе в ходе выполнения тестовых заданий зачастую возникали трудности учебного или психологического характера, то на контрольном этапе дети знали, как нужно действовать, задавали меньше уточняющих вопросов меньше отвлекались на консультации с соседом, не задерживались долго на одном задании, только выполнив все остальные задания, возвращались к тем, которые не получились сразу.
Существенно сократились сроки выполнения тестов учащимися (с 20– 25 минут на констатирующем этапе до 15-17 минут на контрольном этапе).
Основная масса учащихся (около 70 % школьников) выполняли наши тестовые задания полностью самостоятельно, не обращались за помощью к учителю. Если на констатирующем этапе учитель несколько раз подходил к ученикам, подсказывал, как нужно действовать, то на контрольном этапе по- мощь учащимся не понадобилась.
Следующим