Файл: Лекция 1 валеология наука о здоровье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ортостатическая проба

Проба с приседаниями (проба Мартине)

Тест Купера

Питание и здоровье

Питание людей умственного труда

О закономерностях распространения инфекционных болезней

Заболевания с природной очаговостью

Профилактика инфекционных болезней и мероприятия по борьбе с ними

Обезвреживание источника инфекции

Мероприятия по разрыву путей передачи инфекции

О поражении всех органов и систем

Профилактика сифилиса

Что надо знать о гонорее

Что известно о проявлениях болезни

О профилактике гонореи

О болезнях, передающихся половым путём

Алкоголь и алкоголизация

Состояние наркомании

Причины лекарственной зависимости

Возраст и наркотики

Признаки употребления наркотических средств

Профилактика наркомании и токсикомании

Общие понятия теории физической культуры

Формы физического воспитания студентов

Программное построение курса физического воспитания

Физиологические основы оздоровительной тренировки

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система  Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100 – 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (

Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов



ЛЕКЦИЯ 1


 

ВАЛЕОЛОГИЯ – НАУКА О ЗДОРОВЬЕ

 

1.1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ

Для каждого человека, да и для общества, нет большей ценности, чем здоровье.

Здоровье – естественное состояние организма, при котором все органы и системы функционируют нормально. В результате чего совершается нормальная жизнедеятельность организма в окружающей среде: физической и социальной.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Различают здоровье индивидуума и здоровье населения. Здоровье отдельного человека связано с большими колебаниями важнейших показателей жизнедеятельности, приспособительными возможностями организма. Между здоровьем и болезнью как противоположными состояниями может быть так называемая предболезнь, когда заболевания ещё нет, но и защитные и приспособительные силы организма перенапряжены или резко ослаблены, и вредный фактор, который в обыкновенных условиях не вызывал бы заболевания, может его вызвать. Кроме того, здоровье не исключает наличия в организме болезнетворного начала, колебаний в самочувствии человека или даже некоторых отклонений от того, что рассматривается как физиологическая норма.

В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», подразумевающее, что наблюдающееся в организме некоторое отклонение от нормы, не сказывающееся существенно на самочувствии и работоспособности человека, не может ещё расцениваться как болезнь. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья ещё не свидетельствует о полном здоровье, т.е. болезнь, например, в скрытом, латентном периоде, может и не иметь внешних проявлений.

Состояние здоровья может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования, с учётом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живёт или временно находится человек.

В основу определения здоровья положена категория, которая оценивается по трём уровням: соматическому, социальному, личностному. Соматический – совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный – мера трудоспособности, социальной активности, активное, деятельное отношение к миру. Личностный – стратегия жизни человека, степень господства индивида над обстоятельствами (Смирнов Н.К., 1995).


Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретённые начала.

Из этого определения следует, что основные функции организма человека заключаются в реализации генетической обусловленности рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, умственно приобретенной деятельности.

Исходя из этого, здоровье человека может быть определено как оптимальное состояние его организма, обеспечивающее реализацию генетических программ и умственной деятельности, реализующей фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферы (Кураев Г.Н., 1996).

На реализацию этих функций влияют многие внешние и внутренние факторы, социальная, культурная, политическая среды; индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физикобиологическая среда обитания.

В связи с контекстом вышесказанного, на наш взгляд, будет уместно затронуть вопрос – наследуется ли здоровье и связано ли оно с долголетием. Последнее должно определить содержание и дальнейшего изложения материала.

Многолетними наблюдениями установлено, что здоровье и различная продолжительность жизни до некоторой степени наследственны. По наследству довольно часто передаются такие признаки, как предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, раку, заболеваниям нервной системы и т.д. В наследовании здоровья участвуют два фактора: отсутствие наследственного предрасположения к заболеванию, ведущему к смерти и менее определённая величина – «жизненность», выражаемая продолжительностью и долголетием. 

Долголетие человека предположительно связывают с наследованием «общего здоровья», т.е. качеством, также плохо поддающемся количественному учёту, как и «жизненность». Точно установить значение наследственности для продолжительности жизни человека очень трудно.

Однако в подавляющем большинстве случаев в реализации наследственного предрасположения роль пускового механизма играет неблагоприятные факторы внешней среды и неправильный образ жизни. Другими словами, предрасположение не означает фатально неизбежной болезни, поскольку влияние наследственного отягощения может быть нейтрализовано соответствующими условиями жизни.


Здоровье населения в целом и здоровье групп людей (общественное здоровье) определяется комплексом показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, заболеваемостью, уровнем физического развития людей, средней продолжительностью жизни и др.

На него влияют биологические, природные и социальные факторы. Здоровье населения зависит в большей мере от социальной среды и условий жизни людей, в т.ч. от величины реальной заработной платы, продолжительности рабочего дня, условий труда, структуры питания, жизненных условий, развития здравоохранения, санитарно-эпидемиологичекого благополучия страны, преобладающего образа жизни.

Наряду с качественными показателями, определяющими состояние т. н. статического здоровья – нормы покоя – всё большее значение приобретает понятие «динамическое здоровье» – норма напряжения, которая определяется количественной характеристикой адаптационных возможностей организма. Для того, чтобы получить представление о динамическом здоровье, необходимо обследовать не только физическое состояние человека во время покоя, но и его максимальную работоспособность, т.е. определить резервные возможности организма.

В настоящее время выделяют четыре состояния организма:

  • состояние с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями;

  • донозологические состояния, при которых функции организма реализуются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем;

  • преморбидное состояние, которое характеризуется снижением функциональных резервов;

  • состояние срыва адаптации, резкое снижение функциональных возможностей организма. Этот период характеризуется наличием заболевания (Казначеев В.В., 1993; Баевский Р.М., 1988).

Третье состояние (первое – здоровье, второе – болезнь) – это состояние, когда резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения. Оно характерно для критических возрастных периодов (полового созревания, пред- и послеродового, климактерического, старческого), для лиц, испытывающих дисинхронозы после приёма наркотиков, никотина, алкоголя, имеющих нарушение питания, низкую двигательную активность, лишний вес. В этом состоянии организм тратит свою энергию не на творческую созидательную работу, а на сохранение жизни.

Не следует рассматривать третье состояние как обязательную угрозу перехода в болезнь. Скорее, третье состояние – это подаренное природой человеку время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей своих систем. Восстановление этих возможностей базируется на способности организма компенсировать снижение резервов за счёт внутриорганных механизмов, активизации существующих и формирование внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений (Баевский Р.М., 1988).


Многомерность здоровья, его целостность определяются участвующей в поддержании его конкретного состояния, уровня здоровья, которые сами по себе также являются ценностями, интегрально отражающими какую-либо сторону здоровья, они связаны между собой, подчинены и могут быть выражены количественно и качественно. Наиболее целесообразно выделить пять таких качеств:

1) уровень и гармоничность физического развития;

2) резервные возможности основных физиологических систем;

3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;

4) наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;

5) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок (Щедрина Н.Г., 1996).

Каждый из названных признаков может позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние организма.

 

1.2. БОЛЕЗНЬ – НАРУШЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

Противоположное здоровью состояние – это состояние болезни, определяемое, по глоссарию ВОЗ, как «любое субъективное и объективное отклонение от нормального физиологического».

Логика дальнейшего изложения учебного материала предполагает раскрытие понятия, противоположного здоровью, – болезнь.

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникшее при действии на него повреждающих факторов или обусловленное пороком развития, а также генетическими дефектами. При болезни обычно утрачивается или ограничивается трудоспособность.

Причины, вызывающие болезнь, разнообразны.

В качестве факторов внешней и внутренней среды, которые могут явиться причиной болезни, выделяют физические (травма, термические воздействия, ионизирующее излучение, атмосферные явления и др.), химические (кислоты, щёлочи, яды и др.), биологические (патогенные микробы, вирусы, различные эндогенные вещества) и социальные.

Так, многие лекарственные вещества наряду с полезным (желательным) действием вызывают вредные побочные эффекты – нарушают течение обменных процессов, деятельность различных внутренних органов. В связи с ростом заболеваний, вызванных вредным побочным действием самых различных химиопрепаратов, в обиходе врачей появился новый термин – «лекарственная болезнь». Во многих странах созданы специальные центры по изучению лекарственных болезней.

Болезнь может быть обусловлена также дефицитом в окружающей среде или в организме веществ, необходимых для жизнедеятельности (например, витаминов). 


Возникновение болезни определяется не только наличием патогенного фактора. Важную роль играют и индивидуальные особенности организма – его реактивность, конституция, наследственность, возраст, пол и др.

В развитии болезни обычно различают 4 стадии:

  • латентный период (скрытый);

  • продромальный период (от появлений симптомов до полного развития болезни);  период разгара болезни (полное развитие характерной для данной болезни клинической картины);

  •  период окончания болезни (исходы болезни: выздоровление, рецидив, переход острой формы в хроническую, смерть).

Выделение периодов болезни, вариантов её течения, фаз обострения и ремиссии, изучение причин перехода острой формы болезни в хроническую имеет большое клиническое и социальное значение и используется для тактики лечения и планирования профилактических и реабилитационных мероприятий.

Если заболевание – это болезнь отдельного человека, случай болезни, то заболеваемость является одним из важнейших показателей оценки здоровья населения.

Как правило, под этим термином подразумеваются показатели распространённости выявленных и зарегистрированных болезней в течение определённого календарного срока (квартал, полугодие, год).

Основными видами заболеваемости населения бывают:

  • первичная заболеваемость   характеризует    число         вновь          выявленных (зарегистрированных) в текущем году заболеваний;

  • распространённость, болезненность, общая заболеваемость характеризуют число всех имеющихся у населения болезней.

Болезненность характеризуется суммированием заболеваемости по результатам целевых, профилактических и углублённых медицинских осмотров.

Под инвалидностью ранее определялся факт снижения и утраты трудоспособности. Это один из критериев инвалидности. Вторым является необходимость постоянного постороннего ухода (нарушение жизнедеятельности личности).

ВОЗ в 1980 г. была рекомендована «Международная классификация нарушений, снижения трудоспособности и социальной недостаточности».

Для оценки тяжести инвалидности используется трёхгрупповая система. Кроме этого, экспертизой устанавливается и причина инвалидности:

  • общее заболевание;

  • профессиональное заболевание;

  • трудовое увечье;

  • инвалид с детства;

  • инвалид до начала трудовой деятельности;

  • инвалидность для военнослужащих.

 

1.3. НАУКА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ