Файл: Лекция 1 валеология наука о здоровье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ортостатическая проба

Проба с приседаниями (проба Мартине)

Тест Купера

Питание и здоровье

Питание людей умственного труда

О закономерностях распространения инфекционных болезней

Заболевания с природной очаговостью

Профилактика инфекционных болезней и мероприятия по борьбе с ними

Обезвреживание источника инфекции

Мероприятия по разрыву путей передачи инфекции

О поражении всех органов и систем

Профилактика сифилиса

Что надо знать о гонорее

Что известно о проявлениях болезни

О профилактике гонореи

О болезнях, передающихся половым путём

Алкоголь и алкоголизация

Состояние наркомании

Причины лекарственной зависимости

Возраст и наркотики

Признаки употребления наркотических средств

Профилактика наркомании и токсикомании

Общие понятия теории физической культуры

Формы физического воспитания студентов

Программное построение курса физического воспитания

Физиологические основы оздоровительной тренировки

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система  Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100 – 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (

Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов



На современном этапе развития наук о здоровье признано, что наибольший вклад в формирование здоровья должна вносить медицина первого уровня – валеология – медицина формирования здоровья, которая ставит своей целью изучение здоровья и методов его активного формирования.

Родоначальник науки И.И. Брехман определяет валеологию как «науку о здоровье, о здоровом человеке». Такое определение может служить указанием широкомасштабности науки валеологии, главным объектом которой является здоровый человек – «относительно типичный феномен нормального его состояния в нормальной для него среде»; при этом изучению и учёту подлежат все стороны физиологии, гигиены, иммунологии, биохимии, психологии и т.д. Определение, введённое И.И. Брехманом, позволяет понять тенденцию к разделению валеологии на медицинскую и педагогическую.

Таким образом, новое направление в науке – «Валеология» – предусматривающее повышение физического и духовного статуса человека, развивается в двух направлениях:

  • медицинская валеология, имеющая своим предметом исследования человека со всеми его благоприобретенными проблемами (феминология, андрология, герентология, ювенология и т.д.), и

  • педагогическая валеология, имеющая предметом своего исследования процесс включения человека (на разных этапах его становления) в валеологическую индивидуальную программу.

На сегодняшний день произошло разграничение функций медицинской и педагогической валеологии: медицинская валеология разрабатывает критерии здорового образа жизни, а педагогическая валеология занята преодолением безграмотности и нравственной неготовности общества к формированию общественного и индивидуального здоровья.

Рассматривая валеологию в качестве учебной дисциплины, в пособии акцент делается на педагогическом аспекте.

Педагогическая валеология позволяет сформировать мировоззрение на индивидуальную программу здорового образа жизни (ЗОЖ), закрепить привычки и потребности следовать ЗОЖ. Она учит относиться внимательно к каждому человеку, как к уникальной и неповторимой личности и принимать его на основе позитивного начала. Валеологические знания позволяют осознанно развивать себя, используя главный закон жизни: не навреди!

Основной категорией учебной дисциплины является валеологическое воспитание. 

Не менее значимыми в валеологии являются понятия валеологическая культура, валеологическая деятельность, валеологическое образование и валеологический подход.


Валеологическое воспитание направлено на развитие валеологического сознания личности, которое включает в себя валеологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о трёх основных направлениях взаимодействия человека – с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Составной частью валеологического сознания являются чувства и валеологическая ответственность. Они побуждают человека заботиться о своём здоровье, вести ЗОЖ, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия в отношении собственного организма и образа жизни.

Валеологическая культура включает валеологические знания, глубокую заинтересованность в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека и развитие навыков ведения ЗОЖ.

Присвоение на личностном уровне концепции здоровья в различных доктринах и следование индивидуальной программе здорового образа жизни.

Профилактическая работа осуществляется в целях предупреждения заболеваний, функциональных нарушений, вредных привычек. Она подразделяется на специфическую и неспецифическую, включает в себя психогигиену и психопрофилактику, в т.ч. разработку оптимальных режимов обучения и труда, использование оздоровительных естественных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления.

Валеологическая деятельность (ВД) – научение умению активизировать личностные потенциально присутствующие, данные природой биоэнергетические возможности. ВД направлена на рефлексивные проекции различных структур «я», на культурные варианты общечеловеческого опыта и обратные проекции своего опыта, связанного с самопознанием, с необходимостью валеологического образования, на освоение валеологической культуры, накопленной человечеством.

Валеологический принцип (ВП) – основа, мировоззрение, внутреннее убеждение человека, определяющее отношение, рефлексию и присвоение определённой системы биоэнергетических, духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, препарадигмальный этап, соответствующий биоэнергетическим, физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром, процесс вхождения в валеологическую парадигму.

Валеологическое образование (ВО) – реализация валеологического принципа (узнавание индивидуальных «я»), особенностей, проявляющихся в феномене «Быть гармоничной личностью», в саморефлексии, позитивном мышлении относительно своих интеллектуальных и энергетических возможностей. ВО – это «человек – процесс», саморефлексирующий индивидуальную философию здоровья (на витальном, интеллектуальном и социальном уровнях).


Валеологический подход базируется на трёх принципах, которые определяются учёными как формирование, сохранение и укрепление здоровья (Колбанов В.В., Зайцев В.К.). Реализация этих принципов связана с соблюдением ряда требований: наличие оптимальных для человека биологических, социальных и природных факторов; рациональный образ жизни, в который органично входят элементы неспецифической профилактики болезней и вредных привычек (алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.д.), их специфическая профилактика.

ЛЕКЦИЯ 2


 

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ И СТЕПЕНИ ЗДОРОВЬЯ


 

2.1. НОРМА И ЗДОРОВЬЕ

Биохимик Р. Ульямс в свое книге «Биохимическая индивидуальность» делает парадоксальный вывод: «нормальных» людей вообще не существует, т.к. каждый человек в том или ином отношении представляет «отклонение от нормы», т.е. каждый из нас «в известной степени ненормален».

Швейцарский патолог А. Кноткер в статье «Философские основы учения о норме в медицине» делает выводы: «Норма в медицине – это фикция, не поддающаяся никакому научному определению; норма – всецело субъективная и произвольно рассматриваемая ценность, понятие или состояние, гносеологически хотя и мыслимое, но в практической жизни не выражающее ничего конкретного или определённого». «Отличие болезни от здоровья столь же неуловимо, как неуловима граница между «нормальным» и «ненормальным»... Что значит здоровье? Мы считаем здоровье отсутствием болезни, а болезнь – отклонение от здоровья, и, таким образом, оказываемся в порочном кругу», – констатирует Л. Кинг.

Вместе с тем субъективность субъективностью, относительность относительностью, а здоровый человек всё же отличается от больного.

В медицинской литературе понятие «норма» и «норматив» часто употребляется в однозначном смысле. Норма для каждого человека – явление объективное, строго индивидуальное, реально ему присущее. Нормативы устанавливаются специалистами и при этом всегда с известной степенью конвенциональности (соглашения, договорённости). Степень соответствия между реальной нормой и установленным нормативом такая же, как между объективной реальностью и её субъективным образом (Петленко В. П., 1996).

Абсолютизация среднестатистических показателей способна привести к серьёзным методологическим противоречиям – противоречиям между «среднестатистическим» и «индивидуальным».

Дискуссия о нормах и нормативах ведётся среди специалистов постоянно. Норма воспринимается как среднее значение всех популяций, норматив – как желаемое состояние (к чему мы стремимся). Этот подход является, несомненно, прогрессивным, так как рассматривает нормы в динамике, а не статически и нейтрально. Однако различие было выведено исключительно статически, и с сегодняшней позиции такой подход недостаточно соответствует теоретическим и методологическим требованиям современной науки. Для квалификации физических норм предложено четыре категории оценки физических признаков здорового человека (цит. по Нестерову В.А., 1997).


  1. Минимальная норма. Служит для ограничения клинически незаметных явлений от патологических состояний, определяет границу между больным и здоровым. Она исходит из того, что здоровье означает, прежде всего, отсутствие болезней и важна для решения врача.

  2. Норма большинства. Характеризует статистическое большинство популяций. Она – продукт нормальных требований, функционирует незаметно и выполняет существующее общественное «должен». Норма большинства получается в результате количественного анализа.

  3. Идеальная норма. Отличается разносторонней работоспособностью, стабильным здоровьем, хорошей приспособляемостью к нагрузкам, а также хорошим самочувствием. В основе её лежат желаемые данные и она соответствует элементарным потребностям человека. При такой норме оптимизирована взаимосвязь: организм – личность – внешняя среда.

  4. Специфическая норма. Условия для специальной физической деятельности и результатов присутствуют в конкретной социальной среде. При этом имеет место высокая или наивысшая степень адаптации. Это норма детерминированных общественных видов деятельности.

Норма – это зона оптимального функционирования системы. Под оптимальным функционированием понимается работа системы с максимально возможной слаженностью, надёжностью, экономичностью, эффективностью. Оптимальный режим работы организма и является его нормальным режимом.

Раскрыть специальные критерии и показатели оптимального режима работы живых систем – специальная и нелёгкая задача для многих наук. Факт непрерывного развития понятия нормы делает относительным всякое однозначное его определение. Построением теории нормы занимается нормология.

Нормология – наука о закономерностях оптимальной жизнедеятельности человека и его психосоматическом здоровье – здоровье телесном и здоровье душевном. Патология как наука существует около 350 лет, нормология человека как особая наука пока ещё не сформировалась.

Нормология как новая синтетическая наука о психосоматическом здоровье человека может быть создана объединёнными усилиями физиологов и психологов, врачей и искусствоведов, астрологов, генетиков и биологов, физиков и кибернетиков.

Нормология должна синтезировать всю совокупность конкретных «норм» («канонов») – медицинских, физиологических, морфологических, психологических, юридических, социологических, нравственных и эстетических. Только на этом пути homo sapiens (человек разумный) синтезируется с homo pulcher (человек прекрасный). Создание нормологии как науки требует решения ряда проблем теории человеческого здоровья:


а) определение здоровья, его критериев с учётом возрастных, половых и

профессиональных групп населения;

б)     оценка     и     прогнозирование    здоровых     и     нормофункциональных,

психологических возможностей здорового человека;

в) оценка и прогнозирование функциональных резервов человека при работе в

экстремальных и экологически замкнутых системах;

г) обоснование путей сохранения, укрепления и восстановления здоровья;

д) разработка методов и способов повышения функциональных резервов

здорового человека;

е) изучение особенностей профессиональной адаптации различных групп населения и социально-гигиеническое обоснование путей оптимизаций трудовой деятельности человека и коллективов.

Поскольку теория нормы – это теория оптимальных процессов не только в организме человека, но и разумного межчеловеческого общения и оптимальных экологических связей человека с природой, постольку в нормологии предполагается синтез теории оптимальной личности с теорией оптимальной среды обитания (красота образа жизни и быта с красотой экологической).

 

2.2. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ

Проблема оценки здоровья издавна привлекает внимание науки. Существует множество методов, основанных в большинстве своём на определении функциональных возможностей организма. Но всесторонность оценки требует привлечения дополнительных факторов, которые в основном связаны с самоощущением человека, не всегда умеющего, адекватно запросам организма, определить своё состояние. И даже соответствующая новейшая аппаратура не всегда в состоянии определить запросы человека применительно к его личному здоровью (Татарникова Л.Г., 1997).

На практике возникает проблема оценки не только здоровья, но и его трудоёмкости. Необходимо знать объём работы, которую может выполнить человек, не нанося ущерба своему здоровью (уровень его дееспособности), насколько он себя чувствует (качество здоровья), т.е. при попытке определить уровень здоровья необходимо ориентироваться не только на теоретические требования, но и следовать здравому смыслу: что интересует человека в состоянии своего организма, из каких желаний он исходит, как он понимает свой организм.

Оценка качества здоровья традиционно предполагает метод трёх шкал: физической, психологической и социальной удовлетворённости. Качество здоровья отражает не условия жизни и не состояние организма, а удовлетворённость человека состоянием своего организма по отношению к условиям жизни.