Файл: Лекция 1 валеология наука о здоровье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ортостатическая проба

Проба с приседаниями (проба Мартине)

Тест Купера

Питание и здоровье

Питание людей умственного труда

О закономерностях распространения инфекционных болезней

Заболевания с природной очаговостью

Профилактика инфекционных болезней и мероприятия по борьбе с ними

Обезвреживание источника инфекции

Мероприятия по разрыву путей передачи инфекции

О поражении всех органов и систем

Профилактика сифилиса

Что надо знать о гонорее

Что известно о проявлениях болезни

О профилактике гонореи

О болезнях, передающихся половым путём

Алкоголь и алкоголизация

Состояние наркомании

Причины лекарственной зависимости

Возраст и наркотики

Признаки употребления наркотических средств

Профилактика наркомании и токсикомании

Общие понятия теории физической культуры

Формы физического воспитания студентов

Программное построение курса физического воспитания

Физиологические основы оздоровительной тренировки

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система  Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100 – 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (

Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов



В социальной медицине принято выделять уровни оценки здоровья:

  • здоровье отдельного человека (индивидуума );

  • здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

  • здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, селе, на определённой территории.

Для оценки здоровья на каждом из трёх уровней используются различные шкалы. Следует отметить, что окончательно обоснованных критериев для каждого уровня не существует.

Существует понятие «степень здоровья», характеризующее меру, уровень здоровья. Наиболее распространено выделение трёх степеней здоровья по качественным и количественным критериям: 1-я – высокие устойчивость к болезням и работоспособность; 2-я – удовлетворительная; 3-я – неустойчивость к болезням и сниженная работоспособность.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели (Чумаков Б.Н., 1997).

  1. Медико-демографические показатели.

 А. Показатели естественного движения населения:

  • смертность общая и возрастная;

  • средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

 

Б. Показатели механического движения населения:

  • миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

 

2. Показатели заболеваемости и распространённости болезней (болезненности).

3. Показатели инвалидности и инвалидизации.

4. Показатели физического развития населения.

В целостной оценке здоровья большую роль играет уровень и гармоничность физического развития. Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме, сбалансированность эндокринной системы, адекватность физического воспитания.

Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма – ещё одной составной частью здоровья.

Функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья.


Функциональное состояние организма человека определяется наличием резервов его основных систем. В процессе жизнедеятельности человек не работает на пределе своих возможностей, т.е. не использует максимально свои резервы. Увеличение резервных возможностей организма основано на согласованности, в интересах целостного организма, реакции отдельных органов и систем, а мобилизация физиологических резервов является реакцией высокой биологической значимости. В свою очередь, резервные возможности, степень их компенсированности, зависят от состояния механизмов регуляции, их совершенства, что имеет значение не только в процессе адаптации в бытовых и производственных условиях, но и в случае болезни (Казин Э.М., 1997 ).

Выявление диапазона физиологических резервов организма человека осуществляется через применение интенсивных, кратковременных, строго дозированных физических или умственных нагрузок – функциональных проб. Физическая нагрузка является универсальным тестовым средством, с помощью которого могут быть оценены функциональные возможности организма, его скрытые резервы; она является эталоном, измеряющим энергетический резерв основных функциональных систем организма и, прежде всего, кровообращения.

В настоящее время разработан ряд комплексных методов оценки индивидуального здоровья как целостного многомерного динамического состояния, разработаны карты обследования (паспорта здоровья), включающие несколько этапов:

I этап – изучаются особенности образа жизни в настоящий период, условия работы, отношение к вредным и полезным привычкам, выявляются факторы риска, негативно влияющие на здоровье. В беседе выясняются личностные особенности: уровень представлений о здоровье, мотивации отношения к собственному здоровью, личное поведение в плане поддержания и укрепления здоровья, отношение к имеющемуся заболеванию, характер медицинской активности, семейный генетический анализ.

2-й этап – оценка физического развития. Оценка физического развития по общепринятым методикам проводится с учётом конституционального типа человека, степени гармоничности в соответствии с этим физическим развитием. Поэтому такие показатели, как масса тела, индекс массы тела, содержание резервного жира, силовые показатели (становая и кистевая динамометрия), жизненная ёмкость лёгких и другие оцениваются не по отношению к среднестатистическому человеку данного возраста и пола, а с учётом биологического (конституционального) типа, что имеет большое психологическое значение. Астеник характеризуется одними особенностями физического развития (нормами), дигистивный тип – другими. Но и тот и другой могут быть развиты гармонично. Практика показывает, что рекомендации по контролю за массой тела, поддерживанию его оптимума у каждого конституционального типа должны быть индивидуальными.


3-й этап – оценка функционального состояния организма по результатам существующих проб с дозированной физической нагрузкой. Используются для нетренированных людей: проба РWС – 170 с расчётом на 1 кг массы тела, метод кардиоинтервалографии в активной ортопробе, проба Мастера, антигипоксическая проба. В результате производится количественная оценка физической работоспособности, которая даёт представление о функциональном состоянии кардиореспираторной системы.

4-й этап – определяется тип реактивности организма: «стайер» или «спринтер», что позволяет также давать индивидуальную оценку физическому развитию и функциональному состоянию организма в зависимости от биологических (природных) особенностей.

5-й этап – проводится оценка иммунитета и неспецифической резистентности путём выяснения количества простудных заболеваний в течение года или обострений имеющегося хронического заболевания, метеолабильности, закаленности, наличия аллергического компонента (Казин Э.М., 1997).

 

2.3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

 

В последние годы значительно повысился интерес к количественной оценке здоровья и работоспособности человека. Актуальной является ситуация, когда каждый конкретный человек владеет методами контроля и оценки уровня здоровья и физической работоспособности.

Систематический контроль позволяет определить риск возникновения болезней сердечно-сосудистой системы, связанных с гипокмнезией, излишней массой тела, привычными вредностями, стрессом и хроническим психоэмоциональным напряжением и т.д. Данные подобных исследований могут помочь в организации профилактических мероприятий до того, когда появится явная патология.

Здоровье также определяют как состояние организма в соответствии с уровнем нормальности физиологических процессов: или соответствие уровня физиологических процессов норме, или уровень отклонения от нормального самочувствия.

По мнению З. Израэля (1984), здоровье и физическая работоспособность – элементарные категории нашего существования. В социальном воплощении человека они играют решающую роль. Под физической работоспособностью он понимает количественные и качественные, готовые к использованию, возможности совершать моторные действия. Физическая работоспособность, кроме того, является одним из факторов состояния здоровья.


Здоровье (в узком смысле) – это функциональный оптимизм живой системы в её активных и реактивных проявлениях. Между физической работоспособностью и здоровьем выработались многочисленные зависимости и взаимодействия. Практическое переплетение обоих качеств проявляется, например в том, что болезнь связана с физической слабостью, а выздоровление осознанно воспринимается как возвращение физической работоспособности. Важнейшие компоненты физической работоспособности коррелируются со здоровьем. Их ценность для здоровья располагается в определённой последовательности. Во главе, бесспорно, стоит выносливость, хотя сила, скорость движений и координация (ловкость), несомненно, оказывают своё влияние в комплексе составляющих. Определённый уровень развития силовых способностей улучшает общее самочувствие.

Начать проверку своего состояния рекомендуется только с наиболее простых безнагрузочных проб (табл. 1).

 

Таблица 1
Ориентировочная оценка физического состояния по величине пульса в покое, сидя (по В.П. Гуляеву, 1989) для взрослых
Оценка
ЧСС, уд./мин
Мужчины
Женщины
Отлично
Менее 50
Менее 55
Хорошо
51–64
56–69
Удовлетворительно
65–76
70–80
Плохо
более 76
более 81

Примечание. Измерение ЧСС производится после 5 минут полного покоя сидя.

 

Ортостатическая проба


 

Испытуемый после 5 минут пребывания в положении «лёжа» считает свой пульс до получения стабильных показателей (по 10 секунд). После перехода в положение «стоя» вновь считает пульс. Нормальным считается учащение пульса на 10–12 уд/мин, состояния сердечно-сосудистой системы считается удовлетворительным, если более чем на 20 – неудовлетворительным.

Если вы получили хорошие результаты по данным первых проб и имеете опыт физической тренировки, тогда можно использовать нагрузочные пробы.

 

Проба с приседаниями (проба Мартине)


 

Пульс считается в положении стоя, после чего делают 20 приседаний в медленном темпе за 30 с, выбрасывая руки вперёд, корпус прямой.

Пульс после нагрузки считается сразу. Если превышение исходного пульса составляет:

25 % – отлично;

25–50 % – хорошо;

51–75 % – удовлетворительно; более 75 – неудовлетворительно.

Превышение, составляющее 100 %, свидетельствует о некоторой слабости сердца и высокой возбудимости сердечно-сосудистой системы, в данном случае требуется тщательный врачебный контроль.

Если есть возможность измерить АД до и после пробы, то при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое АД возрастает на 25–30 мм рт. ст., а диастолическое или остаётся на прежнем уровне, или незначительно (на 5–10 мм рт. ст.) снижается. Восстановление длится от 1 до 3 мин, АД – 3–4 мин.

Тест Купера


 

Метод заключается в пробегании с максимально доступной для испытуемого интенсивностью дистанции на стадионе или ровной местности (гладкий бег), которая может быть точно измерена. Дистанция преодолевается за 12 мин.

Автор считает, что преодоление только 1,5 км за 12 мин. является свидетельством недостаточного уровня физической работоспособности. При результате до 2,0 км работоспособность оценивается как слабая. Итак, степень физической подготовленности в баллах оценивается:

 

           Степень                          Бег за 12 мин, км

1                                                                                                меньше 1,6

2                                                                                                1,6–1,9

3                                                                                                2,0–2,4