Файл: Лекция 1 валеология наука о здоровье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 339

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Ортостатическая проба

Проба с приседаниями (проба Мартине)

Тест Купера

Питание и здоровье

Питание людей умственного труда

О закономерностях распространения инфекционных болезней

Заболевания с природной очаговостью

Профилактика инфекционных болезней и мероприятия по борьбе с ними

Обезвреживание источника инфекции

Мероприятия по разрыву путей передачи инфекции

О поражении всех органов и систем

Профилактика сифилиса

Что надо знать о гонорее

Что известно о проявлениях болезни

О профилактике гонореи

О болезнях, передающихся половым путём

Алкоголь и алкоголизация

Состояние наркомании

Причины лекарственной зависимости

Возраст и наркотики

Признаки употребления наркотических средств

Профилактика наркомании и токсикомании

Общие понятия теории физической культуры

Формы физического воспитания студентов

Программное построение курса физического воспитания

Физиологические основы оздоровительной тренировки

Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система  Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни. Оказавшись после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам. Необходимо отметить, что за последние 100 – 150 лет в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма у детей и подростков. Это явление называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Как правило, юношеский возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (

Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды

Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов



ЛЕКЦИЯ 6 

ЗАКАЛИВАНИЕ – СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Достаточно давно известно, что расширение приспособительных возможностей к неблагоприятным внешним (в том числе экстремальным) воздействиям заметно улучшает функционирование организма и в обычной обстановке, энергетические возможности его заметно возрастают.

Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды могут служить средствами укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Их общее значение в качестве жизненной среды хорошо известно.

В процессе физического воспитания названные силы природы используются в двух направлениях:

  • как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на открытом воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата и т.д.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений;

  • при организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания и т.п.), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определённым образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

Одним из основных результатов целесообразного использования естественных факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание человека, т.е. повышение устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, солнечной радиации, в том числе и при резких колебаниях воздействующих факторов. Закаливание, если в ходе него не разрушается мера приспособительных возможностей организма, ведёт к укреплению здоровья и росту работоспособности. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетаниями с другими факторами), причём закаливающий эффект естественных факторов среды может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.

Различают «традиционные» и «нетрадиционные» виды закаливания.

К традиционным методам закаливания относятся влажные обтирания, душ (пылевой, дождевой, игольчатый, циркулярный и др.), домашние ванны, купание в естественных водоёмах, хождение босиком по росе, по холодному грунту, асфальту, бетону, прибрежной гальке, лыжные прогулки в облегчённой одежде, ближний туризм и т.д.


Необходимо обратить внимание на упомянутое «босохождение». Это очень полезная процедура. Стопа человека богато снабжена тактильными и температурными рецепторами и рефлекторно связана с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей. Хождение босиком по росистой траве, пушистому снегу даже за одну–две недели даёт заметный закаливающий эффект. Врачи также считают, что босохождение оказывает благотворное влияние на психоэмоциональную среду человека, косвенно снижает дальнейшее развитие или обострение хронической ишемической болезни сердца, стенокардии, функциональных заболеваний нервной системы.

К нетрадиционным методам и средствам относят закаливание атмосферным воздухом с минусовыми температурами, обтирание снегом, купание в холодной и ледяной воде.

Примером использования низких температур может служить японская «антисауна». Температура воздуха минус 120°. И, тем не менее, от желающих поморозиться в «антисауне» нет отбоя. Процедура занимает совсем немного времени. Нагие люди проводят несколько секунд в «предбаннике», где температура равна минус 26°, а затем переходят не более чем на три минуты в «парилку» с температурой минус сто двадцать, после чего – снова в предбанник с температурой минус 26°. Спортзал, серия гимнастических упражнений и – благостное исчезновение ревматических болей в суставах. Три месяца регулярных посещений подобных «бань» позволяет изгнать ревматизм без остатка (Андреев Ю., 1993).

Закаливание нетрадиционными методами и средствами начинают с закаливания традиционными, с переходом к более сложным процедурам, включая купание в ледяной воде, так называемое «моржевание». Традиционное и нетрадиционное закаливание обычно используется в сочетании.

Известно, что закаливание организуется в двух направлениях – к жаре или холоду. Чаще встречается совмещение использования низких и высоких температур. Пример тому – клубы «пареных моржей», а в древности это русская парная баня с купанием в проруби. А результат в любом случае один: повышенный, постоянно радостный психический тонус, который возникает у человека при постоянном осознании своего великолепного самочувствия. Кроме того, это источник для благоприятного протекания всех внутренних соматических процессов и условие наших добрых отношений с окружающими – в семье, на работе, словом, во всех постоянных или временных коллективах.

Когда говорят о закаливании, чаще подразумевают воздействие на организм человека низких температур.



При проведении холодовой закаливающей процедуры раздражаются терморецепторы кожи, от которых по чувствительным нервным волоскам мгновенно посылаются соответствующие сигналы в центральную нервную систему. В ответ возникают команды, действующие на два разнонаправленных механизма: теплопродукцию и теплоотдачу. При этом мы замечаем несколько рефлекторных фаз реакции организма.

В первой фазе происходит кратковременное сужение кровеносных сосудов кожи. Она бледнеет, покрываясь мелкими бугорками. Кровь отливает к внутренним органам. Появляется ощущение озноба. Одновременно происходит активизация обменных процессов и повышается выработка тепла в организме. Таким образом, благодаря уменьшению теплоотдачи и увеличению теплопродукции температура тела поддерживается на постоянном уровне. Эта фаза – защитная, направленная на уменьшение потери тепла организмом, она непродолжительна.

Вторая фаза характеризуется расширением сосудов (гиперемия), сопровождающимся покраснением и согреванием кожи. При этом к ней из внутренних органов устремляется кровь, резко возрастает теплоотдача. Наступает чувство тепла, освежающей бодрости.

Для третьей фазы характерно сужение артериол при расширенных капиллярах и венах. Кожа становится холодной, синюшно-красной. Это свидетельствует о чрезмерном охлаждении организма.

При закаливании нужно умело дозировать холодовые нагрузки, постепенно наращивать интенсивность их воздействия, чтобы не допустить наступления третьей рефлекторной фазы реакции организма, свидельствующей о истощении процессов терморегуляции.

Исследованиями установлено, что при длительном и систематическом применении холодовых нагрузок совершенствуются защитные реакции организма. Причём закалённый человек меньше подвержен не только простудным, но в какойто мере и инфекционным заболеваниям.

Воздух, по мнению учёных, – наиболее универсальное средство закаливания. Влияние его на человеческий организм разнообразно: это воздействие температуры воздуха, влажности, скорости движения ветра и аэрозолей – различных твёрдых и жидких веществ, раздробленных на мельчайшие частицы.

Воздушная ванна может быть либо общей, если действию воздуха подвергается вся поверхность тела, либо частичной, если обнажается только отдельный его участок, например руки. Начинать приём воздушных ванн следует в предварительно проветренном помещении. Затем по мере закаливания их принимают на открытом воздухе. Лучшее место для таких процедур – затемнённые участки с зелёными насаждениями, удалённые от источников возможного загрязнения атмосферы пылью, дымом и вредными газами. При закаливании воздухом помимо его температуры обязательно учитывайте влажность и скорость движения: так, в холодную, но тихую, безветренную погоду человеку теплее, чем в более тёплую, но ветреную.


Воздушные ванны начинать следует постепенно после предварительной подготовки (3–5 дней обтираний или обливаний прохладной водой с последующим обтиранием кожи). Начальная температура воздуха в тени 19–16°, а если закаливание начинают дети младшего возраста, 21°. Продолжительность постепенно увеличивается через каждые 3–4 дня по 1 минуте до 10 минут, затем их доводят до 2–3 часов. При первых признаках охлаждения (озноб, дрожание, гусиная кожа, цианоз) ванну следует прекратить. Воздушные ванны рекомендуется завершить энергичным растиранием тела и желательно тёплым душем.

Принимая воздушные ванны, нужно избегать сквозняков, которые служат причиной простудных заболеваний. Действуя неожиданно и притом на ограниченные участки тела, холодные потоки воздуха вызывают охлаждение.

Помимо специальных воздушных ванн, весьма благотворное влияние оказывает любое длительное пребывание человека на свежем воздухе. Весьма полезным является сон при открытой форточке в любое время года. Великий русский художник И. Е. Репин, например, даже в самые лютые морозы спал в комнате, где вместо стёкол были вставлены деревянные решётки. Он дожил до глубокой старости, не зная простудных заболеваний, и сохранил до конца дней исключительную работоспособность. Следовательно, в процессе закаливания воздухом происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию.

Воздушные процедуры – первый шаг к закаливанию. После них можно переходить к водным процедурам – ваннам, обливаниям и обтираниям, душам, купаниям речным и морским.

Ванны водяные различают: по объёму – полные, полуванны сидячие, ручные и ножные; по температуре – холодные (ниже 20°), прохладные (20–33°), тепловые (индифферентной температуры 35–37°), тепловые (36–40°) и горячие (от 400 и выше); по продолжительности: кратковременные (1–5 мин), средней продолжительности (10–20 мин), длительные (по нескольку часов).

При назначении водяных процедур, имеющих целью вызвать изменения кровообращения соответствующей части тела, необходимо помнить, что сосредотачивающее и сосудосуживающее влияние оказывает своё действие лишь при умеренных степенях холода и тепла. Умеренные температурные раздражители следует предпочитать резким.

Ванны индифферентной температуры продолжительностью от 5–7 до 30 минут показаны с гигиенической целью, при беспокойстве, психическом возбуждении. Температура воздуха в помещении, где делается ванна, должна быть не ниже 23– 24
°. После ванны – обливание водой из душа, температура воды на 1–2° выше, чем в ванной. После обливания энергично растирают кожу согретой простынёй, затем насухо вытирают. 

Горячие, охлаждённые и контрастные ванны также имеют свои показания и особенности применения.

Наиболее эффективными и удобными водными процедурами являются обтирания, обливания, души и купания. Водные процедуры начинают с использования воды комнатной температуры.

Целесообразно начинать с обтирания, постепенно увеличивая площадь обтираемых участков тела и понижая температуру воды. Привыкшие к обтираниям могут обливаться водой температурой 18–20°, которая также постепенно может понижаться.

Массовое распространение получила система закаливания Порфирия Корнеевича Иванова. Одним из элементов этой системы является двухразовое обливание водой на открытом воздухе. Имеется множество примеров чудесного оздоровления независимо от возраста и состояния организма в результате применения этой системы.

Как один из моментов и закаливания, и воздействия на нервную систему применяют души (тёплые, тепловатые, прохладные, но не холодные) при умеренном напоре.

Большую пользу приносят купания. Такие водные процедуры, как купания в открытых водоёмах зимой («моржевание») можно принимать после длительной предварительной подготовки с разрешения врача и под постоянным его контролем.

С незапамятных времён люди знали о лечебных свойствах солнечных лучей. Ещё Гиппократ советовал при затяжных болезнях обращаться к солнцу. Широко использовали солнечные лучи как укрепляющее средство в Древней Элладе. Ещё большее распространение закаливание солнцем получило в Древнем Риме. Как показали раскопки римских городов, буквально всюду – на крышах домов, в банях, гладиаторских школах – устраивались места для приёмов солнечных ванн

(солярии). В Римской империи создавались специальные климатические станции, предназначенные для солнцелечения. Сюда направлялись больные для приёма солнечных процедур.

Популярны солнечные ванны в современное время. Принимаются они при температуре не ниже 18–20°. Лучшее время для загара с 9 по 11 часов и с 16 до 17 часов. Первая солнечная ванна должна быть продолжительность не более 2-х минут (на животе и на спине – по 1 минуте). Каждые 2–3 дня солнечную ванну увеличивают на 1 минуту и доводят до 30 минут.

Предпочтителен комплексный характер закаливания холодом и жарой, водой и воздухом с использованием лекарственных растений. Всё это включает в себя правильная система использования русской бани, когда человек получает оздоровительных эффект не только от жары, ледяной воды, массажа берёзовым веником, но и особого вида фитотерапии.