Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
особоэмоциональ­нымтекстомбыливынесенынакарточки. Наобратнойих сторонезаписывалось, чтопереживалгерой, авкарточке выделялисьслова-пометы, еслитаковыеимелись.
6.Проанализируйте задания для организации ра­боты с детьми над эмоциональным тоном. Конкре­тизируйте методическую цель каждого упражнения.


  1. Скажите«здравствуйте»соттенкомудивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, воз­мущенияит. п.

  2. Игра«Чьяинтонациябогаче?». Участникипооче­редипроизносятфразутипа«идисюда», стараясьнепо­вторитьранеезвучащуюинтонацию. Участник, несумев­шийсказатьфразусновойинтонацией, выбываетигры. Такоеупражнениеразвивает, крометого, умениеразли­чатьоттенкиинтонационногорисункаречипартнера.

Ноглавноеусловиевотработкеинтонацииэто создание
ситуацииобщения, гдевернаяинтонациябу­детпоказанасамойжизнью1.

  1. Прочитайтеотрывкиизлюбимойвамисказки (от­рывкимогутбытьнаписаныилинадоске, илинаплака­те, илинакодо -пленкеииспользованывыборочнопо усмотрениюучителя). Вспомнитеназваниесказки, ее героев и автора. Обратите внимание на выделенные слова. О каком интонационном средстве выразитель­ности они вам напомнили? Произнесите реплики диа­лога подходящим тоном. Какие чувства вы старались выразить?

«— Касторкой, — презрительно захохотала Сова на чердаке...»

«— Буратино, умоляю тебя—зажмурься, зажми нос и выпей...»

«Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом: Зажми нос и гляди в потолок... Раз, два, три...» «Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоедавших бабочек:

Да ну вас, в самом деле...» «Тогда девочка сказала ему строго:

Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол.
Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.


От возмущения она хлопала ресницами.

Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?..»

«—У вас нет никаких способностей к математике, —с огорчением сказала девочка. —Займемся диктантом...»

_________________________________________
1 Семенова Е.В. Обучение будущего учителя культуре и тех­нике речи // Начальная школа. — 1989. — № 10—11. — С. 159.



Детивместес

учителемподводятитог: «Взависимо­стиотсодержаниявысказывания, чувствинастрое­нияговорящегоречьможетбытьпроизнесенасамыми разнообразнымивидамитона: презрительно, строго, с укоризной, смольбой (умоляюще), сдосадой, свозму­щением, согорчением, радостно, весело, печально, гру­стно, снасмешкой, сюморомит. д.1

  1. Чтение одного и того же предложения с инто­нацией вопроса, просьбы, одобрения, осуждения, по­рицания и других эмоционально-экспрессивных от­тенков голоса.

  1. ПослечтениярассказаЕ.И. Чарушина«Самое страшное»учительспрашивает:

Какмальчикиуговаривалисебянебояться? (Гово­рили, чтоимнестрашно, чтоониворовнебоятся, людо­едовитигровтоже...)

Анасамомделеимбылострашноилинет? (Было.)

Сейчасяпрочитаюэтототрывокдвараза. Авыска­жите, когдаяпрочиталаправильновпервыйили
во второй раз. Только сначала дослушайте меня до конца, не перебивайте.

Учитель (или заранее подготовленные две пары уче­ников) читает первый раз — храбро, без тени страха; второй раз—с подтекстом: страшно, но признаться в этом — еще страшнее. Учащиеся говорят, что во второй раз прочитано правильно.

Затем дети два-три раза читают отрывок по ролям, от­мечая, кто прочитал выразительнее.

6) После чтения сказки В. Сутеева «Мышонок и Каран­даш» и беседы по содержанию происходит коллективное рассматривание книги. В процессе постраничного рассмат­ривания первоклассники объясняют, что изображено на рисунках, и воспроизводят речь персонажей с опорой на иллюстрации. Для инсценирования выбирается один, наи­более эмоциональный эпизод, например тот, где рисунок Карандаша испугал Мышонка.
­­______________________

1 Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительной речи на ках русского языка // Начальная школа. — 1989. — № 4. — С. 13.

  • ЧтосказалМышонок, когдаКарандашнарисовал вотэтиуголки? —спрашиваетучительидемонстрирует рисунок. («Этопохоженако... Нерисуйбольше!»)

  • Накогоэтопохоже? (Накошку.)

ПочемужеМышонокнедоговорилдоконцаэтосло­во? (Ониспугался.)

ДавайтепоиграемвМышонка. Представьтесебя наегоместе. Какбывысебяповели? Покажитебезслов, сидязапартой
, какбывывыглядели, еслибыбылиМы­шонком, которыйоченьиспугался. Атеперьпустькаждый попробуеттихо (наместах) произнестисловаМышонка: «Этопохоженако... Нерисуйбольше!»

Итак, работапосодержаниюсказкизавершаетсяин­сценированиемоднойреплики, носпривлечениемраз­нообразныхсредстввыразительности: позы (Мышонок съежилсяотстраха), мимики (широкораскрытыеотстра­хаглаза), жеста (Мышонокотужасасначаласхватился заголову, вконцефразызамахаллапками), интонации.


  1. Сделайте анализ методического аппарата к сле­дующим произведениям. При необходимости внеси­те коррективы.




  1. Перед сном


Зажигают фонари

За окном.

Сядь со мной,

Поговорим

Перед сном.

Целый вечер

Ты со мной

Не была.

У тебя все дела

Да дела. У тебя

Я не стою

Над душой,

Я все жду,

Все молчу,

Как большой...

Сядь со мной,

Поговорим

Перед сном,