Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
особоэмоциональнымтекстомбыливынесенынакарточки. Наобратнойих сторонезаписывалось, чтопереживалгерой, авкарточке выделялисьслова-пометы, еслитаковыеимелись.
6.Проанализируйте задания для организации работы с детьми над эмоциональным тоном. Конкретизируйте методическую цель каждого упражнения.
Ноглавноеусловиевотработкеинтонации—это создание
ситуацииобщения, гдевернаяинтонациябудетпоказанасамойжизнью1.
«— Касторкой, — презрительно захохотала Сова на чердаке...»
«— Буратино, умоляю тебя—зажмурься, зажми нос и выпей...»
«Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом: Зажми нос и гляди в потолок... Раз, два, три...» «Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоедавших бабочек:
— Да ну вас, в самом деле...» «Тогда девочка сказала ему строго:
— Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол.
Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?..»
«—У вас нет никаких способностей к математике, —с огорчением сказала девочка. —Займемся диктантом...»
_________________________________________
1 Семенова Е.В. Обучение будущего учителя культуре и технике речи // Начальная школа. — 1989. — № 10—11. — С. 159.
Детивместес
учителемподводятитог: «Взависимостиотсодержаниявысказывания, чувствинастроенияговорящегоречьможетбытьпроизнесенасамыми разнообразнымивидамитона: презрительно, строго, с укоризной, смольбой (умоляюще), сдосадой, свозмущением, согорчением, радостно, весело, печально, грустно, снасмешкой, сюморомит. д.1
—Какмальчикиуговаривалисебянебояться? (Говорили, чтоимнестрашно, чтоониворовнебоятся, людоедовитигровтоже...)
—Анасамомделеимбылострашноилинет? (Было.)
—Сейчасяпрочитаюэтототрывокдвараза. Авыскажите, когдаяпрочиталаправильно—впервыйили
во второй раз. Только сначала дослушайте меня до конца, не перебивайте.
Учитель (или заранее подготовленные две пары учеников) читает первый раз — храбро, без тени страха; второй раз—с подтекстом: страшно, но признаться в этом — еще страшнее. Учащиеся говорят, что во второй раз прочитано правильно.
Затем дети два-три раза читают отрывок по ролям, отмечая, кто прочитал выразительнее.
6) После чтения сказки В. Сутеева «Мышонок и Карандаш» и беседы по содержанию происходит коллективное рассматривание книги. В процессе постраничного рассматривания первоклассники объясняют, что изображено на рисунках, и воспроизводят речь персонажей с опорой на иллюстрации. Для инсценирования выбирается один, наиболее эмоциональный эпизод, например тот, где рисунок Карандаша испугал Мышонка.
______________________
1 Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительной речи на ках русского языка // Начальная школа. — 1989. — № 4. — С. 13.
—ПочемужеМышонокнедоговорилдоконцаэтослово? (Ониспугался.)
—ДавайтепоиграемвМышонка. Представьтесебя наегоместе. Какбывысебяповели? Покажитебезслов, сидязапартой
, какбывывыглядели, еслибыбылиМышонком, которыйоченьиспугался. Атеперьпустькаждый попробуеттихо (наместах) произнестисловаМышонка: «Этопохоженако... Нерисуйбольше!»
Итак, работапосодержаниюсказкизавершаетсяинсценированиемоднойреплики, носпривлечениемразнообразныхсредстввыразительности: позы (Мышонок съежилсяотстраха), мимики (широкораскрытыеотстрахаглаза), жеста (Мышонокотужасасначаласхватился заголову, вконцефразызамахаллапками), интонации.
Зажигают фонари
За окном.
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном.
Целый вечер
Ты со мной
Не была.
У тебя все дела
Да дела. У тебя
Я не стою
Над душой,
Я все жду,
Все молчу,
Как большой...
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном,
6.Проанализируйте задания для организации работы с детьми над эмоциональным тоном. Конкретизируйте методическую цель каждого упражнения.
-
Скажите«здравствуйте»соттенкомудивления, недоумения, радости, равнодушия, уверенности, возмущенияит. п. -
Игра«Чьяинтонациябогаче?». Участникипоочередипроизносятфразутипа«идисюда», стараясьнеповторитьранеезвучащуюинтонацию. Участник, несумевшийсказатьфразусновойинтонацией, выбываетигры. Такоеупражнениеразвивает, крометого, умениеразличатьоттенкиинтонационногорисункаречипартнера.
Ноглавноеусловиевотработкеинтонации—это создание
ситуацииобщения, гдевернаяинтонациябудетпоказанасамойжизнью1.
-
Прочитайтеотрывкиизлюбимойвамисказки (отрывкимогутбытьнаписаныилинадоске, илинаплакате, илинакодо -пленкеииспользованывыборочнопо усмотрениюучителя). Вспомнитеназваниесказки, ее героев и автора. Обратите внимание на выделенные слова. О каком интонационном средстве выразительности они вам напомнили? Произнесите реплики диалога подходящим тоном. Какие чувства вы старались выразить?
«— Касторкой, — презрительно захохотала Сова на чердаке...»
«— Буратино, умоляю тебя—зажмурься, зажми нос и выпей...»
«Тогда девочка сказала строго, взрослым голосом: Зажми нос и гляди в потолок... Раз, два, три...» «Ожидая Буратино, она с досадой отмахивалась от надоедавших бабочек:
— Да ну вас, в самом деле...» «Тогда девочка сказала ему строго:
— Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол.
Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
От возмущения она хлопала ресницами.
Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?..»
«—У вас нет никаких способностей к математике, —с огорчением сказала девочка. —Займемся диктантом...»
_________________________________________
1 Семенова Е.В. Обучение будущего учителя культуре и технике речи // Начальная школа. — 1989. — № 10—11. — С. 159.
Детивместес
учителемподводятитог: «Взависимостиотсодержаниявысказывания, чувствинастроенияговорящегоречьможетбытьпроизнесенасамыми разнообразнымивидамитона: презрительно, строго, с укоризной, смольбой (умоляюще), сдосадой, свозмущением, согорчением, радостно, весело, печально, грустно, снасмешкой, сюморомит. д.1
-
Чтение одного и того же предложения с интонацией вопроса, просьбы, одобрения, осуждения, порицания и других эмоционально-экспрессивных оттенков голоса.
-
ПослечтениярассказаЕ.И. Чарушина«Самое страшное»учительспрашивает:
—Какмальчикиуговаривалисебянебояться? (Говорили, чтоимнестрашно, чтоониворовнебоятся, людоедовитигровтоже...)
—Анасамомделеимбылострашноилинет? (Было.)
—Сейчасяпрочитаюэтототрывокдвараза. Авыскажите, когдаяпрочиталаправильно—впервыйили
во второй раз. Только сначала дослушайте меня до конца, не перебивайте.
Учитель (или заранее подготовленные две пары учеников) читает первый раз — храбро, без тени страха; второй раз—с подтекстом: страшно, но признаться в этом — еще страшнее. Учащиеся говорят, что во второй раз прочитано правильно.
Затем дети два-три раза читают отрывок по ролям, отмечая, кто прочитал выразительнее.
6) После чтения сказки В. Сутеева «Мышонок и Карандаш» и беседы по содержанию происходит коллективное рассматривание книги. В процессе постраничного рассматривания первоклассники объясняют, что изображено на рисунках, и воспроизводят речь персонажей с опорой на иллюстрации. Для инсценирования выбирается один, наиболее эмоциональный эпизод, например тот, где рисунок Карандаша испугал Мышонка.
______________________
1 Шпунтов А. И. Работа над средствами выразительной речи на ках русского языка // Начальная школа. — 1989. — № 4. — С. 13.
-
ЧтосказалМышонок, когдаКарандашнарисовал вотэтиуголки? —спрашиваетучительидемонстрирует рисунок. («Этопохоженако... Нерисуйбольше!») -
Накогоэтопохоже? (Накошку.)
—ПочемужеМышонокнедоговорилдоконцаэтослово? (Ониспугался.)
—ДавайтепоиграемвМышонка. Представьтесебя наегоместе. Какбывысебяповели? Покажитебезслов, сидязапартой
, какбывывыглядели, еслибыбылиМышонком, которыйоченьиспугался. Атеперьпустькаждый попробуеттихо (наместах) произнестисловаМышонка: «Этопохоженако... Нерисуйбольше!»
Итак, работапосодержаниюсказкизавершаетсяинсценированиемоднойреплики, носпривлечениемразнообразныхсредстввыразительности: позы (Мышонок съежилсяотстраха), мимики (широкораскрытыеотстрахаглаза), жеста (Мышонокотужасасначаласхватился заголову, вконцефразызамахаллапками), интонации.
-
Сделайте анализ методического аппарата к следующим произведениям. При необходимости внесите коррективы.
-
Перед сном
Зажигают фонари
За окном.
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном.
Целый вечер
Ты со мной
Не была.
У тебя все дела
Да дела. У тебя
Я не стою
Над душой,
Я все жду,
Все молчу,
Как большой...
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном,