Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 221
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проанализируйте фрагмент урока, во время которого дети знакомятся с таким средством выразительности, как мелодика.
Даваяпервоначальныепредставленияодвижении голосапозвукамразнойвысоты, учительсообщает: «Когдамыговорим, нашголостоповышается, топонижается. Слушайтеисмотритенадоску».
«Прочитайтесостановкойнаточке, следите, какдвижетсявашголос. (Произносятхоромпознакуучителя.) УчительведетуказкойполинииинасловеУШЛАговорит: «Голосидетвниз, понижается», анасловеМАША—«повышается, идетвверх» (ведетуказкойполинии вверх). Вниманиедетейобращаетсянавопросительный знаквконцеэтогопредложения, имсообщается, чтона знакевопросаголосповышается.
2. Определите, с какой целью учитель использует следующие упражнения. Выполните их.
1) Прочитайте стихотворение, определите какое настроение оно передает.
2) Подготовьтесь к выразительному чтению.
а)Репетируйте.
Читая выразительно, старайтесь передать настроение.
б)Произнесите тихо, чуть громче, громко.
Произнесите, повышая и понижая голос, выделяяподчеркнутые слова.
-
«Маляр». Представьте, что вы красите забор. Вместе с взмахом руки произносите слова «и вверх, и вниз», постепенно расширяя диапазон голоса и движения руки. -
«Лестница». Представьте, что вы шагаете вверх по этажам:
и 4-й этаж...
и 3-й этаж,
и 2-й этаж,
и 1-й этаж,
Вначале этажи невысокие. Голос повышается через маленькие остановки. Помогайте рукой, контролируя постепенность повышения...
Кто сколько может пройти этажей? Трудно идти дальше — сдавайтесь. По этажам шагаем медленно, четко произнося все звуки в словах.
По аналогии с приведенными выше упражнениями составьте свои задания, подобрав или придумав для этого дидактический материал.
Тон голоса — это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.
-
Как вы считаете, чем определяется выбор тона при чтении художественного текста? -
Прочитайте выразительно.
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесет.
(В.И. Лебедев-Кумач)
-
Каковы варианты выбора эмоциональной окраски для чтения первых двух строчек (бесстрастная констатация, сожаление, радость)? Какой тон предпочтете и почему? Сделайте выбор с позиции двух следующих строчек. Как влияет на ваш выбор значение короткого слова1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 18
но?
Определите свое отношение к следующему утверждению.
«Основное методическое правило при обучении интонации в большой степени можно свести к формуле: «Учи показом, а не наказом». Простой инструктаж — как надо произносить — часто мало помогаетделу. Необходим пример. Дети прекрасно подражают. Поэтому они должны, по возможности, оберегаться от фальшивых интонаций. Это от самого учителя требует уменья и тренировки в чтении. Но показ учителя с подражанием ему учеников ни в каком случае не должен быть единственным средством обучения интонации... Читается ли диалог, басня, стихотворение, всегда надо сначала исчерпать возможности самостоятельного нахождения учеником подходящей интонации. Для этого ведется наводящая беседа о том, кто говорит, и, значит, каким голосом он должен говорить, что переживает говорящий и как это надо передать го-лосом и пр.»1
-
Сделайте методический анализ фрагмента книги Омороковой М.И. и др. «Преодоление трудностей». (М., 1990. — С. 50—51.) Работа над рассказом Н. Артюховой «Белая береза» строится таким образом.
Послепрочтениявсегорассказаивыполнениязаданий, предложенныхвучебникедляпониманияегосодержания, мыпроводилинаблюдениязасостояниеммамы отначаладоконцасобытий. Надоскепоявляетсязаписьпомереанализатекста (записываютсяремарки):
Iчасть
Мамастояла
вкухне. (Мамаспокойна, онаничего ещенезнает.)
Чашкавыскользнулаизмаминыхрукисозвоном упаланапол. (Внезапныйиспугмамы.)
Глупыешуткиребят. (Маманеповерила, успокоилась.) ОнаувиделаАлешу. Лицоунеесталопочтитакоежебелое, какэтотровныйберезовыйстолб. (Мама вотчаянии, ужасохватилееоттого, чтоможетпроизойти.) «Молчи», —сказаламаматихоиоченьстрого. (Мамаприняларешение.)
IIчасть
Онаподошлакдереву. (МамарешилауспокоитьАлешу.)
Оноченьхорошоумеетлазитьподеревьям. (Мама ласковоподбадриваетАлешу.)
________________________
1 Каноныкин Н. П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. — М., 1941. — С. 109.
«Передохни, —сказаламама, —молодец»! (Мама руководитспускомАлеши, внешнеспокойна,
нопереживает.)
lllчасть
«Алеша, обещаймне, чтоникогда, никогдабольшене будешьлазитьтаквысоко!» (Мамаобрадовалась. Слюбовьюобняласына.) Селанатравуизакрылалицоплатком. (Мамадолгокрепилась, сдерживаласвойстрахзасынаи совсемизмучилась, расплакаласьотпереживаний.)
Словавскобках—подтекст—определялисьвместес детьми. Послетогокакбыловыясненосостояниемамыи детипоняли, какиечувстваонапереживала, рассказчиталсявыразительно, таккакзадачачтениябылаопределена. Детипредлагаливариантычтения, выясняли, кому удачнееудалосьсообщитьслушателямосостояниимамы, ктопереживалзамальчикавместесмамой.
Заданиятакогородаприработенад