Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Проанализируйте фрагмент урока, во время кото­рого дети знакомятся с таким средством выразитель­ности, как мелодика.

Даваяпервоначальныепредставленияодвижении голосапозвукамразнойвысоты, учительсообщает: «Когдамыговорим, нашголостоповышается, топони­жается. Слушайтеисмотритенадоску».


«Прочитайтесостановкойнаточке, следите, какдви­жетсявашголос. (Произносятхоромпознакуучителя.) УчительведетуказкойполинииинасловеУШЛАговорит: «Голосидетвниз, понижается», анасловеМАША«повышается, идетвверх» (ведетуказкойполинии вверх). Вниманиедетейобращаетсянавопросительный знаквконцеэтогопредложения, имсообщается, чтона знакевопросаголосповышается.

2. Определите, с какой целью учитель использу­ет следующие упражнения. Выполните их.

1) Прочитайте стихотворение, определите какое на­строение оно передает.


2) Подготовьтесь к выразительному чтению.

а)Репетируйте.



Читая выразительно, старайтесь передать на­строение.

б)Произнесите тихо, чуть громче, громко.

Произнесите, повышая и понижая голос, выделяяподчеркнутые слова.

  1. «Маляр». Представьте, что вы красите забор. Вме­сте с взмахом руки произносите слова «и вверх, и вниз», постепенно расширяя диапазон голоса и движения руки.

  2. «Лестница». Представьте, что вы шагаете вверх по этажам:


и 4-й этаж...

и 3-й этаж,

и 2-й этаж,

и 1-й этаж,
Вначале этажи невысокие. Голос повышается че­рез маленькие остановки. Помогайте рукой, контро­лируя постепенность повышения...

Кто сколько может пройти этажей? Трудно идти дальше — сдавайтесь. По этажам шагаем медленно, четко произнося все звуки в словах.

По аналогии с приведенными выше упражнениями составьте свои задания, подобрав или придумав для этого дидактический материал.

Тон голоса — это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.


  1. Как вы считаете, чем определяется выбор тона при чтении художественного текста?

  2. Прочитайте выразительно.


Быстро лето пролетело,

Наступил учебный год,

Но и осень нам немало

Дней хороших принесет.

(В.И. Лебедев-Кумач)

  1. Каковы варианты выбора эмоциональной окрас­ки для чтения первых двух строчек (бесстрастная кон­статация, сожаление, радость)? Какой тон предпоч­тете и почему? Сделайте выбор с позиции двух сле­дующих строчек. Как влияет на ваш выбор значение короткого слова
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   18

но?

  • Определите свое отношение к следующему ут­верждению.

    «Основное методическое правило при обучении ин­тонации в большой степени можно свести к форму­ле: «Учи показом, а не наказом». Простой инструк­таж — как надо произносить — часто мало помогаетделу. Необходим пример. Дети прекрасно подража­ют. Поэтому они должны, по возможности, обере­гаться от фальшивых интонаций. Это от самого учи­теля требует уменья и тренировки в чтении. Но по­каз учителя с подражанием ему учеников ни в каком случае не должен быть единственным средством обу­чения интонации... Читается ли диалог, басня, сти­хотворение, всегда надо сначала исчерпать возмож­ности самостоятельного нахождения учеником под­ходящей интонации. Для этого ведется наводящая беседа о том, кто говорит, и, значит, каким голосом он должен говорить, что переживает говорящий и как это надо передать го-лосом и пр.»1

    1. Сделайте методический анализ фрагмента кни­ги Омороковой М.И. и др. «Преодоление трудностей». (М., 1990. — С. 50—51.) Работа над рассказом Н. Артюховой «Белая береза» строится таким образом.




    Послепрочтениявсегорассказаивыполнениязада­ний, предложенныхвучебникедляпониманияегосодер­жания, мыпроводилинаблюдениязасостояниеммамы отначаладоконцасобытий. Надоскепоявляетсяза­письпомереанализатекста (записываютсяремарки):
    Iчасть

    Мамастояла
    вкухне. (Мамаспокойна, онаничего ещенезнает.)

    Чашкавыскользнулаизмаминыхрукисозвоном упаланапол. (Внезапныйиспугмамы.)

    Глупыешуткиребят. (Маманеповерила, успокои­лась.) ОнаувиделаАлешу. Лицоунеесталопочтита­коежебелое, какэтотровныйберезовыйстолб. (Мама вотчаянии, ужасохватилееоттого, чтоможетпроизой­ти.) «Молчи», сказаламаматихоиоченьстрого. (Мамаприняларешение.)
    IIчасть

    Онаподошлакдереву. (МамарешилауспокоитьАлешу.)

    Оноченьхорошоумеетлазитьподеревьям. (Мама ласковоподбадриваетАлешу.)
    ________________________

    1 Каноныкин Н. П., Щербакова Н.А. Методика рус­ского языка в начальной школе. — М., 1941. — С. 109.

    «Передохни, сказаламама, молодец»! (Мама руководитспускомАлеши, внешнеспокойна,
    нопере­живает.)
    lllчасть

    «Алеша, обещаймне, чтоникогда, никогдабольшене будешьлазитьтаквысоко!» (Мамаобрадовалась. Слюбо­вьюобняласына.) Селанатравуизакрылалицоплатком. (Мамадолгокрепилась, сдерживаласвойстрахзасынаи совсемизмучилась, расплакаласьотпереживаний.)

    Словавскобках—подтекст—определялисьвместес детьми. Послетогокакбыловыясненосостояниемамыи детипоняли, какиечувстваонапереживала, рассказчи­талсявыразительно, таккакзадачачтениябылаопреде­лена. Детипредлагаливариантычтения, выясняли, кому удачнееудалосьсообщитьслушателямосостояниимамы, ктопереживалзамальчикавместесмамой.

    Заданиятакогородаприработенад