Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имногократ­ноповторитьнаследующихзанятиях, используязнако­мыедетямстихи, написанныеразнымиразмерами.) А ктоизвасзагадаетстихотворениенам? (Еслиниктоиз малышейнеотважится, педагогпредложиткому-нибудь: «Давайзагадаемстобойвдвоем!»Играповторяется.)1

______________________

1 Левин В. Когда маленький школьник становится большим чи­тателем. — М., 1994. — С. 102 - 103.


  1. При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» внимание детей обращается на смену рит­мического рисунка стихотворения: есть строки в один слог, в одно слово, в несколько слов. Это связано с содержанием стихов: речь доктора мягкая, плавная, выражена длинной строкой; речь шофера отрывистая, как гудок клаксона, требует скандирования, отрывис­того чтения по слогам.


Дляпроведенияритмическогочтенияясоставила карточкидляучителяидляучащихся«Стихидляучи­теля», «Стихидляучащихся» (I, II, III, классы), куда вошлиотрывкиизстихотворений. Например,
предлагаю первоклассникампознакомитьсяскарточкойстихов (их 7). Дети«вычитывают»отрывкистихов. Затемяговорю, что«сейчасбудемчитатьотрывокиздругойкарточки (см. «Стихидляучителя»), авыдолжныпочувствоватьритм стихотворенияипродолжитьегочтениеизсвоейкарточки». Впритихшемклассезвучитмойголоснеобходи­мойсилы, тембра; детипрактическизнакомятсястемпом речи, эмоциональнойокраскойстиха. Принеобходимос­тинужныйотрывокможноповторить. Предлагаюдетям продолжитьчтениестихотворениявнужномритме, нача­тоемной. Правильноенахождениеотрывкапоощряется. Этовырабатываетсознательность, правильность, бег­лость, выразительностьчтения. Послеэтогопровожусло­варнуюработу. Приэтомиспользую«Толковыйсловарик» Н.

М. Неусыповой. Элементыритмическогочтенияввожу воIIивIIIклассах. Карточкиобновляю... Особеннохоро­шовстречаютучащиесястихи, прочитанныеиливыучен­ныеимиранее. Этообеспечитуспехвобучении.

Зная, чтомузыкаорганичносвязанасритмом, ха­рактеромиструктуройдвигательнойдеятельностиуча­щихся, провожуфизкультминутки, используяритмичес­киеупражненияхудожественнойиспортивнойгимнас­тики. Врезультатедвижениястановятсялегкими, чет­кими. Такосуществляетсясвязьуроковчтениясурока­мимузыкиифизическойкультуры.

Стихидляучителя

Iкласс
Задремализвездызолотые,

Задрожалозеркалозатона,

Брезжитсветназаводиречные

Ирумянитсеткунебосклона.

(С.А. Есенин)
Чуднаякартина,

Кактымнеродна:

Белаяравнина,

Полная
луна.

(А.А. Фет)
Стихидляучащихся

Iкласс
Улыбнулисьсонныеберёзки,

Растрепалишелковыекосы.

Шелестятзеленыесережки,

Игорятсеребряныеросы.

Уплетнязаросшаякрапива

Обрядиласьяркимперламутром

И, качаясь, шепчетшаловливо:

«Сдобрымутром!»

(С.А. Есенин)




Светнебесвысоких,

Иблестящийснег,

Исанейдалеких

Одинокийбег.

(А.А. Фет)1

По приведенным в этом задании образцам разра­ботайте упражнения для работы над чувством ритма.
Мелодика речи— движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных пред­ложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и других.


Приведите примеры, показывающие связь мелоди­ки голоса со знаками препинания.
Иногда монотон — речь на одной высоте — может ис­пользоваться как средство выразительности.



  1. Прочитайте фрагмент стихотворения Н.А. Некра­сова «Перед дождем». Подумайте, какой компонент ин­тонации, кроме монотона, помогает создать настроение?



____________________________


1Квашнина Н. С. Развитие элементов ритмического чтения // Начальная школа. — 1991. — № 8. — С. 22—24.

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.
2.Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» дважды:

а)в монотоне,

б)с привычным для разговорной речи повышением и понижением голоса.
Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Какой вариант чтения дает большую возможность передать образ сварливой старухи, которая не дает ста­рику покоя, ежечасно «пилит» его?

  1. Подумайте, как можно организовать работу с деть­ми над осознанием монотона как средства выразительности.


Именно с работы над мелодикой чтения (в совокупности с паузами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах. Уже с периода обучения грамоте дети учатся пользоваться интонациями повествовательной, воп­росительной, перечислительной, пояснительной, обращения... В дальнейшем появляется необходимость работы над инто­нацией предупредительной, интонацией незаконченности и т.д. Так, например, при чтении фрагмента из стихотворения Н.А. Некрасова учащиеся обычно дают интонацию закон­ченности после слов гляжу и в гору.

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору...
Исправляя подобные ошибки и добиваясь от детей нуж­ной интонации, мы и работаем над мелодикой голоса. Заме­тим, что работа над интонацией оформления предложения проводится не только на уроках чтения, но и на уроках русского языка, особенно по теме «Предложение».

Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со зна­ками препинания. Она рождается из глубокого проникнове­ния в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.