Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имногократноповторитьнаследующихзанятиях, используязнакомыедетямстихи, написанныеразнымиразмерами.) А ктоизвасзагадаетстихотворениенам? (Еслиниктоиз малышейнеотважится, педагогпредложиткому-нибудь: «Давайзагадаемстобойвдвоем!»Играповторяется.)1
______________________
1 Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М., 1994. — С. 102 - 103.
Дляпроведенияритмическогочтенияясоставила карточкидляучителяидляучащихся—«Стихидляучителя», «Стихидляучащихся» (I, II, III, классы), —куда вошлиотрывкиизстихотворений. Например,
предлагаю первоклассникампознакомитьсяскарточкойстихов (их 7). Дети«вычитывают»отрывкистихов. Затемяговорю, что«сейчасбудемчитатьотрывокиздругойкарточки (см. «Стихидляучителя»), авыдолжныпочувствоватьритм стихотворенияипродолжитьегочтениеизсвоейкарточки». Впритихшемклассезвучитмойголоснеобходимойсилы, тембра; детипрактическизнакомятсястемпом речи, эмоциональнойокраскойстиха. Принеобходимостинужныйотрывокможноповторить. Предлагаюдетям продолжитьчтениестихотворениявнужномритме, начатоемной. Правильноенахождениеотрывкапоощряется. Этовырабатываетсознательность, правильность, беглость, выразительностьчтения. Послеэтогопровожусловарнуюработу. Приэтомиспользую«Толковыйсловарик» Н.
М. Неусыповой. Элементыритмическогочтенияввожу воIIивIIIклассах. Карточкиобновляю... Особеннохорошовстречаютучащиесястихи, прочитанныеиливыученныеимиранее. Этообеспечитуспехвобучении.
Зная, чтомузыкаорганичносвязанасритмом, характеромиструктуройдвигательнойдеятельностиучащихся, провожуфизкультминутки, используяритмическиеупражненияхудожественнойиспортивнойгимнастики. Врезультатедвижениястановятсялегкими, четкими. Такосуществляетсясвязьуроковчтениясурокамимузыкиифизическойкультуры.
Стихидляучителя
Iкласс
Задремализвездызолотые,
Задрожалозеркалозатона,
Брезжитсветназаводиречные
Ирумянитсеткунебосклона.
(С.А. Есенин)
Чуднаякартина,
Кактымнеродна:
Белаяравнина,
Полная
луна.
(А.А. Фет)
Стихидляучащихся
Iкласс
Улыбнулисьсонныеберёзки,
Растрепалишелковыекосы.
Шелестятзеленыесережки,
Игорятсеребряныеросы.
Уплетнязаросшаякрапива
Обрядиласьяркимперламутром
И, качаясь, шепчетшаловливо:
«Сдобрымутром!»
(С.А. Есенин)
Светнебесвысоких,
Иблестящийснег,
Исанейдалеких
Одинокийбег.
(А.А. Фет)1
По приведенным в этом задании образцам разработайте упражнения для работы над чувством ритма.
Мелодика речи— движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и других.
Приведите примеры, показывающие связь мелодики голоса со знаками препинания.
Иногда монотон — речь на одной высоте — может использоваться как средство выразительности.
____________________________
1Квашнина Н. С. Развитие элементов ритмического чтения // Начальная школа. — 1991. — № 8. — С. 22—24.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
2.Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» дважды:
а)в монотоне,
б)с привычным для разговорной речи повышением и понижением голоса.
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Какой вариант чтения дает большую возможность передать образ сварливой старухи, которая не дает старику покоя, ежечасно «пилит» его?
Именно с работы над мелодикой чтения (в совокупности с паузами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах. Уже с периода обучения грамоте дети учатся пользоваться интонациями повествовательной, вопросительной, перечислительной, пояснительной, обращения... В дальнейшем появляется необходимость работы над интонацией предупредительной, интонацией незаконченности и т.д. Так, например, при чтении фрагмента из стихотворения Н.А. Некрасова учащиеся обычно дают интонацию законченности после слов гляжу и в гору.
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору...
Исправляя подобные ошибки и добиваясь от детей нужной интонации, мы и работаем над мелодикой голоса. Заметим, что работа над интонацией оформления предложения проводится не только на уроках чтения, но и на уроках русского языка, особенно по теме «Предложение».
Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.
______________________
1 Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М., 1994. — С. 102 - 103.
-
При чтении стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» внимание детей обращается на смену ритмического рисунка стихотворения: есть строки в один слог, в одно слово, в несколько слов. Это связано с содержанием стихов: речь доктора мягкая, плавная, выражена длинной строкой; речь шофера отрывистая, как гудок клаксона, требует скандирования, отрывистого чтения по слогам.
Дляпроведенияритмическогочтенияясоставила карточкидляучителяидляучащихся—«Стихидляучителя», «Стихидляучащихся» (I, II, III, классы), —куда вошлиотрывкиизстихотворений. Например,
предлагаю первоклассникампознакомитьсяскарточкойстихов (их 7). Дети«вычитывают»отрывкистихов. Затемяговорю, что«сейчасбудемчитатьотрывокиздругойкарточки (см. «Стихидляучителя»), авыдолжныпочувствоватьритм стихотворенияипродолжитьегочтениеизсвоейкарточки». Впритихшемклассезвучитмойголоснеобходимойсилы, тембра; детипрактическизнакомятсястемпом речи, эмоциональнойокраскойстиха. Принеобходимостинужныйотрывокможноповторить. Предлагаюдетям продолжитьчтениестихотворениявнужномритме, начатоемной. Правильноенахождениеотрывкапоощряется. Этовырабатываетсознательность, правильность, беглость, выразительностьчтения. Послеэтогопровожусловарнуюработу. Приэтомиспользую«Толковыйсловарик» Н.
М. Неусыповой. Элементыритмическогочтенияввожу воIIивIIIклассах. Карточкиобновляю... Особеннохорошовстречаютучащиесястихи, прочитанныеиливыученныеимиранее. Этообеспечитуспехвобучении.
Зная, чтомузыкаорганичносвязанасритмом, характеромиструктуройдвигательнойдеятельностиучащихся, провожуфизкультминутки, используяритмическиеупражненияхудожественнойиспортивнойгимнастики. Врезультатедвижениястановятсялегкими, четкими. Такосуществляетсясвязьуроковчтениясурокамимузыкиифизическойкультуры.
Стихидляучителя
Iкласс
Задремализвездызолотые,
Задрожалозеркалозатона,
Брезжитсветназаводиречные
Ирумянитсеткунебосклона.
(С.А. Есенин)
Чуднаякартина,
Кактымнеродна:
Белаяравнина,
Полная
луна.
(А.А. Фет)
Стихидляучащихся
Iкласс
Улыбнулисьсонныеберёзки,
Растрепалишелковыекосы.
Шелестятзеленыесережки,
Игорятсеребряныеросы.
Уплетнязаросшаякрапива
Обрядиласьяркимперламутром
И, качаясь, шепчетшаловливо:
«Сдобрымутром!»
(С.А. Есенин)
Светнебесвысоких,
Иблестящийснег,
Исанейдалеких
Одинокийбег.
(А.А. Фет)1
По приведенным в этом задании образцам разработайте упражнения для работы над чувством ритма.
Мелодика речи— движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и других.
Приведите примеры, показывающие связь мелодики голоса со знаками препинания.
Иногда монотон — речь на одной высоте — может использоваться как средство выразительности.
-
Прочитайте фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождем». Подумайте, какой компонент интонации, кроме монотона, помогает создать настроение?
____________________________
1Квашнина Н. С. Развитие элементов ритмического чтения // Начальная школа. — 1991. — № 8. — С. 22—24.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
2.Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» дважды:
а)в монотоне,
б)с привычным для разговорной речи повышением и понижением голоса.
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Какой вариант чтения дает большую возможность передать образ сварливой старухи, которая не дает старику покоя, ежечасно «пилит» его?
-
Подумайте, как можно организовать работу с детьми над осознанием монотона как средства выразительности.
Именно с работы над мелодикой чтения (в совокупности с паузами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах. Уже с периода обучения грамоте дети учатся пользоваться интонациями повествовательной, вопросительной, перечислительной, пояснительной, обращения... В дальнейшем появляется необходимость работы над интонацией предупредительной, интонацией незаконченности и т.д. Так, например, при чтении фрагмента из стихотворения Н.А. Некрасова учащиеся обычно дают интонацию законченности после слов гляжу и в гору.
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору...
Исправляя подобные ошибки и добиваясь от детей нужной интонации, мы и работаем над мелодикой голоса. Заметим, что работа над интонацией оформления предложения проводится не только на уроках чтения, но и на уроках русского языка, особенно по теме «Предложение».
Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.