Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тайте слова в кавычках (« »). Что нужно передать голосом при их чтении?
Какие слова подсказали вам это? Так и прочитайте.
в)найдите восклицательные предложения. Прочитайте их и решите, какие слова особенно хочется выделить голосом. Подчеркните карандашом. (Например: Как хорошо уметь читать)
г) прочитайте восклицательные предложения, выразительно выделяя голосом подчеркнутые слова: хорошо, читать, прочти, взять, почитать.
4.Прочитайте все стихотворение выразительно, стараясь убедить слушателей в том, о чем написал автор.
Чудо
Ты еще
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда —
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
«ПОСУДА»,
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается Березка.
(Р. Сеф)
Найдите в тексте место, где нужно сделать психологическую паузу и обозначте ее так: (П).
Тренировочные упражнения
После определения задач и средств исполнения учащиеся упражняются в чтении наиболее трудных фрагментов текста. Эти упражнения сопровождаются установкой: попытаемся выполнить эту задачу, попробуем прочитать с нужной инто
нацией, паузой выделить нужное слово и т.д.
Среди подготовительных упражнений могут иметь место и чисто учебные: прочитать строки с разной громкостью, в разном темпе, и т.д.
Чтение может быть индивидуальным (одним учеником) и хоровым.
Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных фрагментов текста разными чтецами и группами исполнителей. Это сложно реализовать на уроке в начальной школе. А вот применять хоровое чтение во время урока рекомендуют многие методисты, особенно при выполнении тренировочных упражнений. Заметим, что на уроке можно практиковать чтение «малых хоров», из пяти—восьми учеников. Важно, чтобы тренировочные упражнения сопровождались анализом качества исполнения.
Работанадвыразительнымчтениемначинаетсясч нияучителемпервойстрофы.
—Какуюкартинурисуетпоэтвэтойчастистихотворения? (Оченьголубоенебо. Светитсолнце. Вдалисиняятуча. Блеститмолния. Ит.д.)
— Какимисловамипоэтвыражаетсвоюрадость («Люблюгрозувначалемая».)
Ответомнапоставленныйвопроспослужитцитированиеследующихтрехстрокпервойстрофы, начинаясо слов,когдавесенний... Подыскиваютсясинонимыкдеепричастиюрезвяся—веселясь, шаля; резвиться—играть, бытьвсевремявдвижении, шалить.
—Окомговорят, чтоонрезвится? (Такговорятодетях, омолодыхлюдях.)
—Почемупоэт, говоряогроме, употребляетсловарезвясяииграя? (Онбылрад, чтопришлавесна. Громгрохочет, апоэтукажется, чтогромрезвится, шалит, играет.)
—Какнадопрочитатьэтистроки? (Громко. Радостно. Весело. Ит.д.)
—Обратитевнимание, какиезвукиповторяютсявсловахпервогочетверостишия. —Ученикиотмечаютповторяющиесясогласные
л, р, стечениесогласныхгр, гласныею, у, а, я.
—Подготовьтесьчитатьпервоечетверостишиерадостно, отчетливо, слегкавыделяяповторяющиесясогласные.
Перваячастьчитаетсяученикамиещеразцеликом. Добиваясьнаиболеесовершенногозвучанияиправильнойинтерпретациичитаемого, учительупражняет детейвчтениипервойстрофы. Затемчитаетсяиразбираетсявтораячасть. Впроцессечтенияобъясняетсясловоперлы(жемчужины, белыешарикиспереливами).
Приповторномчтениистихотворенияработанесколькоусложняется. Стихотворениечитаетсявызваннымиученикамицеликом. Учительпривлекаетвниманиедетейк разнообразиюлексическихсредств, спомощьюкоторых поэттакяркоизобразилпервуювесеннююгрозу, выразилсвоичувстваинастроение. Причтенииотдельных частейпоследовательноставятсявопросы, направленныенараскрытиебогатстварусскогоязыка, еговыразительность, ритмичность, благозвучность. Вотпримерные вопросы:
—Какрисуетпоэтпервуювесеннююгрозу?
—Почемупоэтподобралименноэтислова?
Подготовкаучениковквыразительномучтению вce
Какие слова подсказали вам это? Так и прочитайте.
в)найдите восклицательные предложения. Прочитайте их и решите, какие слова особенно хочется выделить голосом. Подчеркните карандашом. (Например: Как хорошо уметь читать)
г) прочитайте восклицательные предложения, выразительно выделяя голосом подчеркнутые слова: хорошо, читать, прочти, взять, почитать.
4.Прочитайте все стихотворение выразительно, стараясь убедить слушателей в том, о чем написал автор.
Чудо
Ты еще
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда —
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
«ПОСУДА»,
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается Березка.
(Р. Сеф)
-
Как нужно читать первую часть стихотворения? Прочитайте. -
Как нужно читать вторую часть? Прочитайте.
-
В заключительной части стихотворения нужно сделать длинную психологическую паузу (Психологическая пауза — это «красноречивое», наполненное смыслом молчание.) В данном случае психологическая пауза подчеркивает неожиданность концовки. Мы ждем чуда — и вдруг чудом оказывается...
Найдите в тексте место, где нужно сделать психологическую паузу и обозначте ее так: (П).
-
Можно ли считать березку чудом? Почему? -
Прочитайте стихотворение выразительно.
Тренировочные упражнения
После определения задач и средств исполнения учащиеся упражняются в чтении наиболее трудных фрагментов текста. Эти упражнения сопровождаются установкой: попытаемся выполнить эту задачу, попробуем прочитать с нужной инто
нацией, паузой выделить нужное слово и т.д.
Среди подготовительных упражнений могут иметь место и чисто учебные: прочитать строки с разной громкостью, в разном темпе, и т.д.
Чтение может быть индивидуальным (одним учеником) и хоровым.
Иногда хоровое чтение путают с коллективной декламацией. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных фрагментов текста разными чтецами и группами исполнителей. Это сложно реализовать на уроке в начальной школе. А вот применять хоровое чтение во время урока рекомендуют многие методисты, особенно при выполнении тренировочных упражнений. Заметим, что на уроке можно практиковать чтение «малых хоров», из пяти—восьми учеников. Важно, чтобы тренировочные упражнения сопровождались анализом качества исполнения.
-
Подберите фрагменты детских произведений, под? ходящие, на ваш взгляд, для хорового исполнения. -
Познакомьтесь с методическим материалом и оп ределите, какие виды заданий, упражнений используются в процессе непосредственной подготовки учащих к выразительному чтению стихотворения Ф.И. Тютчва «Весенняя гроза».
Работанадвыразительнымчтениемначинаетсясч нияучителемпервойстрофы.
—Какуюкартинурисуетпоэтвэтойчастистихотворения? (Оченьголубоенебо. Светитсолнце. Вдалисиняятуча. Блеститмолния. Ит.д.)
— Какимисловамипоэтвыражаетсвоюрадость («Люблюгрозувначалемая».)
-
Послушайте, каккрасивозвучатэтислова. —Учи тельвыразительночитаетпервуюстроку. Согласные н, л, риповторяющиесягласныею, у, а, япридаютособоемузыкальноезвучаниеэтимсловам. -
Подготовьтесьвыразительночитатьэтислова. Передтемкаквыслушатьчтениеучеников, учительдаетзадание: внимательнопрослушать, какбудетпрочитаноэто предложение, ивысказатьсвоемнение. Обычнодетис вниманиемиинтересомслушаютчтениевызванных, очень требовательнывоценкахчтения. Сготовностьювносятони поправкивчтениесвоихтоварищей, делаютобоснованныезамечания, пороюоченьтонкиеиверные. Выслушав отзывыучениковотом, какбылопрочитанопервоепредложениеикак, поихмнению, надобылобыпрочитатьи почему, учительупражняетдетейввыразительномчтенииэтойфразы. Затемпередученикамиставитсявопрос: -
Какуюгрозулюбитпоэт?
Ответомнапоставленныйвопроспослужитцитированиеследующихтрехстрокпервойстрофы, начинаясо слов,когдавесенний... Подыскиваютсясинонимыкдеепричастиюрезвяся—веселясь, шаля; резвиться—играть, бытьвсевремявдвижении, шалить.
—Окомговорят, чтоонрезвится? (Такговорятодетях, омолодыхлюдях.)
—Почемупоэт, говоряогроме, употребляетсловарезвясяииграя? (Онбылрад, чтопришлавесна. Громгрохочет, апоэтукажется, чтогромрезвится, шалит, играет.)
—Какнадопрочитатьэтистроки? (Громко. Радостно. Весело. Ит.д.)
—Обратитевнимание, какиезвукиповторяютсявсловахпервогочетверостишия. —Ученикиотмечаютповторяющиесясогласные
л, р, стечениесогласныхгр, гласныею, у, а, я.
—Подготовьтесьчитатьпервоечетверостишиерадостно, отчетливо, слегкавыделяяповторяющиесясогласные.
Перваячастьчитаетсяученикамиещеразцеликом. Добиваясьнаиболеесовершенногозвучанияиправильнойинтерпретациичитаемого, учительупражняет детейвчтениипервойстрофы. Затемчитаетсяиразбираетсявтораячасть. Впроцессечтенияобъясняетсясловоперлы(жемчужины, белыешарикиспереливами).
-
Какуюкартинувыпредставляетесебе, читаяэти строки? (Налистьяхкустовидеревьев, натравеблестят каплидождя. Снебападаетдождь. Солнценитизолотит. Ит. д.) -
Какиеэтонити? (Дождьпадает, асолнцеосвещает этотдождь. Дождь, какнитки, тянетсяснеба. Ит.д.) Дети делятсясвоимивоспоминаниями, когдаигдеихзастала гроза, ораскатахгрома, опроливномдожде, орадугена небеидажеодновременнодвух, которыенаблюдалинекоторые, окрасотеожившейпоследождяприродыит.д. Упражняяучениковввыразительномчтениивторойстрофы, учительобращаетвниманиенамузыкальностьи звучностьстиха. Послетогокакученикипоупражняются ввыразительномчтениипервойивторойстрофы, примернотакжечитаетсятретьястрофа. Уточняютсяслова: поток—ручейссильнымтечением, стремительнопадающаявода; гам—нестройныйгулголосов, вторит— одновременнозвучит, повторяет; проворный—быстрый, торопливый; потокнагорный—поток, падающийсгоры, свозвышенности.
Приповторномчтениистихотворенияработанесколькоусложняется. Стихотворениечитаетсявызваннымиученикамицеликом. Учительпривлекаетвниманиедетейк разнообразиюлексическихсредств, спомощьюкоторых поэттакяркоизобразилпервуювесеннююгрозу, выразилсвоичувстваинастроение. Причтенииотдельных частейпоследовательноставятсявопросы, направленныенараскрытиебогатстварусскогоязыка, еговыразительность, ритмичность, благозвучность. Вотпримерные вопросы:
—Какрисуетпоэтпервуювесеннююгрозу?
-
Изкакихсловвидно, чтогрозапервая, радостная молодая? -
Какиезвукиповторяютсявсловахпервойстрофы второй? третьей?
—Почемупоэтподобралименноэтислова?
Подготовкаучениковквыразительномучтению вce