Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тайте слова в кавычках (« »). Что нужно передать го­лосом при их чтении?

Какие слова подсказали вам это? Так и прочи­тайте.

в)найдите восклицательные предложения. Прочи­тайте их и решите, какие слова особенно хочется вы­делить голосом. Подчеркните карандашом. (Например: Как хорошо уметь читать)

г) прочитайте восклицательные предложения, вы­разительно выделяя голосом подчеркнутые слова: хо­рошо, читать, прочти, взять, почитать.

4.Прочитайте все стихотворение выразительно, ста­раясь убедить слушателей в том, о чем написал автор.

Чудо

Ты еще

Не видел

Чуда?

Никогда

Не видел

Чуда?

Вот беда —

Не видел чуда!

Так сходи

И посмотри.

Ты увидишь

Просто чудо,

Удивительное

Чудо:

Там,

Где магазин

«ПОСУДА»,

Возле дома

Номер три,

Сквозь асфальт

У перекрестка

Пробивается Березка.

(Р. Сеф)


  1. Как нужно читать первую часть стихотворения? Прочитайте.

  2. Как нужно читать вторую часть? Прочитайте.

  3. В заключительной части стихотворения нужно сделать длинную психологическую паузу (Психологи­ческая пауза — это «красноречивое», наполненное смыс­лом молчание.) В данном случае психологическая пауза подчеркивает неожиданность концовки. Мы ждем чуда — и вдруг чудом оказывается...

Найдите в тексте место, где нужно сделать пси­хологическую паузу и обозначте ее так: (П).

  1. Можно ли считать березку чудом? Почему?

  2. Прочитайте стихотворение выразительно.


Тренировочные упражнения
После определения задач и средств исполнения учащиеся упражняются в чтении наиболее трудных фрагментов текста. Эти упражнения сопровождаются установкой: попытаемся выполнить эту задачу, попробуем прочитать с нужной инто­
нацией, паузой выделить нужное слово и т.д.

Среди подготовительных упражнений могут иметь место и чисто учебные: прочитать строки с разной громкостью, в разном темпе, и т.д.

Чтение может быть индивидуальным (одним учеником) и хоровым.

Иногда хоровое чтение путают с коллективной деклама­цией. В отличие от хорового чтения, звучащего в унисон, коллективная декламация предполагает исполнение разных фрагментов текста разными чтецами и группами исполните­лей. Это сложно реализовать на уроке в начальной школе. А вот применять хоровое чтение во время урока рекомендуют многие методисты, особенно при выполнении тренировоч­ных упражнений. Заметим, что на уроке можно практико­вать чтение «малых хоров», из пяти—восьми учеников. Важ­но, чтобы тренировочные упражнения сопровождались ана­лизом качества исполнения.


  1. Подберите фрагменты детских произведений, под? ходящие, на ваш взгляд, для хорового исполнения.

  2. Познакомьтесь с методическим материалом и оп ределите, какие виды заданий, упражнений используются в процессе непосредственной подготовки учащих к выразительному чтению стихотворения Ф.И. Тютчва «Весенняя гроза».



Работанадвыразительнымчтениемначинаетсясч нияучителемпервойстрофы.

Какуюкартинурисуетпоэтвэтойчастистихотворения? (Оченьголубоенебо. Светитсолнце. Вдалисиняятуча. Блеститмолния. Ит.д.)

Какимисловамипоэтвыражаетсвоюрадость («Люблюгрозувначалемая».)

  • Послушайте, каккрасивозвучатэтислова. —Учи тельвыразительночитаетпервуюстроку. Согласные н, л, риповторяющиесягласныею, у, а, япридаютособоемузыкальноезвучаниеэтимсловам.

  • Подготовьтесьвыразительночитатьэтислова. Пе­редтемкаквыслушатьчтениеучеников, учительдаетза­дание: внимательнопрослушать, какбудетпрочитаноэто предложение, ивысказатьсвоемнение. Обычнодетис вниманиемиинтересомслушаютчтениевызванных, очень требовательнывоценкахчтения. Сготовностьювносятони поправкивчтениесвоихтоварищей, делаютобоснован­ныезамечания, пороюоченьтонкиеиверные. Выслушав отзывыучениковотом, какбылопрочитанопервоепред­ложениеикак, поихмнению, надобылобыпрочитатьи почему, учительупражняетдетейввыразительномчте­нииэтойфразы. Затемпередученикамиставитсявопрос:

  • Какуюгрозулюбитпоэт?


Ответомнапоставленныйвопроспослужитцитирова­ниеследующихтрехстрокпервойстрофы, начинаясо слов,когдавесенний... Подыскиваютсясинонимыкдееп­ричастиюрезвясявеселясь, шаля; резвитьсяиг­рать, бытьвсевремявдвижении, шалить.

Окомговорят, чтоонрезвится? (Такговорятоде­тях, омолодыхлюдях.)

Почемупоэт, говоряогроме, употребляетсловарез­вясяииграя? (Онбылрад, чтопришлавесна. Громгрохо­чет, апоэтукажется, чтогромрезвится, шалит, играет.)

Какнадопрочитатьэтистроки? (Громко. Радостно. Весело. Ит.д.)

Обратитевнимание, какиезвукиповторяютсявсло­вахпервогочетверостишия. —Ученикиотмечаютповто­ряющиесясогласные
л, р, стечениесогласныхгр, глас­ныею, у, а, я.

Подготовьтесьчитатьпервоечетверостишиера­достно, отчетливо, слегкавыделяяповторяющиесясо­гласные.

Перваячастьчитаетсяученикамиещеразцеликом. Добиваясьнаиболеесовершенногозвучанияипра­вильнойинтерпретациичитаемого, учительупражняет детейвчтениипервойстрофы. Затемчитаетсяиразби­раетсявтораячасть. Впроцессечтенияобъясняетсясло­воперлы(жемчужины, белыешарикиспереливами).

  • Какуюкартинувыпредставляетесебе, читаяэти строки? (Налистьяхкустовидеревьев, натравеблестят каплидождя. Снебападаетдождь. Солнценитизоло­тит. Ит. д.)

  • Какиеэтонити? (Дождьпадает, асолнцеосвещает этотдождь. Дождь, какнитки, тянетсяснеба. Ит.д.) Дети делятсясвоимивоспоминаниями, когдаигдеихзастала гроза, ораскатахгрома, опроливномдожде, орадугена небеидажеодновременнодвух, которыенаблюдалине­которые, окрасотеожившейпоследождяприродыит.д. Упражняяучениковввыразительномчтениивторойстро­фы, учительобращаетвниманиенамузыкальностьи звучностьстиха. Послетогокакученикипоупражняются ввыразительномчтениипервойивторойстрофы, пример­нотакжечитаетсятретьястрофа. Уточняютсяслова: поток—ручейссильнымтечением, стремительнопада­ющаявода; гамнестройныйгулголосов, вторитодновременнозвучит, повторяет; проворный—быстрый, торопливый; потокнагорный—поток, падающийсгоры, свозвышенности.


Приповторномчтениистихотворенияработанесколь­коусложняется. Стихотворениечитаетсявызваннымиуче­никамицеликом. Учительпривлекаетвниманиедетейк разнообразиюлексическихсредств, спомощьюкоторых поэттакяркоизобразилпервуювесеннююгрозу, выра­зилсвоичувстваинастроение. Причтенииотдельных частейпоследовательноставятсявопросы, направлен­ныенараскрытиебогатстварусскогоязыка, еговырази­тельность, ритмичность, благозвучность. Вотпримерные вопросы:

Какрисуетпоэтпервуювесеннююгрозу?

  • Изкакихсловвидно, чтогрозапервая, радостная молодая?

  • Какиезвукиповторяютсявсловахпервойстрофы второй? третьей?

Почемупоэтподобралименноэтислова?

Подготовкаучениковквыразительномучтению вce