Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гостихотворения. Наэтоотводится 23 минуты. Определениевременистимулируетболееинтенсивнуюработу учеников. Взависимостиотиндивидуальныхвозможностейдетивпредоставленноевремяуспевают,прочитав стихотворение 23 раза, некоторыезначительнобольше. Разрешаетсячитатьшепотомиливполголоса.

Индивидуальноечтениевсегостихотворенияявляет сяпроверкойвосприятияипониманиячитаемого. Внача­левызываютчитатьизчислажелающих. Классвнима­тельноследитзачтением. Чтениекаждогополучаетоцен­ку. Обычновконцеурокатретьеклассникинетольковы­разительночитаютстихотворениепокниге, нобольшин­ствоизнихизъявляетжеланиепрочитатьегонаизусть. Вызванные, какправило, читаютвыразительно, судоволь­ствием
, вносявчтениесвоюэмоциональнуюокраску1.
3. Познакомившись с порядком подготовки к вы­разительному чтению произведения, определите, ка­ков будет следующий этап процесса работы над выра­зительностью исполнения.
Действительно, за непосредственной подготовкой следует исполнение произведения учащимися (проба сил), сопровождающееся анализом исполнения.

Обычно после этого детям предлагается дома продолжить работу над выразительным чтением с целью подготовки к следующему уроку.


Соотнесите содержание памятки2 с последователь­ностью работы над выразительным чтением, описан­ной выше, выскажите свое мнение.

_________________________

1Адрианова А. Е. Чтение и заучивание стихотворения Ф. Тют­чева «Весенняя гроза» // Начальная школа. — 1979. — № 4. — С. 33— 34.

2Оморокова М. И. и др. Преодоление трудностей. — М., 1990. — С. 55.



Какподготовитьсяквыразительномучтению

1. Перечитайтекствнимательно. Определисодержа­ние, мысли, чувства, настроениеипереживаниягероев, автора.

  1. Определисвоеотношениексобытиям (героям, опи­саниямкартинприроды).

  2. Мысленнопредставьсебеих.

  3. Реши, чтобудешьсообщатьпричтениислушате­лям, чтоонидолжныпонять (каковатвоязадачачтения).

  4. Продумайвсоответствиисзадачейчтенияивыбе­риинтонационныесредства—тон, темпчтения, пометь паузы, логическиеударения.

  5. Прочитайсначалатекствслухдлясебя. Проверь ещераз, совсемлисогласен. Незабудь, чтотыпроиз­носишьтекстпередслушателямииобщаешьсясними.

  6. Прочитайтекствыразительно.

Начиная с этапа непосредственной подготовки выполне­нию каждого упражнения и заключительному исполнению должен сопутствовать всесторонний
анализ.

Прежде всего учащиеся должны определить:

а) удалось ли чтецу «нарисовать картины», то есть «ви­дел» ли он то, о чем читал или говорил (если «увидели» слушатели, значит, «видел» чтец);

б) достиг ли исполнитель своей цели, то есть создал ли нужное настроение, передал ли отношение автора и свое собственное к картинам, событиям, явлениям;

в) что особенно удалось чтецу, что не получилось.

Если такой анализ регулярно сопровождает чтение уча­щихся, он, безусловно, дает свои плоды: дети учатся наблю­дать за качеством чтения, отмечать достоинства и недостатки в исполнении, а это уже шаг к анализу собственного чтения.

Умно использовать ошибку ученика в процессе анализа, чтобы помочь ему разобраться и научить выразительно чи­тать, — это одна из сторон педагогического мастерства. Хо­рошо, если учитель побуждает к анализу детей, но на пер­вых порах он сам должен давать образцы анализа.

Достоинства и недостатки, выявляемые при чтении уча­щихся, учителю следует классифицировать, выделяя: 1) тех­нические, 2) интонационно-смысловые, 3) образно-эмоцио­нальные.


Сделайте пояснение, раскрыв характер каждой из названных групп ошибок.
К группировке ошибок в выразительности следует при­учать и учащихся. Поначалу нужно облегчить задание, пред­ложив одной части класса делать замечания по произноше­нию, другой — анализировать с точки зрения использования интонационных средств выразительности (логические ударения, паузы), третьей — следить за нюансами в выражении чувств и представлений. При этом нужно стремиться к тому, чтобы замечания были доброжелательными.

Анализ выразительности чтения следует начинать с характеристики достоинств, а потом переходить к недостаткам. Необходимо также объяснять, что и почему нравится или нет. К этому же нужно приучать и детей.


1. Подберите стихотворение, прочитайте, запишите на магнитофон. Прослушайте свое чтение и составьте письменный отзыв об исполнении, опираясь на примерный план для анализа выразительности чтения
1.

  1. Правильно ли раскрыта читающим идея произ ведения?

  2. Верно ли переданы образы?

  3. Выделены ли основные элементы сюжета?

  4. Передано ли читающим свое отношение к описываемому в произведении?

  5. Проведено ли деление произведения на части?

  6. Точно ли передана мысль каждой части?

______________________

1 Дмитриева Е. Д. Практикум по выразительному чтению. М., 1981. -С. 37- 38.


  1. Сделаны ли паузы между частями?

  2. Правильно ли расставлены логические ударения и паузы?

  3. Выдержан ли темп?

  1. Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса?

  2. Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?

  3. Были ли допущены орфоэпические ошибки? Ка­кие?

  4. Было ли правильным дыхание?

  5. Достаточно ли выразительны были поза, жесты и мимика?

  6. Осуществлялось ли общение с аудиторией?

16) Какова оказалась сила воздействия чтения на слушателей?

Связно составленная по предложенным вопросам оценка чтения явится развернутым отзывом на него.

2.Прослушайте, как ваш товарищ читает стихотво­рение и квалифицированно оцените его исполнение.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ