Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гостихотворения. Наэтоотводится 2—3 минуты. Определениевременистимулируетболееинтенсивнуюработу учеников. Взависимостиотиндивидуальныхвозможностейдетивпредоставленноевремяуспевают,прочитав стихотворение 2—3 раза, некоторыезначительнобольше. Разрешаетсячитатьшепотомиливполголоса.
Индивидуальноечтениевсегостихотворенияявляет сяпроверкойвосприятияипониманиячитаемого. Вначалевызываютчитатьизчислажелающих. Классвнимательноследитзачтением. Чтениекаждогополучаетоценку. Обычновконцеурокатретьеклассникинетольковыразительночитаютстихотворениепокниге, нобольшинствоизнихизъявляетжеланиепрочитатьегонаизусть. Вызванные, какправило, читаютвыразительно, судовольствием
, вносявчтениесвоюэмоциональнуюокраску1.
3. Познакомившись с порядком подготовки к выразительному чтению произведения, определите, каков будет следующий этап процесса работы над выразительностью исполнения.
Действительно, за непосредственной подготовкой следует исполнение произведения учащимися (проба сил), сопровождающееся анализом исполнения.
Обычно после этого детям предлагается дома продолжить работу над выразительным чтением с целью подготовки к следующему уроку.
Соотнесите содержание памятки2 с последовательностью работы над выразительным чтением, описанной выше, выскажите свое мнение.
_________________________
1Адрианова А. Е. Чтение и заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза» // Начальная школа. — 1979. — № 4. — С. 33— 34.
2Оморокова М. И. и др. Преодоление трудностей. — М., 1990. — С. 55.
Какподготовитьсяквыразительномучтению
1. Перечитайтекствнимательно. Определисодержание, мысли, чувства, настроениеипереживаниягероев, автора.
Начиная с этапа непосредственной подготовки выполнению каждого упражнения и заключительному исполнению должен сопутствовать всесторонний
анализ.
Прежде всего учащиеся должны определить:
а) удалось ли чтецу «нарисовать картины», то есть «видел» ли он то, о чем читал или говорил (если «увидели» слушатели, значит, «видел» чтец);
б) достиг ли исполнитель своей цели, то есть создал ли нужное настроение, передал ли отношение автора и свое собственное к картинам, событиям, явлениям;
в) что особенно удалось чтецу, что не получилось.
Если такой анализ регулярно сопровождает чтение учащихся, он, безусловно, дает свои плоды: дети учатся наблюдать за качеством чтения, отмечать достоинства и недостатки в исполнении, а это уже шаг к анализу собственного чтения.
Умно использовать ошибку ученика в процессе анализа, чтобы помочь ему разобраться и научить выразительно читать, — это одна из сторон педагогического мастерства. Хорошо, если учитель побуждает к анализу детей, но на первых порах он сам должен давать образцы анализа.
Достоинства и недостатки, выявляемые при чтении учащихся, учителю следует классифицировать, выделяя: 1) технические, 2) интонационно-смысловые, 3) образно-эмоциональные.
Сделайте пояснение, раскрыв характер каждой из названных групп ошибок.
К группировке ошибок в выразительности следует приучать и учащихся. Поначалу нужно облегчить задание, предложив одной части класса делать замечания по произношению, другой — анализировать с точки зрения использования интонационных средств выразительности (логические ударения, паузы), третьей — следить за нюансами в выражении чувств и представлений. При этом нужно стремиться к тому, чтобы замечания были доброжелательными.
Анализ выразительности чтения следует начинать с характеристики достоинств, а потом переходить к недостаткам. Необходимо также объяснять, что и почему нравится или нет. К этому же нужно приучать и детей.
1. Подберите стихотворение, прочитайте, запишите на магнитофон. Прослушайте свое чтение и составьте письменный отзыв об исполнении, опираясь на примерный план для анализа выразительности чтения
1.
______________________
1 Дмитриева Е. Д. Практикум по выразительному чтению. М., 1981. -С. 37- 38.
16) Какова оказалась сила воздействия чтения на слушателей?
Связно составленная по предложенным вопросам оценка чтения явится развернутым отзывом на него.
2.Прослушайте, как ваш товарищ читает стихотворение и квалифицированно оцените его исполнение.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ
Индивидуальноечтениевсегостихотворенияявляет сяпроверкойвосприятияипониманиячитаемого. Вначалевызываютчитатьизчислажелающих. Классвнимательноследитзачтением. Чтениекаждогополучаетоценку. Обычновконцеурокатретьеклассникинетольковыразительночитаютстихотворениепокниге, нобольшинствоизнихизъявляетжеланиепрочитатьегонаизусть. Вызванные, какправило, читаютвыразительно, судовольствием
, вносявчтениесвоюэмоциональнуюокраску1.
3. Познакомившись с порядком подготовки к выразительному чтению произведения, определите, каков будет следующий этап процесса работы над выразительностью исполнения.
Действительно, за непосредственной подготовкой следует исполнение произведения учащимися (проба сил), сопровождающееся анализом исполнения.
Обычно после этого детям предлагается дома продолжить работу над выразительным чтением с целью подготовки к следующему уроку.
Соотнесите содержание памятки2 с последовательностью работы над выразительным чтением, описанной выше, выскажите свое мнение.
_________________________
1Адрианова А. Е. Чтение и заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза» // Начальная школа. — 1979. — № 4. — С. 33— 34.
2Оморокова М. И. и др. Преодоление трудностей. — М., 1990. — С. 55.
Какподготовитьсяквыразительномучтению
1. Перечитайтекствнимательно. Определисодержание, мысли, чувства, настроениеипереживаниягероев, автора.
-
Определисвоеотношениексобытиям (героям, описаниямкартинприроды). -
Мысленнопредставьсебеих. -
Реши, чтобудешьсообщатьпричтениислушателям, чтоонидолжныпонять (каковатвоязадачачтения). -
Продумайвсоответствиисзадачейчтенияивыбериинтонационныесредства—тон, темпчтения, пометь паузы, логическиеударения. -
Прочитайсначалатекствслухдлясебя. Проверь ещераз, совсемлисогласен. Незабудь, чтотыпроизносишьтекстпередслушателямииобщаешьсясними. -
Прочитайтекствыразительно.
Начиная с этапа непосредственной подготовки выполнению каждого упражнения и заключительному исполнению должен сопутствовать всесторонний
анализ.
Прежде всего учащиеся должны определить:
а) удалось ли чтецу «нарисовать картины», то есть «видел» ли он то, о чем читал или говорил (если «увидели» слушатели, значит, «видел» чтец);
б) достиг ли исполнитель своей цели, то есть создал ли нужное настроение, передал ли отношение автора и свое собственное к картинам, событиям, явлениям;
в) что особенно удалось чтецу, что не получилось.
Если такой анализ регулярно сопровождает чтение учащихся, он, безусловно, дает свои плоды: дети учатся наблюдать за качеством чтения, отмечать достоинства и недостатки в исполнении, а это уже шаг к анализу собственного чтения.
Умно использовать ошибку ученика в процессе анализа, чтобы помочь ему разобраться и научить выразительно читать, — это одна из сторон педагогического мастерства. Хорошо, если учитель побуждает к анализу детей, но на первых порах он сам должен давать образцы анализа.
Достоинства и недостатки, выявляемые при чтении учащихся, учителю следует классифицировать, выделяя: 1) технические, 2) интонационно-смысловые, 3) образно-эмоциональные.
Сделайте пояснение, раскрыв характер каждой из названных групп ошибок.
К группировке ошибок в выразительности следует приучать и учащихся. Поначалу нужно облегчить задание, предложив одной части класса делать замечания по произношению, другой — анализировать с точки зрения использования интонационных средств выразительности (логические ударения, паузы), третьей — следить за нюансами в выражении чувств и представлений. При этом нужно стремиться к тому, чтобы замечания были доброжелательными.
Анализ выразительности чтения следует начинать с характеристики достоинств, а потом переходить к недостаткам. Необходимо также объяснять, что и почему нравится или нет. К этому же нужно приучать и детей.
1. Подберите стихотворение, прочитайте, запишите на магнитофон. Прослушайте свое чтение и составьте письменный отзыв об исполнении, опираясь на примерный план для анализа выразительности чтения
1.
-
Правильно ли раскрыта читающим идея произ ведения? -
Верно ли переданы образы? -
Выделены ли основные элементы сюжета? -
Передано ли читающим свое отношение к описываемому в произведении? -
Проведено ли деление произведения на части? -
Точно ли передана мысль каждой части?
______________________
1 Дмитриева Е. Д. Практикум по выразительному чтению. М., 1981. -С. 37- 38.
-
Сделаны ли паузы между частями? -
Правильно ли расставлены логические ударения и паузы? -
Выдержан ли темп?
-
Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса? -
Достаточно ли ясно и четко прочитан текст? -
Были ли допущены орфоэпические ошибки? Какие? -
Было ли правильным дыхание? -
Достаточно ли выразительны были поза, жесты и мимика? -
Осуществлялось ли общение с аудиторией?
16) Какова оказалась сила воздействия чтения на слушателей?
Связно составленная по предложенным вопросам оценка чтения явится развернутым отзывом на него.
2.Прослушайте, как ваш товарищ читает стихотворение и квалифицированно оцените его исполнение.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ