Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 199
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р. Р. и др. Выразительное чтение, практикум. — М., 1980. - С. 125.
2)К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
(И.А. Крылов. Мартышка и очки)
3)Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
(И. А. Крылов. Чиж и голубь)
4)«Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!»
( . А. Крылов. Стрекоза и Муравей)
Наличие морали облегчает чтецу определение исполнительской задачи. Однако другая особенность басни — аллегоричность — усложняет ее исполнение. Перед чтецом встает вопрос о том, какой образ следует представлять — тот, который рисует автор, или тот, который подразумевается. Опытный исполнитель будет видеть и тот, и другой, однако учителю при чтении детям целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором, например Лисы, Вороны, Волка. Ягненка и т.д. Если у исполнителя при чтении не получится яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому особое внимание нужно уделить передаче образов, характеров персонажей.
«... У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер, — писал В.Г. Белинский, — и проказница-мартышка...; и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная...; лев — грозно могучий, величественно страшный»1. Это облегчает читающему представление каждого действующего лица, а следовательно, и его выражение.
_________________________
1Белинский В. Г. Басни Ивана Крылова // Поли. собр. соч. — М., 1954. - С. 149.
Итак, определить характер и суть словесного действия басенных персонажей нетрудно. Характеры однозначны, а их действия определенны и прямолинейны.
________________________
1 Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. — М., 1958. - С. 173.
2 Звучащее слово. Сост. Н.А. Бендер. — М., 1969. — С. 79.
3 Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению. — М., 1976. - С. 35.
4 Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. — С. 82.
5 Язовицкий Е.В. Выразительное чтение басен И.А. Крылова // Выразительное чтение. — М., 1963. — С. 73.
Безусловно, речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ.
Другое дело, когда басня читается по ролям. В этом случае исполнитель каждой роли перевоплощается в свой образ, обращается не к слушателям, а к партнерам, воздействует на них. При чтении по ролям непосредственное воздействие на слушателей осуществляет только тот, кто читает
за автора-рассказчика.
При выразительном чтении и при чтении по ролям нужно стремиться к целесообразному использованию не только интонации, но и неязыковых средств. Как и во всем, здесь нужно соблюдать меру.
В школьной практике имеют место случаи, когда исполнитель, изображая персонаж, в буквальном смысле щелкает зубами («Волк на псарне»), становится на четвереньки и начинает хрюкать («Свинья под дубом») и т.п. Не следует переигрывать, утрировать. Нужно выбирать лишь те средства выразительности, которые не отвлекают от смысла басни, а помогают раскрыть его, и пользоваться ими нужно в той мере, которую подсказывает специфика басенного жанра. Конечно, если басню представить в драматургической форме, здесь будут действовать свои законы, однако при этом велика опасность впасть в пародийность.
«Дальше идет повествовательная часть. Читается тоном обстоятельного, неторопливого, с паузами средней продолжительности рассказа. Высота и сила голоса средние.
___________________________
1 См.: Литература в школе. — 1956. — № 6. — С. 69.
Ягненок(пауза) вжаркийдень(пауза) зашелкручью напиться. Инадобнож (пауза, далеечитатьповышенным тономдосады, какбынеожиданноогорчившиськакой-нибудьнеприятностью, бедой)
бедеслучиться,
Чтооколотехмест(пауза) голодный(пауза) рыскал (пауза)
Волк. (!)
(Слово«волк»прочитатьсповышеннымударением.)
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит (дальшечитатьгрубымтоном, какговорили раньшегрубыеначальникисосвоимислабыми, беззащитнымиподчиненными):
«Как (?) смеешь ты, наглец (!), нечистым рылом здесь чистое мутить питье
Мое (слово«мое»надопроизнестиповышенноивыделитьпаузамисобеихсторон)
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову (!) с тебя сорву (продолжительнаяпауза, дальшесловаЯгненкапрочитатьробкимголосом, чутьне заикающимся)».
3. Сопоставьте свое мнение (см. предыдущее задание) с позицией Е.С. Язовицкого: «Этот разбор представляет собой образец чисто механической подсказки, «натаскивания», мешающего правдивому, образно-эмоциональному чтению <...>
Такого рода советы и разборы, если и привлекают внимание учителя, то только смущают и запутывают
его. Желая применить их к чтению басен Крылова, он будет безуспешно отыскивать не свойственный своему голосу «жесткий, пониженный тембр», безнадежно тянуть гласные звуки, подчеркивать слова механическим «нажимом голоса», ломать себе голову над воспроизведением грубого тона, которым «говорили раньше грубые начальники», жалостливо заикаться и произносить слова морали «сквозь зубы»1.
___________________________
1 Язовицкий Е. В. Выразительное чтение. — М., 1963. — С. 68, 69.
7. Определите, достаточна ли, на ваш взгляд, подготовка детей к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Муравей и Голубка». Мнение аргументируйте.
Дети впервые встречаются с басней как жанром при чтении произведений по теме «Что такое хорошо и что такое плохо»: читается басня Л.Н. Толстого «Муравей и Голубка».
Сначала детально разбирается прямой смысл басни, выявляется нравоучение (вывод из басни). Для осмысления нравоучительного содержания учитель пользуется вопросом «чему учит басня?» (термин «нравоучение» не употребляется).
Раскрытие второго смысла (аллегории) подается примерно таким образом
2)К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
(И.А. Крылов. Мартышка и очки)
3)Вперед чужой беде не смейся, Голубок.
(И. А. Крылов. Чиж и голубь)
4)«Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!»
( . А. Крылов. Стрекоза и Муравей)
Наличие морали облегчает чтецу определение исполнительской задачи. Однако другая особенность басни — аллегоричность — усложняет ее исполнение. Перед чтецом встает вопрос о том, какой образ следует представлять — тот, который рисует автор, или тот, который подразумевается. Опытный исполнитель будет видеть и тот, и другой, однако учителю при чтении детям целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором, например Лисы, Вороны, Волка. Ягненка и т.д. Если у исполнителя при чтении не получится яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому особое внимание нужно уделить передаче образов, характеров персонажей.
«... У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер, — писал В.Г. Белинский, — и проказница-мартышка...; и лисица у него везде хитрая, уклончивая, бессовестная...; лев — грозно могучий, величественно страшный»1. Это облегчает читающему представление каждого действующего лица, а следовательно, и его выражение.
_________________________
1Белинский В. Г. Басни Ивана Крылова // Поли. собр. соч. — М., 1954. - С. 149.
Итак, определить характер и суть словесного действия басенных персонажей нетрудно. Характеры однозначны, а их действия определенны и прямолинейны.
-
Какова цель Лисы (И.А. Крылов. Ворона и Лисица)? Как лисица действует для ее достижения? Определите исполнительскую задачу. Прочитайте соответствующие строки басни, стремясь к передаче словесного действия Лисы. -
Ознакомьтесь с предлагаемыми ниже цитатами, определите свое отношение к исполнению прямой речи персонажей.
-
«... Излишнее оживление речи персонажа может привести к искажению той лукавой интонации рассказчика, на которой как раз и зиждется основной художественный эффект басни»1. -
«Басни требуют от чтеца смелого, характерного показа образов, с яркой передачей их интонации, манеры речи, поведения»2. -
«Известно, что чтецу увлекаться изображением животных нельзя, так как это приводит к актерскому разыгрыванию по ролям и автор-рассказчик почти совсем исчезает, что нарушает целостность басни и может исказить ее смысл»3. -
«Исполнитель басни впадает в банальность и в том случае, если старается перевоплотиться в образы-персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Хороший исполнитель всегда остается рассказчиком, который как будто наблюдает поведение персонажей со стороны. Однако исполнитель — не безразличный наблюдатель. И это находит отражение в его интонации»4. -
«... В большинстве случаев именно разоблачительный характер исполнения речи и поступков действующих лиц служит наиболее полному раскрытию идейного содержания, сатирической направленности басни»5.
________________________
1 Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. — М., 1958. - С. 173.
2 Звучащее слово. Сост. Н.А. Бендер. — М., 1969. — С. 79.
3 Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению. — М., 1976. - С. 35.
4 Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. — С. 82.
5 Язовицкий Е.В. Выразительное чтение басен И.А. Крылова // Выразительное чтение. — М., 1963. — С. 73.
Безусловно, речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ.
Другое дело, когда басня читается по ролям. В этом случае исполнитель каждой роли перевоплощается в свой образ, обращается не к слушателям, а к партнерам, воздействует на них. При чтении по ролям непосредственное воздействие на слушателей осуществляет только тот, кто читает
за автора-рассказчика.
При выразительном чтении и при чтении по ролям нужно стремиться к целесообразному использованию не только интонации, но и неязыковых средств. Как и во всем, здесь нужно соблюдать меру.
В школьной практике имеют место случаи, когда исполнитель, изображая персонаж, в буквальном смысле щелкает зубами («Волк на псарне»), становится на четвереньки и начинает хрюкать («Свинья под дубом») и т.п. Не следует переигрывать, утрировать. Нужно выбирать лишь те средства выразительности, которые не отвлекают от смысла басни, а помогают раскрыть его, и пользоваться ими нужно в той мере, которую подсказывает специфика басенного жанра. Конечно, если басню представить в драматургической форме, здесь будут действовать свои законы, однако при этом велика опасность впасть в пародийность.
-
Подберите магнитофонную запись (или грампластинку) с исполнением одной из басен И.А. Крылова мастером художественного слова и проанализируйте чтение с точки зрения рекомендаций, высказанных в настоящем пособии. -
Выскажите свое мнение о методических материалах (подготовка учителя к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок»)1.
«Дальше идет повествовательная часть. Читается тоном обстоятельного, неторопливого, с паузами средней продолжительности рассказа. Высота и сила голоса средние.
___________________________
1 См.: Литература в школе. — 1956. — № 6. — С. 69.
Ягненок(пауза) вжаркийдень(пауза) зашелкручью напиться. Инадобнож (пауза, далеечитатьповышенным тономдосады, какбынеожиданноогорчившиськакой-нибудьнеприятностью, бедой)
бедеслучиться,
Чтооколотехмест(пауза) голодный(пауза) рыскал (пауза)
Волк. (!)
(Слово«волк»прочитатьсповышеннымударением.)
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит (дальшечитатьгрубымтоном, какговорили раньшегрубыеначальникисосвоимислабыми, беззащитнымиподчиненными):
«Как (?) смеешь ты, наглец (!), нечистым рылом здесь чистое мутить питье
Мое (слово«мое»надопроизнестиповышенноивыделитьпаузамисобеихсторон)
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову (!) с тебя сорву (продолжительнаяпауза, дальшесловаЯгненкапрочитатьробкимголосом, чутьне заикающимся)».
3. Сопоставьте свое мнение (см. предыдущее задание) с позицией Е.С. Язовицкого: «Этот разбор представляет собой образец чисто механической подсказки, «натаскивания», мешающего правдивому, образно-эмоциональному чтению <...>
Такого рода советы и разборы, если и привлекают внимание учителя, то только смущают и запутывают
его. Желая применить их к чтению басен Крылова, он будет безуспешно отыскивать не свойственный своему голосу «жесткий, пониженный тембр», безнадежно тянуть гласные звуки, подчеркивать слова механическим «нажимом голоса», ломать себе голову над воспроизведением грубого тона, которым «говорили раньше грубые начальники», жалостливо заикаться и произносить слова морали «сквозь зубы»1.
___________________________
1 Язовицкий Е. В. Выразительное чтение. — М., 1963. — С. 68, 69.
-
Подготовьтесь к выразительному чтению басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», запишите на магнитофон. Прослушайте запись и оцените собственное чтение. -
Произведите исполнительский анализ одной из басен И.А. Крылова с целью подготовки к ее выразительному чтению. Прочитайте текст вслух. -
Подготовьтесь с товарищами к чтению по ролям басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок».
7. Определите, достаточна ли, на ваш взгляд, подготовка детей к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Муравей и Голубка». Мнение аргументируйте.
Дети впервые встречаются с басней как жанром при чтении произведений по теме «Что такое хорошо и что такое плохо»: читается басня Л.Н. Толстого «Муравей и Голубка».
Сначала детально разбирается прямой смысл басни, выявляется нравоучение (вывод из басни). Для осмысления нравоучительного содержания учитель пользуется вопросом «чему учит басня?» (термин «нравоучение» не употребляется).
Раскрытие второго смысла (аллегории) подается примерно таким образом