Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учительпомогаетимвэтом, обращаетвниманиедетейнаначалосказки, наабзац, начинающийсясослов: «Ахнулаона...»Детичитаютпоследнююфразуэтого абзаца: «Самавиновата, самаинайтибратцадолжна».
-
КакМашаисправиласвоюошибку? Почемуей этоудалось? (Всепомогалией.) АсамаМашакакая была? (Добрая, смелая, находчивая, любилабратца, хотелаегоспасти.) -
Прочитайтепословицу, написаннуюнадоске. («Умелошибиться, умейиисправиться»). КаквыэтупословицуможетеприменитькМаше? (Машаошибласьи самаисправилась.)
—Сейчасдавайтепрочитаемвыразительноотрывок изсказки, гдеМашаспасаетбратца (с. 106). Намтоже хочетсяпомочьМаше. МыволнуемсязанееизаВанюшу. Когдадействиеразвиваетсябыстро, ускоряйтечтение. Где
надопосмыслу, повышайтеипонижайтеголос.
_________________________________________
1 Автор цитируемого фрагмента использует более сложную систему разметки текста, чем та, что предложена в данном пособии. В этой партитуре вы встретите новые для вас обозначения. Ударение фразовое — ударное слово подчеркивается пунктиром (логическое — одной чертой); психологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением.
Паузы обозначаются так: короткая — вертикальным пунктиром ( ), средняя — одной вертикальной чертой (|), длительная — двумя вертикальными чертами (||). Слитное произношение обозначается дугой над словами.
Длячтениявызываютсясначалахорошочитающие учащиеся, таккакотрывокчитаетсявбыстромтемпе.
Учительисправляетчтениедетей, делаяуказанияна ситуациюречи, например: здесьвамстрашнозаМашу, вытакичитайте, показывайтеэто. Обращения: речка, речка; гуси-лебеди; яблонька, яблонькаидругиепроизносятсябезпаузназапятых, чтообозначенодугойнад строчкой.
Наследующемурокеоченьважносоздатьтакие
ситуацииречи, чтобыподготовленноерассказываниесказки звучалонепринужденно, свободно. Дляэтоговданном случаеможнопредложитьдетям:
— Представьте, чтовырассказываетеэтусказку младшемубратишкеилисестренке. Рассказывайтетак, чтобывашимслушателямбылоинтересно. Вспомните, чтосказкунечитают, нерассказывают, асказывают («скоросказкасказывается, данескороделоделается»)1.
___________________________________
1 Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. — М., 1981. — С. 103 — 106.
БАСНЯ
0 значении выразительного чтения басен для школьников писала М.А. Рыбникова: «Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций»1.
Содержательное и жанровое содержание басни определяет особенности ее чтения. Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имели место. По словам Е.В. Язовицкого, «исполнитель басен — не оратор, не актер, а человек, образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный, поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали»2.
С.Т. Аксаков свидетельствует о том, «...как читает, или, лучше, рассказывает басни свои Крылов: это неподражаемая простота и естественность»3.
Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение пред полагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.
Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл (за редким исключением) сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произведения.
1. Сопоставьте различные точки зрения на вопрос! об исполнении морали в басне, определите свою позицию.
«Моралистическая тенденция басни требует от исполнителя четкого и ясного ответа на вопрос: зачем я читаю, что я хочу сказать своим исполнением? Поэтому установление конкретной целенаправленности является одним из главнейших принципов исполнения басенного текста. «Хочу заклеймить бездельника»,
_______________________
1 Рыбникова М.И. Очерки по методике литературного чтения. - М, 1963. - С. 156.
2
Язовицкий Е. В. Выразительное чтение басен И.А. Крылова // Выразительное чтение. — М., 1963. — С. 70.
3Аксаков СТ. Собр. соч. — М., 1955. — Т. 2. - С. 330.
-
«Хочу обличить клеветника», «Хочу разоблачить коварный замысел врага», — говорит себе читающий и этой четкой целеустремленности подчиняет все детали и все особенности своего исполнения»1. -
«Если даже мораль басни следует читать простодушно, незлобиво, с оттенком легкой шутки и добродушной насмешки, на которую нельзя обидеться, то тем более это нужно сказать об исполнении основного текста басни»2.
-
«Известная вещь, насколько надо быть осторожным и даже щепетильным в деле поучения, чтобы не заставить поучаемых соскучиться. Поэтому, в интересах автора и проводимой им идеи, «мораль» басни следует читать возможно мягче, т.е. легко и даже игриво...»3. -
«Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако никогда не следует им навязывать мораль и читать нарочито серьезно. Она всегда должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию»4.
Так какое же чтение морали басни вы считаете более приемлемым в наше время — с пафосным обличением или с лукавым поучением? Зависит ли это от уклона конкретной басни в сторону сатиры или юмора? А от личности исполнителя?
2. Подготовьтесь к чтению морали, проверив на практике свои выводы по предыдущему заданию.
1)Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(И. А. Крылов. Ворона и Лисица)
_________________________
1 Язовицкий Е. В. Выразительное чтение басен И.А. Крылова // Выразительное чтение. — М, 1963. — С. 70.
2 Суренский В. Как читать басни Крылова. — М., 1944. — С. 8.
3 Озаровский Ю. Музыка живого слова. — Спб., 1914. — С. 170.
4 Майман