Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учительпомогаетимвэтом, обращаетвниманиеде­тейнаначалосказки, наабзац, начинающийсясослов: «Ахнулаона...»Детичитаютпоследнююфразуэтого абзаца: «Самавиновата, самаинайтибратцадолжна».

  • КакМашаисправиласвоюошибку? Почемуей этоудалось? (Всепомогалией.) АсамаМашакакая была? (Добрая, смелая, находчивая, любилабратца, хотелаегоспасти.)

  • Прочитайтепословицу, написаннуюнадоске. («Умелошибиться, умейиисправиться»). Каквыэтупо­словицуможетеприменитькМаше? (Машаошибласьи самаисправилась.)

Сейчасдавайтепрочитаемвыразительноотрывок изсказки, гдеМашаспасаетбратца (с. 106). Намтоже хочетсяпомочьМаше. МыволнуемсязанееизаВаню­шу. Когдадействиеразвиваетсябыстро, ускоряйтечте­ние. Где
надопосмыслу, повышайтеипонижайтеголос.




_________________________________________

1 Автор цитируемого фрагмента использует более сложную систему разметки текста, чем та, что предложена в данном пособии. В этой парти­туре вы встретите новые для вас обозначения. Ударение фразовое — удар­ное слово подчеркивается пунктиром (логическое — одной чертой); пси­хологическое обозначается буквой [П] перед словом или предложением.

Паузы обозначаются так: короткая — вертикальным пунктиром ( ), средняя — одной вертикальной чертой (|), длительная — двумя верти­кальными чертами (||). Слитное произношение обозначается дугой над словами.



Длячтениявызываютсясначалахорошочитающие учащиеся, таккакотрывокчитаетсявбыстромтемпе.

Учительисправляетчтениедетей, делаяуказанияна ситуациюречи, например: здесьвамстрашнозаМашу, вытакичитайте, показывайтеэто. Обращения: речка, речка; гуси-лебеди; яблонька, яблонькаидругиепроиз­носятсябезпаузназапятых, чтообозначенодугойнад строчкой.

Наследующемурокеоченьважносоздатьтакие

си­туацииречи, чтобыподготовленноерассказываниесказки звучалонепринужденно, свободно. Дляэтоговданном случаеможнопредложитьдетям:

Представьте, чтовырассказываетеэтусказку младшемубратишкеилисестренке. Рассказывайтетак, чтобывашимслушателямбылоинтересно. Вспомните, чтосказкунечитают, нерассказывают, асказывают («ско­росказкасказывается, данескороделоделается»)1.


___________________________________

1 Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению млад­ших школьников. — М., 1981. — С. 103 — 106.


БАСНЯ

0 значении выразительного чтения басен для школьни­ков писала М.А. Рыбникова: «Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций»1.

Содержательное и жанровое содержание басни определяет особенности ее чтения. Исполнение басни предполагает есте­ственный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосред­ственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имели место. По словам Е.В. Язовицкого, «исполнитель басен — не оратор, не актер, а человек, образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный, поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали»2.

С.Т. Аксаков свидетельствует о том, «...как читает, или, лучше, рассказывает басни свои Крылов: это неподражаемая простота и естественность»3.

Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение пред полагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.

Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл (за редким исключением) сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произведения.


1. Сопоставьте различные точки зрения на вопрос! об исполнении морали в басне, определите свою по­зицию.

«Моралистическая тенденция басни требует от исполнителя четкого и ясного ответа на вопрос: зачем я читаю, что я хочу сказать своим исполнением? По­этому установление конкретной целенаправленности является одним из главнейших принципов исполне­ния басенного текста. «Хочу заклеймить бездельника»,

_______________________

1 Рыбникова М.И. Очерки по методике литературного чте­ния. - М, 1963. - С. 156.

2
Язовицкий Е. В. Выразительное чтение басен И.А. Крыло­ва // Выразительное чтение. — М., 1963. — С. 70.

3Аксаков СТ. Собр. соч. — М., 1955. — Т. 2. - С. 330.


  1. «Хочу обличить клеветника», «Хочу разоблачить ко­варный замысел врага», — говорит себе читающий и этой четкой целеустремленности подчиняет все детали и все особенности своего исполнения»1.

  2. «Если даже мораль басни следует читать просто­душно, незлобиво, с оттенком легкой шутки и добро­душной насмешки, на которую нельзя обидеться, то тем более это нужно сказать об исполнении основного текста басни»2.

  1. «Известная вещь, насколько надо быть осторож­ным и даже щепетильным в деле поучения, чтобы не заставить поучаемых соскучиться. Поэтому, в интересах автора и проводимой им идеи, «мораль» басни следует читать возможно мягче, т.е. легко и даже игриво...»3.

  2. «Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Од­нако никогда не следует им навязывать мораль и чи­тать нарочито серьезно. Она всегда должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию»4.

Так какое же чтение морали басни вы считаете бо­лее приемлемым в наше время — с пафосным обличе­нием или с лукавым поучением? Зависит ли это от уклона конкретной басни в сторону сатиры или юмо­ра? А от личности исполнителя?

2. Подготовьтесь к чтению морали, проверив на практике свои выводы по предыдущему заданию.

1)Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(И. А. Крылов. Ворона и Лисица)

_________________________

1 Язовицкий Е. В. Выразительное чтение басен И.А. Кры­лова // Выразительное чтение. — М, 1963. — С. 70.

2 Суренский В. Как читать басни Крылова. — М., 1944. — С. 8.

3 Озаровский Ю. Музыка живого слова. — Спб., 1914. — С. 170.

4 Майман