Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 201

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Определите методическую цель следующих уп­ражнений1. На выработку каких качеств голоса они направлены?

Какие из заданий можно использовать в работе с детьми? Какие — нет? Мнение аргументируйте.
1)Прочитайтестихотворныйтекстмедленно, плав­но, постепеннопонижаявысотуголоса, нонеумень­шаягромкости. Проследитезатем, чтобынижняяче­люстьопускаласьсвободно, повсейдлине, т.е. чтобы междуверхнимиинижнимикореннымизубамивсегда оставалсяпромежуток.

Слегкаприжмителадонькверхнейчастигрудной клетки. Вовремячтениядолжнаощущатьсявибрация, распространяющаясявнизотгортани. Спомощьюладо­нипроследитетакжеизатем, чтобыверхняя (ключич­ная) частьгруднойклеткинеопускалась, несжималась. Делайтевдохтолькопередначаломновойстрокиирас­ходуйтенабранныйвоздухэкономно.

Преждечемначинатьчтение, проверьте, ненапряже­нылиувасруки, плечи, шея
.

«Аквалангист»

Чтобовладетьгруднымрегистром,

Ястановлюсь«аквалангистом».

Всенижеопускаюсь!

Ниже!..


_________________

1 Задания для индивидуальной самостоятельной работы студентов по дисциплинам филологического цикла. — М., 1988. — С. 25—26.


Адноморское

ближе,ближе!..

Ивотужвцарствеяподводном!

Хоть«погрузился»глубоко,

Ноголосомгрудным, свободным

Распоряжаюсьялегко.

Чтобовладетьгруднымрегистром,

Полезностать«аквалангистом».

(3. Савкова)

2)Прочитайтестихотворение, мысленнопредстав­ляя, чтовысидитевсамолете, которыйстремительно поднимаетсявверх: высмотритеизиллюминаторана землюивасохватываетрадостноечувствополета. Го­лосвашпостепенноповышается, нонеусиливается, а становитсязвонче, легче, мелодичнее.

Плечии

рукисвободноопущены, груднаяклеткараз­вернута, спинавыпрямлена.
Белокрылыймощный«ТУ»

Набираетвысоту.

Онлетитвсевыше, выше...

Превратилисьвточкикрыши.

Вотужеонвышетуч...
Атеперь—межоблаками

Вдругударилсолнцалуч!

Голубойпросторнаднами.

Выше, вышемчится«ТУ»,

Покоряявысоту... щ

(3. Савкова)

3) Прочитайтестихотворение, внимательноприслуши­ваяськизменениямвокраскеголосаприпереходеиз одногорегистравдругой. Неторопитесь, следитезадик­циейиплавнымдыханием.

«Колокола»

Вгрудномрегистре

Чтозагром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

Авсреднемгул

Нацелыйдом:

Бим-бом! Бим-бом
!
Вотвголовном

Чистейшийзвон:

Динь-дон! Динь-дон!

Ивсезвенит,

Гудитимвтон.

Бум-бом! Динь-дон!

Бум-бом! Динь-дон!

(3. Савкова)

  1. Имитацияколокольногозвона. Сочетаниебим-бом произноситсянаразличныхрегистрахсзаданнымиивыб­раннымитонами.

  2. «Прыжоквводу». Произносястрокистихотворения, вы«пробегаете»отнизкоготонадовысокогоиобратно.



Вотоборот!

взлетаю. И

Какптица, я вниз

Прыжок! стрелой.

взбегаю. Скрываюсь

ялегко быстро

Навышку под водой.

Работу над голосом нужно начать в период обучения гра­моте (совместно с постановкой правильного дыхания). Учи­тель должен постоянно следить за процессом дыхания чита­ющего ученика, приучая к глубокому вдоху на точках, к добору воздуха на коротких паузах. На основе правильного дыхания полезно упражняться в хоровом чтении разной громкости, скорости и высоты звучания. При этом учитель регулирует произнесение движением руки.

В первом классе дети часто читают тихо, ниже средней силы своего голоса. Следует добиваться нормального зву­чания голоса ученика при чтении и всех его высказывани­ях. Для этого учитель может использовать следующий при­ем. Он отходит подальше от читающего (говорящего) и го­ворит: «Мне не слышно».


Обычно ученики плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Сделать это можно таким образом. Ученика просят тихо прочитать четыре строч­ки стихотворения или отрывка прозы. Затем предлагают прочитать еще тише, потом шепотом, но так, чтобы было слышно всему классу. После этого учитель просит прочи­тать то же самое громко, затем еще громче. И только в завершение предлагается читать так, как «хочется голосу» ученика. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, уча­щийся находит среднее звучание своего голоса1.
____________________

1См.: Каноныкин Н. П., Щербакова Н. А. Методика русского языка в начальной школе. — Л., 1941. — С. 112



Какие упражнения для развития голоса вам запом­нились более всего? Какие из них вы хотели бы ис­пользовать:

а)для тренировки собственного голоса;

б)для работы с учащимися?