Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Определите методическую цель следующих упражнений1. На выработку каких качеств голоса они направлены?
Какие из заданий можно использовать в работе с детьми? Какие — нет? Мнение аргументируйте.
1)Прочитайтестихотворныйтекстмедленно, плавно, постепеннопонижаявысотуголоса, нонеуменьшаягромкости. Проследитезатем, чтобынижняячелюстьопускаласьсвободно, повсейдлине, т.е. чтобы междуверхнимиинижнимикореннымизубамивсегда оставалсяпромежуток.
Слегкаприжмителадонькверхнейчастигрудной клетки. Вовремячтениядолжнаощущатьсявибрация, распространяющаясявнизотгортани. Спомощьюладонипроследитетакжеизатем, чтобыверхняя (ключичная) частьгруднойклеткинеопускалась, несжималась. Делайтевдохтолькопередначаломновойстрокиирасходуйтенабранныйвоздухэкономно.
Преждечемначинатьчтение, проверьте, ненапряженылиувасруки, плечи, шея
.
«Аквалангист»
Чтобовладетьгруднымрегистром,
Ястановлюсь«аквалангистом».
Всенижеопускаюсь!
Ниже!..
_________________
1 Задания для индивидуальной самостоятельной работы студентов по дисциплинам филологического цикла. — М., 1988. — С. 25—26.
Адноморское
ближе,ближе!..
Ивотужвцарствеяподводном!
Хоть«погрузился»глубоко,
Ноголосомгрудным, свободным
Распоряжаюсьялегко.
Чтобовладетьгруднымрегистром,
Полезностать«аквалангистом».
(3. Савкова)
2)Прочитайтестихотворение, мысленнопредставляя, чтовысидитевсамолете, которыйстремительно поднимаетсявверх: высмотритеизиллюминаторана землюивасохватываетрадостноечувствополета. Голосвашпостепенноповышается, нонеусиливается, а становитсязвонче, легче, мелодичнее.
Плечии
рукисвободноопущены, груднаяклеткаразвернута, спинавыпрямлена.
Белокрылыймощный«ТУ»
Набираетвысоту.
Онлетитвсевыше, выше...
Превратилисьвточкикрыши.
Вотужеонвышетуч...
Атеперь—межоблаками…
Вдругударилсолнцалуч!
Голубойпросторнаднами.
Выше, вышемчится«ТУ»,
Покоряявысоту... щ
(3. Савкова)
3) Прочитайтестихотворение, внимательноприслушиваяськизменениямвокраскеголосаприпереходеиз одногорегистравдругой. Неторопитесь, следитезадикциейиплавнымдыханием.
«Колокола»
Вгрудномрегистре
Чтозагром?
Бум! Бом!
Бум! Бом!
Авсреднем—гул
Нацелыйдом:
Бим-бом! Бим-бом
!
Вотвголовном
Чистейшийзвон:
Динь-дон! Динь-дон!
Ивсезвенит,
Гудитимвтон.
Бум-бом! Динь-дон!
Бум-бом! Динь-дон!
(3. Савкова)
-
Имитацияколокольногозвона. Сочетаниебим-бом произноситсянаразличныхрегистрахсзаданнымиивыбраннымитонами. -
«Прыжоквводу». Произносястрокистихотворения, вы«пробегаете»отнизкоготонадовысокогоиобратно.
Вотоборот!
взлетаю. И
Какптица, я вниз
Прыжок! стрелой.
взбегаю. Скрываюсь
ялегко быстро
Навышку под водой.
Работу над голосом нужно начать в период обучения грамоте (совместно с постановкой правильного дыхания). Учитель должен постоянно следить за процессом дыхания читающего ученика, приучая к глубокому вдоху на точках, к добору воздуха на коротких паузах. На основе правильного дыхания полезно упражняться в хоровом чтении разной громкости, скорости и высоты звучания. При этом учитель регулирует произнесение движением руки.
В первом классе дети часто читают тихо, ниже средней силы своего голоса. Следует добиваться нормального звучания голоса ученика при чтении и всех его высказываниях. Для этого учитель может использовать следующий прием. Он отходит подальше от читающего (говорящего) и говорит: «Мне не слышно».
Обычно ученики плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Сделать это можно таким образом. Ученика просят тихо прочитать четыре строчки стихотворения или отрывка прозы. Затем предлагают прочитать еще тише, потом шепотом, но так, чтобы было слышно всему классу. После этого учитель просит прочитать то же самое громко, затем еще громче. И только в завершение предлагается читать так, как «хочется голосу» ученика. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, учащийся находит среднее звучание своего голоса1.
____________________
1См.: Каноныкин Н. П., Щербакова Н. А. Методика русского языка в начальной школе. — Л., 1941. — С. 112
Какие упражнения для развития голоса вам запомнились более всего? Какие из них вы хотели бы использовать:
а)для тренировки собственного голоса;
б)для работы с учащимися?