Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

а)—Язычоксиделвсвоемдомике. Емуоченьхоте­лосьнаучитьсяпетьпесенкусамолета. Онулыбнулся, показалвсезубки (показучителем, повтордетьми), ши­рокооткрылдомик, включилголос, быстроподбросил хвостиккверхнейдверкеипустилхолодныйветерок. Язычокзапел«р-р-р-р»ипочувствовал, чтоунегозад­рожалхвостик (показ). Язычокподставилбумажкуисно­вазапел: «р-р-р-р». Бумажкаотклонилась (показ). Язы­чокрадостнозапел: «р-р-р-р». Споемвместепесенку самолета: «р-р-р-р!» (Можнокоротко, см. п. 3.)

б)—Укогодомаестьщенок? Акаконрычит? (Р-р-р-р.)

в) Поработаем язычком: кончик упирается в верх­ние зубки,
ротик широко раскрыт, язычок дрожит, когда произносим звук[р-р-р]. Произнесем.

  1. Произношение звука: а) [р] твердо: ра, ры, ар, ор, ир, гра, тро, ара; б) [р'] мягко: ри, рё, ря, ре, рю.

  2. Узнавание звука в словах.

Дети, я назову слова (или покажу картинки), а вы узнайте слова со звуками [р] [р'], поднимите руку (или хлопайте), потом хором скажем это слово (слова: рама, окно, Рита, рот, зубы, рука, река, нога, рыба, окунь, рис, гора, ворона, репа, ворота, сыр, сад, пар, забор, моряк).

5) Шутки-чистоговорки:

Ря-ря-ря синиеморя; рю-рю-рю репуяварю; арь-арь-арьновыйбукварь; ри-ри-ригорятфона­ри; ре-ре-ресанкинагоре; орь-орь-орьу Андрю-шикорь; ра-ра-ра высокаягора; ро-ро-ро новое перо

; ру-ру-рукозагрызеткору; ры-ры-рыле­тяткомары; ар-ар-ар летиткомар; ор-ор-ор у Ромытопор; ур-ур-ур негониткури т.д.

Закрепление звуков [р], [р'] в ответах на вопросы:

Где растут морковь, помидоры, огурцы? Чем рубят дрова? Чем мы пишем? Чем мы рисуем? Чем мы рас­крашиваем картинки? Где идет пароход? Где купаются дети?

Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Роет землю старый крот, разрывает огород. Проворонила во­рона вороненка. В декабре, в декабре вся деревня в се­ребре.

Образец работы над дифференциацией зву­ков [л] — [р], [л'] — [р'] (букварь, с. 48—49).

1. Выделение звуков [р] [л].

—Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. («Л-л-л».) А теперь вспомним песен­ку мотора. («Р-р-р».)

— Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки [л], [л
'], [р], [р']. Слова: рама, лампа, репа, лодка, лук, руки, Лена, рак, лак, рыба, люк, лыжи, палка, парта, ребенок, топор, пол, пар, подвал.

2.Шутки-чистоговорки: Ло-ол-ор—у Ромытопор; ло-ло-ро—у меняперо; ал-ал-ар— в банепар; ал-ар-алтемныйподвал; ри-ри-рикупилисухари; ли-ли-лимыулицумели; ре-ре-реметельвянваре; леле-ле — катались на осле.

3. Работа над предложением.

Дети, послушайте предложения и запомните:

Суп надо солить. На пол не надо сорить.

А теперь я начну предложения, а вы закончите. Отвечает тот, до кого я дотронусь: Суп надо... На пол не надо... (Также прорабатываем предложения: Коле купи­ли лыжи. Наш кот рыжий. Мама жарит. Пчела жалит. В пруду рак. В бутылке лак.)

4. Скороговорки.

  1. Журавли курлычат: курлы, курлы, курлы. А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы.

  2. Орел на горе, перо на орле.

  3. Апрель! Апрель! Во дворе звенит капель.

5. Определение слов со звуками [л] — [л'], [р] — [р'] в тексте.

Дети, послушайте рассказы. Потом будете назы­вать слова с теми звуками, которые я укажу.
Лыжи
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Кла­ве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
Верный друг
Рома и его собака Трезор — большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома ку­пался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал то­нуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и выта­щил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды свое­го друга.

(После чтения всего рассказа учитель читает по од­ному предложению, дети называют слова, а в них за­данные звуки.)


  1. На основе анализа, приведенного выше фрагмен­та статьи, придумайте одно-два задания для исправле­ния других согласных звуков: [ш], [ж], [ц].


Орфоэпия


  1. Что такое орфоэпия?

  2. Для чего нужно соблюдать нормы литературного произношения?


Неправильные ударения в словах, фонетические откло­нения от общепринятых норм произношения являются гру­быми нарушениями правильности речи, без которой не­возможна выразительность.



1.Пользуясь данными лингвистики о нормах литературного произношения, объясните явление ре­дукции, аккомодации, оглушения. Приведите примеры.

2.Определите место ударения в словах. Если затруд­няетесь — воспользуйтесь словарем.

Алфавит, строчная (буква), задали, поняла, повторим, свекла, щавель, портфель, документ, красивее, начался, до­суг, столяр, ремень, мусоропровод, цепочка, звонят.

З. Определите методическую цель специально подо­бранных стихотворений для проведения упражнения типа «Доскажи словечко».






Могут ли дети при выполнении этого упражнения произнести договариваемое слово с неверным ударе­нием? Почему? Нужно ли заучивать подобные стихот­ворные отрывки наизусть? Для чего?

  1. О других упражнениях, направленных на работу над ударением, вы узнаете из статьи А.А. Бондаренко «Гостья или хозяйка? О воспитании культуры произношения». (Начальная школа. — 1991. — № 6. — С. 18— 22.) Познакомьтесь с ней, зафиксируйте в своей ме­тодической картотеке.

  2. Определите методическую цель следующих уп­ражнений.




  1. Дети читают с доски слова, в которых «опасные» места подчеркнуты или выделены цветным мелом: чтобы, счастье, красивее, моего, круг, улыбаться...

  2. Параллельное применение двух видов чтения: орфографического и орфоэпического. Детям предлага­ется прочитать предложение дважды: сначала так, как пишем, второй раз так, как говорим.