Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
а)—Язычоксиделвсвоемдомике. Емуоченьхотелосьнаучитьсяпетьпесенкусамолета. Онулыбнулся, показалвсезубки (показучителем, повтордетьми), широкооткрылдомик, включилголос, быстроподбросил хвостиккверхнейдверкеипустилхолодныйветерок. Язычокзапел«р-р-р-р»ипочувствовал, чтоунегозадрожалхвостик (показ). Язычокподставилбумажкуисновазапел: «р-р-р-р». Бумажкаотклонилась (показ). Язычокрадостнозапел: «р-р-р-р». Споемвместепесенку самолета: «р-р-р-р!» (Можнокоротко, см. п. 3.)
б)—Укогодомаестьщенок? Акаконрычит? (Р-р-р-р.)
в) — Поработаем язычком: кончик упирается в верхние зубки,
ротик широко раскрыт, язычок дрожит, когда произносим звук[р-р-р]. Произнесем.
— Дети, я назову слова (или покажу картинки), а вы узнайте слова со звуками [р] [р'], поднимите руку (или хлопайте), потом хором скажем это слово (слова: рама, окно, Рита, рот, зубы, рука, река, нога, рыба, окунь, рис, гора, ворона, репа, ворота, сыр, сад, пар, забор, моряк).
5) Шутки-чистоговорки:
Ря-ря-ря— синиеморя; рю-рю-рю— репуяварю; арь-арь-арь—новыйбукварь; ри-ри-ри—горятфонари; ре-ре-ре— санкинагоре; орь-орь-орь— у Андрю-шикорь; ра-ра-ра— высокаягора; ро-ро-ро— новое перо
; ру-ру-ру— козагрызеткору; ры-ры-ры— летяткомары; ар-ар-ар— летиткомар; ор-ор-ор— у Ромытопор; ур-ур-ур— негониткури т.д.
Закрепление звуков [р], [р'] в ответах на вопросы:
— Где растут морковь, помидоры, огурцы? Чем рубят дрова? Чем мы пишем? Чем мы рисуем? Чем мы раскрашиваем картинки? Где идет пароход? Где купаются дети?
Скороговорки:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Роет землю старый крот, разрывает огород. Проворонила ворона вороненка. В декабре, в декабре вся деревня в серебре.
Образец работы над дифференциацией звуков [л] — [р], [л'] — [р'] (букварь, с. 48—49).
1. Выделение звуков [р] — [л].
—Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. («Л-л-л».) А теперь вспомним песенку мотора. («Р-р-р».)
— Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки [л], [л
'], [р], [р']. Слова: рама, лампа, репа, лодка, лук, руки, Лена, рак, лак, рыба, люк, лыжи, палка, парта, ребенок, топор, пол, пар, подвал.
2.Шутки-чистоговорки: Ло-ол-ор—у Ромытопор; ло-ло-ро—у меняперо; ал-ал-ар— в банепар; ал-ар-ал—темныйподвал; ри-ри-ри—купилисухари; ли-ли-ли—мыулицумели; ре-ре-ре—метельвянваре; леле-ле — катались на осле.
3. Работа над предложением.
—Дети, послушайте предложения и запомните:
Суп надо солить. На пол не надо сорить.
— А теперь я начну предложения, а вы закончите. Отвечает тот, до кого я дотронусь: Суп надо... На пол не надо... (Также прорабатываем предложения: Коле купили лыжи. Наш кот рыжий. Мама жарит. Пчела жалит. В пруду рак. В бутылке лак.)
4. Скороговорки.
5. Определение слов со звуками [л] — [л'], [р] — [р'] в тексте.
—Дети, послушайте рассказы. Потом будете называть слова с теми звуками, которые я укажу.
Лыжи
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
Верный друг
Рома и его собака Трезор — большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
(После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.)
Орфоэпия
Неправильные ударения в словах, фонетические отклонения от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность.
1.Пользуясь данными лингвистики о нормах литературного произношения, объясните явление редукции, аккомодации, оглушения. Приведите примеры.
2.Определите место ударения в словах. Если затрудняетесь — воспользуйтесь словарем.
Алфавит, строчная (буква), задали, поняла, повторим, свекла, щавель, портфель, документ, красивее, начался, досуг, столяр, ремень, мусоропровод, цепочка, звонят.
З. Определите методическую цель специально подобранных стихотворений для проведения упражнения типа «Доскажи словечко».
Могут ли дети при выполнении этого упражнения произнести договариваемое слово с неверным ударением? Почему? Нужно ли заучивать подобные стихотворные отрывки наизусть? Для чего?
а)—Язычоксиделвсвоемдомике. Емуоченьхотелосьнаучитьсяпетьпесенкусамолета. Онулыбнулся, показалвсезубки (показучителем, повтордетьми), широкооткрылдомик, включилголос, быстроподбросил хвостиккверхнейдверкеипустилхолодныйветерок. Язычокзапел«р-р-р-р»ипочувствовал, чтоунегозадрожалхвостик (показ). Язычокподставилбумажкуисновазапел: «р-р-р-р». Бумажкаотклонилась (показ). Язычокрадостнозапел: «р-р-р-р». Споемвместепесенку самолета: «р-р-р-р!» (Можнокоротко, см. п. 3.)
б)—Укогодомаестьщенок? Акаконрычит? (Р-р-р-р.)
в) — Поработаем язычком: кончик упирается в верхние зубки,
ротик широко раскрыт, язычок дрожит, когда произносим звук[р-р-р]. Произнесем.
-
Произношение звука: а) [р] — твердо: ра, ры, ар, ор, ир, гра, тро, ара; б) [р'] — мягко: ри, рё, ря, ре, рю. -
Узнавание звука в словах.
— Дети, я назову слова (или покажу картинки), а вы узнайте слова со звуками [р] [р'], поднимите руку (или хлопайте), потом хором скажем это слово (слова: рама, окно, Рита, рот, зубы, рука, река, нога, рыба, окунь, рис, гора, ворона, репа, ворота, сыр, сад, пар, забор, моряк).
5) Шутки-чистоговорки:
Ря-ря-ря— синиеморя; рю-рю-рю— репуяварю; арь-арь-арь—новыйбукварь; ри-ри-ри—горятфонари; ре-ре-ре— санкинагоре; орь-орь-орь— у Андрю-шикорь; ра-ра-ра— высокаягора; ро-ро-ро— новое перо
; ру-ру-ру— козагрызеткору; ры-ры-ры— летяткомары; ар-ар-ар— летиткомар; ор-ор-ор— у Ромытопор; ур-ур-ур— негониткури т.д.
Закрепление звуков [р], [р'] в ответах на вопросы:
— Где растут морковь, помидоры, огурцы? Чем рубят дрова? Чем мы пишем? Чем мы рисуем? Чем мы раскрашиваем картинки? Где идет пароход? Где купаются дети?
Скороговорки:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Роет землю старый крот, разрывает огород. Проворонила ворона вороненка. В декабре, в декабре вся деревня в серебре.
Образец работы над дифференциацией звуков [л] — [р], [л'] — [р'] (букварь, с. 48—49).
1. Выделение звуков [р] — [л].
—Дети, вспомните, как Язычок поет твердую песенку индюка, повторим. («Л-л-л».) А теперь вспомним песенку мотора. («Р-р-р».)
— Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звуки [л], [л
'], [р], [р']. Слова: рама, лампа, репа, лодка, лук, руки, Лена, рак, лак, рыба, люк, лыжи, палка, парта, ребенок, топор, пол, пар, подвал.
2.Шутки-чистоговорки: Ло-ол-ор—у Ромытопор; ло-ло-ро—у меняперо; ал-ал-ар— в банепар; ал-ар-ал—темныйподвал; ри-ри-ри—купилисухари; ли-ли-ли—мыулицумели; ре-ре-ре—метельвянваре; леле-ле — катались на осле.
3. Работа над предложением.
—Дети, послушайте предложения и запомните:
Суп надо солить. На пол не надо сорить.
— А теперь я начну предложения, а вы закончите. Отвечает тот, до кого я дотронусь: Суп надо... На пол не надо... (Также прорабатываем предложения: Коле купили лыжи. Наш кот рыжий. Мама жарит. Пчела жалит. В пруду рак. В бутылке лак.)
4. Скороговорки.
-
Журавли курлычат: курлы, курлы, курлы. А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. -
Орел на горе, перо на орле.
-
Апрель! Апрель! Во дворе звенит капель.
5. Определение слов со звуками [л] — [л'], [р] — [р'] в тексте.
—Дети, послушайте рассказы. Потом будете называть слова с теми звуками, которые я укажу.
Лыжи
Была зима. Выпало много снега. Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клава каталась на лыжах. Ей было весело.
Верный друг
Рома и его собака Трезор — большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке. Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в воду и вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
(После чтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называют слова, а в них заданные звуки.)
-
На основе анализа, приведенного выше фрагмента статьи, придумайте одно-два задания для исправления других согласных звуков: [ш], [ж], [ц].
Орфоэпия
-
Что такое орфоэпия? -
Для чего нужно соблюдать нормы литературного произношения?
Неправильные ударения в словах, фонетические отклонения от общепринятых норм произношения являются грубыми нарушениями правильности речи, без которой невозможна выразительность.
1.Пользуясь данными лингвистики о нормах литературного произношения, объясните явление редукции, аккомодации, оглушения. Приведите примеры.
2.Определите место ударения в словах. Если затрудняетесь — воспользуйтесь словарем.
Алфавит, строчная (буква), задали, поняла, повторим, свекла, щавель, портфель, документ, красивее, начался, досуг, столяр, ремень, мусоропровод, цепочка, звонят.
З. Определите методическую цель специально подобранных стихотворений для проведения упражнения типа «Доскажи словечко».
Могут ли дети при выполнении этого упражнения произнести договариваемое слово с неверным ударением? Почему? Нужно ли заучивать подобные стихотворные отрывки наизусть? Для чего?
-
О других упражнениях, направленных на работу над ударением, вы узнаете из статьи А.А. Бондаренко «Гостья или хозяйка? О воспитании культуры произношения». (Начальная школа. — 1991. — № 6. — С. 18— 22.) Познакомьтесь с ней, зафиксируйте в своей методической картотеке. -
Определите методическую цель следующих упражнений.
-
Дети читают с доски слова, в которых «опасные» места подчеркнуты или выделены цветным мелом: чтобы, счастье, красивее, моего, круг, улыбаться... -
Параллельное применение двух видов чтения: орфографического и орфоэпического. Детям предлагается прочитать предложение дважды: сначала так, как пишем, второй раз так, как говорим.