Файл: Программа Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дикция
По мнению Б.А. Буяльского, первое требование, которое предъявляется языку — средству общения, — понятность. Дикционная нечеткость, неясное или неправильное произношение звуков или заглатывание их затемняет либо извращает смысл. Имеются в виду не дефекты речи (это забота логопедов), а дикционная неряшливость, в результате которой совершенно одинаково звучат слова: «тройка» — «стройка», «каска»—«сказка», «хлопать»—«слопать», «сломать» —«взломать», «течение» — «стечение», «вскрыть» — «скрыть», «скрытый» — «скрытный»)1.
Хорошая дикция — одно из важнейших качеств речи преподавателя, тем более учителя начальной школы. Условием четкой, ясной дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики. Эти упражнения выполняются индивидуально, перед зеркалом.
_________________
1Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. - С. 17.
1.Познакомьтесь с упражнениями артикуляционной гимнастики. Выберите те из них, в которых вы, по вашему мнению, нуждаетесь (отбираются упражнения, активно тренирующие наименее развитые органы артикуляции):
Какие из перечисленных выше упражнений годятся для работы с младшими школьниками?
2.Выполните упражнения на произнесение отдельных звуков и звукосочетаний.
Гласные звуки
Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:
Прямые слоги
К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:
Слоги произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с ускорением тихо, громче, громко.
Слоги с более сложными сочетаниями звуков
а) би-би-бип
бэ-бэ-бэп
ба-ба-бап
бо-бо-боп и т.д.
б)бим-бем-бам-бом-бум-бам
лир-лер-лар-лор-лур-лыр и т.д.
Скороговорки
«Скороговорку, — учил К.С. Станиславский, — надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе»1.
Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчеркнуто четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, тихо, громче и, наконец, громко и быстро.
Если произношение какого-либо звука дается с трудом, нужно упражняться на специально подобранных скороговорках (небольших отрывках), в которых этот звук часто повторяется.
Ткет ткач ткань.
Проворонила ворона вороненка.
Осип охрип, Архип осип.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Все бобры добры для своих бобрят.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У бычка бела губа была тупа.
____________________
1 Станиславский К. С. Работа актера над собой. — Ч. II// Собр. соч.: В 8 т. - М., 1955. - Т. 3. - С. 174.
Вы слыхали про покупку?
Всех скороговорок не перескороговоришь, не пере-выскороговоришь.
2. Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением, например: удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т.д.
К нескольким из перечисленных выше скороговорок подберите соответствующие их содержанию цели чтения. Потренируйтесь в их произнесении, выполняя разные исполнительские задачи.
Небольшие тексты
Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно, активно артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчетливо, ритмично.
1. Прочитайте, выполняя рекомендации, данные выше.
1)Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К.Д. Бальмонт)
2)Рубанокжелтые игрушки!
в руки — А если
работа другая:нужен шар нам
сучки, закорюкикруглый очень,
рубанком стругаем. на станке токарном
Хороши стружки, — круглое точим.
(В. В. Маяковский)
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И как волчата, галчата молчат.
(М. Бородицкая)
Подберите скороговорки и литературные тексты (отрывки) для работы с учащимися над звуками: р, л, с-ш, б-п.Расположите их по степени трудности, помня о том, что для упражнений с детьми следует сначала подбирать короткие и простые, а затем более длинные и сложные дидактические материалы.
Более подробно остановимся на вопросах организации работы над дикцией младших школьников. Эта работа начинается с первых уроков обучения грамоте, и в основе ее лежит формирование у детей речевого слуха.
Познакомьтесь с разновидностями речевого слуха и определите, развитие какого вида слуха необходимо прежде всего для тренировки дикции.
5) Чувство ритма — ощущение системы ударений в речи, ее темпоритмического рисунка1.
Существует много упражнений для формирования фонематического слуха. Они являются частью преподавания русского языка, и поэтому приводить их в данной книге нецелесообразно.
_______________________
1 См.: Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М., 1970.
Образецлогопедическойработынадзвуками [р], [р'] — (можноиспользоватьс. 43 букваряпризакреплениизвуков [р], [р']).
1)Подготовительнаяработа. Знакомствосозвуком. Рассказ«Самолеты».
«Юринпапаработалнасевере. Однаждыпапаприлетелнасамолетевгости. Юрасмамойпоехалинааэродромвстречатьпапу. Когдасамолетсталспускаться, Юрауслышалшуммотора: «р-р-р-р». Новотсамолет остановился. Юринпапавышел. Юрапобежалкнему. ПодорогедомойЮравспоминал, какгудитмоторсамолета, иповторял: «р-р-р-р».
— Ребята, какгудитмоторсамолета? (Сначаладети отвечаютотдельно, затемвсевместехором.)
2)Артикуляциязвука
-
Как вы считаете, какое значение для выразительности чтения имеет хорошая дикция? -
В главе «Основные положения системы К.С. Станиславского» найдите высказывание К.С.Станиславского, имеющее отношение к дикции. Перечитайте его.
По мнению Б.А. Буяльского, первое требование, которое предъявляется языку — средству общения, — понятность. Дикционная нечеткость, неясное или неправильное произношение звуков или заглатывание их затемняет либо извращает смысл. Имеются в виду не дефекты речи (это забота логопедов), а дикционная неряшливость, в результате которой совершенно одинаково звучат слова: «тройка» — «стройка», «каска»—«сказка», «хлопать»—«слопать», «сломать» —«взломать», «течение» — «стечение», «вскрыть» — «скрыть», «скрытый» — «скрытный»)1.
Хорошая дикция — одно из важнейших качеств речи преподавателя, тем более учителя начальной школы. Условием четкой, ясной дикции является правильная артикуляция, обеспечивающая упругое движение органов речи. Поэтому работу над дикцией рекомендуется начинать с артикуляционной гимнастики. Эти упражнения выполняются индивидуально, перед зеркалом.
_________________
1Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. - С. 17.
1.Познакомьтесь с упражнениями артикуляционной гимнастики. Выберите те из них, в которых вы, по вашему мнению, нуждаетесь (отбираются упражнения, активно тренирующие наименее развитые органы артикуляции):
-
открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, затем опустить вниз; -
открыть рот, кончик языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево и кругом; -
и.п. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Упражнение повторяется 3—4 раза. Вариантом этого упражнения являются круговые движения «пятачка» вправо, вниз, влево, вверх; -
нижнюю челюсть опустить вниз, сдвинуть вправо, затем влево, сделать круговой поворот; -
нижнюю челюсть выдвинуть вперед, затем вернуть в исходное положение.
Какие из перечисленных выше упражнений годятся для работы с младшими школьниками?
2.Выполните упражнения на произнесение отдельных звуков и звукосочетаний.
Гласные звуки
Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко звуки:
Прямые слоги
К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:
Слоги произносятся на выдохе с активной артикуляцией сначала беззвучно, затем с ускорением тихо, громче, громко.
Слоги с более сложными сочетаниями звуков
а) би-би-бип
бэ-бэ-бэп
ба-ба-бап
бо-бо-боп и т.д.
б)бим-бем-бам-бом-бум-бам
лир-лер-лар-лор-лур-лыр и т.д.
Скороговорки
«Скороговорку, — учил К.С. Станиславский, — надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе»1.
Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчеркнуто четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, тихо, громче и, наконец, громко и быстро.
Если произношение какого-либо звука дается с трудом, нужно упражняться на специально подобранных скороговорках (небольших отрывках), в которых этот звук часто повторяется.
-
Читайте скороговорки по приведенным выше правилам. Следите за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.
Ткет ткач ткань.
Проворонила ворона вороненка.
Осип охрип, Архип осип.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Все бобры добры для своих бобрят.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
У бычка бела губа была тупа.
____________________
1 Станиславский К. С. Работа актера над собой. — Ч. II// Собр. соч.: В 8 т. - М., 1955. - Т. 3. - С. 174.
Вы слыхали про покупку?
-
Про какую про покупку? -
Про покупку, про покупку, -
Про покупочку мою.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не пере-выскороговоришь.
2. Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением, например: удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т.д.
К нескольким из перечисленных выше скороговорок подберите соответствующие их содержанию цели чтения. Потренируйтесь в их произнесении, выполняя разные исполнительские задачи.
Небольшие тексты
Небольшие тексты (отрывки из них), сложные с точки зрения произнесения, сначала нужно читать беззвучно, активно артикулируя. Затем шепотом, после этого громко, отчетливо, ритмично.
1. Прочитайте, выполняя рекомендации, данные выше.
1)Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К.Д. Бальмонт)
2)Рубанокжелтые игрушки!
в руки — А если
работа другая:нужен шар нам
сучки, закорюкикруглый очень,
рубанком стругаем. на станке токарном
Хороши стружки, — круглое точим.
(В. В. Маяковский)
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И как волчата, галчата молчат.
(М. Бородицкая)
-
Определите, отработке произношения каких звуков поможет чтение приведенных выше текстов и отрывков. -
Проанализируйте, какие из перечисленных выше упражнений можно использовать в начальной школе. В какой форме — индивидуального или хорового произнесения? Возможно ли их чередование?
Подберите скороговорки и литературные тексты (отрывки) для работы с учащимися над звуками: р, л, с-ш, б-п.Расположите их по степени трудности, помня о том, что для упражнений с детьми следует сначала подбирать короткие и простые, а затем более длинные и сложные дидактические материалы.
Более подробно остановимся на вопросах организации работы над дикцией младших школьников. Эта работа начинается с первых уроков обучения грамоте, и в основе ее лежит формирование у детей речевого слуха.
Познакомьтесь с разновидностями речевого слуха и определите, развитие какого вида слуха необходимо прежде всего для тренировки дикции.
-
Физическийслухребенка—усвоениегромкостии силызвука. -
Звуковысотныйслух—ощущениеразнойвысоты речевойинтонации. -
Тембровыйслух—ощущениеречевоготембра (эмоциональногооттенкавысказывания). -
Фонематическийслух—различениефонем (основныхзвуков) иихоттенков.
5) Чувство ритма — ощущение системы ударений в речи, ее темпоритмического рисунка1.
Существует много упражнений для формирования фонематического слуха. Они являются частью преподавания русского языка, и поэтому приводить их в данной книге нецелесообразно.
-
Занесите в методическую картотеку, найдите и изучите статью: (Д о н и к а В.Ф. Методические разработки к теме «Логопедическая работа при обучении грамоте» // Начальная школа. — 1990. — № 7. — С. 63-64.) -
Прочитайте фрагмент названной статьи, выделите последовательность этапов работы над произношением согласного звука.
_______________________
1 См.: Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М., 1970.
Образецлогопедическойработынадзвуками [р], [р'] — (можноиспользоватьс. 43 букваряпризакреплениизвуков [р], [р']).
1)Подготовительнаяработа. Знакомствосозвуком. Рассказ«Самолеты».
«Юринпапаработалнасевере. Однаждыпапаприлетелнасамолетевгости. Юрасмамойпоехалинааэродромвстречатьпапу. Когдасамолетсталспускаться, Юрауслышалшуммотора: «р-р-р-р». Новотсамолет остановился. Юринпапавышел. Юрапобежалкнему. ПодорогедомойЮравспоминал, какгудитмоторсамолета, иповторял: «р-р-р-р».
— Ребята, какгудитмоторсамолета? (Сначаладети отвечаютотдельно, затемвсевместехором.)
2)Артикуляциязвука