Файл: Анализ и оценка качества депозитного портфеля банка (на примере пао Сбербанк России).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 325
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты депозитной политики коммерческого банка
1.1. Понятие, сущность и принципы депозитной политики коммерческого банка
1.2. Механизм формирования и инструменты депозитной политики коммерческого банка
1.3. Показатели и методы оценки эффективности депозитной политики коммерческого банка
Глава 2. Анализ депозитной политики ПАО «Сбербанк России»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»
2.2. Анализ структуры депозитов и депозитных операций банка
2.3. Оценка эффективности депозитной политики банка
Глава 3. Пути совершенствования депозитной политики ПАО «Сбербанк России»
3.1. Мероприятия по улучшению депозитной политики ПАО «Сбербанк России»
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КОНСОЛДИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КОНСОЛДИДИРОВАННЫЙ ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе экономического развития формирование ресурсной базы отечественных банков имеет большое значение для их эффективной деятельности. Наличие достаточного объема финансовых ресурсов позволяет осуществлять активные операции с целью получения максимального уровня прибыли и диверсификации рисков. Важным источником формирования ресурсной базы банков являются депозитные операции, сущность которых заключается в привлечении временно свободных средств клиентов (предприятий и населения) в банковскую систему.
Результатом проведения депозитных операций является получение банками и их клиентами определенных преимуществ. Так, размещение денежных средств в депозиты для клиентов банка дает возможность: получать стабильный доход в национальной и иностранной валюте в виде процентов в течение срока размещения вклада; увеличивать сумму своих сбережений за счет процентного дохода; минимизировать риски потери средств и т.п.
Для банков привлечение временно свободных средств в депозиты способствует: повышению ликвидности банковского учреждения; увеличению объемов активных операций и формирования их эффективной структуры; ускорению безналичных расчетов; уменьшению стоимости ресурсов по сравнению с межбанковскими кредитами.
Специфичность депозитных операций заключается в определяющей роли клиента банка, который самостоятельно принимает решение относительно вида и величины депозитного вклада. Другими словами, именно клиент решает, какую долю своих доходов он может направить на сбережения. Исходя из этого, для каждого банка весьма важно разработать и реализовать рациональную депозитную политику. Все вышеизложенное предопределяет актуальность темы работы.
Цель работы – анализ и оценка качества депозитного портфеля банка (на примере ПАО «Сбербанк России»).
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты депозитной политики коммерческого банка;
- провести анализ депозитной политики ПАО «Сбербанк России»;
- рассмотреть пути совершенствования депозитной политики коммерческого банка.
Предметом работы является депозитная политика ПАО «Сбербанк России».
Объектом работы является ПАО «Сбербанк России».
Изучению проблем, связанных с управлением депозитной политикой коммерческих банков, посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на трудах которых базируется выполненное исследование. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, обусловленные содержанием работ по управлению депозитной политикой коммерческих банков. В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Белоглазова Г.Н., Лаврушин О.И., Русанов Ю.Ю. и др.
При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные Интернет-ресурсов.
Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются степень ее разработанности, объект, предмет, цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основы.
В первой главе изучаются теоретические аспекты депозитной политики коммерческого банка, в частности, рассматривается понятие, сущность и принципы депозитной политики коммерческого банка, механизм формирования и инструменты депозитной политики коммерческого банка, показатели и методы оценки эффективности депозитной политики коммерческого банка.
Во второй главе производится анализ депозитной политики ПАО «Сбербанк России».
В третьей главе рассматриваются пути совершенствования депозитной политики коммерческого банка.
В заключении работы сделаны выводы по теме исследования, а также даны рекомендации научно-практического характера.
Глава 1. Теоретические аспекты депозитной политики коммерческого банка
1.1. Понятие, сущность и принципы депозитной политики коммерческого банка
Благоприятное формирование и действенное функционирование коммерческого банка нельзя обеспечить без основательно проработанной и экономически обоснованной депозитной политики, учитывающей специфику деятельности самой кредитной организации и ее клиентов, выбранные приоритеты дальнейшего роста и улучшения качественных показателей деятельности коммерческого банка, социально-экономические условия, в которых действует банк.
Депозит является основной составляющей дефиниции «депозитная политика» - то, ради чего банк осуществляет депозитную деятельность и посредством появления которого возможен депозитный процесс, т.е. поочередно исполняемые действия персоналом банка по привлечению денежных средств на депозитные счета.
Экономические реформы, реализуемые в Российской Федерации, охватывают практически все отрасли экономики. Это, в свою очередь, делает необходимыми серьезные преобразования в денежно-кредитной сфере, принципиально новые подходы к управлению коммерческими банками. Эти преобразования и применяемые подходы должны соответствовать современному уровню развития товарно-денежных и финансово-кредитных отношений. Банковская система, как неотъемлемая структурная составляющая современной экономики, играет важную роль в ее функционировании и развитии. И, как следствие, адекватно отражает состояние, динамику и тенденции развития экономики. Кроме того, банковская система не является обособленной составляющей, она активно взаимодействует с населением, предприятиями и организациями, а также органами государственного регулирования.
В условиях жесткой конкуренции коммерческие банки вынуждены постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам необходимую прибыль. При этом банки должны демонстрировать свою надежность, стабильность и способность очень быстро реагировать на неожиданные изменения рыночной конъюнктуры, чтобы завоевать прочные позиции на рынке и, опять же, обеспечить прибыльное функционирование банка. Для решения этих проблем разрабатывается финансовая политика коммерческого банка.
Финансовая политика в банковской сфере заключается в умелом управлении ресурсами, которые задают определенную стратегию действий, с целью, чтобы иметь результативную деятельность при осуществлении активных операций. Для того, чтобы иметь возможность осуществлять активные операции, банковское учреждение должно предпринять меры по формированию ресурсной базы1. Таким образом, в рамках финансовой политики следует выделить ресурсную политику коммерческого банка, которая предполагает, что основу для эффективного функционирования банковских учреждений составляет необходимый объем привлеченных (депозитных) и заемных (недепозитных) ресурсов, поскольку именно они способствуют возможности осуществления банками своей финансово-экономической деятельности в полном объеме. В таблице 1 представлены основные различия между депозитными и недепозитными ресурсами банка.
Таблица 1
Основные отличия между привлеченными и заемными ресурсами банковских учреждений
Отличия | Привлеченные (депозитные) ресурсы | Заемные (недепозитные) средства |
1 | 2 | 3 |
Инициатива | От клиентов | От менеджеров банка |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
Плата за пользование | Определяется банком с учетом рыночных факторов | Определяется кредитором (банком-кредитором, инвестором) |
Срок использования | Определяется клиентом, исходя из предложения банка | Устанавливается собственником кредитных ресурсов |
Использование средств | Для осуществления всех доходных активных операций банка | Для осуществления ограниченного круга активных операций и для поддержания ликвидности |
Исследование эффективной ресурсной политики требует анализа проблемы ресурсной базы, в том числе привлеченных и заимствованных ресурсов. При этом сумма привлеченных и заемных ресурсов в разы превышает величину собственного капитала банка, что является одной из специфических особенностей банковской деятельности. Депозитные ресурсы банка формируются за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, внесенных ими на текущие или срочные депозитные счета, открытые в банке. Заемные же ресурсы банковского учреждения – это в основном кредиты, полученные на межбанковском рынке, у центрального банка или же путем выпуска долговых ценных бумаг, как правило, облигаций. Следует также отметить, что общим для привлеченных и заемных ресурсов является то, что это чужие для банка средства. Для средства находятся у него во временном распоряжении, используются для осуществления определенных активных операций с целью получения дохода и поддержания ликвидности. Привлеченные ресурсы (депозиты) обходятся для банка более дешево, по сравнению с заемными ресурсами. Вместе с тем, формирование привлеченных ресурсов банка за счет депозитов требует определенных усилий со стороны менеджмента банка, что предполагает разработку депозитной политики. Исходя из вышеизложенного, место депозитной политики банка в его финансовой политике можно проиллюстрировать, как показано на рисунке 1.