Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей


Главная цель первичной и вторичной профилактики - это формирование в семье медико-гигиенических навыков здорового образа жизни.

Третичная профилактика предусматривает динамиче­ское наблюдение за пациентами с хроническими заболева­ниями.

Основные направления третичной профилактики:

  1. Реабилитация пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов-детства.

  2. Психологическая поддержка больного ребенка и его семьи.

  3. Медико-социальная адаптация пациентов с хронически­ми заболеваниями и инвалидов-детства к трудовой дея­тельности.

  4. Ортопедическая коррекция.

  5. Организация общественных организаций поддержки па­циентов с хроническими заболеваниями и пр.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «педиатрия»?

  2. Когда началось развитие педиатрии в России?

  3. Кто считается основателем педиатрической школы в России?

  4. Какой вклад в развитие педиатрии внес Н.Ф.Филатов?

  5. Как развивалась педиатрия в годы Советской власти?

  6. Расскажите о структуре педиатрической службы в России.

  7. Какие демографические показатели вы знаете?

  8. Что включает государственная программа улучшения здоровья детей?

  9. Назовите основные направления первичной, вторичной и третичной профилактики.


Лекция №2


Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме



Цель: сформировать у студентов представления и знания об асфиксии и родовой травме у новорожденных детей, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.
Уровни усвоения:

Представления:

  1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

  2. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

  3. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.

.

Знания:

  1. АФО органов и систем новорожденного ребенка.

  2. Критерии оценки общего состояния новорожденного при рождении.

  3. Основные причины и факторы риска развития изучаемых заболеваний.

  4. Клинические проявления, проблемы пациентов, осложнения, принципы лечения и особенности сестринского ухода за пациентом.

  5. Организацию этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.


План лекции:

  1. Определение понятий «асфиксия» и «родовая травма».

  2. Причины, факторы риска, виды.

  3. Клинические проявления изучаемых заболеваний.

  4. Осложнения.

  5. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

  6. Профилактика.


1.Определение понятий «асфиксия» и «родовая травма».

Асфиксия новорожденных – это заболевание, при котором при наличии сердечной деятельности отсутствует дыхание или имеются отдельные нерегулярные поверхностные вдохи. В результате асфиксии у новорожденного ребенка в крови и в тканях развивается дефицит кислорода (гипоксия) и накапливается углекислота (гиперкапния).

   

Родовая травма – это травматизация плода во время родов. Частота родовых травм составляет 7-10 случаев на 1000 новорожденных. У 80% умерших новорожденных выявляются повреждения головного и спинного мозга.
2. Причины, факторы риска, виды.
Причины и факторы риска развития асфиксии:

  1. В антенатальном периоде:

  • Заболевания матери, сопровождающиеся недостатком кислорода в крови (анемия, сердечная и дыхательная недостаточность и т.д.)

  • Инфекционные заболевания беременной.

  • Акушерская патология (длительные токсикозы, нефропатия беременных, угроза прерывания беременности, аномалии предлежания плаценты, переношенная беременность, многоплодие)

  • Вредные привычки беременной (курение, алкоголь, наркотики).

  • Длительный прием лекарственных препаратов беременной женщиной.


  • В интранатальном периоде:

    • Преждевременные роды

    • Быстрые, стремительные или затяжные роды.

    • Роды в ягодичном и тазовом предлежании

    • Аномалии положения плаценты, ее преждевременная отслойка.

    • Выпадение или обвитие пуповины, короткая пуповина.

    • Органические поражения жизненно важных органов ребенка (пороки развития сердца, легких, мозга).

    • Внутриутробное инфицирование.


    Причины и факторы риска развития родовой травмы:

    1. Недоношенность

    2. Внутриутробная инфекция

    3. Гипоксия и асфиксия плода, тяжелый токсикоз беременности

    4. Быстрые, стремительные или затяжные роды

    5. Диспропорция между размерами таза матери и головки плода (крупный плод, узкий таз у матери)

    6. Аномалии положения плода или предлежания плаценты

    7. Неквалифицированное выполнение акушерских пособий в родах (наложение щипцов, вакуум экстрактора, поворот плода), оперативного вмешательства (кесарево сечение).


    Степень тяжести асфиксии определяют по шкале Апгар.



    Признаки

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    Окраска кожи.

    Бледная или резко цианотичная

    Розовая, акроцианоз

    Розовая

    Мышечный тонус.

    Отсутствует, конечности свисают

    Снижен

    Нормальный тонус, активные движения

    Дыхание.

    Отсутствует

    Брадипноэ, нерегулярное

    Нормальное дыхание, громкий плач

    Сердцебиение.

    Отсутствует

    Брадикардия, менее 100 в минуту

    Ритмичное, 100-140 в минуту

    Рефлекторная возбудимость

    Отсутствует

    Одиночные активные движения, гримасы

    Активные движения, кашель, чихание


    Степени тяжести асфиксии (клинические формы):

    оценка по шкале Апгар на первой минуте после рождения

    первая (легкая) – 6-7 баллов

    вторая (средней тяжести, синяя) – 4-5 баллов

    третья (тяжелая, белая) – 1-3 балла

    Общая оценка 0 баллов свидетельствует о клинической смерти.
    Формы родовой травмы

    • Родовая травма и механические повреждения плода.

    • Внутричерепная родовая травма (повреждение ЦНС).


    По локализации различают следующие виды родовой травмы и механических повреждений:

    • Родовая травма и повреждения головы и черепа

    • Родовая травма и повреждения позвоночника

    • Родовая травма и повреждения других костей

    • Родовая травма и повреждения мягких тканей

    • Родовая травма и повреждения внутренних органов

    • Родовая травма и повреждения нервов


    3.Клинические проявления изучаемых заболеваний.



    Степень асфиксии



    Первая


    Вторая

    (синяя)


    Третья

    (белая)


    Оценка по шкале Апгар


    6-7 баллов


    4-5 баллов


    1-3 балла


    Состояние ребенка



    Удовлетворительное или

    Средней тяжести



    Тяжелое, крик короткий, мало эмоциональный


    Крайне тяжелое


    Дыхание



    Редкое, поверхностное


    Отсутствует или аритмичное с длительными остановками



    Отсутствует


    Частота сердечных сокращений



    Брадикардия

    (110-120 в минуту)


    Брадикардия

    (80-100 в минуту), тоны сердца глухие


    Брадикардия выраженная

    (60-80 в минуту), аритмия, глухие тоны сердца


    Мышечный тонус



    Сохранен


    Снижен


    Значительно снижен или отсутствует



    Реакция на носовой катетер



    Сохранена


    Снижена


    Значительно снижена или отсутствует



    Цвет кожи



    Незначительный цианоз, акроцианоз



    Выраженный цианоз кожи и слизистых


    Кожа бледная с восковидным оттенком, цианоз слизистых


    Клинические проявления родовой травмы

    Родовая опухоль характеризуется отеком и кровоизлиянием в мягкие ткани предлежащих частей. При головном предлежании родовая опухоль может определяться на затылке, теменной или лицевой части.


    Клинические проявления:

    • Опухоль мягкой консистенции, безболезненная на ощупь.

    • Отечность часто распространяется за пределы шва черепа и может захватывать одновременно несколько костей, без резкой границы

    • В месте отека могут обнаруживаться кровоизлияния различной формы и величины в зависимости от силы и продолжительности давления на ткани во время родов.

    • Иногда наблюдаются кровоизлияния в конъюнктиву и сетчатку глаза.

    Родовая опухоль, как правило, рассасывается через 2-3 дня после рождения ребенка.

    Кефалогематома – это кровоизлияние под надкостницу, локализующееся в своде черепа, возникающее вследствие сдавления и смещения тканей и костей черепа во время родов. Вначале гематома малозаметна, а через 2-3 дня начинает увеличиваться.

    Клинические проявления:

    • Опухоль чаще односторонняя, очень редко – двухсторонняя, никогда границы ее не выходят за пределы поврежденной кости.

    • Обычно располагается на теменных костях, реже на затылочной и лобной.

    • На ощупь опухоль мягкой консистенции, флюктуирует, имеет широкое основание, в окружности ее определяется плотный валик (вследствие утолщения надкостницы).

    • С конца второй недели жизни гематома начинает кальцефицироваться.

    • При рентгенологическом исследовании костей черепа определяется утолщение губчатой ткани (костные наросты, образовавшиеся вследствие кальцефикации).

    При массивной кефалогематоме могут развиться анемия, нагноение, гипербилирубинемия

    Травмы костей черепа происходят в результате сдавления костей черепа в родовых путях. Переломы бывают линейные и вдавленные. Линейные переломы встречаются чаще, протекают бессимптомно и, как правило, не требуют специального лечения. Вдавленные переломы возникают в результате длительного вдавления костей черепа во время родов при узком тазе женщины или энергичном наложении акушерских щипцов. Они проявляются вдавлением в виде желоба, ложки или воронки на лобных, теменных или височных костях. Функциональных и внутричерепных расстройств, как правило, не бывает. В дальнейшем вдавление костей может остаться на всю жизнь, как косметический дефект.

    Родовая травма и повреждения позвоночника проявляются растяжением, вывихами, разрывами позвоночника или его связок, спинного мозга и его оболочек, корешков, отрывом тела позвонков от диска. В случаях тяжелой травмы образуются массивные кровоизлияния в окружающие ткани, отмечаются разрывы оболочек и размозжение вещества спинного мозга. Переломы позвоночника чаще локализуются в области VI-VII шейных позвонков.