Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей



Клинические проявления зависят от наличия и массивности кровоизлияний, отека, уровня и степени повреждения и сдавления спинного мозга:

  • При повреждении верхне-шейного отдела спинного мозга: поперхивание при глотании, снижение небного и глоточных рефлексов, нарушение дыхательной и сердечной деятельности.

  • При повреждении шейно-грудного отдела спинного мозга: вялые параличи верхних конечностей.

  • При повреждении грудного отдела спинного мозга: вялые параличи нижних конечностей, нарушение функции тазовых органов (недержание мочи, кала).

При этом виде родовой травмы прогноз, как правило, неблагоприятный.

Родовая травма и переломы других костей.

Наиболее частый вид родовых переломов – перелом ключицы, который встречается с частотой 11,7:1000 новорожденных детей, реже – перелом плечевой и бедренной костей, еще реже встречаются переломы ребер, локтевых, лучевых костей и костей голени.

Клинические проявления перелома ключицы:

  • Беспокойство ребенка в первые часы и дни жизни.

  • Припухлость мягких тканей в области ключицы за счет отека и гематомы.

  • Более глубокая шейная складка на стороне повреждения, чем на здоровой стороне.

  • Отсутствие свободного движения руки на стороне повреждения.

  • Крепитация и деформация ключицы при пальпации.

  • Отсутствие рефлекса Моро на стороне повреждения.

Переломы ключицы по типу «зеленой веточки» (поднадкостничные) имеют скудную симптоматику и часто остаются незамеченными:

  • Двигательная активность и рефлекс Моро сохранены.

  • Смещения осколков не отмечается.

  • В дальнейшем обнаруживается костная мозоль в виде опухоли.

Клинические проявления перелома плечевой и бедренной кости:

  • Перелом часто сопровождается смещением костных отломков и кровоизлиянием в окружающие ткани.

  • Отсутствие свободных движений конечности на стороне повреждения.

  • Отсутствие рефлекса Моро.

  • Повреждение соответствующего нерва.

Родовая травма и повреждение мягких тканей.

При повреждении мышц чаще встречается травма грудино-ключично-сосцевидной мышцы с развитием кривошеи. Реже повреждаются трапециевидная, дельтовидная и жевательные мышцы.

Клинические проявления повреждения мышц:

  • В месте повреждения мышцы образуется вздутие величиной с лесной орех, при пальпации твердой консистенции.

  • При повреждении грудино-ключично-сосцевидной мышцы головка ребенка наклонена в больную сторону, а лицо повернуто в здоровую – «кривошея».


Родовая травма и повреждение внутренних органоввстречается редко. Чаще они происходят при стремительных родах, при узком тазе женщины, при применении акушерских пособий. Встречаются следующие повреждения внутренних органов:

  • Разрывы внутренних органов: селезенки, печени, почек.

  • Кровоизлияния в надпочечники или паранефральную клетчатку.

  • Кровоизлияния в легкие.

Клинические проявления обычно появляются на 1-2 день жизни ребенка в виде симптомов внутреннего кровотечения:

  • Состояние тяжелое.

  • Ребенок апатичен, плохо сосет грудь.

  • Кожные покровы становятся резко бледной окраски.

  • Выражены тахикардия и тахипноэ.

Родовая травма и повреждение нервов могут иметь центральное и периферическое происхождение. Наиболее часто встречаются паралич лицевого, диафрагмального нервов и нервов плечевого сплетения.

Клинические проявления паралича или пареза лицевого нерва:

  • Веки полностью не смыкаются.

  • Сглаженность носогубной складки на стороне повреждения.

  • Рот при плаче оттягивается в здоровую сторону.

Обычно прогноз благоприятный, восстановление нарушенных функций происходит через 2-3 месяца. При параличе лицевого нерва по центральному типу прогноз зависит от степени тяжести и прогноза внутричерепной родовой травмы.

Клинические проявления паралича или пареза плечевого сплетения:

  • Опущение плеча.

  • Вялое свисание верхней конечности, рука приведена к туловищу, согнута в локтевом суставе, суставах кисти, кисть развернута кнаружи («симптом кукольной ручки»).

  • Рефлексы вялые.

  • Мышечный тонус снижен.

Восстановление функций может наступить в течение нескольких недель, но иногда затягивается до 1,5 лет.

Внутричерепная родовая травмаэто повреждение ЦНС у новорожденного ребенка во время родов. По данным ВОЗ, ежегодно среди новорожденных около 1% детей рождается с внутричерепной родовой травмой. Около 300.000 из них умирают и у стольких же имеются тяжелые последствия в виде умственной отсталости, ДЦП, эпилепсии и других нарушений, обусловливающих их инвалидизацию. Поэтому внутричерепная родовая травма – проблема не только медицинская, но и социальная.

Причины и факторы риска развития внутричерепной родовой травмы:

Клинические проявления



Выделяют четыре периода заболевания:

  1. Острый период (первые 1-10 дней).

  2. Ранний восстановительный период (с 11 дня до 3-х месяцев).

  3. поздний восстановительный период (с 3-х месяцев до 1-2 лет).

  4. Период остаточных явлений (после 2-х лет).

В остром периоде в первые 1-3 дня жизни ребенка преобладают симптомы угнетения ЦНС:

  • Ребенок вял, пассивен, малоподвижен, подолгу лежит с широко открытыми глазами, периодически тихо протяжно стонет.

  • Вяло сосет, плохо глотает.

  • Резко снижен мышечный тонус, отсутствуют или подавлены физиологические рефлексы.

  • Замедлена или ослаблена реакция на внешние раздражители.

Затем присоединяются симптомы возбуждения ЦНС:

  • Монотонный «мозговой» крик.

  • Напряжение большого родничка, повышение мышечного тонуса, ригидность мышц затылка, гипертонус мышц разгибателей. Ребенок лежит с запрокинутой головкой и вытянутыми вдоль туловища конечностями, кисти сжаты в кулачки, прижаты к туловищу.

  • Выражено двигательное беспокойство, тремор подбородка и конечностей, повышена реакция на внешние раздражители (могут быть судороги на сильный раздражитель).

  • Физиологические рефлексы повышены, могут возникать спонтанно (например, рефлекс Моро).

Постепенно выявляются признаки очаговых поражений ЦНС:

  • Симптомы поражения черепных нервов: птоз, асимметрия лица, опущение угла рта, нистагм глаз, косоглазие, симптом «заходящего солнца».

  • Асимметрия хватательного рефлекса (усиление на стороне повреждения), спастические параличи и парезы.

  • Неустойчивая температура тела.

  • Дыхание аритмичное, судорожное, поверхностное, стонущее, учащенное (80-120 в минуту), апноэ.

  • Нарушение сердечно-сосудистой деятельности (брадикардия до 90-100 ударов в минуту, гипотензия сменяется гипертензией).

Тяжесть клинической картины зависит от локализации и размеров внутричерепных кровоизлияний. При благоприятном течении острый период переходит в восстановительный период.

В восстановительном периоде происходит постепенное угасание патологических неврологических симптомов. Быстрота обратной динамики отдельных симптомов может быть различной (от нескольких месяцев до 2 лет).
4.Осложнения.
При асфиксии:

Тяжелое поражение головного мозга с неврологической симптоматикой разной степени тяжести.

При родовой травме:

  • Гидроцефально-гипертензионный синдром.

  • Задержка речевого и умственного развития.

  • Эмоциональная лабильность и вегетативные расстройства.

  • Психоневрологические заболевания: олигофрения, эпилепсия, ДЦП, парезы, параличи.

  • Нарушение полового развития и репродуктивной функции.

  • Иммунодефицитные состояния, хронические заболевания.



5.Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

Реанимация новорожденных с асфиксией проводится в три этапа:

Первый этап.

Цель: освобождение и поддержание проходимости дыхательных путей.

Мероприятия:

  • При рождении головки отсасывание содержимого из полости рта и глотки, затем из носа.

  • Быстрое отделение ребенка от матери и помещение его на столик с обогревом (источник лучистого тепла).

  • Быстро и тщательно обтереть ребенка теплой стерильной пеленкой (тактильная стимуляция дыхания).

  • Придать ребенку правильное положение (слегка запрокинуть головку, подложить под плечи валик).

  • Повторно отсосать слизь из полости рта и носа.

  • Провести тактильную стимуляцию дыхания (растирание спинки, похлопывание по подошвам).

  • Произвести оценку ребенка по трем жизненно важным критериям (дыхание, ЧСС, цвет кожных покровов) для решения вопроса о дальнейшем продолжении реанимационных мероприятий. Если появилось ровное дыхание, ЧСС больше 100 ударов в минуту, реанимацию прекращают и ребенка переводят в палату интенсивной терапии. Если дыхание отсутствует или оно неэффективное, переходят ко второму этапу реанимационных мероприятий.

Второй этап.

Цель: восстановление дыхания.

Мероприятия:

  • ИВЛ с помощью маски и дыхательного мешка Амбу. Для ИВЛ используется чаще 60% кислородно-газовая смесь, недоношенным детям – 40%.

  • При неэффективности вентиляции легких мешком и маской, необходимо заподозрить развитие осложнений (обструкция дыхательных путей слизью, западение языка, переразгибание шеи, аспирация мекония) Развитие этих осложнений является показанием для проведения эндотрахеальной интубации и подключения к аппарату ИВЛ. Интубация трахеи проводится с помощью ларингоскопа.

  • После интубации оценка эффективности вентиляции легких проводится каждые 20-30 секунд. Если ЧСС в пределах 80-100 в минуту, ИВЛ продолжают до тех пор, пока ЧСС не возрастет до 100 в минуту, и не появятся спонтанные дыхательные движения.

  • Для стимуляции дыхания могут быть введены внутривенно лекарственные препараты (этимизол или налорфин).

  • Если у ребенка ЧСС больше 100 в минуту, появились самостоятельные вдохи, реанимацию прекращают и ребенка переводят в палату интенсивной терапии. Если ЧСС меньше 100 в минуту, переходят к третьему этапу реанимационных мероприятий.


Третий этап.

Цель: восстановление и поддержание сердечной деятельности и гемодинамики.

Мероприятия:

  • В сочетании с ИВЛ проводится непрямой массаж сердца (2-пальцами надавливая на нижнюю треть грудины в ритме 120 в минуту на глубину 1,5-2 см). Оценка эффективности проводится по ЧСС и цвету кожных покровов.

  • Если в течение 60 секунд нет эффекта от массажа сердца, в вену пуповины вводится 0,01% раствор адреналина для стимуляции сердечной деятельности. Продолжают непрямой массаж сердца и ИВЛ.

  • Вновь проводится оценка цвета кожных покровов и микроциркуляции, при необходимости введение адреналина можно повторить через 5 минут (всего не более 3-х раз). При неэффективности адреналина, можно ввести дофамин.

  • Если микроциркуляция не восстановилась (симптом «белого пятна» сохраняется более трех секунд), переходят к инфузионной терапии: 5% раствор альбумина, изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, 4,2% раствор гидрокарбоната натрия (для коррекции кислотно-основного состояния).

  • При восстановлении микроциркуляции, появлении сердцебиений и самостоятельных вдохов, ребенка переводят в палату интенсивной терапии или в реанимационное отделение стационара (не прекращая ИВЛ и инфузионной терапии).

Реанимацию проводят в течение 20-25 минут с момента рождения ребенка. Если через 20-25 минут отсутствуют сердцебиение и самостоятельное дыхание, решается вопрос о прекращении реанимации, т.к. высока вероятность тяжелого поражения мозга.

Постреанимационное лечение и уход:

  1. Охранительный режим, уменьшение световых и звуковых раздражителей, максимально щадящие осмотры, сведение до минимума болезненных назначений.

  2. В первые дни – холод к голове (для уменьшения потребности клеток головного мозга в кислороде).

  3. Подача увлажненного кислорода (в связи с повышенной потребностью мозга в кислороде).

  4. Кормление сцеженным грудным молоком:

  • При I степени асфиксии через 6-12 часов после рождения из рожка, к груди на 3-4 сутки.

  • При II степени асфиксии через 12 часов из рожка, к груди на 4-5 сутки.

  • При III степени асфиксии через 24 часа из рожка или через зонд, к груди не ранее 7 суток (по состоянию ребенка).

  • Проводится медикаментозная терапия в соответствии с назначениями врача:

    • Продолжение инфузионной терапии.

    • Кардиотропные и вазоактивные средства.

    • Противосудорожные препараты.

    • Мочегонные препараты.

    • Симптоматические средства, витамины.