Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей


4. Сепсис новорожденных. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика

Сепсис новорожденных – это генерализованное инфекционное заболевание, вызванное распространением микроорганизмов из первичного очага в кровь и лимфу, затем в различные органы и ткани, протекающее на фоне пониженного или извращенного иммунитета. Заболеваемость сепсисом составляет 0,1% у доношенных новорожденных и около 1% - у недоношенных. В структуре младенческой смертности сепсис занимает 3-4 место.

Этиология:

  • Стрептококки

  • Кишечная палочка

  • Клебсиелла

  • Синегнойная палочка

  • Стафилококки

  • Гемофильная палочка

  • Протей

  • Вирусно-микробные ассоциации

Факторы риска развития заболевания:

  • Массивность и вирулентность инфекции (особенно, госпитальные штаммы)

  • Иммунодефицитное состояние ребенка

  • Недоношенность, незрелость иммунитета

  • Позднее начало лечения или недостаточная санация локальных форм гнойно-септических заболеваний

  • Нарушение правил ухода за ребенком и асептики при выполнении манипуляций, длительные инвазивные манипуляции

  • Хронические очаги инфекции у матери

  • Угроза прерывания беременности, преждевременное излитие околоплодных вод, длительный безводный промежуток

  • Ручные пособия в родах

Источники инфекции:

  • Мать ребенка

  • Медицинский персонал

  • Медицинский инструментарий, предметы ухода и т.д.

Механизм передачи инфекции:

  • Аэрозольный

  • Контактно-бытовой

  • Трансплацентарный



Механизм патологического процесса:

Возбудитель проникает в организм через входные ворота, появляется местный первичный очаг воспаления. Из этого очага под влиянием предрасполагающих факторов возбудитель проникает в кровь с развитием бактериемии, которая ведет к сенсибилизации организма (иммунологической перестройке). При сниженном или извращенном иммунитете затем развивается септицемия и септикопиемия образование метастатических очагов.

Клиническая картина.

Предвестники сепсиса:

  • Позднее отпадение пуповинного остатка

  • Вялое заживление пупочной ранки

  • Элементы гнойничков на коже

  • Слизистые выделения из носа

  • Отсутствие увеличения массы тела

  • Затянувшаяся желтуха


Ранние признаки сепсиса:

  • Общее беспокойство ребенка, сменяемое вялостью

  • Бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника, акроцианоз

  • Частые срыгивания

  • Снижение аппетита, отказ от груди

  • Нарастающая интоксикация

  • Локальный гнойный очаг

Признаки сепсиса в периоде разгара:

  • Кожа сухая, бледная с серовато-цианотичным оттенком. Затем сухость кожи сменяется отечностью, пастозностью с участками склеремы, снижается тургор тканей, могут появиться множественные гнойнички или геморрагическая сыпь.

  • Непостоянство То тела (от субфебрильной до гектической).

  • Диспептические расстройства: упорные срыгивания, снижение аппетита вплоть до анорексии, неустойчивый стул приводят к падению массы тела

  • Изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: гипотензия, аритмия, расширение границ сердца, глухость сердечных тонов, нарушение микроциркуляции (мраморность кожи, симптом «белого» пятна), может развиться коллаптоидное состояние.

  • Изменения со стороны дыхательное системы: одышка, апноэ.

  • Увеличение печени и селезенки.

Различают две клинические формы сепсиса:

  • Септицемия – возникает в связи с массивным поступлением в кровяное русло патогенных организмов, протекает без видимых локальных гнойно-воспалительных очагов, имеет острое течение. Характерны: выраженные симптомы интоксикации, высокая лихорадка, бледность и цианоз кожных покровов, диспептические расстройства, изменения сердечно-сосудистой системы, стремительное падение массы тела, септический гепатит. Ребенок может погибнуть от септического шока в течение короткого времени. Чаще наблюдается у недоношенных детей.

  • Септикопиемия – характеризуется волнообразным течением в связи с постоянным развитием в организме новых метастатических очагов. Характерны: выраженные симптомы интоксикации, признаки дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, постоянно появляющиеся новые гнойные метастатические очаги в различных органах. Чаще развивается у доношенных детей.

По локализации входных ворот (первичного очага) различают сепсис:

  • Пупочный (пупочная ранка)

  • Кожный (пиодермии)

  • Легочный (органы дыхания)

  • Кишечный (органы пищеварения)

  • Отогенный (уши) и т.д.


По продолжительности течения сепсиса выделяют:

  • Острое течение – от 3 до 6 недель.

  • Подострое течение – от 1,5 до 3 месяцев

  • Затяжное течение – более 3 месяцев.

Достоверные признаки сепсиса новорожденных:

  • Наличие факторов риска (возможность инфицирования ребенка до рождения, во время родов, после рождения).

  • Последовательное возникновение нескольких локальных гнойных очагов.

  • Выраженность симптомов интоксикации.

  • Изменение лабораторных показателей: анемия, увеличение СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом влево.

  • Положительные посевы на микрофлору крови, мокроты, гноя, кала, мочи и других биологических жидкостей.

  • Изменение иммунологического спектра: снижение иммуноглобулинов G.

Методы диагностики:

  1. Клинический анализ крови.

  2. Бактериологическое исследование крови, ликвора и т.д.

Прогноз.

Прогноз при сепсисе зависит от вирулентности возбудителя, состояния иммунитета ребенка, своевременности и адекватности терапии. Он остается серьезным у детей из группы риска (погибают в 15-30% случаев).

Основные принципы лечения сепсиса новорожденных:

  1. Охранительный режим, по возможности отдельный стерильный бокс, использовать стерильное белье.

  2. Кормление ребенка грудным молоком, способ вскармливания по состоянию.

  3. Лекарственная терапия:

  • Антибактериальные препараты: комбинация нескольких антибиотиков разными путями введения (ампициллин с аминогликозидами или цефалоспоринами). Смена курсов каждые 7-10 дней.

  • Дезинтоксикационная терапия, поддержание ОЦК: плазма, 5% раствор глюкозы, изотонические растворы электролитов, альбумин, реополиглюкин.

  • Иммунокорригирующая терапия: специфический иммуноглобулин, препараты крови, плазмы.

  • Местное лечение пиемических очагов (омфалит, пиодермия и т.д.).

  • Патогенетическая и симптоматическая терапия: ферменты, витамины, сердечные препараты, биопрепараты, ангиопротекторы, дезагреганты, антикоагулянты и т.д.

  • Физиотерапия: СВЧ, УВЧ и т.д.

  • Фитотерапия: лечебные ванны с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

    Профилактика.

    1. В антетанатальном периоде:

    • Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и осложнений беременности

    • Санация очагов хронической инфекции

    • Рациональное питание и режим дня, достаточное пребывание на свежем воздухе


  • В постнатальном периоде:

    • Соблюдение правил асептики и антисептики при уходе за ребенком.

    • Профилактика внутрибольничной инфекции.

    • Своевременное лечение локальных форм гнойно-септических заболеваний у ребенка.

    • Санация очагов хронической инфекции у матери.

    • Раннее прикладывание ребенка к груди, длительное естественное вскармливание.

    Диспансерное наблюдение

    После выписки из стационара ребенок поступает под наблюдение участкового педиатра детской поликлиники. Динамическое наблюдение осуществляется не менее 1 года, проводится профилактика и своевременное выявление и лечение интеркуррентных заболеваний, по показаниям ребенок консультируется врачами-специалистами – отоларингологом, хирургом и т.д.
    5. Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях новорожденных.

    Возможные проблемы больного ребенка:

    • Нарушение питания вследствие интоксикации

    • Нарушение процессов терморегуляции

    • Неадекватное дыхание

    • Нарушение жизненно важных функций

    • Нарушение двигательной активности

    • Нарушение сна

    • Высокий риск присоединения осложнений: деструктивной пневмонии, гнойного менингита, остеомиелита, парапроктита, отита и т.д.

    • Угроза для жизни

    Возможные проблемы родителей:

    • Тревога за ребенка

    • Дефицит знаний о заболевании, причинах его возникновения, особенностях течения, возможном прогнозе.

    • Трудность осознания и адекватной оценки случившегося

    • Неуверенность в благополучном исходе

    • Чувство вины перед ребенком


    Сестринские вмешательства:

    1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах и факторах риска развития гнойно-септических заболеваний, особенностях течения, возможном прогнозе.

    2. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка в специализированное отделение. Оказать помощь в организации госпитализации, объяснить преимущества проведения своевременного комплексного и этиотропного лечения для благополучного прогноза.

    3. Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребенка, оказать психологическую поддержку.

    4. Создать комфортные условия содержания ребенка в палате (по возможности, обеспечить его пребывание в стерильном боксе), использовать теплое стерильное белье. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате.

    5. Соблюдать асептику и антисептику при выполнении манипуляций и осуществлении ухода с целью профилактики внутрибольничной инфекции.

    6. осуществлять постоянный мониторинг ребенка, специализированный уход за тяжелобольным, проводить медицинское документирование сестринского процесса: контроль общего состояния, ЧДД, ЧСС, АД, характер температурной кривой, массы тела, частоту срыгивания, рвоты, стула, учитывать объем и состав получаемой жидкости.

    7. Несколько раз в день проводить ревизию кожных покровов и слизистых оболочек, пупочной ранки и обрабатывать их растворами антисептиков и средствами этиотропной терапии (аэрозоли с антибиотиками, гели и мази с репарантами, повязки с бактериофагом).

    8. Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять врачебные назначения. Оценивать эффективность проводимой терапии. Вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений.

    9. Обеспечить ребенку адекватное питание и способ кормления по состоянию. Выбрать правильное положение ребенка при кормлении. Кормить медленно, делать частые перерывы. Регулярно проводить контрольные кормления при вскармливании ребенка грудью.

    10. Обучить родителей уходу за ребенком в домашних условиях. Помочь им правильно оценивать состояние ребенка и его возможности, убедить в необходимости проведения регулярного контроля над температурой тела, состоянием кожных покровов, слизистых оболочек, нарастанием массы тела, нервно-психическим развитием, характером стула и т.д.

    11. Убедить родителей соблюдать гигиенические правила ухода за ребенком (тщательно мыть руки, своевременно и правильно обрабатывать игрушки, пустышки, соски, бутылочки и т.д.)

    12. Обучить родителей технике проведения туалета кожи, слизистых оболочек, наружных половых органов, проведению лечебных ванн с настоями череды, ромашки, зверобоя, отварами коры дуба, березовых почек.

    13. Посоветовать удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка (чаще брать его на руки, поддерживать телесный контакт, ласково разговаривать, поощрять игровую деятельность).

    14. Посоветовать родителям своевременно проводить профилактику интеркуррентных заболеваний (рациональное питание с достаточным введением овощей и фруктов, избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, иммунокорригирующую и витаминотерапию).

    15. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком в периоде реконвалесценции врачом-педиатром, отоларингологом, хирургом и другими специалистами по показаниям.


    Контрольные вопросы:

    1. Каковы причины возникновения неинфекционных заболеваний кожи у новорожденного ребенка?

    2. Какие клинические проявления потницы и опрелостей?

    3. Как лечить потницу и опрелости у новорожденного ребенка?

    4. Какие факторы риска возникновения гнойно-септических заболеваний у новорожденных?

    5. Какие локальные формы гнойно-септических заболеваний Вы знаете?

    6. Какие клинические проявления везикулопустулеза?

    7. Какие клинические признаки характерны для пузырчатки?

    8. Какие клинические признаки характерны для эксфолиативного дерматита?

    9. Какие клинические признаки характерны для омфалита?

    10. Какое этиотропное лечение проводят при локализованных формах гнойно-септических заболеваниях?

    11. Какие возбудители вызывают сепсис новорожденных?

    12. Какие факторы способствуют развитию сепсиса?

    13. Какие клинические признаки характерны для периода разгара сепсиса?

    14. Какие выделяют клинические формы сепсиса?

    15. Каковы принципы лечения сепсиса?

    16. Каков прогноз локализованных и генерализованного гнойно-септических заболеваний у новорожденных?

    Лекция №4