Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 263
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме
Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и
Сестринский процесс при аномалиях конституции.
Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.
Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.
Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.
сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.
Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).
Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.
сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей
сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей
сестринский процесс при сахарном диабете
сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе
сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше
сестринский процесс при скарлатине
сестринский процесс при дифтерии
сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей
сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей
Из палаты интенсивной терапии родильного дома и реанимационного отделения ребенок с II-III степенью асфиксии, а иногда и с I степенью, переводится в специализированное отделение для новорожденных детей для дальнейшего лечения с диагнозом: «Перинатальная энцефалопатия».
Сестринский процесс при асфиксии новорожденных.
Возможные проблемы ребенка:
-
Нарушение дыхания, апноэ, гипоксия. -
Гипотония мышц. -
Снижение физиологических рефлексов. -
Нарушение двигательной активности. -
Поражение ЦНС и других жизненно важных органов. -
Высокий риск присоединения внутрибольничной инфекции. -
Угроза жизни.
Возможные проблемы родителей:
-
Тревога за ребенка при получении информации о заболевании. -
Дефицит знаний о заболевании, трудность осознания и адекватной оценки случившегося. -
Перевод ребенка для дальнейшего лечения в специализированное отделение. -
Разлука с ребенком на период госпитализации. -
Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе.
Сестринские вмешательства:
-
Помочь родителям восполнить дефицит знаний о факторах риска развития асфиксии, особенностях течения, возможном прогнозе. -
Создать комфортные условия для ребенка в палате интенсивной терапии (по возможности, перевести его в отдельный стерильный бокс), поддерживать оптимальный температурный режим, предупреждать его переохлаждение и перегревание, создать возвышенное головное положение в кроватке, использовать теплое стерильное белье, соблюдать асептику и антисептику с целью профилактики внутрибольничной инфекции. -
Обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить, все процедуры выполнять бережно, по возможности, не вынимая из кроватки. -
Проводить мониторинг состояния ребенка и медицинское документирование сестринского процесса: регистрировать характер дыхания, ЧСС, АД, ЧДД, цвет кожных покровов, отмечать наличие рефлексов, судорог, срыгивания, рвоты, анорексии, появление патологических рефлексов и неврологических симптомов. -
Осуществлять специализированный уход за ребенком, постоянно вести учет объема и состава получаемой жидкости, контролировать массу тела, измерять То тела каждые 2 часа, проводить смену положений ребенка для профилактики застойных явлений, туалет кожных покровов и видимых слизистых, проводить оксигенотерапию. -
Своевременно проводить санацию трахеобронхиального дерева для обеспечения свободной проходимости дыхательных путей. -
Оценивать эффективность проводимой терапии, вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений. Взаимодействовать в бригаде с лечащим врачом и другими специалистами. -
Проводить забор материала для лабораторных скрининг программ. -
Обеспечить ребенка адекватным его состоянию питанием и подобрать соответствующий способ кормления. -
Взаимодействовать в бригаде со специалистами, строго выполнять назначения врача. -
Убедить родителей в необходимости этапного, комплексного лечения асфиксии, перевода ребенка в специализированное отделение и динамического наблюдения за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям (после выписки его из стационара). -
Убедить родителей постоянно проводить ребенку курсы восстановительной терапии, контролировать уровень интеллектуального развития, правильно оценивать его способности и возможности. В период бодрствования стимулировать психическую и двигательную активность ребенка, поощрять игровую деятельность, в соответствии с возрастом и состоянием подбирать игры и игрушки
Сестринский процесс при внутричерепной родовой травме.
Возможные проблемы пациента:
-
Нарушение дыхания и других жизненно важных функций вследствие гипоксии. -
Нарушение питания вследствие расстройства сосательного и глотательного рефлексов. -
Нарушение процессов терморегуляции (переохлаждение, перегревание). -
Нарушение двигательной активности. -
Нарушение формулы сна. -
Высокий риск развития иммунодефицитных состояний, присоединения вторичной инфекции. -
Развитие психоневрологических заболеваний: олигофрения, ДЦП, эпилепсия, гидроцефалия и т.д. -
Поражение опорно-двигательного аппарата: ДЦП, парезы, параличи. -
Нарушение полового развития, репродуктивной функции. -
Высокий риск инвалидизации. -
Угроза для жизни.
Возможные проблемы родителей:
-
Тревога за ребенка при получении информации о родовой травме у ребенка. -
Дефицит знаний о заболевании, причинах и факторах риска возникновения родовой травмы, методах лечения, осложнениях, особенностях ухода в домашних условиях и возможном прогнозе. -
Трудность осознания и адекватной оценки случившегося. -
Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания. -
Чувство вины перед ребенком. -
Ситуационный кризис в семье.
Сестринские вмешательства:
-
Помочь родителям восполнить дефицит знаний о факторах риска развития родовой травмы, особенностях течения, возможном прогнозе. -
Создать комфортные условия для ребенка в палате интенсивной терапии, поддерживать оптимальный температурный режим, создать возвышенное головное положение в кроватке, использовать теплое стерильное белье, соблюдать асептику и антисептику с целью профилактики внутрибольничной инфекции. -
Обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить, все процедуры выполнять бережно, по возможности, не вынимая из кроватки. -
Проводить мониторинг состояния ребенка: регистрировать характер дыхания, ЧСС, АД, ЧДД, отмечать наличие возбуждения или сонливости, судорог, срыгивания, рвоты, анорексии, появление патологических рефлексов и неврологических симптомов. -
Осуществлять специализированный уход за ребенком, постоянно вести учет объема и состава получаемой жидкости, контролировать массу тела, измерять То тела каждые 2 часа, проводить смену положений, туалет кожных покровов и видимых слизистых. -
Своевременно оказывать доврачебную помощь при возникновении первых признаков неотложных состояний (судороги, гипертермия и т.д.), выполнять назначения врача. -
Оценивать эффективность проводимой терапии, вносить изменения в план ухода при присоединении осложнений. Взаимодействовать в бригаде с лечащим врачом и другими специалистами. -
Обеспечить ребенка адекватным его состоянию питанием и подобрать соответствующий способ кормления. Кормить ребенка медленно, малыми порциями, делать частые перерывы, выбрать правильное положение при кормлении (возвышенное положение). -
Рекомендовать регулярное проведение гигиенических и лечебных ванн (чередовать хвойные, соленые, с настоем валерианы или пустырника), То воды 38-27,5о С, снижать ее на 0,5-1о С каждые 2-3 недели. -
Рекомендовать проводить курсы массажа и гимнастики, по возможности, обучить родителей основным приемам. -
Убедить родителей постоянно проводить ребенку курсы восстановительной терапии, контролировать уровень интеллектуального развития, правильно оценивать его способности и возможности. В период бодрствования стимулировать психическую и двигательную активность ребенка, поощрять игровую деятельность, в соответствии с возрастом и состоянием подбирать игры и игрушки. -
Как можно раньше заняться социальной адаптацией ребенка, особенно с тяжелой родовой травмой, по возможности развивать его увлечения, хобби. -
Проконсультировать родителей по вопросам прохождения врачебно-экспертной комиссии с целью оформления документов для получения пособия по инвалидности. -
Помочь семьям, имеющим таких детей, объединиться в группу родительской поддержки для решения вопросов их воспитания, обучения, реабилитации и т.д. -
Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям.
Профилактика.
-
Охрана репродуктивного здоровья девочки – будущей матери. -
Планирование беременности, регулярное наблюдение в женской консультации, своевременная санация очагов хронической инфекции. -
Профилактика вредных привычек, профессиональных вредностей. -
Профилактика, своевременное выявление и лечение заболеваний и патологических состояний у беременной женщины, которые могут приводить к внутриутробному инфицированию и гипоксии плода. -
Квалифицированное, бережное ведение родов и оперативных вмешательств.
Диспансерное наблюдение ребенка с внутричерепной родовой травмой и асфиксией осуществляется в детской поликлинике врачом-педиатром и невропатологом, при необходимости привлекаются для консультирования ребенка другие специалисты. Длительность диспансерного наблюдения невропатолога 2 года, в случае формирования стойкой неврологической симптоматики – до передачи во взрослую сеть. Детям в периоде остаточных явлений проводятся курсы восстановительной терапии, санаторно-курортное лечение и т.д. При полном выздоровлении ребенок снимается с учета после комплексного обследования, не ранее 2-х летнего возраста.
Контрольные вопросы:
-
Что такое асфиксия новорожденных? -
Какие причинные факторы способствуют развитию асфиксии новорожденных? -
Каковы критерии оценки новорожденного ребенка по шкале Апгар? -
Какие клинические проявления асфиксии I степени? -
Какие клинические проявления асфиксии II степени? -
Какие клинические проявления асфиксии III степени? -
Какие мероприятия проводятся при асфиксии на I, II и III этапах реанимационных мероприятий? -
Какие факторы риска способствуют развитию родовой травмы новорожденных? -
Какие клинические признаки родовой опухоли и кефалогематомы? -
Каков механизм развития внутричерепной родовой травмы? -
Какие периоды выделяют в клиническом течении внутричерепной родовой травмы? -
Какие клинические признаки внутричерепной родовой травмы в остром периоде?
13. В чем заключается профилактика и диспансерное наблюдение при асфиксии и родовой травме?
Лекция №3
Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного
Цель: сформировать у студентов представления и знания о неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.
Уровни усвоения:
Представления:
-
Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. -
Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. -
Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.
.
Знания:
-
АФО кожи и подкожно-жирового слоя у детей грудного возраста. -
Факторы риска, причины и пути инфицирования новорожденных детей. -
Основные клинические проявления изучаемых заболеваний, проблемы пациентов и их родителей, осложнения, принципы лечения, особенности сестринского ухода, профилактику. -
Принципы организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.
План лекции:
-
Классификация заболеваний кожи и пупочной ранки у новорожденных детей. -
Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика. -
Пиодермии. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения заболеваний. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика. -
Сепсис новорожденных. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика. -
Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях новорожденных.
-
Классификация заболеваний кожи и пупочной ранки у новорожденных детей.
Все заболевания кожи и пупочной ранки можно разделить на две большие группы:
Неинфекционные заболевания:
-
Опрелости -
Потница -
Склередема, склерема. -
Пупочная грыжа -
Свищи пупка -
Фунгус пупка
Инфекционные заболевания (бактериальные, локализованные гнойно-септические)
-
Везикулопустулез -
Пузырчатка новорожденных -
Эксфолиативный дерматит -
Псевдофурункулез -
Омфалит
К генерализованным гнойно-септическим заболеваниям относится сепсис новорожденных.
-
Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки. Определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы риска развития. Клинические проявления и осложнения. Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Профилактика.
Неинфекционные заболевания кожи новорожденного ребенка:
Потница.Представляет собой красную мелкоточечную сыпь на туловище, шее, внутренних поверхностях конечностей. Появляется в связи с задержкой пота в выводных канальцах потовых желез при перегревании ребенка или недостаточном гигиеническом уходе за кожей. Общее состояние ребенка не нарушается, То тела нормальная. Элементы сыпи могут инфицироваться с развитием пиодермий.
Лечение заключается в устранении причины повышенного потоотделения, проведении гигиенических ванн с калия перманганатом, отварами ромашки, календулы, череды ежедневно.
Опрелости.Возникновение опрелостей связано с дефектами ухода – редкая смена подгузников и пеленок, нерегулярные гигиенические ванны и подмывание, повторное использование подсушенных пеленок. У детей с диатезом наблюдается склонность к быстро возникающим и упорным опрелостям. Опрелости чаще располагаются в области ягодиц, половых органов, а также в кожных складках. Различают три степени опрелости:
-
Умеренное покраснение кожи -
Яркая краснота с большими эрозиями. -
Яркая краснота и мокнутие в результате слившихся эрозий.
Опрелости с нарушением целостности кожных покровов могут инфицироваться.
Лечение предусматривает смену подгузников и пеленание или переодевание ребенка перед каждым кормлением, воздушные ванны, УФО. При гиперемии кожи ее смазывают прокипяченным растительным маслом, жировым раствором витамина А, детским кремом, используют дезинфицирующие и защищающие кожу присыпки. Не разрешается одновременное использование на одни и те же участки кожи присыпок и масел. При эрозиях кожу обрабатывают 0,5% раствором резорцина, 1,25% раствором нитрата серебра, болтушками с тальком. Рекомендуется в воду при проведении гигиенических ванн добавлять отвар коры дуба, ромашки.