Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС

людей. Обосновывает ПДК химических и биологических загрязнителей в водных объектах, определяет условия сброса сточных вод в водные объекты в каждом конкретном случае для обеспечения надлежащего качества воды.

  1. Санитарная охрана почвы и очистка населенных мест.

Этот раздел изучает источники и условия загрязнения почвы химическими и биологическими веществами. Научно обосновывает предельно допустимые концентрации экзогенных химических веществ (ИДК ЭХВ) в почве, исследует миграцию загрязнений в приземный слой атмосферы, накопления вредных веществ в продуктах растительного происхождения. Обосновывает санитарные требования к очистке населенных пунктов для создания в них здоровых условий жизни.

  1. Санитарная охрана атмосферного воздуха. Изучает источники загрязнения атмосферы и условия, влияющие на интенсивность и дальность распространения атмосферных загрязнений. Научно обосновывает концентрации атмосферных загрязнений, которые являются безвредными для здоровья населения и не нарушают санитарно-бытовых условий проживания (предельно допустимые максимально разовые ПДКмр и среднесуточные концентрации — ПДКсс). Обосновывает гигиенические требования к размещению и эксплуатации народнохозяйственных объектов, которые являются источниками загрязнения атмосферы, для предупреждения появления в воздухе селитебных территорий концентраций атмосферных загрязнений, превышающих гигиенические нормативы.

  2. Гигиеническое значение физических факторов в условиях населенных мест. Изучает влияние на здоровье и условия жизни населения таких физических факторов, как шум, вибрация, электромагнитные поля и т. д. Научно обосновывает ПДУ и другие мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия физических факторов на здоровье и проживание населения в условиях населенных пунктов.

  3. Гигиена жилых и общественных зданий и сооружений. Изучает, какие условия внутренней среды зданий и сооружений жилищно-гражданского предназначения для человека являются оптимальными, какое значение имеют архитектурно-планировочные решения, инженерное оборудование, оформление и организация режима их эксплуатации для обеспечения гигиенических условий внутренней среды помещений.

  4. Гигиена планировки населенных мест. Рассматривает оздоровительное значение природно-климатических условий и их роль в формировании благоприятных условий для проживания населения. Определяет, как следует их учитывать при планировке населенных пунктов, выборе территории под населенные пункты, функциональном зонировании и др. Научно обосновывает градостроительные мероприятия по использованию благоприятных природных факторов и уменьшения до безопасного уровня возможного неблагоприятного влияния некоторых из них. Устанавливает гигиенические требования к градостроительству вследствие возможного неблагоприятного влияния на условия жизни и здоровье населения комплекса антропогенных факторов окружающей среды.

  5. Здоровье населения как интегральный критерий оценки состояния окружающей среды.



ИСТОРИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
Много внимания вопросам коммунальной гигиены уделяли ученые-гигиенисты А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман.

Алексей Петрович Доброславин (1842—1889). Большое значение ученый придавал внедрению в практику гигиены лабораторных методов исследования, организовал химико-аналитическую гигиеническую лабораторию (впоследствии на базе этой лаборатории был создан санитарно-гигиенический научно-исследовательский институт). Ему принадлежит двухтомник "Гигиена. Курс общественного здоровья" (1882). Основал и редактировал первый в России гигиенический журнал "Здоровье" (1874). Был сторонником научно-исследовательского обоснования практических санитарных рекомендаций и хорошо понимал значение социальных факторов для возможности их реализации. Отмечал, что общая гигиена изучает влияние пищи, воздуха, почвы и др. на человека вообще и одновременно исследует воздействие внешних факторов на организм в определенном состоянии человека, в том числе в условиях населенных мест. Руководил секцией по оздоровлению населенных мест, общественных и частных зданий и промышленных учреждений Российского общества охраны народного здоровья.

Федор Федорович (Фридрих Фридрихович) Эрисман (1842-—1915). Его внимание привлекла проблема влияния неблагоприятных санитарных условий обучения на развитие нарушений зрения (близорукости) у учащихся петербургских гимназий. На основании этого возник интерес к гигиене, и Ф.Ф. Эрисман прошел стажировку у М. Петтенкофера и К. Фойта.

При участии А.Н. Сысина был подготовлен проект декрета "О санитарной охране жилищ", разработаны "Санитарные правила по постройке жилых зданий" (1929), "Временный стандарт качества воды, подаваемой в сеть хозяйственно-питьевых водопроводов" (1939) и другие документы.

Плодотворно развивалась гигиеническая наука в Украине в конце XIX и в

Влияние водного фактора на здровье человека начал изучать проф.Самуил Наумович Черкинский (1897— 1980) член-корреспондент АМН СССР (1945), заслуженный деятель науки РСФСР (1968). Автор более 260 научных работ, в том числе ряда монографий. Основным направлением исследований С.Н. Черкинского и созданной им школы были разработка проблемы санитарной охраны водоемов, гигиены воды и водоснабжения. Он являлся одним из основоположников гигиенического нормирования химических веществ в водной среде. Предложенная им методическая схема и доныне не утратила теоретического и научно-практического значения в санитарной охране водоемов. С.Н. Черкинский — один из разработчиков первых отечественных документов по стандартизации качества питьевой воды и воды источников водоснабжения.Под редакцией С.Н.Черкинского и при его участии вышли 2-й том «Руководства по коммунальной гигиене» (1962) и «Руководство по гигиене водоснабжения» (1975).


Гигиеническое нормирование химических веществ в атмосферном воздухе основал и развил Владимир Александрович Рязанов (1903—1968) — заслуженный врач РСФСР, академик АМН СССР, профессор. В 1926 г. окончил медицинский факультет Воронежского университета, после чего работал санитарным врачом.

Гигиеническое нормирование экзогенных химических веществ в почве обязано своим развитием Е.И.Гончаруку (1932-2004)- украинскому гигиенисту, профессору, академику АМН СССР и НАН Украины, заведующему кафедрой коммунальной гигиены Киевского медицинского института.

Гигиеническое нормирование факторов искусственной среды обитания (микроклимата) развивал М.С.Горомосов, а в последствии его ученики. В области гигиенического нормирования шумового фактора большое значение имеют работы И.Л.Карагодиной. И.П.Павлов -гигиеническое нормирование факторов среды обитания человека.

Социально-гигиенический мониторинг - это государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и состоянием среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между воздействием факторов среды и состоянием здоровья человека.

Основной целью мониторинга является систематизация информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Масштабом для оценки воздействия факторов среды на здоровье являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) или уровни ПДУ развития.

Иллюстративный материал: слайды-19

Литература:

  1. Мазаев В.Т., М.М. Гимадеев, А.А. Королев, Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена. 4.2 под ред. В.Т. Мазаева - 2-е изд. Испр. И доп. М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.-304с.

  2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А., У.И.Кенесариев. Алматы. Научно изд.-Гылым, 2003.-463С.

  3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А.-М.: Медицина, 1986.-608с.

  4. Общая гигиена под ред. A.M. Большакова, В.Г. Маймулова В.Г.-М., 2006.-736с.


Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятия «Коммунальная гигиена».

  2. Назовите основные разделы дисциплины.

  3. Назовите этапы формирования коммунальной гигиены.

  4. Расскажите о роли выдающихся ученых в становлении коммунальной гигиены.

  5. Назовите особенности современной коммунальной гигиены.

  6. Назовите Законодательные документы в коммунальной гигиене.


1.2.

Тема: Государственный санитарный надзор в Республике Казахстан. Предупредительный и текущий санитарный надзор. Структура и функции санитарно- эпидемиологической службы РК.

Цель: объяснить студентам значение санитарного надзора в охране здоровья населения Республики Казахстан, этапы предупредительного и текущего санитарного надзора, функции санитарно- эпидемиологической службы РК.

Тезисы лекции:

Санитарно – эпидемиологическая служба руководствуется в работе санитарным законодательством – комплексом гигиенических норм и правил, регламентирующих различные виды хозяйственной деятельности человека: планировку, строительство, водоснабжение и т. д. При этом, в качестве руководящих документов используются: «Основы законодательства здравоохранения», они являются правовой основой; гигиенические нормативы (ПДК, ПДД, ПДУ, ОБУВ): санитарные нормы и правила (СанПиН), государственные стандарты ( ГОСТ ), строительные нормы и правила ( СНиП ), и другие нормативные документы ( ВСН и т. д. )

Основной задачей государственного санитарного надзора в коммунальной гигиене является осуществление контроля за проведением санитарно – гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения окружающей среды (водоемов, почвы, и атмосферного воздуха ), на оздоровление условий быта и отдыха населения, а также контроль за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости. Контроль осуществляется органами и учреждениями санитарно – эпидемиологической службы в форме предупредительного и текущего санитарного надзора за проведением оздоровительных мероприятий и соблюдением санитарно – гигиенических и санитарно – эпидемиологических правил и норм.

Главным государственным санитарным врачам республики, области, города и района и их заместителям предоставляется право:

а) предъявлять министерствам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям, а также должностным лицам и отдельным гражданам требования о проведении санитарных противоэпидемических мероприятий с указанием сроков их выполнения;

б) запрещать или приостанавливать, впредь до проведения необходимых мероприятий, эксплуатацию действующих объектов, сооружений, зданий культурно-бытового назначения, а также пользование судами, подвижным составом и самолетами в случаях неудовлетворительного санитарного состояния или наличия опасности вредного влияния на здоровье людей;


в) приостанавливать проведение отдельных видов работ по строительству в случаях нарушения утвержденных проектов, санитарно-гигиенических правил и норм;

г) запрещать применение химических веществ, средств и методов в случае опасности их вредного влияния на здоровье людей;

д) возлагать в необходимых случаях на научно-эпидемиологического профиля, независимо от подчиненности, проведение гигиенической экспертизы

ж) беспрепятственно посещать объекты надзора в любое время суток при предъявлении служебного удостоверения и давать указания об устранении обнаруженных санитарных нарушений (в настоящее время в этот пункт внесены некоторые коррективы);

з) требовать от должностных лиц и отдельных граждан сведения и документы, необходимые для выяснения санитарного состояния объекта

и) производить выемку изделий, предметов, материалов для лабораторного анализа и гигиенической экспертизы, а также пробы пищевых продуктов

к) привлекать к осуществлению текущего санитарного надзора общественных санитарных инспекторов.

Должностные лица санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие государственный санитарный надзор, обязаны:

- вносить на рассмотрение соответствующих органов предложения о проведении оздоровительных мероприятий. При этом, каждое мероприятие должно обязательно подкрепляться фактическими данными и ссылкой на официальный нормативный документ;

- сообщать руководителям предприятий, учреждений и организаций о несоблюдении санитарно-гигиенических правил и норм, ставить перед ними вопросы о наложении на виновных дисциплинарных взысканий.

При государственном санитарном надзоре применяют два основных вида взыскания: предупреждение в письменной форме и административный штраф. Необходимо строго соблюдать инструкцию о порядке наложения штрафа. Для этого следует: точно установить должностное лицо, ответственное за правонарушение; провести инструментальные лабораторные исследования, объективно подтверждающие нарушение; правильно оформить акт санитарного обследования и протокол о санитарном нарушении, где обосновать виновность должностного лица с обязательной ссылкой на официальные нормативные документы. Лишь после этого главный государственный санитарный врач выносит постановление о наложении штрафа. В отдельных случаях главный государственный врач санитарный врач имеет право ставить вопрос перед прокуратурой о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. При этом делаются ссылки на соответствующие статьи уголовного кодекса.