Файл: Рабочая программа дисциплина Коммунальная гигиена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Органолептические свойстваЗапах (баллы) 3Привкус (баллы) 2Цветность (градусы) 10Мутность (ЕФМ) 2.5Задание Оцените качество водопроводной воды населенного пункта и установите возможную причинную связь роста заболеваемости почек и водопользованием. Какие еще возможны эффекты на здоровье при длительном использовании воды такого качества? Что нужно предпринять для улучшения ситуации? Задача №4В степном районе во время уборочной кампании среди местного населения и командировочных на уборку шоферов самосвалов возникла вспышка заболевания с симптомами гриппа: внезапное начало без продромальных симптомов с ознобом, температура тела до 39˚ С, общая слабость, недомогание. Лихорадка имеет устойчивый характер в течение 6-7 дней и сопровождается головной болью (особенно в икроножных мышцах). У тяжело болеющих увеличена печень, отмечается желтушность склер.НА территории совхоза стоят жаркие дни, и население ходит купаться на речку, протекающую в 1 км от поселка. Основные поля злаковых культур, где происходит уборка, вплотную прилегает к речке. В период уборки отмечается рост популяции диких грызунов. Река используется населением только для купания и отдыха.Качество воды в реке по данным УГСЭН следующее:Запах, баллы 2Сухой остаток, мг/л 1000Сульфаты, мг/л 220Хлориды, мг/л 180Жесткость, мг-экв/л 6Содержание токсических веществ, остаточные количества пестицидов и минеральных веществ не превышают ПДКВодоснабжение в поселке осуществляется из артезианской скважины, эксплуатирующей 4-й водоносный горизонт. Дебит источника 15 м3/час. Вокруг головных сооружений скважины имеется зона строгого санитарного режима радиусом 50м. Качество воды артезианская скважины по данным ЦСЭН следующее:Запах, привкус, баллы 1Железо, мг/л 1Цветность, градусы 20Фтор, мг/л 1РН 6.7ОМЧ 60Вода источника обрабатывается на головных сооружениях и в разводящую сеть поступает с качеством, соответствующим требованиям СанПиН -10. Задание Выскажите Ваше предположение о возможной причине возникновения гриппоподобного заболевания среди населения. Какие косвенные данные подтверждают Ваш предварительный диагноз? Какие мероприятия, с Вашей точки зрения, необходимо предпринять в данной ситуации, в том числе для постановки окончательного диагноза? Назовите характерные особенности заболеваний этой группы. Задача №5Жители поселка Н. обратились с исковым заявлениям в муниципальный суд. По мнению жителей поселка, значительный рост заболеваемости флюорозом у детского населения обусловлен существенным загрязнением фторидами реки, используемой для водоснабжения населенного пункта. Фториды присутствуют в сточных водах алюминиевого комбината, работающего на электролизной технологии получения алюминия и в выбросах в атмосферный воздух.Население микрорайона, где проживает значительная часть пораженных детей, живет в собственных домах, имеет приусадебные участки для выращивания овощей, корнеплодов и зелени. Плодовые деревья на участках чахлые. Дома имеют централизованное водоснабжение из водопровода, а также шахтные колодцы на приусадебных участках. Все население имеет гигиенические навыки ухода за полостью рта.Анализ воды двухлетней давности свидетельствует о наличие в воде фторидов в концентрации 2,1 мг/л. Год назад завод произвел реконструкцию очистных сооружений и в настоящее время концентрация фторидов в реке не превышает гигиенические нормативы, однако состояние зубов у детей не улучшается и продолжают появляться случаи заболеваний.Задание Сформулируйте ваше заключение по существу проблемы. Если Вы считаете, что флюороз обусловлен деятельностью предприятия, то объясните механизм его развития на фоне употребления воды, отвечающей требованиям СанПиН. Задача №6Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения поселка проектируется строительство водопроводной станции. В качестве источника водоснабжения выбрана река. Место забора воды на очистные сооружения водопроводной станции размещается на расстоянии 2 км от поселка, вверх по течению.Река протекает по густонаселенному району с развитой промышленностью. Качество воды в месте предполагаемого водозабора следующее:Мутность, мг/л 300 Хлориды, мг/л 350Цветность, градусы 150 Сульфаты, мг/л 500Окраска обнаруживается 15 см Железо, мг/л 0.8в столбике воды Сухой остаток, мг 1200 Ртуть, мг/л 0.001Запах, баллы 3 Хром, мг/л 0.15Привкус, баллы 3 Цинк, мг/л 5Окисляемость, мг/л 10 Нефтепродукты, мг/л 0.1Водородный показатель, рН 6.3 Задание Решите вопрос о целесообразности использовании реки в качестве источника питьевого водоснабжения. Какими методами водоподготовки следует воспользоваться для кондиционирования воды? Какие последствия для здорового населения может представлять использование воды такого качества после обработки на традиционных очистных сооружениях водонапорной станции? Задача №7Анализ состояния здоровья жителей одного из районов Заполярья показан высокую распространенность кариеса зубов и хронического тонзиллита среди всех возрастных групп населения. По данным статистики также отмечался повышенный уровень ревматических поражений сердца и заболеваний почек (гломерулонефрит).Население представляет в основном группу переселенцев из средней полосы, осваивающей месторождение природного газа, обладает высоким образовательным цензом, хорошо информировано о мероприятиях необходимых для успешной адаптации к экстремальным природно-климатическим условиям, в основной массе соблюдает рекомендации по профилактике простудных заболеваний и гигиены полости рта.Питание осуществляется привозными продуктами из умеренной климатической зоны. В ассортимент пищевых продуктов включены мясо, рыбы, птица, молочные и овощные консервы, свежие овощи и фрукты.Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины. Вода имеет следующее качество:Органолептические показатели: Токсикологические показатели:Запах, баллы 2 Молибден, мг/л 0,25Привкус, баллы 2 Нитраты, мг/л 35Цветность, градусы 15 Свинец, мг/л 0,02Сухой остаток, мг/л 400 Стронций, мг/л 5,0Хлориды, мг/л 60 Фтор, мг/л 0,20Сульфаты, мг/л 160Железо, мг/л 0,1 Микробиологические показатели:Медь, мг/л 0,8 Микробное число 30Общая жесткость, ммоль/л 5 Коли-индекс (число колиформныхрН 7,2 бактерий на 100 мл) отс.Задание Оцените качество водоснабжения населенного пункта. Объясните возможные причины нарушений в состоянии здоровья населения Определите профилактические направления снижения заболеваний полости рта сердечно-сосудистой системы и почек. Задача №8В районную поликлинику обратились 5 человек с воспалительными гнойными заболеваниями слизистых оболочек – гайморитами, синуситами, конъюнктивитами, отитами.Все обратившиеся – люди среднего возраста, активно отдыхающие на даче в Подмосковье. Во время жаркой погоды пользуются летним бассейном на дачном участке, в котором установлено устройство для аэрирования воды. Патрон для обеззараживания воды последний раз менялся 2 месяца назад.Задание Поставьте предположительный этиологический диагноз. К какой группе возбудителей относится этот микроорганизм? Какие необходимо соблюдать меры предупреждения возникновения подобных заболеваний? №5.1. Тема: Методы санитарного контроля за технологией обеззараживания воды. Реагентные и безреагентные методы.2. Цель: освоение студентами методики санитарного контроля за технологией обеззараживания воды и оценки эффективности обеззараживания питьевой воды, гигиеническая оценка реагентного и безреагентного методов.3.Задачи обучения:Студент должен знать: - методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды;- оценивать эффективность обеззараживания питьевой воды;- процесс обеззараживания питьевой воды- виды обеззараживания питьевой воды- реагентные методы обеззараживания питьевой воды;- безреагентные методы обеззараживания питьевой воды;- сравнительную характеристику методов обеззараживания питьевой воды;- методику проведения дезинфекции водопровода, его значение.Студент должен уметь:- применить методы санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды;- оценить эффективность обеззараживания питьевой воды;- охарактеризовать процесс обеззараживания питьевой воды;- определить содержание остаточного хлора в воде;4. Основные вопросы темы:1.Гигиеническое значение санитарного надзора за технологией обеззараживания питьевой воды.2.Методы санитарного контроля технологий обеззараживания питьевой воды.3.Методы обеззараживания питьевой воды. Реагентные методы. 4. Безреагентные методы обеззараживания питьевой воды, их значение.5.Оценка эффективности обеззараживания питьевой воды.6.Особенности методов озонирования и ультрафиолетового облучения.5. Методы обучения и преподавания: решение тестовых заданий6. Литература:На русском языкеосновная:1.Коммунальная гигиена / под редакцией Мазаева В.Т. В 2 ч. – М., 2006 – Ч.1. -304с, ; Ч.2. – 336с.2.Неменко Б.А., Бекказинова Д.Б., Арынова Г.А., Елгондина Г.Б. Руководство к практическим занятиям по коммунальной гигиене: Учебник – Алматы, 2008. – 430с.дополнительная: 1.Аксенова О.И., Иванов С.И. Гигиенические аспекты обеспечения населения доброкачественной питьевой водой: проблемы и решения: руководство + СD под ред. Г.Г. Онищенко. – М., 2008.- 250 с.2.Мазаева В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Руководство по гигиене воды и питьевого водоснабжения. – М. – 2008. – 250с.3.Больничное дело в Казахстане: состояние, проблемы и подходы к новой модели / А.А. Аканов, В.Н. Девятко, В.И. Ахметов и др. – Астана, Б. – 2006.- 166с.4.Неменко Б.А. Коммунальная гигиена. (Учебник). – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003 – 464 с.5.Общая гигиена / под.ред. А.М. Большакова , В.Г. Маймулова.- М., 2006.- 736с.6.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М., 2009.-736с.7.Рустембекова С.А. Микроэлементы и факторы экологического риска.- М: Логос. 2006. – 110с. 7. Контроль-вопросы:1.Охарактеризуйте метод обеззараживание воды ультразвуком.2.Перечислите преимущетсво метода обеззараживания воды иодом.3. Расскажите о значении обеззараживания воды гамма – излучением. 4.Составьте модель бактерицидного влияния химических дезинфекторов.5.Какие особенности имеют обеззараживания воды тяжелыми металлами?6.Каким образом определяется остаточный хлор в воде?7.Что такое преаммонизация и метод хлорирование?Тестовые задания:1. Цель обеззараживания воды … A) полное уничтожение микроорганизмов.B) уничтожение споровых форм микроорганизмов. C) остановка роста микроорганизмов. D) улучшение физических качеств воды.E) осаждение взвешенных веществ. 2. Норма остаточного хлора в воде после завершения ее обработки составляет … мг/л.A) 1,5-1,0B) 0,1-0,2C) 0,6-1,0D) 0,3-0,5E) 1,2-1,53. … наиболее широко применяемый метод на водопроводных станциях Казахстана.A) ХлорированиеB) УФОC) Озонирование D) Гамма облучениеE) Перманганирование 4. К механическому методу очистки воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание5. К физическому методу обеззараживания воды относится:A) кипячениеB) фильтрация C) отстаиваниеD) коагуляцияE) обеззараживание6. Для фильтрации воды используется ...a) гравийb) стройматериалc) вата и стройматериалd) каменьe) бумага7. Наиболее часто в качестве коагулянта используется ... a) биокарбонат натрияb) крахмалc) сульфат алюминия d) хлорный газe) хлорамин8. При обеззараживании воды используются ... методы.a) химический, физический b) физиологический, химическийc) физиологический, статистическийd) реагентный, реактивныйe) нереактиный, бактериологический9. К физическому методу очистки воды относится:a) ионы тяжелых металловb) хлорированиеc) озонированиеd) УФЛe) фильтрация10. Дезодарация – это удаление от дурнопахнущих ... a) газовb) запаховc) солиd) веществe) микроорганизмов11. К химическому методу обеззараживания воды относится:A) отстаиваниеB) кипичениеC) озонированиеD) использование УФЛE) фильтрирование12. Для эпидемиологической безопасности питьевой воды используются ...A) хлорирование, озонирование.B) дегазация, умягчение.C) обесфторирование, обезжелезивание.D) осветление, дезодорация.E) вымораживание, ионный обмен.13. Обеззараживающее свойство хлора связано с наличием ...А) хлорной кислоты.В)хлороводородной кислоты.С) связанного хлора.D) соединение хлорфторуглерода.E) свободного хлора.14. К физическому методу обеззараживания воды относится ...A) обработка альфа – излучением.B) обработка серебром.C) озонирование.D) обработка гамма – излучением.E) обработка тяжелыми металлами.15. Суперхлорирование это ...A) низкая доза хлора.B) оптимальная доза хлора.C) увеличенная доза хлора.D) свободный хлор.E) остаточный хлор.16.Критерием достаточности дозы хлора при хлорировании воды является…A) снижение общей жесткости воды наполовину.B) физическое свойство воды.C) отсутствие бактерий в воде.D) величина остаточного хлора.E) наличие слабого привкуса и запаха хлора в воде. 17. Хлорпотребность воды – это …A) двойная доза хлора, полученная пробным хлорированием воды.B) количество хлора, необходимое для хлорирование 1л воды.C) необходимое количество хлора для гиперхлорирования 1л воды.D) количество хлора, подлежащее дехлорированию воды.E) сумма хлор поглощаемости и допустимого остаточного хлора в воде.18

79. Какую роль играет УФ-излучения для обеззараживания питьевой воды из поверхностных источников?

80.Расскажите обеззараживания воды электрохимическими методами.

Темы, требования к выполнению и содержанию СРС



На всей территории бывшего СССР с 1976г. Действовала инструкция «О работе санитарно-эпидемиологической станции по разделу коммунальной гигиены». Основные ее положения действуют и в настоящее время на территории Республики Казахстан, согласно которым государственному санитарному надзору подлежат:

- города с примыкающими пригородными зонами, в том числе города-курорты, поселки городского типа и рабочие поселки, сельские и другие населенные пункты;

- открытые водоемы и подземные водоисточники, водозаборные сооружения и зоны санитарной охраны, гидротехнические сооружения, водопроводы и канализация с очистными сооружениями;

- Объекты, являющиеся источниками шума, вибрации и электромагнитных излучений, загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы, а также очистные сооружения и установки по улавливанию вредных выбросов в атмосферу, водоемы, почву и санитарно-защитные зоны;

- общежития рабочих, студентов, гостиницы;

- животноводческие и птицеводческие комплексы и фермы;

- предприятия и объекты личной гигиены, бани, прачечные, душевые павильоны, парикмахерские, косметические кабинеты, пункты приема и сдачи белья и одежды в стирку и химчиску;

- лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения: соматичес-кие больницы, поликлиники, амбулатории, диспансеры, консуль-тации, аптеки, курорты, санатории, дома отдыха, дома престарелых

- физкультурно-спортивные объекты: стадионы, спортзалы, открытые и закрытые бассейны, катки, общественные пляжи;

- зрелищно-культурные и просветительные учреждения: кинотеатры, театры, дворцы культуры, концертные залы, библиотеки, выставки;

- универмаги, магазины промтоваров, книжные магазины, базы промышленных товаров;

- образцы новых синтетических материалов, продукция бытовой химии, предметов быта и домашнего обихода, личной гигиены, выпускаемая в торговую сеть;

- автовокзалы, пассажирские пристани, железнодорожные и аэровокзалы;

- склады, палатки и пункты приема вторичного сырья от населения;

- кладбища, места обеззараживания и утилизации бытового мусора и промышленных отходов, полигоны, свалки, заводы по переработки и сжиганию бытового мусора.

Санитарно-эпидемиологическая станция, в соответствии с этими задачами, выполняет следующие функции:


- Разрабатывает проекты решений местных органов здравоохранения, а также проекты приказов по вопросам коммунальной гигиены.

- Составляет годовые и перспективные планы профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий и участвует в разработке заинтересованными организациями планов санитарно-оздоровительных мероприятий.

- Разрабатывает планы-задания по дальнейшему улучшению санитарного состояния подконтрольных объектов и анализирует эффективность проводимых мероприятий.

- Выявляет источники загрязнения окружающей среды, шума, вибрации, электромагнитных излучений и других вредных факторов, создающих неблагоприятные условия проживания населения.

- Изучает демографические, социально-гигиенические факторы, а также вредные воздействия окружающей среды на здоровье и условия проживания населения.

- Вносит на рассмотрение местных органов вопросы, относящиеся к разделу коммунальной гигиены.

- Осваивает и внедряет в практику новые организационные формы, эффективные методы и средства профилактики, методы работы по разделу коммунальной гигиены.

- Проводит лабораторные исследования и инструментальные замеры на контролируемых объектах, оказывает методическую помощь лабораториям на промышленных предприятиях по контролю за загрязнением окружающей среды.

- Участвует в пропаганде научных гигиенических знаний среди населения и трудящихся подконтрольных объектов.

- Подготавливает общественных инспекторов и руководит их работой.

- Осуществляет прием трудящихся и рассматривает их письма, заявления и жалобы.

Санитарно-эпидемиологические станции республики, областей и городов, имеющих районные СЭС, осуществляют организационно-методическую работу по разделу коммунальной гигиены путем:

- подготовки методических указаний по проведению санитарно-гигиенических мероприятий, а также служебных писем и других документов по вопросам организации работы, в соответствии с приказами, инструкциями и указаниями Министерства здравоохранения;

- контроля за работой подчиненных санитарно-эпидемиологических станций по выполнению законодательства, а также решений, приказов и инструкций Министерства здравоохранения по вопросам коммунальной гигиены;

- оказание практической помощи курируемым СЭС в организации и осуществлении государственного санитарного надзора;

- изучения, обобщения и распространения передовых форм и методов работы по коммунальной гигиене
;

- разработки положений по специализации и повышению квалификации санитарных врачей по коммунальной гигиене и их помошников;

- проведение совещаний, конференций и курсовых мероприятий для работников санитарно-эпидемиологических станций;

- проведение выборочного государственного санитарного надзора за курируемыми объектами на соответствующих административных территориях.

Санитарно-эпидемиологическая станция в своей работе по разделу коммунальной гигиены применяет:

а) метод санитарного описания контролируемого объекта;

б) лабораторные и инструментальные методы исследования;

в) статистический метод обработки материалов.

Обследование объектов, при необходимости, проводится комплексно, совместно с эпидемиологами и санитарными врачами других специальностей. В обследовании принимает участие руководитель объекта или лицо, им уполномоченное. Результаты санитарного обследования оформляются актом в соответствии с целью обследования данного объекта. При неудовлетворительном санитарном состоянии объекта предъявляются требования о проведении необходимых мероприятий с указанным сроком их выполнения.


Иллюстративный материал: слайды

Литература:

1. Мазаев В.Т. , М.М. Гимадеев., А.А. Королев., Т.Г. Шлепнина. Коммунальная гигиена. Ч.1/под. ред. В.Т. Мазаева – 2-е изд. испр. и доп. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 304 с.

2. Коммунальная гигиена. Неменко Б.А. У.И. Кенесариев. Алматы.Научно изд .- Гылым, 2003. – 463с.

3. Коммунальная гигиена. Акулов К.И., Буштуева К.А. –М:. Медицина, 1986. – 608с.

4. Общая гигиена/под.ред. А.М. Большакова., В.Г.Маймулова В.Г.- М., 2006.-736с.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение «санитарного надзора».

  2. Расскажите цель проведения предупредительного санитарного надзора.

  3. Назовите этапы проведения предупредительного санитарного надзора.

  4. Какое гигиеническое значение имеет текущий санитарный надзор?

  5. Объясните структуру санитарно- эпидемиологической службы РК.

  6. Перечислите функции санитарно- эпидемиологической службы РК.


1.3. Тема: Гигиенические цели хозяйственно-питьевого водоснабжения. Значение количества и качества воды для здоровья и санитарных условий жизни населения.

Цель: ознакомить студентов с гигиенической целью хозяйственно-питьевого водоснабжения, физиологическим значением, химическим составом и физическим свойством воды для здоровья населения.

Тезисы лекции:

Водоснабжение - это совокупность мероприятий и технических сооружений по обеспечению водой различных потребителей. Водопользование - это использование водных объектов для удовлетворения нужд населения, сельского хозяйства, промышленности, транспорта. Существует две категории водопользования: первая категория- использование водного объекта в качестве источника хозяйственно – питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности; вторая категория-использование водного объекта для культурно-бытовых целей населения, рекреации, спорта.

Различают два вида водоснабжения в зависимости от способа разбора воды: местное (децентрализованное) - вода разбирается непосредственно из источника (колодцы, водоемы) без системы разводящих труб и централизованное – вода забирается из источников механическим путем и по сети труб доставляется к месту потребления.

Водопроводом называется комплекс сооружений, включающий водозабор, водопроводные насосные станции, станции очистки воды и водоподготовки, водопроводную сеть и резервуары для обеспечения потребителей водой определенного качества. Водопровод, подающий воду потребителям нескольких населенных пунктов называется - групповым водопроводом.


Помимо хозяйственно-питьевого и культурно бытового назначений, вода используется на нужды сельского хозяйства и промышленности, для других целей. В зависимости от целей водопользования сама вода подразделяется на :

  1. Воду питьевую – вода, в которой бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических, химических веществ и др. находятся в пределах санитарных норм.

  2. Воду техническую - вода, кроме питьевой, минеральной и промышленной ,пригодная для использования в народном хозяйстве.

  3. Воду теплоэнергетическую – термальная вода, теплоэнергетические ресурсы, которые могут быть использованы в любой отрасли народного хозяйства.

  4. Воду промышленную – вода, компонентный состав которой и ресурсы достаточны для извлечения этих компонентов в промышленных масштабах.

  5. Воду минеральную – вода, компонентный состав которой отвечает требованиям лечебных целей.

Населенный пункт потребляет воду для следующих целей: питьевые, хозяйственные и бытовые нужды населения в жилых домах, потребности общественных коммунально-бытовых, культурно просветительных, детских, лечебно профилактических учреждений, предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, полив улиц и зеленых насаждений, тушение пожаров. Вода коммунального водопровода подготавливается для питьевых целей и её использование на технологические нужды промышленности нецелесообразно, кроме предприятий пищевой промышленности.

В идеальном отношении питьевая вода вообще недолжна содержать патогенных микроорганизмов и бактерий – индикаторов фекального загрязнения. Однако практическое решение этого вопроса на сегодняшний день нереально, ввиду чего установлены определенные нормативы. Многократные исследования показали, что имеется прямая зависимость между степенью загрязнения воды и общим количеством обнаруженных в ней бактерии – сапрофитов. Первый в мире стандарт качества питьевой воды, принятый в 1914г. В США, определил показатель допустимой общей бактериальной обсемененности питьевой воды не более 100 в 1мл. Этот норматив без изменений был принят в большинстве стран, в том числе и в нашей, вплоть до выхода последнего СанПиНа, в котором он ужесточен до 50 микробов/мл. Согласно СанПиНу, эпедемическая безопасность питьевой воды определяется следующими показателями:

  1. Термотолерантные колиформные бактерии – отсутствие в 100 мл (3-х кратно).

  2. Общие колиформные – отсутсвие в 100 мл.

  3. Общее микробное число – в 1 мл не более 50 бактерий, образующих колонии.

  4. Колифаги – отсутствие бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл.

  5. Споры сульфит редуцирующих клостридий – отсутствие в 20 мл.

  6. Цисты лямблий – отсутствие в 50 мл.