ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
банки с желатином. В углу стояли! Археологи отправи лись по указанному адресу — и застали лишь кучу раз валин. Вместе с работавшими здесь людьми принялись за расчистку, разбирали завалы, грузили на носилки би тый кирпич, выносили обломки балок. Из кабинета за местителя директора вытащили его тело — заместитель дежурил в ту ночь. Кабинет директора находился ря дом — им показали место. В углу, целехонькие, стояли банки с желатином.
...Потом отряд уехал в Ташкент, оставив доброволь цев для охраны ритопов. В их числе оказался и студент Массон. Долгими осенними вечерами «сторожа» разра батывали аварийные планы на любой возможный слу чай. Даже эпидемию предусмотрели: выкапываем скреп ленные желатином ритоны, складываем в рюкзаки и вы ходим через горы... Впрочем, осуществлять аварийные планы не понадобилось.
Теперь они красуются в музейных витринах — в Аш хабаде, в Ленинграде, в Москве,— реставрированные парфянские ритоны из сокровищниц Нисы. Экскурсо воды предлагают полюбоваться мастерством древних резчиков по кости, разъясняют смысл, который вклады вали они в фантастические фигуры, украшающие каж дый сосуд. Каких только нет здесь чудищ — и крыла тый слон, и льву подобный грифон, и кентавры, и человекобык. Экскурсоводы убеждают вас в том, что пре красные, самобытные ритоны Нисы — одно из лучших доказательств высокого уровня культуры древней Пар-
'фии. Как были добыты эти доказательства, спросить у экскурсоводов вам не приходит в голову.
Парфянская проблема поначалу не очень-то при влекала Массона-сына, как, впрочем, и вообще археоло гия. Отец называл его комнатным мальчиком. Сверст ники гоняли в футбол или купались в быстром, как гор ная речка, арыке Бурджар против дома, а Вадим читал
130
книги. Профессорская квартира была заставлена пол ками, да еще в подвале хранилось пять тысяч томов. Отец и весной и осенью уезжал в экспедицию. Сын читал книги; постепенно их круг сузился. Англия, Франция, 30-летняя война, гугеноты, Кромвель... тот подлинныя фон, по которому вышивали приключения своих героев Дюма и Вальтер Скотт... Летом отец увозил сына за го род, они вдвоем бродили по ближним рощам, садам или по степи, собирали коллекции жуков, растений. Отец учил сына читать книгу природы. И отговаривал не от книг — от книжной науки. Сам он умел удивительно со четать книжную премудрость с приметливостью натура листа. Он высмеивал «музейных» археологов — искате лей черенков и украшений, называл их выходцами из пыльного музейного шкафа. Жуки, растения, животные, их следы, сохранившиеся в почве, служили ему указ ками. Когда-то он учился на инженерно-строительном факультете. Теперь, раскапывая какое-нибудь древнее поселение, он мог отличить квартал металлистов от квартала гончаров не только по форме печей, но по ра стительному покрову в лежащих выше слоях почвы. Археолого-биологические пробы стали его методом. На Нпсе, не прибегая к раскопкам, ему точно удалось ука зать, как шла городская стена. Он определил это но от сутствию растительности над нею.
Плюс к тому профессор, естественно, читал по-ла- тынц II гречески, на фарси, по-арабски и еще на других европейских и восточных языках. Но умел обращать мо лодежь в свою веру не только эрудицией — увлеченно стью. После вводной лекции профессора Массона в кру жок археологов записывалось человек по двадцать. Дру гое дело, что становились археологами по одному на пя терых: профессия была не для слабых!..
Может быть, никого так не старался обратить в свою веру профессор, как родного сына. Удалось это после
131
экспедиции на Нису. Сын ужо был студентом, истори ком. Возможно, следовало раньше приохотить его к рас копкам, но отец не решался брать с собой «комнатного мальчика»... Лишь вернувшись с Нисы, Вадим принялся за книги, которые не надо извлекать из подвала: антич
ность, Парфия у отца всегда под рукой. |
|
||
Возникнув в |
результате |
борьбы среднеазиатских |
|
народов против |
греческого |
господства |
(в середине |
III века до и. о.), Парфянское царство постепенно рас |
|||
пространило свою власть на |
территорию |
современных |
Ирана, Ирака, Афганистана, Пакистана. Оно стало са мым опасным соперником Древнего Рима. История этого огромного государства, просуществовавшего более полутысячелетия, полна загадок, а то, что известно о нем, историки узнавали от его врагов — греков и римлян, для которых парфяне — варвары. И только археологи дали возможность «заговорить» самим парфянам.
Парфянские памятники в легендарном краю Мис-
риане |
(юго-запад современной Туркмении) стали |
целью |
первой самостоятельной экспедиции Массона- |
младшего. Археологи, хотя и бывали здесь (одним из первых — отец), ограничивались осмотром, рекогносци ровкой. Только что окончивший университет Вадим по ехал копать. Сопровождают его кучерявый, словно в туркменской папахе, студент-дипломник Виктор Сарианиди и написанная отцом инструкция. По пунктам. Ночью по пустыне не ездить. Без компаса из лагеря не выходить. Есть в стороне от жилья — чтобы не привле кать всяких гадов. Иметь в запасе питьевую воду — в день на человека не менее литра... Помимо памятни ков парфянской эпохи разобраться в системе древнего
орошения...
Приключения не заставили себя ждать. Началось с того, что попала под дождь карта, где расстояния между селениями были помечены — против правил — черни-
132
ламп. Написанные карандашом названия сохранились, а километры начисто смыло.
Потом была первая ночь в пустыне. Дул ветер и бес престанно заваливал палатку, поскольку колышки в песке не держались. Всю ночь боролись с палаткой, пе ском и ветром под бодрую песню про Дон-Кихота:
На турнире, на пиру и на охоте...
В доступной округе было на выбор два колодца. В од ном вода по вкусу и действию напоминала английскую соль. В другом она была бурой от глины. Они фильтро вали воду через бинт, но толку от этого было мало. Суп с макаронами старались есть в темноте: наутро (впечат ление было полным) в коричневой жиже плавали белые черви. Но и такую воду приходилось возить издалека. Экономили ее изо всех сил. По утрам совершали омове ния песком — почти по Корану... А потом три дня шел дождь, и, казалось, вечная проблема пустыни решена навсегда. Зато пришлось убедиться, как много люди едят, когда сидят в палатках и делать нм нечего...
Затерянные в песках минареты средневекового Мисриана напоминали о том, что когда-то безлюдная пу стыня была цветущим краем. Кое-где сохранились валы, быть может дамбы оросительных систем. Не было лишь следов Парфии. Три года подряд молодые археологи на прасно искали их в Мисриане. Вместо этого поблизости от известных ранее памятников средневековья они от копали памятники эпохи бронзы — поселения II ты сячелетия до нашей эры. Оказалось, люди трижды осваивали благодатные земли и трижды, через пятьсотшестьсот лет, пустыня сгоняла их с насиженных мест, ее соли губили почву, ее пески засыпали брошенные по селки и каналы.
«К сожалению, мы не нашли парфянских памятни ков»,— докладывал сын отцу. «К счастью, вы нашли
133
допарфянскне»,— отвечал отец сыну. Профессор рабо тал в то время на восточной окраине Парфии, раскапы вал Эрк-кала, Старый Мерв, столицу древней Маргианы. Он предложил сыну поискать допарфянскне памятники в этих местах. Вместе с верным своим сподвижником Виктором Сариаииди в сорока километрах к северу от Старого Мерва сын стал копать курган в песках Яз-депе, предполагая обнаружить еще более древнюю столицу. Он выбрал курган сам, прочитав массу книг и не послу шав советов отца. В наказание за упрямство отец по требовал отчета раз в десять дней. И сын представлял ему отчеты.
С водой на Яз-депе было еще похуже, чем в Мпсриане. Даже по здешним местам год выдался необы чайно жаркий. Пугливые джейраны, дрожа, подходили к поилкам для овец; чабаны выбирали тех, что пожир ней, и стреляли. А другие не убегали — так им хотелось пить.
Все живое искало тени, но некуда было спастись от свирепого солнца. Однажды, спустившись в шурф по вы рубленным в стенке ступеням и с наслаждением ощутив сыроватый, как в погребе, холодок свежеотрытой земли, Вадим оглянулся и на нижней ступеньке, через кото рую только что перепрыгнул, увидел серый шевеля щийся клубок. Эфа — безошибочно определил он. Быв ший «комнатный мальчик» не впервые встретился со змеею, но в шурфе он был, как в капкане. Как-то разом отошли на второй план следы давно умерших культур, ради которых он спустился сюда. Пока ему повезло, что он не наступил на эфу. Яд этой быстрой некрупной змейки — Вадим знал — убивает. Он покрепче сжал ру коятку ножа. Но эфа, видно тоже измотанная жарой, не проявляла обычной своей агрессивности. Собрав тело в крутые, прилегающие друг к другу петли, змея извива лась, будто ползла, в то же время оставаясь на месте.
134
и негромко шипела, покачивая приподнятой, с белым крестом, головой. У человека в руке был археологиче ский нож. Если попросту — нож кухонный. Не выпу ская из виду серый живой клубок, человек принялся вы рубать ножом ступеньки в другой стенке шурфа. Когда, благополучно выбравшись из западни, он рассказал о приятной встрече товарищам, кто-то, привязав нож к длинной палке, приготовился к расправе. Но Вадим сказал «пет». Она его не тронула, и он ее не станет.
Слои глубоких шурфов раскрывали историю древ него поселения. Три года копали на Яз-депе Массон и Сарнаниди. Даже отец признал, что выбор сделан удачно. Многое здесь выглядело знакомым — древпемаргианская столица относилась примерно к тому же вре мени, что и поселения древнего Мисриана. Но здесь, в долине полноводного Мургаба, удалось найти древнюю крепость с дворцом. Это казалось удивительным. Ведь появление цитаделей означало важнейшие перемены в жизнп древних людей. За высокими стенами поселялась знать. «Недаром высятся грозные стены вокруг новых укрепленных городов,— писал Энгельс,— в их рвах зияет могила родового строя...» Принято было считать, что цитадели появились в здешних местах лет на четы реста позже; ошибка! — утверждали специалисты, об суждая птоги раскопок на Яз-депе. Да, ошибка была — раскопки изменили ошибочные представления ученых.
Путешествие из Мисриана в Маргпану — с запада на восток современной Туркмении — оказалось путешест вием по I тысячелетию до нашей эры. Следующее путе шествие вернуло- Массона-младшего в район парфян ской столицы Нисы, где он начинал когда-то. Не больше двадцати пяти километров разделяло новое место рас копок с Нпсой. И по крайней мере пять тысяч лет...
Трагический случай привел сюда Вадима — нелепая гибель профессора Куфтина, приглашенного отцом в
135
Южно-Туркменскую экспедицию копать первобытность. В наследство от Куфтина достался Вадиму Каракум ский отряд, несколько шурфов на холме возле водосбор ной ямы Джейтуп и ворох неразобранных материалов. Большие раскопки предполагал начать на Джейтупе полный надежд Куфтин. Смерть нарушила его планы.
Но и Куфтин не был первым археологом, пришедшим на место древнего поселения. Куфтина привез на Джейтун ашхабадский археолог Марущенко. А того в свою очередь проводил знакомый старик-чабан. Из года в год разбивали чабаны свои шалаши на огромном бархане
возле |
водосборной ямы-хака, называемого |
Джейтун. |
||
Всякий |
раз находили в |
песке |
кремешки. |
Так бугор |
и назвали — Чакмакдаш |
бейик, |
холм с |
кресалами. |
Только кремешками отличался бугор от соседних барха нов, но, когда археолог увидел эти россыпи кремневых осколков, он понял, что под ними — поселок каменного века.
Джейтун, Джейтун! Песчаные бури на несколько дней загоняли людей в душные, наглухо застегнутые па латки. Лавины песка начисто заметали раскопы, так что по нескольку раз приходилось откапывать одни и те же места. Люди каменного века не знали железных изде лий, даже тупых, как у археологов, ножей, но жили они в лучших условиях, чем археологи,— в прохладных гли нобитных домах на краю древней дельты ручья.
В паводок ручей разливался, и мутная илистая вода задерживалась на огороженных валиками участках. Женщины, вытянувшись цепочкой, аккуратно разбрасы вали в жидкий ил зерна ячменя и пшеницы и потом при капывали их длинными острыми палками. Месяца через два наступало время срезать колосья костяными ножами с кремневыми лезвиями.
Старухи в поселке месили глину, примешивали к ней мелко рубленные стебли злаков и лепили сосуды, а за
136
тем, просушив их на солнце и разрисовав, обжигали на огне. Другие женщины, растирая между двумя пло скими камнями зерна, мололи муку. Пока женщины ра ботали, мужчины охотились в песках на джейранов, ку ланов или пустынных козлов. Возвратившись с добычей, они разделывали туши кремневыми ножами и кремне выми и костяными скребками очищали шкуры. Еще о многих подробностях жизни древних людей рассказали черепки битой посуды, обломки камней, костяные шилья и кремневые пластины. Переступая без труда че рез остатки когда-то существовавших стен, археологи, мысленно их нарастив, видели перед собой поселок: пря моугольные однокомнатные домики с небольшими дво риками при них. Никогда еще столь древнего поселения оседлых людей-земледельцев не находили на территории
СССР. Да и на всем Ближнем Востоке — отой колыбели цивилизации — подобные памятники можно пересчитать по пальцам. Иерихон в Палестине, Джармо в Ираке, еще два-три поселка в Египте и Турции. Открытие неолити ческого Джейтуна намного расширило «колыбель циви лизации», включив в нее Закаспийский край. Это слово, «Джейтун», теперь известно археологам и историкам древности во всем мире и связано с именем Вадима Мас сона. «Тот, который раскопал Джейтун». Он не только выделил неизвестную до сих пор культуру, его заслуга в том, что он сумел показать ее место в предыстории че ловечества, как бы ввел тем самым древнюю Среднюю Азию в общий исторический «оборот».
Кандидатская диссертация двадцатипятилетнего Ва дима Массона была посвящена древней культуре Мисриана. У докторской его диссертации длиннющее на именование: «Древнейшее прошлое Средней Азии (от возникновения земледелия до похода Александра Маке донского)». Но как ни длинно название, период, о кото ром идет речь, куда длиннее. Он охватывает пять тысяч
137
лет. При защите между оппонентами произошло нечто вроде естественного разделения труда. Один из уважае мых профессоров разбирает книгу «Средняя Азия и Древний Восток», где диссертант повествует о появле нии раннеземледельческих культур и их расцвете. Дру гой оппонент рассматривает другую эпоху — разложение первобытнообщинного строя и образование раннеклас сового общества; этому посвящена другая книга Мас сона — о древней культуре Маргианы. Тридцати трех лет от роду Вадим становится доктором исторических наук.
Это возраст Иисуса Христа и Ильи Муромца. Гово рит ли он о молодости новоиспеченного доктора? Мате матик, не заявивший о себе к тридцати, едва ли сделает что-либо существенное в науке. Историк, заявивший о себе к тридцати, обещает стать первоклассным ученым. В его области знания зрелость приходит со временем, с багажом.
2
—Доброе утро, Толя.
—Доброе утро, Саша.
—Доброе утро, Юра.
—Доброе утро, Саша.
—Доброе утро, Володя.
—Доброе утро, Саша.
Легкой своей походкой Саша прытко удаляется в сто рону холма, а Толя, Юра, Володя, высунув головы из спальных мешков, молча глядят ому в спину. Он какойто бестелесный, Саша, прокопченный, провяленный солнцем и ветром. Его слова не приказ, а напоминание. Когда так же приветливо персонально каждому то же самое говорит Массон, другое дело. Но Массон далеко, и так приятно понежиться десяток минут. Еще можно дышать. Солнце только что выкатилось, в низких лучах
138