Файл: Акатьева С. И., Елисеева Л. А., Загидулина О. Н., Козлова Г. А., Попова С. В., Поротова С. В., Смердова Н. В., Сухорукова М. Р., Фанина О. Б.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебное пособие | 50
Кратность:
-
обработка полости рта и губ - 2 раза в день -
чистка зубов - 2 раза в день -
полоскание ротовой полости - после каждого приёма пищи
Оснащение: -
стерильные: лоток - 2 шт, пинцет, ёмкость под пинцет, корнцанг/зажим, марлевые
салфетки/шарики, деревянный шпатель, антисептический раствор 200 мл (2% раствор натрия
гидрокарбоната, 0,05% раствор перманганата калия, водный раствор хлоргексидина
биглюконата; раствор «Лавасепт»), стерильный глицерин -
стакан для полоскания / резиновый баллончик -
полотенце / салфетка - 2 шт -
индивидуальная мягкая зубная щетка -
зубная паста -
вазелин / масляный раствор витамина Е / крем для губ (индивидуальная гигиеническая помада) -
лоток нестерильный -
перчатки нестерильные -
мешок для сбора белья -
оснащение для утилизации медицинских отходов классов «А» и «Б» (мешки/емкости) -
оснащение для обработки рук (мыло жидкое, кожный антисептик, одноразовые полотенца для
рук) -
оснащение для дезинфекции
Порядок действий:
Алгоритм выполнения | Примерный текст комментариев (ответов) специалиста |
Подготовка к манипуляции | |
1. Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль. | «Здравствуйте! Я медицинская сестра (медбрат). Меня зовут (ФИО)» |
2. Попросить пациента представиться (если пациент в сознании). Идентифицировать пациента. | «Представьтесь, пожалуйста, назовите Ф.И.О. полностью, дату рождения и свой возраст. Как я могу к Вам обращаться?» Сверяю ФИО пациента в медицинской документации: «Пациент идентифицирован» |
3. Объяснить пациенту цель и ход процедуры. | «Я проведу Вам уход за полостью рта для соблюдения гигиены полости рта, предупреждения развития стоматита и неприятного запаха изо рта с помощью марлевых салфеток, зубной щётки и пасты, и антисептического раствора. Данная манипуляция безболезненная» |
4. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую манипуляцию. | «Вы согласны на выполнение данной процедуры?» Ответ: «Я согласен на выполнение процедуры» В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача. |
5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. | «Обрабатываю руки гигиеническим способом» |
6. Приготовить необходимое оснащение. Проверить сроки годности всех расходных материалов и лекарственных средств, целостность упаковок, стерильность. | «Готовлю на манипуляционном столе необходимое оснащение: 2 стерильных лотка, пинцет, корнцанг, марлевые салфетки, деревянный шпатель, раствор антисептика, полотенце/салфетка, мягкая зубная щётка, зубная паста, вазелин (масляный раствор |
ч
щ
' | витамина Е), стакан для полоскания (резиновый баллончик), нестерильный лоток, перчатки нестерильные» «Целостность упаковок не нарушена. Сроки годности упаковок и лекарственных средств не истекли, материал стерилен» |
7. Надеть средства индивидуальной защиты: одноразовую маску. | «Надеваю средства индивидуальной защиты для соблюдения инфекционной безопасности» |
8. Расположить пациента в одном из следующих положений:
Снять зубные протезы (при наличии). | «Создаю необходимые условия для проведения процедуры. Для удобства я придам Вам горизонтальное положение на спине и приподниму изголовье кровати под углом 45- 60°. Вам удобно?» Ответ: «Да, мне удобно» «Или на боку, или на животе, или на спине. Поворачиваю голову пациента на бок» «Предлагаю пациенту снять зубные протезы» |
9. Прикрыть шею и грудь пациента полотенцем/салфеткой. | «Накрываю шею и грудь пациента полотенцем/салфеткой» |
10. Провести гигиеническую обработку рук кожным антисептиком. Надеть нестерильные перчатки. j.;, * | «Провожу антисептическую обработку рук и надеваю нестерильные перчатки» |
Выполнение манипуляции | |
1. В один лоток налить антисептический раствор для обработки полости рта, в другой лоток выложить стерильным пинцетом стерильные марлевые салфетки. | «Наливаю в стерильный лоток антисептический раствор ... (назвать), в другой лоток стерильным пинцетом выкладываю стерильные марлевые салфетки» |
2. Приготовить мягкую зубную щетку, смочить её в антисептическом растворе, нанести небольшое количество зубной пасты на зубную щетку. | «Готовлю мягкую зубную щетку, смачиваю её в антисептическом растворе ... (назвать). На зубную щетку наношу небольшое количество зубной пасты» |
3. Попросить пациента широко открыть рот. Почистить зубы, в направлении от задних к передним зубам. Помогая себе шпателем, вычистить: внутреннюю, жевательную и наружную поверхность зубов, выполняя движения вверх- вниз. Повторить тс же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз. Использовать отдельный шпатель для обнажения зубов, фиксации языка, щёк. | «Пожалуйста, широко откройте рот. Сейчас я вам почищу зубы. Выметающими движениями, начинаю с задних зубов, вычищаю внутреннюю, жевательную и наружную поверхность зубов, движения вверх - вниз в направлении от задних к передним зубам. Те же действия провожу с другой стороны рта. Процедуру повторяю не менее двух раз. Использую отдельный шпатель для обнажения зубов, фиксации языка, щёк. Лучше начинать чистить зубы с верхней челюсти» |
4. Помочь пациенту прополоскать полость рта, подав ему стакан с водой и подставив под подбородок лоток. Примечание: можно провести орошение с помощью грушевидного баллона, оттянув шпателем угол рта и поочередно промывая левое, а затем правое защечное пространство струей воды под умеренным давлением. | «Прополощите, пожалуйста, рот водой, а я Вам подставляю под подбородок лоток, чтобы Вы сплёвывали» |
5. Сухой салфеткой промокнуть ротовую полость пациента. | «Промокательными движениями осушаю ротовую полость пациента» |
6. В правую руку взять корнцанг/зажим. Захватить марлевый шарик, смочить в антисептическом растворе и слегка отжать. | «В правую руку беру корнцанг/зажим, захватываю марлевый шарик, смачиваю в антисептическом растворе ... (назвать), и слегка отжимаю» |
7. Попросить пациента высунуть язык. | «Высуньте, пожалуйста, язык, я протру его |
У ч е бно.е п особ и е | 52
Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть язык, снимая налёт, в направлении от корня языка к его кончику. Примечание: если пациент не может высунуть язык, то необходимо обернуть его стерильной салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта. | антисептическим раствором ... (назвать) в направлении от корня языка к его кончику. Буду менять салфетки по мере загрязнения» |
8. Марлевым шариком, смоченным в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щёк, пространство под языком, дёсны пациента. При сухости языка смазать его стерильным глицерином. Использовать отдельный шпатель для обнажения зубов, фиксации языка, щёк. Примечание: менять марлевые шарики необходимо по мере их загрязнения слизью, налётом и липкой слюной. | «Беру марлевый шарик корнцангом , смачиваю в антисептическом растворе ... (назвать), обрабатываю внутреннюю поверхность щёк, пространство под языком, дёсны пациента. Меняю марлевый шарик по мере загрязнения слизью, налётом и липкой слюной. При сухости языка смазываю его стерильным глицерином. Использую отдельный шпатель для обнажения зубов, фиксации языка, щёк» |
9. Осушить кожу вокруг рта полотенцем/салфсткой промокательными движениями. | «Осушаю кожу вокруг рта полотенцем или салфеткой промокательными движениями» |
10. Обработать последовательно верхнюю и нижнюю губы тонким слоем вазелина (для профилактики трешин на губах). | «Обрабатываю верхнюю и нижнюю губы пациента вазелином (крем для губ)» |
11. Убрать полотснце/салфетку с груди и шеи пациента. | «Убираю полотснце/салфетку с груди и шеи пациента» |
12. Узнать у пациента его самочувствие. | «Как Вы себя чувствуете, все ли в порядке?» Ответ: «Я чувствую себя хорошо» |
Окончание манипуляции | |
1. Использованное оснащение подвергнуть дезинфекции и утилизации. | «Использованный инструментарий подвергаю дезинфекции и утилизации. Перевязочный материал помещаю в мешок для отходов класса «Б». Убираю полотснце/салфетку и помещаю их в мешок для использованного белья» |
2. Поместить упаковки от расходных материалов в емкость для медицинских отходов класса «А». | «Помещаю упаковки от расходных материалов в емкость для медицинских отходов класса «А» |
3. Обработать рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующей салфеткой способом протирания; Салфетку поместить в емкость для медицинских отходов класса «Б» Примечание: кратность протирания определяется инструкцией к салфеткам | «Обрабатываю рабочую поверхность манипуляционного стола дезинфицирующей салфеткой способом протирания. Салфетку утилизирую в емкость для отходов класса «Б» |
4. Снять перчатки. Обработать руки гигиеническим способом. | «Снимаю перчатки и утилизирую их в мешок для отходов класса «Б». Обрабатываю руки гигиеническим способом» |
5. Помочь пациенту занять удобное положение. Поправить постель, укрыть пациента. Уточнить у пациента его самочувствие. | «Как Вы себя чувствуете, все ли в порядке, Вам удобно?» Ответ: «Я чувствую себя хорошо, мне удобно» |
6. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. | «Обрабатываю руки гигиеническим способом» |
7. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения манипуляции в медицинскую документацию. | «Фиксирую в медицинской документации данные о выполнении манипуляции» |
Учебное п о с о б и е | 53Уход за полостью рта ватными палочками Pagavit у пациента без сознания
Цель:
-
соблюдение гигиены полости рта пациента -
профилактика заболеваний ротовой полости
Показания:
-
уход за полостью рта тяжелобольного пациента
Противопоказания:
-
отсутствуют
Кратность: не менее 2 раз в день (утром и вечером)
Оснащение:
-
стерильные: лоток, пинцет, емкость под пинцет -
с
I
пециальные одноразовые ватные палочки Pagavit, пропитанные глицерином, лимонной
кислотой, экстрактом лимона и 0,1% натрием бензоатом -
стерильный деревянный шпатель - 2 шт -
лейкопластырь
ножницы
полотенце - 2 шт
лоток нестерильный
перчатки нестерильные
мешок для сбора белья
оснащение для утилизации медицинских отходов классов «А» и «Б» (мешки/емкости)
оснащение для обработки рук (мыло жидкое, кожный антисептик, одноразовые полотенца для
рук)
оснащение для дезинфекции
Порядок действий:
Алгоритм выполнения | Примерный текст комментариев (ответов) специалиста |
Подготовка к манипуляции | |
1. Идентифицировать пациента. | Сверяю ФИО пациента в медицинской документации: «Пациент идентифицирован» |
2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. | ■^Обрабатываю руки гигиеническим способом» |
3. Подготовить необходимое оснащение. Проверить сроки годности всех расходных материалов и лекарственных средств, целостность упаковок, стерильность. | «Готовлю на манипуляционном столе необходимое оснащение: стерильный лоток, пинцет, марлевые салфетки, деревянный шпатель - 2 шт, ватные палочки Pagavit, лейкопластырь, ножницы, полотенце - 2 шт, нестерильный лоток, перчатки нестерильные» «Целостность упаковок не нарушена. Сроки годности упаковок и лекарственных средств не истекли, материал стерилен» |
4. Надеть средства индивидуальной защиты: одноразовую маску. | «Надеваю средства индивидуальной защиты для соблюдения инфекционной безопасности» |
5. Придать пациенту необходимое положение: а) повернуть пациента на бок так, чтобы его лицо находилось на краю подушки, или: б) повернуть голову пациента к себе так, чтобы лицо находилось на краю подушки. | «Создаю необходимые условия для проведения процедуры: а) поворачиваю пациента на бок так, чтобы его лицо находилось на краю подушки, или: б) поворачиваю голову пациента к себе так, чтобы лицо находилось на краю подушки» |