Файл: Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского»

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

Специальность (направление) 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Начальное образование
Курсовая работа

на тему: «Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников»


Выполнил:

___________________________

Научный руководитель:

___________________________
Ярославль 2020

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СРЕД ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7

1.1 Понятие интерактивности 7

1.2 Интерактивные методы при обучении математике младших школьников 9

1.3Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов 15

Выводы по главе 20

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СРЕД ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21

2.1 Организация и методы экспериментального исследования 21

2.3 Методические рекомендации по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников 27

Выводы по главе 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 38


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Современные школьники – это дети, которые выросли в окружении телевизионных экранов и дисплеев компьютеров. По сравнению с детьми 80-90 г.г., у них другой способ восприятия информации. Сегодняшним школьникам, для восприятия, необходима зрительная стимуляция.


Вместе с тем, в России, в настоящее время идет становление новой системы образования. Она ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим, в современном образовательном процессе должна присутствовать новизна, которая предопределена отличительными особенностями динамики формирования жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным государственным Образовательным Стандартом (далее ФГОС НОО) новизной в образовательном процессе будет применение интерактивных методов, как наиболее эффективных и результативных. Применение интерактивных сред в рамках урока или дополнительной образовательной деятельности облегчает педагогу подготовку, помогает сделать уроки наиболее интересными, насыщенными по формам деятельности, значимыми на результат. Способствует индивидуальному подходу к каждому ученику [1].

Применение интерактивных средств на уроках математики на ступени начального образования изучали многие педагоги и ученые. Среди них можно отметить Г.Г. Брусницину, Н.Я. Виленкина, В.М. Глушкова, Л. А. Жукову, Г.М. Коджаспирову и других [5, 13, 15, 20].

Требования создать цифровые образовательные среды в школах, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с ФГОС информационно-образовательная среда должна включать в себя комплекс цифровых образовательных ресурсов, обеспечивать информационно-методическую поддержку. На заседании президиума совета при Президенте Российской Федерации в 2017 году было анонсировано, что запускается новый приоритетный проект «Цифровая школа» [1, 32].

В связи с этим разработано большое количество программ и приложений, которые позволяют работать в цифровом режиме. Существует огромное количество цифровых ресурсов, предназначенных для изучения теории. С целью контроля изученной теории можно использовать ресурсы с тестами. Все вышеуказанные ресурсы являются продолжением и развитием обычных учебных материалов.

Интерактивные среды, о которых пойдет речь в этой работе, позволяют внедрить новые и еще не использовавшиеся формы работы в практическом их применении. В рамках обучения математике детей младшего школьного возраста это могут быть эксперимент, исследование, конструирование, которые позволят решить творческие задачи обучения. Но данные методы обучения применяются мало, в связи с этим необходимо изучить возможность применения интерактивных математических сред, как средство реализации интерактивных методов обучения младших школьников на уроках математики. Этим и обусловлена актуальность исследования данной курсовой работы.


Проблема исследования заключается в поиске обоснованного ответа на вопрос о том, каковы особенности реализации интерактивных математических сред, в процессе реализации интерактивных методов обучения на уроках математики в младших классах образовательных учреждений.

Цель исследования: изучить интерактивные математические среды, как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.

Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие интерактивность;

  2. Дать понятие интерактивным методам при обучении математике младших школьников;

  3. Охарактеризовать интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов;

  4. Провести практическую работу по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников;

  5. Разработать рекомендации по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.

Объект исследования: использование интерактивных методов в обучении младших школьников.

Предмет исследования: процесс применения интерактивных сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение математике детей младшего школьного возраста будет успешным, если применять интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;

  2. Педагогический эксперимент;

  3. Анализ образовательной среды;

  4. Математический анализ результатов педагогического исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена современная психолого-педагогическая литература по обучению младших школьников математике, рассмотрены современные образовательные системы и УМК. Рассмотрены понятия «интерактивная среда», «интерактивные методы».

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе практической работы данные могут быть использованы педагогами начальных классов, родителями, студентами ССУЗов и ВУЗов.


База исследования:

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, каждый из которых состоит из трех параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СРЕД ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Понятие интерактивности


Термин «интерактивность» происходит от английского слова «interaction», что в переводе означает взаимодействие. Используется для описания взаимодействия в мире телекоммуникаций. Это могут быть компьютерные программы, мультимедийные приложения, чаты, технологии виртуальной реальности, дистанционные технологии обучения [10].

Рассматривая понятие интерактивность в широком смысле, можно сказать, что это возможность потребителя самому управлять процессом потребления. Пользуясь интерактивным телевидением, мы можем просматривать интересные нам телепередачи и фильмы в интересное нам время. Интерактивные компьютерные программы позволяют нам также в удобное и нужное для нас время играть или решать нужные задачи.

Интерактивность необходимо рассматривать в ряде некоторых аспектов. Должна быть определенная последовательность сообщений, это предполагает взаимозаменяемость отправителя и получателя, тем самым определяя всю композицию диалоговой коммуникации. Само средство интерактивности, например компьютер, рассматривается как третий участник коммуникации.

Продуктивность самого понятия интерактивность состоит в его проблематизирующем теоретическом потенциале. Например, это может быть принцип обратной связи, гипердиалог. Интерактивность возникает на «изломе языковой судьбы», когда формальная интенсивность коммуникации замещает содержательные процессы смыслопорождения [19].

Термин «интерактивная педагогика» был введен немецким исследователем Г.Фриц в 1975 году. Следует отметить, что данный термин в области педагогики уходит своими корнями в термин «активное обучение».

Интерактивное обучение позволяет обучающемуся самому определить процесс обучения, освоения знаний и опыта. Интерактивное обучение широко используется в сфере коммерческого образования.

В образовательной практике понятие интерактивности получило распространение как способы взаимодействия обучающего и обучаемого. Это может быть интерактивная игра, интерактивное телевидение, интерактивная обучающая компьютерная программа, интерактивная доска.