Файл: Содержание Этапы разработки и внедрения технологии подбора персонала.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Этапы разработки и внедрения технологии подбора персонала

2. Характеристика современных технологий отбора персонала

3. Этапы разработки и внедрения технологии отбора персонала

4. Характеристика современных технологий адаптации персонала

5. Этапы разработки и внедрения технологии адаптации персонала

6. Классификация и характеристика современных технологий оценки персонала

7. Этапы разработки и внедрения технологии оценки персонала

8. Классификация и характеристика современных технологий увольнения персонала

9. Этапы разработки и внедрения технологии увольнения персонала

10. Классификация и характеристика современных технологий управления карьерой персонала

11. Этапы разработки и внедрения технологии управления карьерой персонала

12. Характеристика современных технологий профессионального развития персонала

13. Этапы разработки и внедрения технологии профессионального развития персонала

14. Оценка качества обучения персонала

15. Оценка качества управления карьерой

16. Правовое регулирование найма, расстановки и увольнения персонала

17. Личность в организации: понятие, индивидуально-психологические свойства, ценности, Я-концепция.

18. Ролевое поведение личности в организации. Ролевые конфликты. Функциональные и дисфункциональные виды поведения.

19. Группы в организации: структура, групповые нормы и сплоченность как факторы организационного поведения. Психологический климат как характеристика межличностных отношений

20. Организационное лидерство: личностный, поведенческий, вероятностный подходы к изучению. Понятие трансформационного лидерства

21. Поведение руководителя: одномерная и многомерные стилевые модели; проблема эффективности стиля руководства

22. Уровни анализа организационного поведения. Индивидуальные, групповые и организационные факторы поведения в организации

23. Научная организация труда: понятие, содержание, задачи и принципы

24. Устройство и планировка помещений: основные модели и принципы

25. Планировка рабочего места: принципы оснащения и оборудования

26. Нормирование труда как элемент организации труда

27. Индивидуальное планирование рабочего времени руководителя (специалиста): принципы и инструменты планирования

28. Делегирование полномочий: определение и основные правила

29. Локальные нормативные акты в сфере организации труда

30. Профессиональное выгорание: понятие и сущность

31. Безопасность организации: определение, направления безопасности

32. Охрана труда. Законодательная база безопасных условий труда

33. Условия труда: опасные и вредные производственные факторы

34. Оптимальный режим труда и отдыха. Факторы, определяющие оптимальный режим труда

35. Понятие среды в стратегическом управлении. Методы анализа внешней и внутренней среды организации

36. Формирование стратегических целей и стратегии управления персоналом. Виды стратегий

37. Взаимосвязь стратегии и политики управления персоналом

38. Оценка конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала

39. Кадровый консалтинг как направление управленческого консультирования

40. Особенности подбора и управления персоналом в консалтинге

41. Стандарты кадрового консалтинга

42. Кадровый аутсорсинг и тимбилдинг как консалтинговые услуги

43. Внешнее обучение как направление кадрового консалтинга

44. Аудит персонала: методология, практическая работа аудитора по персоналу

45. Содержание, порядок подготовки и оформления приказов (распоряжений) об увольнении. Документы-основания к приказам об увольнении.

46. Состав персональных документов работника, представляемых работодателю для установления трудовых отношений. Документы, составляемые работодателем при приеме на работу

47. Разработка правил внутреннего трудового распорядка в организации

48. Документы по личному составу. Организация архивного хранения кадровых документов

49. Безопасность жизнедеятельности: безопасность личности, общества и государства

50. Роль физической культуры в обеспечении здоровья персонала

51. Мотивация персонала к здоровому образу жизни

8. Классификация и характеристика современных технологий увольнения персонала


Критерием классификации видов увольнений является степень добровольности. По этому критерию выделяются следующие виды увольнений:

- увольнение по собственному желанию (по инициативе сотрудника)

- увольнение по инициативе работодателя

- выход на пенсию

Относительно беспроблемным с точки зрения организации (если абстрагироваться от последующих проблем по найму и адаптации новых сотрудников) является уход работника по собственной инициативе. Этот переход в большинстве случаев рассматривается самим сотрудником позитивно. Его профессиональная деятельность и социальная среда либо не изменяется существенным образом, либо сотрудник практически готов к подобным изменениям. Поэтому поддержка со стороны руководства, как правило, не требуется.

Менеджеру по персоналу необходимо провести с уходящим работником «заключительное интервью», чтобы определить причины его решения. Ценность такого интервью состоит в том, что оно представляет собой удобное и недорогое средство изучения слабых мест организации в работе с персоналом и, следовательно, уменьшения текучести кадров. При проведении «заключительного интервью» сотруднику предлагается назвать истинные причины увольнения, а также оценить различные аспекты производственной деятельности (психологический климат, стиль руководства, перспективы роста, объективность деловой оценки и оплаты труда, а также требования к рабочему месту и условия труда на нем).

Увольнение по инициативе работодателя, чаще всего вследствие сокращения персонала или закрытия организации, является неприятным событием для любого сотрудника.

Программа по увольнению сотрудника должна включать три этапа:

1) подготовка – решение вопросов о том, необходимо ли увольнение, причины и т.д.;

2) доведение до сотрудника сообщения об увольнении;

3) консультирование, которое включает в себя следующие фазы:

а) с помощью консультаций со стороны службы управления персоналом и самооценки со стороны сотрудника делается попытка проработать все неудачи работы на прежних должностях и наметить новые профессиональные и личные цели.


б) проведение поиска рабочих мест (например, помощь в выборе из различных предложений о работе какого-то одного с точки зрения индивидуальных целевых установок сотрудника).

Некоторые работодатели оценивают любого сотрудника по трем основным показателям: работоспособность, ответственность и профессионализм. Если один из параметров не выполняется, то работнику сообщают, к какому сроку он должен исправиться, и при этом заявляют: если ситуация не изменится, лучше уволиться. Чаще всего люди, не имеющие ресурсов справиться с поставленной задачей, уходят сами. Наиболее удобной формой увольнения является статья «Расторжение трудового договора по соглашению сторон». Однако у работника есть право отстаивать возможность трудиться. В этом случае увольнение будет производиться уже по инициативе работодателя. И чтобы оно было законным, он должен подтвердить недостаточную квалификацию сотрудника. Для этого необходимо сослаться на результаты аттестации персонала. Важно только, чтобы эта процедура была проведена в строгом соответствии с законом, иначе ее результаты можно будет оспорить в суде.

Формально проще всего уволить нерадивого работника за дисциплинарные нарушения, например, за прогул. Чтобы начать процедуру увольнения по этому пункту, необходимо документально зафиксировать отсутствие человека на рабочем месте. Констатацией этого факта может служить отметка в табеле или журнале учета рабочего времени, письменные свидетельства коллег или докладная записка непосредственного руководителя прогульщика. С прогульщика берется письменное объяснение, где он обязан изложить причины его невыхода на работу. В случае если работодатель признает такие причины неуважительными, он издает приказ об увольнении за прогул.

Другое дисциплинарное нарушение, на основании которого работник может быть уволен, – присутствие на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. После того как факт нарушения установлен, работодатель обязан отстранить такого сотрудника от работы до тех пор, пока он не вернется в нормальную форму. А для того, чтобы подвести нарушителя дисциплины «под статью», необходимо, чтобы его проступок подтвердили свидетели – как минимум один сотрудник фирмы и обязательно врач. Последний должен сделать медицинское заключение о физическом состоянии сотрудника.

Часто руководителям компаний приходится увольнять работников на основании разглашения коммерческой тайны. Но опять-таки: эта статья может быть применена только в тех случаях, когда обязанность хранить секреты четко прописана в трудовом договоре с работником. К нему должен прилагаться перечень статей, определяющих, что конкретно нужно считать коммерческой тайной.


Особенностями выхода на пенсию являются:

- выход на пенсию может быть заранее предусмотрен и спланирован с достаточной долей точности по времени;

- это событие связано с весьма специфическими изменениями в личной сфере;

- значительные перемены в образе жизни человека весьма наглядны для его окружения.

Работа с сотрудниками предпенсионного и пенсионного возраста предполагает проведение определенных мероприятий:

1) курсы подготовки к выходу на пенсию. Они могут проводится как в форме циклов лекций и бесед, так и в форме однодневных и многодневных семинаров. Тематика курсов охватывает большой круг вопросов:

- правовые нормы и положения, связанные с уходом на пенсию;

- экономические аспекты дальнейшей жизни;

- медицинские проблемы;

- возможности построения активного досуга и т.д.

2) «скользящее пенсионирование» – система мероприятий по последовательному переходу от полноценной трудовой деятельности к окончательному уходу на пенсию, а также ряд мероприятий, обеспечивающих сопричастность пенсионера с трудовой жизнью. Система «скользящего пенсионирования» имеет достаточно точные временные рамки по отношению к конкретному сотруднику (с 60 – 61 до 65 лет для мужчин, с 55 – 56 до 60 лет для женщин). Система мероприятий предусматривает постепенный переход к неполной занятости (неполной рабочей неделе или неполному рабочему дню), определенные изменения в оплате труда и установление выплаты пенсионной страховки.

По субъекту управленческого решения о сокращении методы бывают директивные и недирективные («психологическое выдавливание», материальное стимулирование).

К директивным относят методы, при которых решение об увольнении по сокращению работников принимается администрацией организации. При этом используют:

1. Сокращение по функциональному признаку, то есть увольнение отдельных групп должностей, ликвидация ненужных или неэффективных подразделений. Такой вариант в большей степени касается сотрудников территориальных подразделений, отделов продаж и маркетинга, административных работников.

2. Уменьшение количества уровней в организационной иерархии. Этот метод используется при упрощении организационной структуры – сокращении административного и управленческого персонала, но с его помощью не всегда удается сократить большое количество сотрудников и избавиться от ненужных функций внутри подразделений.

3. Равномерное процентное сокращение штата – самый быстрый, простой и распространенный до недавнего времени в нашей стране способ: руководство требует от всех или части подразделений сократить какую-то долю работников. Однако заданные сверху параметры сокращения штатов оказываются неэффективными, т.к. не учитывают реальное положение дел в подразделениях. Всегда находятся подразделения, в которых сокращение не касается по причине личных предпочтений начальства (например, секретаря в приемной), что неблагоприятно сказывается на психологическом климате в коллективе.


4. Сокращение персонала на основе анализа эффективности деятельности компании, основная цель которого – сокращение затрат, связанных с персоналом, за счет устранения тех видов деятельности, которые не создают добавленную стоимость.

К недирективным отнесены методы, при которых субъектом принятия решения об увольнении является сам работник, однако под давлением администрации. В сравнении с другими способами добровольное увольнение значительно выигрывает: нет необходимости соблюдать предупредительный срок, выплачивать выходное пособие, снижается вероятность судебных разбирательств, сохраняется репутация организации. Принято разделять недирективные методы на:

1) «психологическое выдавливание»;

2) материальное стимулирование.

Основной инструмент «психологического выдавливания» – оказание влияния на формирование эмоционально-ценностных мотивов, приводящие к принятию каждым работником решения об увольнении или преодолению негативного отношения к решению руководства о прекращении трудовых отношений.

1. Метод «контрактации ответственности». В этом случае важно заключить контракт (договор) о том, что работники приносят организации и что организация обязана предоставить им за это. Заключая контракт при приеме сотрудника, необходимо спрогнозировать основные этапы профессионального развития, требования, предъявляемые на разных стадиях развития организации, предусмотреть стратегию развития организации и учесть возможные периоды сокращения персонала.

2. Метод «одобрение руководства» предполагает, что если в организации ставится вопрос о сокращении персонала, то решающим голосом будет обладать руководитель. Чтобы избежать прямого силового воздействия и дать сотрудникам организации оценить свои собственные возможности, эффективным механизмом может стать аттестация.

3. Метод «психологический контракт». Здесь главным механизмом принятия решения об увольнении должно стать понимание каждым своего места в измененной организации. Директор-руководитель должен сформулировать свое видение изменений в организации, а каждый работник обязан либо согласиться с работой в новой позиции, либо принять решение об уходе.

4. Метод «командообразования». Главный механизм понимания работниками своего места в организации – самоформирование целевых команд под проекты, что позволяет
организации снизить бремя неэффективных затрат, переводя персонал на работу по проектам, имеющим финансирование. Если специалист не приглашен ни в одну из групп – это оценка его профессионального уровня или специфики групповой роли, и он оказывается перед принятием решения о собственном будущем.

5. Метод «тактика запугивания» также относится к методам «психологического выдавливания». Способ основан на стимулировании добровольных увольнений сообщениями индивидуального рейтинга работникам; в итоге работники с низким индивидуальным рейтингом увольняются по собственной инициативе.

Вторая группа недирективных методов сокращения неэффективной занятости – материальное стимулирование добровольного увольнения.

Метод материального стимулирования применяется тогда, когда нет возможности повлиять на эмоционально-ценностные мотивы работников. В таком случае работникам предлагается уволиться с выплатой компенсации. Такому шагу предшествует сравнение затрат на содержание рабочего места и расчета единовременной компенсации. Процесс стимулирования увольнения дополнительным вознаграждением на Западе называют «золотое рукопожатие», а для уходящих менеджеров высшего звена «золотой парашют».

Метод «открытого окна». Компания объявляет, что на строго оговоренный срок действует льготный режим ухода с фирмы.

Метод «селективного сокращения». Компания собирает заявления тех, кто хотел бы уволиться по льготному режиму. Однако заявления действительны в течение нескольких лет, и администрация сама постепенно осуществляет увольнения, избирательно по подразделениям и лицам, в зависимости от ситуации.

По направленности действий методы можно разделить на прямые и косвенные.

Под прямым сокращением неэффективной занятости понимается сокращение численности или штата работников организации в том виде, как это предусматривает Трудовой кодекс РФ, с вытекающим отсюда оформлением множества документов, соблюдением предусмотренных сроков, уведомлением и получением согласия соответствующих органов, выплатой выходного пособия.

Массовые увольнения сегодня рассматриваются в качестве крайней меры, которую стараются по возможности избегать. Более популярны мероприятия по косвенному устранению избытка персонала, куда относятся: