Файл: Ростовской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Количество обучающихся, имеющих высокий уровень школьной мотивации увеличилось на 3,7%, а имеющих хорошую школьную мотивацию на 7%. 3 уровень школьной мотивации показало на 3,7% обучающихся меньше на контрольном этапе эксперимента, чем на констатирующем. Количество обучающихся, которые показали 4 уровень школьной мотивации уменьшилось на 4,3%. По результатам диагностики на контрольном этапе эксперимента ни один ученик не показал пятый уровень, который обозначает негативное отношение к школе, а это на 3,5% меньше, чем на констатирующем этапе.

Таблица 6

Результаты изучения уровня сформированности содержательно-операционного компонента «Уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности» на контрольном этапе эксперимента

Уровень проявления познавательной самостоятельности

Количество обучающихся

Доля в %

Высокий

8

28,6%

Средний

11

39,3%

Низкий

9

32,1%

После получения результатов итогового этапа опытно-экспериментального исследования, мы сопоставили их с результатами входной диагностики и изобразили их графически (См. Рис 2).


Рис. 2. Результаты изучения уровня сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности на начальном и заключительном этапах эксперимента
Анализируя данные, представленные на Рис. 2., мы можем сделать следующие выводы: на контрольном этапе эксперимента результаты диагностики уровня сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности возросли. Количество обучающихся, показавших высокий уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности возросло на 7,2%. Количество учеников, имеющих средний уровень, не изменилось. На 7,2% уменьшилось количество школьников, показавших низкий уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности.


Таблица 7

Результаты изучения уровня развития силы воли по методике Л.В. Балясникова «Оценка уровня развития силы воли» на контрольном этапе эксперимента

Уровень развития силы воли

Количество обучающихся

Доля в %

Высокий

18

64,3%

Средний

10

35,7%

Низкий

0

0%

После получения результатов итогового этапа опытно-экспериментального исследования, мы сопоставили их с результатами входной диагностики и изобразили их графически (См. Рис 3).


Рис. 3. Результаты изучения уровня развития силы воли на начальном и заключительном этапах эксперимента
Анализируя данные, представленные на Рис. 3. мы можем сделать следующие выводы: на контрольном этапе эксперимента результаты диагностики уровня развития силы воли возросли. Количество обучающихся, показавших высокий уровень развития силы воли увеличилось на 7,1%. А младших школьников, имеющих средний уровень развития силы воли уменьшилось на 7,1%. Количество детей с низким уровнем сформированности эмоционально-волевого компонента не изменилось.

Таблица 8

Результаты изучения уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников на контрольном этапе эксперимента

Уровень сформированности учебной самостоятельности

Количество обучающихся

Доля в %

Высокий

10

35,7%

Средний

16

57,1%

Низкий

2

7,2%


После получения результатов итогового этапа опытно-экспериментального исследования, мы сопоставили их с результатами входной диагностики и изобразили их графически (См. Рис. 4)


Рис. 4. Результаты изучения уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников на начальном и заключительном этапах эксперимента
Анализ полученных нами в ходе опытно-экспериментальной деятельности данных позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности учебной самостоятельности младших школьников повысился. Количество обучающихся, имеющих высокий уровень сформированности учебной самостоятельности возросло на 14,2%. Младших школьников, которые показали средний уровень, уменьшилось на 10,7%. Обучающихся имеющих низкий уровень сформированности учебной самостоятельности уменьшилось на 3,5%.

Нам удалось достичь относительно высоких результатов по формированию учебной самостоятельности, благодаря составленной и реализованной нами преобразующей деятельности.

После подведения итогов всего опытно-экспериментального исследования нами были сформулированы следующие рекомендации будущему учителю начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников:

1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2. Научить обучающихся рационально использовать собственное время.

3. Способствовать развитию навыков планирования, самоконтроля, самопроверки, самооценки.

4. Использовать творческие задания на уроках и для домашнего задания.

5. Реализовывать прикладную деятельность младших школьников творческого типа работы, с минимальным использованием репродуктивной типа работы.

6. Организовывать групповую форму работы на разных этапах уроков.

7. Применять игровые технологии на уроке, в целях формирования положительной мотивации к учебной деятельности.

Итак, на основании результатов проведённого нами опытно-экспериментального исследования мы можем сделать вывод, что процесс формирования учебной сложности сложный и длительный. Немаловажное значение для формирования данного качества у младших школьников имеет реализация педагогом целостной системы деятельности, которую эффективно осуществлять с привлечением родителей.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Во второй главе нашей работы мы представили опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование учебной самостоятельности младших школьников.

Базой нашего исследования являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мальчевская средняя общеобразовательная школа. В эксперименте приняли участие 28 детей – учащиеся 2 «Б» класса, из них 13 мальчиков (46,4%) и 15 девочек (53,6%).

Исследование проходило в 3 этапа.

На первом, констатирующем этапе эксперимента мы изучили базу исследования и подобрали диагностические методики, такие как: методика Н.Г. Лускановой «Оценка школьной мотивации», самостоятельно разработанные нами задания «Уровень сформированности содержательно-операционного компонента учебной самостоятельности», методика Л.В. Балясникова «Оценка уровня развития силы воли». Далее мы осуществили изучение уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников. Анализируя результаты, мы выяснили, что большая часть обучающихся, а именно 19 учеников (67,8%) имеют средний уровень сформированности учебной самостоятельности; 6 обучающихся (21,5%) показали высокий уровень сформированности изучаемого нами качества личности; низкий уровень сформированности учебной самостоятельности имеют 3 обучающихся (10,7%).

На втором этапе, который носит название формирующий этап эксперимента, нами было подобрано и реализовано содержание преобразующей деятельности, направленное на формирование учебной самостоятельности младших школьников. Работа осуществлялась как с учениками 2 «Б» класса, так и с их родителями.

На уроках мы использовали игровые технологии, творческие задания, прикладную деятельность, которая носила проблемно-поисковый характер. Так же нами были активно использованы самостоятельные работы, групповые формы организации учебного процесса, творческие домашние задания и введена должность «Консультант».

Во внеклассное время нами был организован классный час на тему «Я сам» с целью создания условий для осознания обучающимися необходимости формирования учебной самостоятельности. Для формирования навыка осознанного рационального планирования и использования времени мы провели классный час на тему «Как организовать себя и свое время?».

С целью создания условий для осознания обучающимися необходимости обучения в школе, мы организовали проект на тему: «Школа – библиотека знаний».


Как было сказано ранее, преобразующая деятельность включала в себя и взаимодействие с родителями обучающихся. Было проведено родительское собрание на тему «Как формировать самостоятельность ребёнка». На родительском собрании родители узнали о том, что такое «самостоятельность», о её роли в жизни человека, о том, как её формировать. Также для родителей были разработаны и предложены памятки с рекомендациями о том, как следует организовывать выполнение домашних заданий обучающимся и о том, как следует формировать самостоятельность младших школьников.

На третьем, контрольном этапе эксперимента, нами были представлены результаты повторного обследования уровня сформированности учебной самостоятельности младших школьников после реализации содержания преобразующей деятельности, произведен сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента, а также проведена интерпретация и графическое представление полученных данных, подведены итоги всего опытно-экспериментального исследования, сформулированы рекомендации будущему учителю начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников.

Анализ полученных нами в ходе опытно-экспериментальной деятельности данных позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности учебной самостоятельности младших школьников повысился. Количество обучающихся, имеющих высокий уровень сформированности учебной самостоятельности возросло на 14,2%. Младших школьников, которые показали средний уровень, уменьшилось на 10,7%. Обучающихся, имеющих низкий уровень сформированности учебной самостоятельности уменьшилось на 3,5%. Следовательно, обучающиеся показали более высокий уровень развития школьной мотивации, силы воли и сформированности содержательно-операционного компонента.

Таким образом, мы представили опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование учебной самостоятельности младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы рассмотрели деятельность учителя начальных классов по формированию учебной самостоятельности младших школьников.

В первой главе нашей работы мы представили теоретические основания учебной самостоятельности младших школьников.

Прежде всего, мы рассмотрели общую характеристику учебной деятельности, которая позволила нам более основательно учитывать особенности формирования учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте. В результате мы пришли к выводу, что изучаемое нами качество в процессе учебной деятельности эффективно формируется только при условии успешной реализации каждого, рассмотренного нами, компонента учебной самостоятельности.