Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Организация формирующего оценивания в начальной школе».
Глава 1. Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
Сущность педагогической оценки и отметки.
Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
Сущность формирующего оценивания Методики и приемы организации формирующего оценивания
Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе
Пооперационный контроль как условие организации формирующего оценивания
Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях; способствует снижению тревожности ученика; формирует положительную мотивацию; повышает качество знаний и успеваемости учащихся.
Кроме рассмотренных нами подходов к оцениванию учебных достижений школьников существуют и другие способы оценивания, которые способствуют формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и повышают качество успеваемости учащихся. Соответственно можно сделать вывод, что в систему учебной работы должны включаться разные методы и приемы проверки и оценки знаний, чтобы обеспечить качество учения. Особая роль в этом принадлежит формирующему оцениванию. Это понятие мы раскроем во второй главе исследования.
В различные периоды жизни общества проблема оценивания учебных достижений учащихся привлекала внимание исследователей и живой интерес педагогов. Такие великие педагоги и ученые, как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, М. В. Ломоносов, размышляли о способах контроля и оценки учебной деятельности учащихся, выдвигали свои идеи, пытались усовершенствовать систему оценивания. Я. А. Коменский впервые теоретически обосновал идею контроля знаний, умений и навыков в своей работе «Великая дидактика», которая считается до сих пор одной из самых лучших трудов в педагогике.
Система оценивания на протяжении многих столетий претерпевала различные изменения: от словесных оценок до отметочной и безотметочной системы. Уже в XVIII в. педагоги отмечают воздействие оценки на ученика и к XIX в. остро обсуждают вопрос о негативном влиянии отметок, что привело к введению безотметочного обучения в 1918 г. Но первый опыт введения безотметочного обучения в школы оказался неудачным и в начале 1930-х гг. снова вернули балльную систему. И вот уже на протяжении 150 лет в российских школах действует пятибалльная система отметок.
В начале XXI века снова остро встает вопрос о необходимости изменения и усовершенствования существующей пятибалльной системы
оценивания, поэтому в настоящее время продолжается поиск новых форм контрольно-оценочной деятельности в школе.
В педагогике, дидактике, а также в школьной практике до сих пор нет точного определения таких понятий, как «оценка» и «отметка». Оценка и
отметка некоторыми педагогами рассматриваются как абсолютно разные понятия (Ш. А. Амонашвили, Е. И. Перовский, В. П. Беспалько и др.), но в педагогической литературе и школьной практике очень часто их отождествляют.
Изучая систему оценивания, принятую в современной российской школе, мы пришли к выводу, что данная система устарела и требует замены, так как в условиях радикальных изменений содержания общего образования она не всегда выполняет свои функции и имеет ряд недостатков. Соответственно вопрос о создании новой системы оценки в школах приобретает особую актуальность в настоящее время.
В российских школах предлагается выстраивать новую систему оценивания в классе так, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Современная педагогическая наука имеет эффективные подходы к оцениванию учебных достижений, которые направлены на улучшение качества обучения. Поэтому мы рекомендуем включать в систему учебной работы разные современные методы и приемы проверки и оценки знаний.
Глава 2. Формирующее оценивание как инструмент повышения качества усвоения учебного материала учащимися начальных классов
С внедрением нового ФГОС в педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной оценки учебных достижений учащихся. Недостатки и возникающие противоречия существующей системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся показывают, что данная система устарела и требует создание новой.
Основным направлением оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то стандарт второго поколения направлен на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Новый стандарт направлен на решение одной из важнейших задач общества - формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Соответственно для учителя современной школы актуальна проблема оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Поэтому оценивание должно проводиться не только с целью итоговой проверки достижений учащихся, а также и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений. Неотъемлемой частью становится оценка достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которая должна управлять качеством
образования, обеспечивать комплексный подход к оценке результатов обучения и оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.
Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса, гибким, объективным, многоинструментальным, психологически комфортным, многосоставным. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: формирующее (текущая внутренняя оценка) и суммирующее (внешняя оценка образовательного результата).
Формирующее оценивание, или обучение для обучения, с начала 2000 годов стало преобладающим направлением в мировом образовании. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Согласно результатам международного исследования PIRLS в России 99% учащихся оцениваются учителями только с целью выставления отметок, когда среднемировой показатель составляет 72%. А умение учителей применять методы оценивания составляет только 28% [6].
Формирующее оценивание – это умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки,
Кроме рассмотренных нами подходов к оцениванию учебных достижений школьников существуют и другие способы оценивания, которые способствуют формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и повышают качество успеваемости учащихся. Соответственно можно сделать вывод, что в систему учебной работы должны включаться разные методы и приемы проверки и оценки знаний, чтобы обеспечить качество учения. Особая роль в этом принадлежит формирующему оцениванию. Это понятие мы раскроем во второй главе исследования.
Выводы
В различные периоды жизни общества проблема оценивания учебных достижений учащихся привлекала внимание исследователей и живой интерес педагогов. Такие великие педагоги и ученые, как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, М. В. Ломоносов, размышляли о способах контроля и оценки учебной деятельности учащихся, выдвигали свои идеи, пытались усовершенствовать систему оценивания. Я. А. Коменский впервые теоретически обосновал идею контроля знаний, умений и навыков в своей работе «Великая дидактика», которая считается до сих пор одной из самых лучших трудов в педагогике.
Система оценивания на протяжении многих столетий претерпевала различные изменения: от словесных оценок до отметочной и безотметочной системы. Уже в XVIII в. педагоги отмечают воздействие оценки на ученика и к XIX в. остро обсуждают вопрос о негативном влиянии отметок, что привело к введению безотметочного обучения в 1918 г. Но первый опыт введения безотметочного обучения в школы оказался неудачным и в начале 1930-х гг. снова вернули балльную систему. И вот уже на протяжении 150 лет в российских школах действует пятибалльная система отметок.
В начале XXI века снова остро встает вопрос о необходимости изменения и усовершенствования существующей пятибалльной системы
оценивания, поэтому в настоящее время продолжается поиск новых форм контрольно-оценочной деятельности в школе.
В педагогике, дидактике, а также в школьной практике до сих пор нет точного определения таких понятий, как «оценка» и «отметка». Оценка и
отметка некоторыми педагогами рассматриваются как абсолютно разные понятия (Ш. А. Амонашвили, Е. И. Перовский, В. П. Беспалько и др.), но в педагогической литературе и школьной практике очень часто их отождествляют.
Изучая систему оценивания, принятую в современной российской школе, мы пришли к выводу, что данная система устарела и требует замены, так как в условиях радикальных изменений содержания общего образования она не всегда выполняет свои функции и имеет ряд недостатков. Соответственно вопрос о создании новой системы оценки в школах приобретает особую актуальность в настоящее время.
В российских школах предлагается выстраивать новую систему оценивания в классе так, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Современная педагогическая наука имеет эффективные подходы к оцениванию учебных достижений, которые направлены на улучшение качества обучения. Поэтому мы рекомендуем включать в систему учебной работы разные современные методы и приемы проверки и оценки знаний.
Глава 2. Формирующее оценивание как инструмент повышения качества усвоения учебного материала учащимися начальных классов
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 24
Сущность формирующего оценивания Методики и приемы организации формирующего оценивания
С внедрением нового ФГОС в педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной оценки учебных достижений учащихся. Недостатки и возникающие противоречия существующей системы контроля и оценки учебной деятельности учащихся показывают, что данная система устарела и требует создание новой.
Основным направлением оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то стандарт второго поколения направлен на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Новый стандарт направлен на решение одной из важнейших задач общества - формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Соответственно для учителя современной школы актуальна проблема оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения. Поэтому оценивание должно проводиться не только с целью итоговой проверки достижений учащихся, а также и с целью формирования и развития предметных и метапредметных навыков и умений. Неотъемлемой частью становится оценка достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, которая должна управлять качеством
образования, обеспечивать комплексный подход к оценке результатов обучения и оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся.
Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса, гибким, объективным, многоинструментальным, психологически комфортным, многосоставным. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: формирующее (текущая внутренняя оценка) и суммирующее (внешняя оценка образовательного результата).
Формирующее оценивание, или обучение для обучения, с начала 2000 годов стало преобладающим направлением в мировом образовании. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Согласно результатам международного исследования PIRLS в России 99% учащихся оцениваются учителями только с целью выставления отметок, когда среднемировой показатель составляет 72%. А умение учителей применять методы оценивания составляет только 28% [6].
Формирующее оценивание – это умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки,