Файл: Лекция i. Введение 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет банкового права. 2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. 3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. 4. Источники банкового права.

ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР

ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)

1. Кредитная система СССР. 2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. 3. Кредитные планы. 4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.

ЛЕКЦИЯ V. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ЛЕКЦИЯ VI. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

1. Виды активных операций. 2. Открытие кредита. 3. Понятие и юридическая природа учета. 4. Векселя, принимаемые к учету.

ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)

1. Срочные ссуды. 2. Специальный текущий счет до востребо­вания (on call). 3. Целевые ссуды. 4. Гарантийный кредит. 5. Акцептный и рамбурсный кредиты.

ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ

ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК

ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)

1. Перевод. Денежный аккредитив. 2. Комиссионные платеж­ные поручения. Товарный аккредитив. Инкассовые операции. 3. Организация взаимных расчетов.

ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



Различают вклады для хранения (т. наз. простое хранение) и вклады для хранения с управлением. В случае вклада для хранения кредитное учреждение обязано хранить принятые ценные бумаги и возвращать их клиенту по первому требова­нию. Кроме того, кредитные учреждения могут по таким вкла­дам принимать поручения клиентов по выдаче им справок и совершению отдельных действий по управлению вкладом (ст. 5). В случае хранения с управлением кредитное учреждение, кроме обязанностей по хранению бумаг и возвращению их клиентам, принимает на себя еще следующие обязанности:

а) наблюдение за тиражами погашения и получение тиражного капитала, б) наблюдение за тиражами выигрышей и получение выигрышей, в) получение процентного и дивидендного дохода, г) возобновление купонных листов, д) своевременное зачисле­ние всех доходов (процентов и выигрышей) и тиражного капи­тала на текущий счет вкладчиков или лиц, пользующихся доходами от вклада, е) страхование облигаций государствен­ных займов от тиражей погашения в отношении тех займов, для которых эта операция установлена, ж) своевременное извеще­ние вкладчика о выполнении перечисленных действий по управлению вкладом (ст. 6).

Хранение, как простое, так и с управлением, производится кредитным учреждением за вознаграждение.

Ценные бумаги принимаются кредитным учреждением как для простого хранения, так и для хранения с управлением, по описи, в которой указывается количество, наименование, досто­инство, серия и номер ценных бумаг. На простое хранение ценные бумаги принимаются кроме того счетом, т. е. по коли­честву ценных бумаг, с указанием их наименования и достоин­ства, но без указания серий и номеров. Передаваемые счетом ценные бумаги могут быть, по желанию клиента, опечатаны его печатью (ст. 4).

По своей юридической природе вклады для хранения пред­ставляют собой известный в жизни, но не урегулированный в общем виде в советском законодательстве договор поклажи. В тех случаях, когда кредитное учреждение приняло ценные бумаги по описи, имеется регулярная поклажа, и клиент имеет право получить обратно те самые бумаги (за теми же №№ и тех же серий), которые он отдал на хранение. В тех случаях, когда бумаги были переданы счетом и не опечатаны печатью клиента, имеет место иррегулярная поклажа (см. лекцию V). Клиент может требовать от кредитного учреждения возвращения бу­маг также только счетом. Это правило, как об этом специально упоминает ст. 5, «сохраняет свою силу в отношении облигаций государственных займов, в том числе и в тех случаях, когда за время хранения имели место тиражи погашении и выигрышей». Текст правил не ясен в отношении хранения ценных бумаг, переданных кредитному учреждению счетом, но опечатанных печатью клиента. Согласно буквальному смыслу 2-й части ст. 5, кредитное учреждение и в этом случае не несет никакой ответственности за сдачу ценных бумаг за определенными номерами и сериями. Однако, такое положение двусмысленно и не согласуется с тем, что кредитное учреждение приняло на хранение индивидуализированные (посредством наложения печати) ценные бумаги. Оно обязано поэтому вернуть те же самые бумаги, которые получило, т. е. бумаги, опечатанные печатью клиента. В этом случае, следовательно, так же, как и при передаче ценных бумаг по описи, имеет место регулярная поклажа, только способ индивидуализации установлен другой.


Несколько сложней обстоит дело с вкладами для хранения и управления. Эта операция по своей юридической природе представляет собой соединение договора поклажи с договором об оказании определенных услуг, причем последний не может быть подведен ни под один из урегулированных в Г. К., близких ему договорных типов (подряд, поручение, комиссия). Отдель­ные обязанности кредитного учреждения, как, например, стра­хование облигаций займов от тиражей погашения, совпадают с обязанностями комиссионера, так как заключаются в соверше­нии сделок от имени кредитного учреждения, но за счет его контрагента. Однако, этим обязанности кредитного учреждения не исчерпываются (см. выше).

При приеме вклада как для простого хранения, так и для хранения с управлением кредитное учреждение выдает вклад­ное свидетельство на имя вкладчика или на предъявителя (ст. 15). Вкладное свидетельство на предъявителя не может быть выдано, если ценные бумаги переданы кредитному учреж­дению счетом (ст. 4, п. «б»). Для обратного получения вклада вкладчик должен предъявить вкладное свидетельство (ст. 16 и 26). В случае выдачи вклада полностью вкладное свидетельство остается в кредитном учреждении, а в случае частичной выдачи на обороте его делается отметка за надлежащими подписями от имени кредитного учреждения о произведенной частичной выдаче бумаг.

Вкладное свидетельство, как именное, так и на предъявите­ля, само является ценной бумагой. В соответствии с этим передача именного свидетельства совершается по письменному заявлению вкладчика с приложением свидетельства посредст­вом трансферта на имя приобретателя по книгам кредитного учреждения. В случае перехода именного вкладного свидетель­ства по основанию иному, чем соглашение с прежним вкладчи­ком, трансферт совершается по заявлению приобретателя с приложением свидетельства и доказательств состоявшегося перехода (например, удостоверения, подтверждающего право на наследство и т. п.). Кредитное учреждение возвращает вкладное свидетельство приобретателю с надписью об учинении трансферта. Вкладное свидетельство на предъявителя может быть передано простым вручением (ст. 17). В случае утраты именного вкладного документа вкладчик может полу­чить вместо утраченного новое свидетельство с надписью «вза­мен утраченного». В случае утраты свидетельства на предъявителя кредитные учреждения никаких заявлений не принимают (ст. 18).



Вклады ценных бумаг как для простого хранения, так и для хранения с управлением принимаются сроком на полгода (ст. 8). Этот срок установлен в интересах вкладчика, который может в любое время, хотя бы и до истечения этого срока, по первому своему требованию получить вклад обратно полностью или в части (ст. 11). В случае невостребования вклада в указанный срок ценные бумаги, кроме облигаций государственных займов, хранятся в течение трех лет со дня истечения хранения, предусмотренного в последнем поданном клиентом объявлении. Плата за хранение и за управление удерживается при выдаче вклада или может быть списана с имеющегося в кредитном учреждении счета вкладчика. По истечении трех лет кредитное учреждение продает бумаги или оставляет их за собой, а стоимость бумаг, за вычетом следуемых банку сумм, обращает­ся в доход казны (ст. 12 и 13). Если для простого хранения или хранения с управлением приняты облигации государственных займов, то они хранятся и управляются до истечения срока, погашающего ответственность казны по облигациям. Не позд­нее, чем за семь дней до истечения этих сроков, кредитное учреждение предъявляет ценные бумаги к оплате, после чего вкладчик может истребовать соответствующие суммы в тече­ние трех лет. По истечении трехлетнего срока эти суммы обращаются в доход казны.

В случае вклада для хранения с управлением вкладчик обязан открыть себе в том же кредитном учреждении текущий счет, на который и зачисляются доходы от бумаг.

3. Банковая тайна. Под банковой тайной разумеют обязан­ность кредитного учреждения сохранять тайну по операциям клиентов. Начало банковой тайны было введено в советское законодательство декретом СНК РСФСР от 6 июня 1921 года об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций (С. У. РСФСР 1921 г., № 52, ст. 301). Ст. 4 этого постановления определила, что «справки о состоянии текущих счетов и вкладов и о переводах выдаются только владельцам их или судебным и следственным властям». В 1921 г. пост. СНК РСФСР от 25 февраля 1925 г. о дополнении декрета СНК РСФСР от 6 июня 1921 года (С. У. РСФСР 1925 г., № 18, ст. 115) охрана банковой тайны была расширена. Соглас­но этому постановлению, начало банковой тайны распространя­ется не только на вклады и. переводы, но и на все другие банковые операции клиентов. Справки по ним, кроме самих клиентов, могут выдаваться лишь судебным и судебно-следственным органам. Никому другому, в частности финансовым органам, справка не может быть выдана. Из этого правила было сделано исключение постановлением ЦИК и СНК СССР о принципах построения кредитной системы (С. 3. СССР 1927 г., № 35, стр. 364), согласно которому Государственный банк имеет право требовать от кредитных учреждений сведений об откры­тых кредитах и задолженности отдельных клиентов, а также о текущих счетах и вкладах государственных органов.


В законодательстве СССР по вопросу о банковой тайне имеется ряд норм, касающихся отдельных кредитных учреж­дений, или видов кредитных учреждений. Эти нормы отчасти уточняют принцип банковой тайны, отчасти в отдельных слу­чаях расширяют его. Такие нормы мы находим в Уставе Центр. с.-х. банка СССР (пост. ЦИК и СНК — С. 3. СССР 1927 г., № 4, ст. 426), в Положении о кооперативном кредите (С. 3. СССР 1927 г, № 4, ст. 44 и С. 3. СССР 1928 г., № 34, ст. 301), в Положении о государственных трудовых сберегательных кас­сах (С. 3. СССР 1925 г., № 81, ст. 612). Устав ЦСХБанка лишь формулирует начало банковой тайны, не делая никаких от­ступлений от общих начал. Серьезное отступление в интересах вкладчиков делает Положение о кооперативном кредите и Положение о государственных трудовых сберегательных кас­сах. Ст. 16 Положения о кооперативном кредите говорит следу­ющим образом: «Члены органов управления кредитно-кооперативных организаций и все их сотрудники, а равно лица, производящие ревизии или обследования этих организаций, обязаны хранить тайну вверенных им дел и счетов. Всякие справки о вкладах, переводах и других операциях клиентов, предусмотренные в пп. «а» — «е», ст. 13 (банковые операции кредитно-кооперативных организаций. — М. А.), могут быть выдаваемы лишь самим клиентам, их законным представите­лям, а также судебным и судебно-следственным органам с точным соблюдением порядка, установленного законодательст­вом СССР и союзных республик. При этом справки о вкладах клиентов кредитно-кооперативных товариществ могут выда­ваться судебным и судебно-следственным органам лишь по производящимся у них уголовным делам. Никакие другие государственные органы, не исключая налоговой инспекции, не имеют права требовать означенных справок. Лица, нарушив­шие правила настоящей статьи, подлежат уголовной ответ­ственности». Таким же образом закон охраняет тайну вкладов в государственных трудовых сберегательных кассах. Повыше­ние охраны тайны вкладов в кредитно-кооперативных органи­зациях и государственных трудовых сберегательных кассах (справка не может быть выдана даже суду по производящемуся у него гражданскому делу) вызывается желанием законодателя привлечь в них по возможности сбережения самых широких слоев населения.

Начало банковой тайны создает для всех должностных лиц кредитных учреждений, а также для должностных лиц, реви­зующих и надзирающих за кредитными учреждениями, обя­занность соблюдать ее. В случае нарушения этой обязанности они подлежат уголовной ответственности по уголовным кодек­сам союзных республик. Кроме того, может иметь место их гражданская ответственность, т. е. обязанность возместить при­чиненный их неправильными действиями вред (ст. 403 Г. К.). Не исключена также гражданская ответственность самого кредит­ного учреждения. Когда банковая тайна нарушена должност­ным лицом, ревизующим кредитные учреждения или надзира­ющим за ними, то гражданская ответственность в силу ст. 407 Г. К. не может быть возложена на государство. Отвечает только должностное лицо.


4. Процессуальное положение кредитных учрежде­ний. Процессуальное положение кредитных учреждений опре­деляется процессуальным законодательством союзных респуб­лик. Кредитные учреждения подлежат действию общих норм процессуального права, в частности норм гражданского процес­суального права, содержащихся в Г. П. К. союзных республик, а также действию специальных норм, установленных для кредитных учреждений вообще или для отдельных категорий кредитных учреждений. Но наиболее существенные вопросы урегулированы общесоюзным законодательством, с которым должно быть согласовано законодательство союзных респуб­лик. Важнейшие общесоюзные нормы, определяющие процес­суальное положение кредитных учреждений, содержатся в пост, ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1928 года «О подсудности гражданских дел кредитных учреждений и о правах этих учреждений по взысканиям с их должников» (С. 3. СССР 1928г., № 14, ст. 115).

Указанное постановление содержит прежде всего весьма важное правило относительно подсудности дел кредитных учреждений. Согласно ст. 1, «все требования, вытекающие из банковых операций кредитных учреждений, поскольку законом для них не установлен административный порядок взыскания, подсудны общим судебным учреждениям». Эта статья устанав­ливает изъятие для кредитных учреждений, являющихся госу­дарственными или кооперативными организациями, из прави­ла о подсудности их дел с другими государственными и коопе­ративными организациями арбитражным комиссиям при СТО и при ЭКОСО союзных республик, а также местным арбитраж­ным комиссиям. Согласно ст. 1, подсудность общим судебным учреждениям не зависит от желания кредитного учреждения. Равным образом указанная подсудность не может быть измене­на соглашением сторон. Не имеет значения, является ли кре­дитное учреждение истцом или ответчиком. Подсудность об­щим судебным учреждениям имеет место лишь по спорам, вытекающим из банковых операций кредитных учреждений. (О понятии банковой операции см. лекцию IV, 1.) Ст. 1 указанного постановления распространяет на все кредитные учреждения норму, которая была установлена ранее только для Госбанка (см. п. 6, ст. 2 Положения об арбитражной комиссии при СТО СССР).

Изъятие кредитных учреждений по спорам, вытекающим из их банковых операций, из подсудности арбитражным комисси­ям, вызывается следующим соображением. Арбитражные ко­миссии, исходя из соображений целесообразности, в исключи­тельных случаях могут освобождать должника от обязательст­ва. Это правило является необходимым, так как арбитражным комиссиям подсудны споры между учреждениями, предпри­ятиями и организациями, входящими в состав социалистичес­кого сектора советского хозяйства. Арбитражная комиссия. рассматривая спор, например, между двумя государственными предприятиями, не должна быть связана законом в такой степени, чтобы быть вынужденной решать вопрос, вопреки соображениям государственной целесообразности. Однако, ука­занное право арбитражной комиссии может в отношении неко­торых государственных органов приводить к нежелательным последствиям. Так обстоит дело тогда, когда нормальное фун­кционирование соответствующего госоргана зависит от совер­шенно точного соблюдения соответствующих правил. В отноше­нии соответствующих операций таких госорганов (железные дороги, госстрах, кредитные учреждения) закон делает изъятие из правил о подсудности дел арбитражным комиссиям.