ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР
ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)
Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ
ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)
ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ
ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК
ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)
ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
законодательстве рядом законодательных актов, относящихся к различным учреждениям долгосрочного кредита. Так, например, статья 16 Основных положений о Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства СССР (С. 3. СССР 1928 г., № 42, ст. 377) делает это следующим образом. Этот банк ежегодно составляет в соответствии с производственно-финансовым планом промышленности свой годовой кредитный план, утверждаемый СТО по представлению ВСНХ СССР. В этом плане должны быть предусмотрены все ожидаемые поступления как в капиталы банка, так и по его операциям, а также предполагаемые выплаты по долгосрочным ссудам, а также по безвозвратным выдачам, которые Промбанк производит за счет казны. Кроме того, в плане должны быть предусмотрены перераспределяемые резервы в размере 5% ожидаемых поступлений на непредвиденные в плане потребности и кассовый резерв, предназначаемый для устранения сезонных разрывов между притоком в банк средств и текущими выдачами по годовому плану. Другими примерами законодательного регулирования порядка составления и утверждения планов долгосрочного кредита могут служить Постановления СНК от 24 января 1928 года и от 14 июня 1928 года о порядке утверждения и выполнения планов использования специального капитала Цекомбанка для целей кредитования рабочего жилищного строительства (С. 3. СССР 1921 г., № 11, ст. 98) и о порядке утверждения и выполнения планов использования специального капитала Цекомбанка для целей кредитования коммунального хозяйства (С. 3. СССР 1928 г., № 38, ст. 352).
Выполнение кредитным учреждением утвержденного в надлежащем порядке кредитного плана является для него обязательным. Однако выполнение плана совершенно очевидно стоит в зависимости от того, будут ли фактически поступления средств соответствовать плановым предположением. Если поступления будут меньше, чем это было предположено, то очевидно, что и в расходной части кредитное учреждение не сможет сполна выполнить плана.
Отступление кредитного учреждения в своей оперативной деятельности от плановых предположений не дает клиенту, интересы которого нарушены таким отступлением, права на гражданский иск к банку. Клиент может только обратиться с жалобой в административном порядке в соответствующий орган надзора.
4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений. Органом правительственного надзора за деятельностью кредитных учреждений является НКФ СССР, НКФ союзных республик и их местные органы. Законодательство Союза ССР не содержит каких-либо общих норм по вопросу о надзоре за деятельностью кредитных учреждений. На практике порядок надзора, осуществляемого НКФ СССР по Валютному управлению, установился применительно к порядку, установленному законодательством РСФСР еще до образования Союза ССР. Непосредственному надзору НКФ СССР подлежат следующие банки: Центральный сельскохозяйственный банк СССР, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства, Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (Промбанк), Банк для внешней торговли СССР, Всероссийский кооперативный банк, Дальневосточный банк и Средне-Азиатский банк. Государственный банк СССР и государственные трудовые сберегательные кассы, входящие в состав НКФ СССР, наряду с управлениями последнего подчинены непосредственно народному комиссару финансов СССР. Все остальные кредитные учреждения подчинены непосредственному надзору НКФ союзных республик и их местных органов.
В РСФСР действует до настоящего времени, по существу, совершенно устаревшее Постановление СТО от 10 ноября 1922 г. о порядке утверждения уставов и надзора за деятельностью кредитных учреждений (С. У. РСФСР 1922 г., № 76, ст. 943), а также изданная в развитие его Инструкция НКФ РСФСР от 7 мая 1923 г. о порядке надзора за деятельностью кредитных учреждений, опубликованная в официальном приложении к № 19 «Вестника Финансов» за 1923 год. Согласно ст. 7 указанного Постановления СТО, НКФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений путем: а) регистрации всех кредитных учреждений Республики; б) контроля периодических отчетов и балансов; в) производства фактических обследований и ревизий, и г) назначения в случае надобности в состав •правления кредитного учреждения от НКФ для ближайшего наблюдения за деятельностью учреждения. Согласно ст. 9 этого Постановления в случае обнаруженных при обследовании или ревизии кредитных учреждений серьезных нарушений уставов или злоупотреблений народному комиссару финансов предоставляется право входить с представлением о закрытии кредитного учреждения в СТО (в настоящее время в ЭКОСО РСФСР). Инструкция НКФ от 7 мая 1923 г. развивает эти положения, в частности, она указывает, что в случае обнаружения в деятельности кредитных учреждений серьезных нарушений устава или злоупотреблений Валютное управление принимает с разрешения народного комиссара финансов в отношении кредитного учреждения сообразно с обстоятельствами дела одну из следующих мер: а) предлагает устранить в определенный срок нарушения или злоупотребления; б) требует созыва чрезвычайного общего собрания акционеров, пайщиков или членов кредитного учреждения; в) входит в общее собрание с предложением о перевыборах органов управления кредитного учреждения; г) возбуждает судебное преследование против виновных в нарушении устава или злоупотреблений должностных лиц кредитных учреждений; д) запрещает на определенные сроки кредитному учреждению производство отдельных операций и е) входит в правление Госбанка с предложением о закрытии ему кредита. В случае безуспешности этих мер Народный комиссариат финансов входит с представлением о закрытии кредитного учреждения в СТО (в настоящее время в ЭКОСО).
Выше, при рассмотрении вопроса о кредитной системе СССР, нами было указано, что некоторые права по наблюдению за деятельностью кредитных учреждений предоставлены Постановлением о принципах построения кредитной системы — Госбанку СССР, а Положением о системе сельскохозяйственного кредита — Центральному сельскохозяйственному банку и сельскохозяйственным банкам союзных республик.
Вопросы для повторения к III лекции
1. Что такое кредитная система СССР?
2. Что такое система сельскохозяйственного кредита СССР?
3. Какие кредитные учреждения входят в систему сельскохозяйственного кредита?
4. В чем заключается регулирование деятельности кредитных учреждений?
5. Какие существуют органы регулирования деятельности кредитных учреждений?
6. Каково юридическое значение кредитного плана?
7. Кто осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений?
Указания для учащихся к III лекции
Читатели, желающие более подробно ознакомиться с материалом, должны обратиться непосредственно к законодательным источникам. Литературы (юридической) по вопросам, рассмотренным в III лекции, кроме книги Севрука, не существует.
Литература
1. П. Севрук. Сельскохозяйственный кредит в СССР. 1928 г.
2. Ахманов. Надзор за кредитными учреждениями. 1928 г.
3. Шрейбер. Правовой облик Банка долгосрочного кредитования «Кредит и Хозяйство», 1928 г., № 4—5.
1. Банковые сделки (операции) и их классификация.
Все сделки, совершаемые банками, могут быть разбиты на две группы. К первой группе относятся сделки, совершение которых составляет непосредственный предмет деятельности банка, как, например, прием вкладов, учет векселей, перевод и т. д. Ко второй группе относятся сделки, совершение которых имеет вспомогательное значение и служит для обеспечения организационных и материальных предпосылок работы банка, как, например, сделки по закупке топлива, оборудования, бумаги, по найму служащих и т. д. Сделки, относящиеся к первой группе, называются банковыми сделками или банковыми операциями. В этом смысле употребляет термин «банковые операции» действующее законодательство. Так, например, постановление ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1928 г. о подсудности гражданских дел кредитных учреждений и о правах этих учреждений по взысканиям с их должников (С. 3. СССР, 1928 г., № 14, ст. 115) в ст. 1 говорит: «все требования, вытекающие из банковых операций кредитных учреждений, поскольку законом для них не установлен административный порядок взыскания, подсудны общим судебным учреждениям». Эта статья исключает подсудность арбитражным" комиссиям споров кредитных учреждений по банковым операциям. Но если спор возник не из банковых операций, то в подлежащих случаях он будет подсуден арбитражной комиссии. Так, например, спор Государственного банка с каким-либо трестом из договора купли-продажи мебели подсуден арбитражной комиссии. Различие между банковыми и прочими сделками кредитных учреждений имеет весьма серьезное значение в следующих отношениях: 1) для банковых операций кредитных учреждений установлены некоторые специальные процессуальные правила (см. лекцию XI); 2) на банковые операции, и только на них, распространяется действие банковой тайны (см. лекцию XI);
3) для банковых операций существует специальный источник права — оперативные правила банков (см. п. 3 настоящей лекции).
Не существует единой общепринятой классификации банковых операций. Различие предложенных классификаций обусловлено различием в критериях, принятых каждой классификацией. Нет надобности останавливаться на всех предложенных классификациях. Рассмотрим только основные, возможные в этом вопросе, точки зрения.
а) Можно воспользоваться как основанием для классификации банковых сделок юридической природой этих сделок. С точки зрения гражданского права большинство банковых сделок представляет собой или договор займа, или договор поручения, или договор купли-продажи, или договор поклажи. Можно было бы разбить все банковые операции на соответствующие категории. В такой классификации банковая ссуда находилась бы в одной категории с срочным вкладом, т. к. и та и другая сделка представляет собой заем. Вместе с тем банковая ссуда была бы отделена от учетной операции, т. к. учет векселя или другого обязательства является договором купли-продажи (см. лекцию VI). Подобная классификация, совершенно безупречная с точки зрения гражданского права, представляла бы значительные неудобства при рассмотрении банкового права. Задачей банкового права является не изучение особенностей отдельных договоров гражданского права, а изучение правовых особенностей банковых сделок. Особенности банковых сделок по сравнению с общегражданскими обусловлены не отнесением той или иной сделки к какому-либо из типов сделок, известных гражданскому праву, а теми народно-хозяйственными функциями, которые выполняются банками.
б) Можно взять в качестве критерия для классификации баланс и разнести все сделки на две категории, в зависимости от того, фигурируют ли они на балансе как статьи актива или как статьи пассива. Однако такая классификация не может быть последовательно выдержана, т. к. существующие сделки, с точки зрения баланса безразличные, могут оказаться как на той, так и на другой стороне баланса.
в) Наиболее целесообразной и соответствующей природе нашего предмета является классификация банковых сделок в соответствии с функциями банка. Мы видели, что банку присущи три основные функции: 1) образование средств, 2) предоставление кредита и 3) содействие платежному обороту. Каждая из этих функций осуществляется при помощи определенных операций, которые и могут быть разбиты на соответствующие три группы. Кроме того, банки совершают операции, которые не имеют целью осуществление какой-либо из этих функций. Они должны образовать особую группу (четвертую), представляющую собой совокупность операций, которые банки совершают ввиду того, что их удобно объединить в одном предприятии с операциями первых трех групп.
Выполнение кредитным учреждением утвержденного в надлежащем порядке кредитного плана является для него обязательным. Однако выполнение плана совершенно очевидно стоит в зависимости от того, будут ли фактически поступления средств соответствовать плановым предположением. Если поступления будут меньше, чем это было предположено, то очевидно, что и в расходной части кредитное учреждение не сможет сполна выполнить плана.
Отступление кредитного учреждения в своей оперативной деятельности от плановых предположений не дает клиенту, интересы которого нарушены таким отступлением, права на гражданский иск к банку. Клиент может только обратиться с жалобой в административном порядке в соответствующий орган надзора.
4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений. Органом правительственного надзора за деятельностью кредитных учреждений является НКФ СССР, НКФ союзных республик и их местные органы. Законодательство Союза ССР не содержит каких-либо общих норм по вопросу о надзоре за деятельностью кредитных учреждений. На практике порядок надзора, осуществляемого НКФ СССР по Валютному управлению, установился применительно к порядку, установленному законодательством РСФСР еще до образования Союза ССР. Непосредственному надзору НКФ СССР подлежат следующие банки: Центральный сельскохозяйственный банк СССР, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства, Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (Промбанк), Банк для внешней торговли СССР, Всероссийский кооперативный банк, Дальневосточный банк и Средне-Азиатский банк. Государственный банк СССР и государственные трудовые сберегательные кассы, входящие в состав НКФ СССР, наряду с управлениями последнего подчинены непосредственно народному комиссару финансов СССР. Все остальные кредитные учреждения подчинены непосредственному надзору НКФ союзных республик и их местных органов.
В РСФСР действует до настоящего времени, по существу, совершенно устаревшее Постановление СТО от 10 ноября 1922 г. о порядке утверждения уставов и надзора за деятельностью кредитных учреждений (С. У. РСФСР 1922 г., № 76, ст. 943), а также изданная в развитие его Инструкция НКФ РСФСР от 7 мая 1923 г. о порядке надзора за деятельностью кредитных учреждений, опубликованная в официальном приложении к № 19 «Вестника Финансов» за 1923 год. Согласно ст. 7 указанного Постановления СТО, НКФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений путем: а) регистрации всех кредитных учреждений Республики; б) контроля периодических отчетов и балансов; в) производства фактических обследований и ревизий, и г) назначения в случае надобности в состав •правления кредитного учреждения от НКФ для ближайшего наблюдения за деятельностью учреждения. Согласно ст. 9 этого Постановления в случае обнаруженных при обследовании или ревизии кредитных учреждений серьезных нарушений уставов или злоупотреблений народному комиссару финансов предоставляется право входить с представлением о закрытии кредитного учреждения в СТО (в настоящее время в ЭКОСО РСФСР). Инструкция НКФ от 7 мая 1923 г. развивает эти положения, в частности, она указывает, что в случае обнаружения в деятельности кредитных учреждений серьезных нарушений устава или злоупотреблений Валютное управление принимает с разрешения народного комиссара финансов в отношении кредитного учреждения сообразно с обстоятельствами дела одну из следующих мер: а) предлагает устранить в определенный срок нарушения или злоупотребления; б) требует созыва чрезвычайного общего собрания акционеров, пайщиков или членов кредитного учреждения; в) входит в общее собрание с предложением о перевыборах органов управления кредитного учреждения; г) возбуждает судебное преследование против виновных в нарушении устава или злоупотреблений должностных лиц кредитных учреждений; д) запрещает на определенные сроки кредитному учреждению производство отдельных операций и е) входит в правление Госбанка с предложением о закрытии ему кредита. В случае безуспешности этих мер Народный комиссариат финансов входит с представлением о закрытии кредитного учреждения в СТО (в настоящее время в ЭКОСО).
Выше, при рассмотрении вопроса о кредитной системе СССР, нами было указано, что некоторые права по наблюдению за деятельностью кредитных учреждений предоставлены Постановлением о принципах построения кредитной системы — Госбанку СССР, а Положением о системе сельскохозяйственного кредита — Центральному сельскохозяйственному банку и сельскохозяйственным банкам союзных республик.
Вопросы для повторения к III лекции
1. Что такое кредитная система СССР?
2. Что такое система сельскохозяйственного кредита СССР?
3. Какие кредитные учреждения входят в систему сельскохозяйственного кредита?
4. В чем заключается регулирование деятельности кредитных учреждений?
5. Какие существуют органы регулирования деятельности кредитных учреждений?
6. Каково юридическое значение кредитного плана?
7. Кто осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений?
Указания для учащихся к III лекции
Читатели, желающие более подробно ознакомиться с материалом, должны обратиться непосредственно к законодательным источникам. Литературы (юридической) по вопросам, рассмотренным в III лекции, кроме книги Севрука, не существует.
Литература
1. П. Севрук. Сельскохозяйственный кредит в СССР. 1928 г.
2. Ахманов. Надзор за кредитными учреждениями. 1928 г.
3. Шрейбер. Правовой облик Банка долгосрочного кредитования «Кредит и Хозяйство», 1928 г., № 4—5.
Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ
1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.
1. Банковые сделки (операции) и их классификация.
Все сделки, совершаемые банками, могут быть разбиты на две группы. К первой группе относятся сделки, совершение которых составляет непосредственный предмет деятельности банка, как, например, прием вкладов, учет векселей, перевод и т. д. Ко второй группе относятся сделки, совершение которых имеет вспомогательное значение и служит для обеспечения организационных и материальных предпосылок работы банка, как, например, сделки по закупке топлива, оборудования, бумаги, по найму служащих и т. д. Сделки, относящиеся к первой группе, называются банковыми сделками или банковыми операциями. В этом смысле употребляет термин «банковые операции» действующее законодательство. Так, например, постановление ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1928 г. о подсудности гражданских дел кредитных учреждений и о правах этих учреждений по взысканиям с их должников (С. 3. СССР, 1928 г., № 14, ст. 115) в ст. 1 говорит: «все требования, вытекающие из банковых операций кредитных учреждений, поскольку законом для них не установлен административный порядок взыскания, подсудны общим судебным учреждениям». Эта статья исключает подсудность арбитражным" комиссиям споров кредитных учреждений по банковым операциям. Но если спор возник не из банковых операций, то в подлежащих случаях он будет подсуден арбитражной комиссии. Так, например, спор Государственного банка с каким-либо трестом из договора купли-продажи мебели подсуден арбитражной комиссии. Различие между банковыми и прочими сделками кредитных учреждений имеет весьма серьезное значение в следующих отношениях: 1) для банковых операций кредитных учреждений установлены некоторые специальные процессуальные правила (см. лекцию XI); 2) на банковые операции, и только на них, распространяется действие банковой тайны (см. лекцию XI);
3) для банковых операций существует специальный источник права — оперативные правила банков (см. п. 3 настоящей лекции).
Не существует единой общепринятой классификации банковых операций. Различие предложенных классификаций обусловлено различием в критериях, принятых каждой классификацией. Нет надобности останавливаться на всех предложенных классификациях. Рассмотрим только основные, возможные в этом вопросе, точки зрения.
а) Можно воспользоваться как основанием для классификации банковых сделок юридической природой этих сделок. С точки зрения гражданского права большинство банковых сделок представляет собой или договор займа, или договор поручения, или договор купли-продажи, или договор поклажи. Можно было бы разбить все банковые операции на соответствующие категории. В такой классификации банковая ссуда находилась бы в одной категории с срочным вкладом, т. к. и та и другая сделка представляет собой заем. Вместе с тем банковая ссуда была бы отделена от учетной операции, т. к. учет векселя или другого обязательства является договором купли-продажи (см. лекцию VI). Подобная классификация, совершенно безупречная с точки зрения гражданского права, представляла бы значительные неудобства при рассмотрении банкового права. Задачей банкового права является не изучение особенностей отдельных договоров гражданского права, а изучение правовых особенностей банковых сделок. Особенности банковых сделок по сравнению с общегражданскими обусловлены не отнесением той или иной сделки к какому-либо из типов сделок, известных гражданскому праву, а теми народно-хозяйственными функциями, которые выполняются банками.
б) Можно взять в качестве критерия для классификации баланс и разнести все сделки на две категории, в зависимости от того, фигурируют ли они на балансе как статьи актива или как статьи пассива. Однако такая классификация не может быть последовательно выдержана, т. к. существующие сделки, с точки зрения баланса безразличные, могут оказаться как на той, так и на другой стороне баланса.
в) Наиболее целесообразной и соответствующей природе нашего предмета является классификация банковых сделок в соответствии с функциями банка. Мы видели, что банку присущи три основные функции: 1) образование средств, 2) предоставление кредита и 3) содействие платежному обороту. Каждая из этих функций осуществляется при помощи определенных операций, которые и могут быть разбиты на соответствующие три группы. Кроме того, банки совершают операции, которые не имеют целью осуществление какой-либо из этих функций. Они должны образовать особую группу (четвертую), представляющую собой совокупность операций, которые банки совершают ввиду того, что их удобно объединить в одном предприятии с операциями первых трех групп.