ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР
ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)
Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ
ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)
ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ
ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК
ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)
ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
зрения Государственный банк есть учреждение, а какой-либо акционерный банк не является таковым.
Несмотря на свои недостатки, термин «кредитное учреждение» настолько вошел в обиход, что от него не представляется возможным отказаться. Важно только, чтобы он не вводил в заблуждение.
В начале лекции мы указали, что предметом нашего изучения является банковое право, т. е. совокупность юридических норм, регулирующих организацию и деятельность банков (кредитных учреждений). Как мы указали, в большинстве случаев законодательство связывает юридические последствия с понятием кредитного учреждения. Поэтому, быть может, правильнее было бы озаглавить курс не «банковое право», а «право кредитных учреждений». Однако, отсутствие точного определения понятий «банк» и «кредитное учреждение» делают вполне возможным сохранение привычного и традиционного названия «банковое право», тем более, что значительная часть курса будет посвящена прежде всего банкам. Но и некоторые другие кредитные учреждения, а именно сберегательные кассы и кредитно-кооперативные организации, имеют столь важное значение для народного и государственного хозяйства, что им должно быть отведено соответствующее место.
К организации и к деятельности кредитных учреждений имеют применение нормы, регулирующие имущественный оборот вообще (например, нормы акционерного права, нормы гражданских кодексов о сделках, договорах, обязательствах, залоге имуществ и т. д.). В них нет ничего специфически связанного с кредитными учреждениями. По общему правилу, в наших лекциях мы не будем на них специально останавливаться. Рассмотрение этих норм составляет задачу других предметов преподавания, главным образом гражданского права. Исключение будет сделано лишь в тех случаях, когда тот или иной институт имеет особенно большое значение именно в банковом деле (например, контокоррентный договор), а также в тех, когда применение этих норм к отношениям, в которых участвуют кредитные учреждения, представляет какие-либо особенности (напр., применение норм о займе к целевым ссудам).
Другую группу норм, относящихся к кредитным учреждениям, составляют нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных вопросов банкового права. Примером могут служить нормы постановления о принципах построения кредитной системы, постановления о подсудности гражданских дел кредитных учреждений и т. д. Изучение этих норм составляет непосредственную задачу банкового права.
В дальнейшем предметом нашего рассмотрения будут нормы банкового права СССР и РСФСР. Основным материалом являются нормы общесоюзного значения, т. к., ввиду тенденции банкового права к единству, наиболее важные его вопросы урегулированы в общесоюзном порядке.
2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. Ближайшее отношение к банковому праву имеют другие юридические дисциплины, особенно так наз. хозяйственное право. В составе хозяйственного права принято различать гражданское право и торговое право, которые обычно разъединяют в качестве предметов преподавания. Банковое право в основном представляет собой специальный отдел торгового права, посвященный банкам. Выделение его основано отчасти на соображениях педагогического, отчасти систематического свойства. В плане преподавания, составленном для подготовки специалистов по банковому делу, этой отрасли права должно быть уделено надлежащее место. Но и по существу такое выделение представляет ряд удобств. Вопросы, относящиеся к тем кредитным учреждениям, которые не являются банками, как, например, сберегательные кассы, а также и вопросы, относящиеся к некоторым видам банка, как, например, вопрос о формах долгосрочного кредитования сельского хозяйства или жилищного строительства, с трудом могут быть включены в состав торгового права. Выделение же юридических проблем, относящихся организации и деятельности кредитных учреждений в одну дисциплину, позволяет подвергнуть единому рассмотрению единые по своей природе проблемы. Занятия банковым право и предполагают знакомство с гражданским и торговым правом
Организация и деятельность кредитных учреждений в значительной степени обусловлена регулирующей деятельностью государственной власти. Правовые нормы, относящиеся к этой деятельности, а также к структуре и компетенции соответствующих государственных органов, составляют предмет изучения банкового права. Этой стороной своего предмета банковое право соприкасается с государственным и административным правом.
Hopмы, регулирующие организацию и деятельность кредитных учреждений, могут быть поняты только в связи с теми областями народного хозяйства, к которым они относятся, т. е. с кредитом и денежным обращением. Цель нормы может быть установлена лишь на основании соображений экономического свойства. Между тем определение цели той или иной нормы является совершенно необходимым для разрешения юридических вопросов. Поэтому банковое право требует для своего изучения основательного знакомства с теорией кредита и денежного обращения.
Наконец, следует отметить, что в банковом деле крупная роль принадлежит вопросам технического порядка, в частности вопросам счетоводства. Правовое регулирование банковых сделок очень часто зависит от технических способов совершения соответствующих операций. Кроме того, самая постановка счетоводства и основанной на нем отчетности кредитных учреждений служат предметом законодательной регламентации. Поэтому сведения из области банковой техники и банкового счетоводства равным образом необходимы для изучения банкового права
3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. История советского банкового законодательства есть история советской государственной политики в области банкового кредита. Банковое законодательство было одним из средств кредитной политики, и его развитие может быть рассмотрено лишь под этим общим углом зрения. Кредитная политика советской власти в свою очередь неотделима от экономической политики в целом.
Не имея возможности дать полный очерк истории советского банкового законодательства, мы остановимся только на главных этапах этой истории.
Первый период советского банкового законодательства представляет собой период ликвидации дореволюционных кредитных учреждений. Наиболее значительным законодательным актом этого периода был декрет Центрального Исполнительного Комитета от 14 декабря 1917 года о национализации банков (С. У. РСФСР, 1917 г., № 10, ст. 150). В вводной его части было указано, что декрет издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики». Основной целью издания декрета было стремление сломить экономическую мощь буржуазии. Содержание декрета сводилось к двум мероприятиям первостепенной важности. Во-первых, он объявил банковое дело монополией государства. Во-вторых, он объединил все существовавшие в момент издания декрета частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, причем активы и пассивы ликвидируемых банков передал последнему. В течение 1918и 1919 гг. были также ликвидированы все остальные виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные банки, городские банки, общества взаимного кредита). Монополию банкового дела осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако, в условиях военного коммунизма деятельность последнего не имела необходимых предпосылок и, естественно, должна была замереть. Поэтому декрет Совета Народных Комиссаров от 19 января 1920 г. упразднил его и передал его активы и пассивы Бюджетно-расчетному управлению НКФ («Изв. ВЦИК» от 25 января 1920 г.).
Второй период советского банкового законодательства начинается с 1921 г. С переходом к новой экономической политике образовались предпосылки, необходимые для развития банкового дела. 30 июня 1921 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций (С. У. 1921 г., № 52, ст. 301), который, во-первых, отменил всякие ограничения денежных сумм, могущих находиться на руках у частных лиц, и, во-вторых, установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковой тайны. Этот декрет является первым звеном истории советского банкового законодательства после эпохи военного коммунизма. 12 октября 1921 г. ВЦИК, по докладу НКФ, постановил учредить Государственный банк (С. У. 1921 г., № 72, ст. 593). Положение о Государственном банке было принято IV сессией ВЦИК (С. У. РСФСР, 1921 г., № 75, ст. 615). Кроме создания Государственного банка, ко второму периоду относится учреждение Банка потребительской кооперации (Покобанка), а также Промышленного банка и Российского коммерческого банка, преобразованных впоследствии во Всероссийский кооперативный банк, Торгово-Промышленный банк и Банк для внешней торговли. К тому же периоду относится создание обществ сельскохозяйственного кредита и коммунальных банков. Первые были учреждены на основании постановления ВЦИК и СНК от 21 декабря 1922 г. о восстановлении сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности и об организации для крестьянства сельскохозяйственного кредита (С. У. РСФСР, 1922 г., № 81, ст. 1046). Нормальный устав этих обществ был издан 27 февраля 1923 г. (С. У. РСФСР, 1923 г., ст. 23-4). Коммунальные банки были созданы постановлением ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. (С. У. РСФСР, 1923 г., № 4, ст. 82). Еще до издания этого постановления, в 1922 г., был учрежден Московский городской банк. Наконец, к этому же периоду относится возникновение обществ взаимного кредита, нормальный устав которых был утвержден Советом Труда и Обороны 2 сентября 1922 г. (Оф. прилож. к № 31 «Вестника Финансов» за 1922 г.). Положения о Государственном банке и уставы банков, учрежденных в этом периоде, послужили основой, на которой развилось в дальнейшем советское банковое право.
Третий период следует считать с 1923 г., со времени образования Союза ССР. С формальной стороны советское банковое законодательство, начиная с этого периода, характеризуется разделением на общесоюзное и республиканское. Со стороны содержания этот период продолжает основную линию предыдущего. Создаются новые банки (Электробанк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк, Юго-восточный банк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства, Центральный сельскохозяйственный банк). Пересматриваются уставы банков, учрежденных в предшествующий период. Положение о Госбанке 1921 г., несмотря на превращение Госбанка из банка РСФСР в банк СССР, не было пересмотрено. Оно действует до настоящего времени. Кроме того, были изданы некоторые законодательные акты, касающиеся деятельности кредитных учреждений, например, постановления ЦИК и СНК СССР от 11 декабря 1925 г. о порядке удовлетворения обеспеченных залогом требований кредитных учреждений (С. 3., 1925 г., № 84, ст. 630). В этот период были созданы те элементы, из которых в следующем периоде будет создаваться кредитная система СССР.
К 1926 г. СССР был в достаточной степени насыщен кредитными учреждениями. В течение предшествующих лет сеть кредитных учреждений росла до известной степени стихийно. В условиях советского хозяйства необходимо было рационализировать кредитную сеть и превратить ее в кредитную систему. Последнее и явилось главной целью законодательной деятельности в области кредита в 1927 г. Этот период, четвертый, в настоящее время еще не закончился. В 1927 г. изданы следующие важные законодательные акты: Положение о системе сельскохозяйственного кредита (С. З.СССР, 1927 г.,№ 4, ст. 39), Положение о кооперативном кредите (С. 3. СССР, 1927 г., № 4, ст. 44), Постановление о принципах построения кредитной системы (С. 3. СССР, 1927 г., № 35, ст. 364), Положение о Комитете по делам банков при НКФ СССР, о Совещаниях по делам банков при НКФ союзных республик (С. З.СССР, 1927 г.,№ 64, ст. 648). В 1928 г. изданы основные положения об обществах взаимного кредита (С. 3. СССР, 1928 г., № 11, ст. 94), Положение о Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства СССР (С. 3. СССР, 1928 г., № 42, ст. 377). Законодательная деятельность в этом направлении еще продолжается. Советская кредитная система еще не является во всех отношениях установившейся.
4. Источники банкового права. Источником банкового права прежде всего являются постановления высших законодательных органов СССР и союзных республик. Согласно п. «м», ст. 1 Конституции СССР, к компетенции СССР отнесено установление единой денежной и кредитной системы. Ст. 1 Конституции СССР не дает точного разграничения между вопросами, подлежащими разрешению в союзном порядке, и вопросами, которые должны быть разрешены в союзных республиках. Ее содержание трудно конкретизировать посредством юридико-догматического анализа. Она устанавливает лишь некоторые общие вехи, самое же распределение компетенции происходит в порядке текущей работы законодательных учреждений. Законодательная практика за 5 лет позволяет придти к выводу, что к исключительной компетенции СССР относятся все вопросы, непосредственно затрагивающие кредитные учреждения общесоюзного значения, а также установление основных положений о кредитных учреждениях республиканского или местного значения.
Кредитные учреждения в своей организации и деятельности подлежат действию не только законов, специально к ним относящихся, но и законов, регулирующих имущественный оборот вообще. В первую очередь следует отметить гражданское законодательство. Основные институты советского гражданского права урегулированы в гражданских кодексах союзных республик. Предусмотренные ст. 1 Конституции СССР основы гражданского законодательства еще не изданы. В гражданских кодексах и в других актах гражданского законодательства наряду с основным их содержанием, относящимся к имущественному обороту вообще, встречаются отдельные нормы, специально имеющие в виду кредитные учреждения.
Несмотря на свои недостатки, термин «кредитное учреждение» настолько вошел в обиход, что от него не представляется возможным отказаться. Важно только, чтобы он не вводил в заблуждение.
В начале лекции мы указали, что предметом нашего изучения является банковое право, т. е. совокупность юридических норм, регулирующих организацию и деятельность банков (кредитных учреждений). Как мы указали, в большинстве случаев законодательство связывает юридические последствия с понятием кредитного учреждения. Поэтому, быть может, правильнее было бы озаглавить курс не «банковое право», а «право кредитных учреждений». Однако, отсутствие точного определения понятий «банк» и «кредитное учреждение» делают вполне возможным сохранение привычного и традиционного названия «банковое право», тем более, что значительная часть курса будет посвящена прежде всего банкам. Но и некоторые другие кредитные учреждения, а именно сберегательные кассы и кредитно-кооперативные организации, имеют столь важное значение для народного и государственного хозяйства, что им должно быть отведено соответствующее место.
К организации и к деятельности кредитных учреждений имеют применение нормы, регулирующие имущественный оборот вообще (например, нормы акционерного права, нормы гражданских кодексов о сделках, договорах, обязательствах, залоге имуществ и т. д.). В них нет ничего специфически связанного с кредитными учреждениями. По общему правилу, в наших лекциях мы не будем на них специально останавливаться. Рассмотрение этих норм составляет задачу других предметов преподавания, главным образом гражданского права. Исключение будет сделано лишь в тех случаях, когда тот или иной институт имеет особенно большое значение именно в банковом деле (например, контокоррентный договор), а также в тех, когда применение этих норм к отношениям, в которых участвуют кредитные учреждения, представляет какие-либо особенности (напр., применение норм о займе к целевым ссудам).
Другую группу норм, относящихся к кредитным учреждениям, составляют нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных вопросов банкового права. Примером могут служить нормы постановления о принципах построения кредитной системы, постановления о подсудности гражданских дел кредитных учреждений и т. д. Изучение этих норм составляет непосредственную задачу банкового права.
В дальнейшем предметом нашего рассмотрения будут нормы банкового права СССР и РСФСР. Основным материалом являются нормы общесоюзного значения, т. к., ввиду тенденции банкового права к единству, наиболее важные его вопросы урегулированы в общесоюзном порядке.
2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. Ближайшее отношение к банковому праву имеют другие юридические дисциплины, особенно так наз. хозяйственное право. В составе хозяйственного права принято различать гражданское право и торговое право, которые обычно разъединяют в качестве предметов преподавания. Банковое право в основном представляет собой специальный отдел торгового права, посвященный банкам. Выделение его основано отчасти на соображениях педагогического, отчасти систематического свойства. В плане преподавания, составленном для подготовки специалистов по банковому делу, этой отрасли права должно быть уделено надлежащее место. Но и по существу такое выделение представляет ряд удобств. Вопросы, относящиеся к тем кредитным учреждениям, которые не являются банками, как, например, сберегательные кассы, а также и вопросы, относящиеся к некоторым видам банка, как, например, вопрос о формах долгосрочного кредитования сельского хозяйства или жилищного строительства, с трудом могут быть включены в состав торгового права. Выделение же юридических проблем, относящихся организации и деятельности кредитных учреждений в одну дисциплину, позволяет подвергнуть единому рассмотрению единые по своей природе проблемы. Занятия банковым право и предполагают знакомство с гражданским и торговым правом
Организация и деятельность кредитных учреждений в значительной степени обусловлена регулирующей деятельностью государственной власти. Правовые нормы, относящиеся к этой деятельности, а также к структуре и компетенции соответствующих государственных органов, составляют предмет изучения банкового права. Этой стороной своего предмета банковое право соприкасается с государственным и административным правом.
Hopмы, регулирующие организацию и деятельность кредитных учреждений, могут быть поняты только в связи с теми областями народного хозяйства, к которым они относятся, т. е. с кредитом и денежным обращением. Цель нормы может быть установлена лишь на основании соображений экономического свойства. Между тем определение цели той или иной нормы является совершенно необходимым для разрешения юридических вопросов. Поэтому банковое право требует для своего изучения основательного знакомства с теорией кредита и денежного обращения.
Наконец, следует отметить, что в банковом деле крупная роль принадлежит вопросам технического порядка, в частности вопросам счетоводства. Правовое регулирование банковых сделок очень часто зависит от технических способов совершения соответствующих операций. Кроме того, самая постановка счетоводства и основанной на нем отчетности кредитных учреждений служат предметом законодательной регламентации. Поэтому сведения из области банковой техники и банкового счетоводства равным образом необходимы для изучения банкового права
3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. История советского банкового законодательства есть история советской государственной политики в области банкового кредита. Банковое законодательство было одним из средств кредитной политики, и его развитие может быть рассмотрено лишь под этим общим углом зрения. Кредитная политика советской власти в свою очередь неотделима от экономической политики в целом.
Не имея возможности дать полный очерк истории советского банкового законодательства, мы остановимся только на главных этапах этой истории.
Первый период советского банкового законодательства представляет собой период ликвидации дореволюционных кредитных учреждений. Наиболее значительным законодательным актом этого периода был декрет Центрального Исполнительного Комитета от 14 декабря 1917 года о национализации банков (С. У. РСФСР, 1917 г., № 10, ст. 150). В вводной его части было указано, что декрет издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики». Основной целью издания декрета было стремление сломить экономическую мощь буржуазии. Содержание декрета сводилось к двум мероприятиям первостепенной важности. Во-первых, он объявил банковое дело монополией государства. Во-вторых, он объединил все существовавшие в момент издания декрета частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, причем активы и пассивы ликвидируемых банков передал последнему. В течение 1918и 1919 гг. были также ликвидированы все остальные виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные банки, городские банки, общества взаимного кредита). Монополию банкового дела осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако, в условиях военного коммунизма деятельность последнего не имела необходимых предпосылок и, естественно, должна была замереть. Поэтому декрет Совета Народных Комиссаров от 19 января 1920 г. упразднил его и передал его активы и пассивы Бюджетно-расчетному управлению НКФ («Изв. ВЦИК» от 25 января 1920 г.).
Второй период советского банкового законодательства начинается с 1921 г. С переходом к новой экономической политике образовались предпосылки, необходимые для развития банкового дела. 30 июня 1921 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций (С. У. 1921 г., № 52, ст. 301), который, во-первых, отменил всякие ограничения денежных сумм, могущих находиться на руках у частных лиц, и, во-вторых, установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковой тайны. Этот декрет является первым звеном истории советского банкового законодательства после эпохи военного коммунизма. 12 октября 1921 г. ВЦИК, по докладу НКФ, постановил учредить Государственный банк (С. У. 1921 г., № 72, ст. 593). Положение о Государственном банке было принято IV сессией ВЦИК (С. У. РСФСР, 1921 г., № 75, ст. 615). Кроме создания Государственного банка, ко второму периоду относится учреждение Банка потребительской кооперации (Покобанка), а также Промышленного банка и Российского коммерческого банка, преобразованных впоследствии во Всероссийский кооперативный банк, Торгово-Промышленный банк и Банк для внешней торговли. К тому же периоду относится создание обществ сельскохозяйственного кредита и коммунальных банков. Первые были учреждены на основании постановления ВЦИК и СНК от 21 декабря 1922 г. о восстановлении сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности и об организации для крестьянства сельскохозяйственного кредита (С. У. РСФСР, 1922 г., № 81, ст. 1046). Нормальный устав этих обществ был издан 27 февраля 1923 г. (С. У. РСФСР, 1923 г., ст. 23-4). Коммунальные банки были созданы постановлением ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. (С. У. РСФСР, 1923 г., № 4, ст. 82). Еще до издания этого постановления, в 1922 г., был учрежден Московский городской банк. Наконец, к этому же периоду относится возникновение обществ взаимного кредита, нормальный устав которых был утвержден Советом Труда и Обороны 2 сентября 1922 г. (Оф. прилож. к № 31 «Вестника Финансов» за 1922 г.). Положения о Государственном банке и уставы банков, учрежденных в этом периоде, послужили основой, на которой развилось в дальнейшем советское банковое право.
Третий период следует считать с 1923 г., со времени образования Союза ССР. С формальной стороны советское банковое законодательство, начиная с этого периода, характеризуется разделением на общесоюзное и республиканское. Со стороны содержания этот период продолжает основную линию предыдущего. Создаются новые банки (Электробанк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк, Юго-восточный банк, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства, Центральный сельскохозяйственный банк). Пересматриваются уставы банков, учрежденных в предшествующий период. Положение о Госбанке 1921 г., несмотря на превращение Госбанка из банка РСФСР в банк СССР, не было пересмотрено. Оно действует до настоящего времени. Кроме того, были изданы некоторые законодательные акты, касающиеся деятельности кредитных учреждений, например, постановления ЦИК и СНК СССР от 11 декабря 1925 г. о порядке удовлетворения обеспеченных залогом требований кредитных учреждений (С. 3., 1925 г., № 84, ст. 630). В этот период были созданы те элементы, из которых в следующем периоде будет создаваться кредитная система СССР.
К 1926 г. СССР был в достаточной степени насыщен кредитными учреждениями. В течение предшествующих лет сеть кредитных учреждений росла до известной степени стихийно. В условиях советского хозяйства необходимо было рационализировать кредитную сеть и превратить ее в кредитную систему. Последнее и явилось главной целью законодательной деятельности в области кредита в 1927 г. Этот период, четвертый, в настоящее время еще не закончился. В 1927 г. изданы следующие важные законодательные акты: Положение о системе сельскохозяйственного кредита (С. З.СССР, 1927 г.,№ 4, ст. 39), Положение о кооперативном кредите (С. 3. СССР, 1927 г., № 4, ст. 44), Постановление о принципах построения кредитной системы (С. 3. СССР, 1927 г., № 35, ст. 364), Положение о Комитете по делам банков при НКФ СССР, о Совещаниях по делам банков при НКФ союзных республик (С. З.СССР, 1927 г.,№ 64, ст. 648). В 1928 г. изданы основные положения об обществах взаимного кредита (С. 3. СССР, 1928 г., № 11, ст. 94), Положение о Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства СССР (С. 3. СССР, 1928 г., № 42, ст. 377). Законодательная деятельность в этом направлении еще продолжается. Советская кредитная система еще не является во всех отношениях установившейся.
4. Источники банкового права. Источником банкового права прежде всего являются постановления высших законодательных органов СССР и союзных республик. Согласно п. «м», ст. 1 Конституции СССР, к компетенции СССР отнесено установление единой денежной и кредитной системы. Ст. 1 Конституции СССР не дает точного разграничения между вопросами, подлежащими разрешению в союзном порядке, и вопросами, которые должны быть разрешены в союзных республиках. Ее содержание трудно конкретизировать посредством юридико-догматического анализа. Она устанавливает лишь некоторые общие вехи, самое же распределение компетенции происходит в порядке текущей работы законодательных учреждений. Законодательная практика за 5 лет позволяет придти к выводу, что к исключительной компетенции СССР относятся все вопросы, непосредственно затрагивающие кредитные учреждения общесоюзного значения, а также установление основных положений о кредитных учреждениях республиканского или местного значения.
Кредитные учреждения в своей организации и деятельности подлежат действию не только законов, специально к ним относящихся, но и законов, регулирующих имущественный оборот вообще. В первую очередь следует отметить гражданское законодательство. Основные институты советского гражданского права урегулированы в гражданских кодексах союзных республик. Предусмотренные ст. 1 Конституции СССР основы гражданского законодательства еще не изданы. В гражданских кодексах и в других актах гражданского законодательства наряду с основным их содержанием, относящимся к имущественному обороту вообще, встречаются отдельные нормы, специально имеющие в виду кредитные учреждения.