Файл: Лекция i. Введение 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет банкового права. 2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. 3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. 4. Источники банкового права.

ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР

ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)

1. Кредитная система СССР. 2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. 3. Кредитные планы. 4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.

ЛЕКЦИЯ V. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ЛЕКЦИЯ VI. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

1. Виды активных операций. 2. Открытие кредита. 3. Понятие и юридическая природа учета. 4. Векселя, принимаемые к учету.

ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)

1. Срочные ссуды. 2. Специальный текущий счет до востребо­вания (on call). 3. Целевые ссуды. 4. Гарантийный кредит. 5. Акцептный и рамбурсный кредиты.

ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ

ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК

ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)

1. Перевод. Денежный аккредитив. 2. Комиссионные платеж­ные поручения. Товарный аккредитив. Инкассовые операции. 3. Организация взаимных расчетов.

ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

зрения Государственный банк есть учреждение, а какой-либо акционерный банк не является таковым.

Несмотря на свои недостатки, термин «кредитное учрежде­ние» настолько вошел в обиход, что от него не представляется возможным отказаться. Важно только, чтобы он не вводил в заблуждение.

В начале лекции мы указали, что предметом нашего изуче­ния является банковое право, т. е. совокупность юридических норм, регулирующих организацию и деятельность банков (кре­дитных учреждений). Как мы указали, в большинстве случаев законодательство связывает юридические последствия с поня­тием кредитного учреждения. Поэтому, быть может, правиль­нее было бы озаглавить курс не «банковое право», а «право кредитных учреждений». Однако, отсутствие точного определе­ния понятий «банк» и «кредитное учреждение» делают вполне возможным сохранение привычного и традиционного названия «банковое право», тем более, что значительная часть курса будет посвящена прежде всего банкам. Но и некоторые другие кредитные учреждения, а именно сберегательные кассы и кредитно-кооперативные организации, имеют столь важное значение для народного и государственного хозяйства, что им должно быть отведено соответствующее место.

К организации и к деятельности кредитных учреждений имеют применение нормы, регулирующие имущественный обо­рот вообще (например, нормы акционерного права, нормы гражданских кодексов о сделках, договорах, обязательствах, залоге имуществ и т. д.). В них нет ничего специфически связанного с кредитными учреждениями. По общему правилу, в наших лекциях мы не будем на них специально останавли­ваться. Рассмотрение этих норм составляет задачу других предметов преподавания, главным образом гражданского пра­ва. Исключение будет сделано лишь в тех случаях, когда тот или иной институт имеет особенно большое значение именно в банковом деле (например, контокоррентный договор), а также в тех, когда применение этих норм к отношениям, в которых участвуют кредитные учреждения, представляет какие-либо особенности (напр., применение норм о займе к целевым ссудам).

Другую группу норм, относящихся к кредитным учреждени­ям, составляют нормы, непосредственной целью которых явля­ется урегулирование тех или иных вопросов банкового права. Примером могут служить нормы постановления о принципах построения кредитной системы, постановления о подсудности гражданских дел кредитных учреждений и т. д. Изучение этих норм составляет непосредственную задачу банкового права.


В дальнейшем предметом нашего рассмотрения будут нормы банкового права СССР и РСФСР. Основным материалом явля­ются нормы общесоюзного значения, т. к., ввиду тенденции банкового права к единству, наиболее важные его вопросы урегулированы в общесоюзном порядке.

2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. Ближайшее отношение к банковому праву имеют другие юри­дические дисциплины, особенно так наз. хозяйственное право. В составе хозяйственного права принято различать гражданское право и торговое право, которые обычно разъединяют в качес­тве предметов преподавания. Банковое право в основном пред­ставляет собой специальный отдел торгового права, посвящен­ный банкам. Выделение его основано отчасти на соображениях педагогического, отчасти систематического свойства. В плане преподавания, составленном для подготовки специалистов по банковому делу, этой отрасли права должно быть уделено надлежащее место. Но и по существу такое выделение пред­ставляет ряд удобств. Вопросы, относящиеся к тем кредитным учреждениям, которые не являются банками, как, например, сберегательные кассы, а также и вопросы, относящиеся к некоторым видам банка, как, например, вопрос о формах долгосрочного кредитования сельского хозяйства или жилищ­ного строительства, с трудом могут быть включены в состав торгового права. Выделение же юридических проблем, относящихся организации и деятельности кредитных учреждений в одну дисциплину, позволяет подвергнуть единому рассмотрению единые по своей природе проблемы. Занятия банковым право и предполагают знакомство с гражданским и торговым правом

Организация и деятельность кредитных учреждений в значительной степени обусловлена регулирующей деятельностью государственной власти. Правовые нормы, относящиеся к этой деятельности, а также к структуре и компетенции соответствующих государственных органов, составляют предмет изучения банкового права. Этой стороной своего предмета банковое право соприкасается с государственным и административным правом.

Hopмы, регулирующие организацию и деятельность кредит­ных учреждений, могут быть поняты только в связи с теми областями народного хозяйства, к которым они относятся, т. е. с кредитом и денежным обращением. Цель нормы может быть установлена лишь на основании соображений экономического свойства. Между тем определение цели той или иной нормы является совершенно необходимым для разрешения юридичес­ких вопросов. Поэтому банковое право требует для своего изучения основательного знакомства с теорией кредита и денежного обращения.



Наконец, следует отметить, что в банковом деле крупная роль принадлежит вопросам технического порядка, в частности вопросам счетоводства. Правовое регулирование банковых сде­лок очень часто зависит от технических способов совершения соответствующих операций. Кроме того, самая постановка сче­товодства и основанной на нем отчетности кредитных учрежде­ний служат предметом законодательной регламентации. Поэто­му сведения из области банковой техники и банкового счетовод­ства равным образом необходимы для изучения банкового права

3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. История советского банкового законода­тельства есть история советской государственной политики в области банкового кредита. Банковое законодательство было одним из средств кредитной политики, и его развитие может быть рассмотрено лишь под этим общим углом зрения. Кредит­ная политика советской власти в свою очередь неотделима от экономической политики в целом.

Не имея возможности дать полный очерк истории советского банкового законодательства, мы остановимся только на главных этапах этой истории.

Первый период советского банкового законодательства пред­ставляет собой период ликвидации дореволюционных кредит­ных учреждений. Наиболее значительным законодательным актом этого периода был декрет Центрального Исполнительно­го Комитета от 14 декабря 1917 года о национализации банков (С. У. РСФСР, 1917 г., № 10, ст. 150). В вводной его части было указано, что декрет издается «в интересах правильной органи­зации народного хозяйства, в интересах решительного искоре­нения банковой спекуляции и всемерного освобождения рабо­чих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом и в целях образования подлинно служа­щего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики». Основной целью издания декре­та было стремление сломить экономическую мощь буржуазии. Содержание декрета сводилось к двум мероприятиям перво­степенной важности. Во-первых, он объявил банковое дело монополией государства. Во-вторых, он объединил все сущес­твовавшие в момент издания декрета частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, при­чем активы и пассивы ликвидируемых банков передал послед­нему. В течение 1918и 1919 гг. были также ликвидированы все остальные виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные банки, городские банки, общества взаимного креди­та). Монополию банкового дела осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако, в условиях военного коммунизма деятельность последнего не имела необходимых предпосылок и, естественно, должна была замереть. Поэтому декрет Совета Народных Комиссаров от 19 января 1920 г. упразднил его и передал его активы и пассивы Бюджетно-расчетному управлению НКФ («Изв. ВЦИК» от 25 января 1920 г.).


Второй период советского банкового законодательства начи­нается с 1921 г. С переходом к новой экономической политике образовались предпосылки, необходимые для развития банко­вого дела. 30 июня 1921 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров об отмене ограничений денежного обращения и мерах к развитию вкладной и переводной операций (С. У. 1921 г., № 52, ст. 301), который, во-первых, отменил всякие ограничения денежных сумм, могущих находиться на руках у частных лиц, и, во-вторых, установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банко­вой тайны. Этот декрет является первым звеном истории советского банкового законодательства после эпохи военного коммунизма. 12 октября 1921 г. ВЦИК, по докладу НКФ, поста­новил учредить Государственный банк (С. У. 1921 г., № 72, ст. 593). Положение о Государственном банке было принято IV сессией ВЦИК (С. У. РСФСР, 1921 г., № 75, ст. 615). Кроме создания Государственного банка, ко второму периоду относит­ся учреждение Банка потребительской кооперации (Покобанка), а также Промышленного банка и Российского коммерчес­кого банка, преобразованных впоследствии во Всероссийский кооперативный банк, Торгово-Промышленный банк и Банк для внешней торговли. К тому же периоду относится создание обществ сельскохозяйственного кредита и коммунальных бан­ков. Первые были учреждены на основании постановления ВЦИК и СНК от 21 декабря 1922 г. о восстановлении сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности и об орга­низации для крестьянства сельскохозяйственного кредита (С. У. РСФСР, 1922 г., № 81, ст. 1046). Нормальный устав этих об­ществ был издан 27 февраля 1923 г. (С. У. РСФСР, 1923 г., ст. 23-4). Коммунальные банки были созданы постановлением ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. (С. У. РСФСР, 1923 г., № 4, ст. 82). Еще до издания этого постановления, в 1922 г., был учрежден Московский городской банк. Наконец, к этому же периоду относится возникновение обществ взаимного кредита, нормальный устав которых был утвержден Советом Труда и Обороны 2 сентября 1922 г. (Оф. прилож. к № 31 «Вестника Финансов» за 1922 г.). Положения о Государственном банке и уставы банков, учрежденных в этом периоде, послужили осно­вой, на которой развилось в дальнейшем советское банковое право.

Третий период следует считать с 1923 г., со времени образо­вания Союза ССР. С формальной стороны советское банковое законодательство, начиная с этого периода, характеризуется разделением на общесоюзное и республиканское. Со стороны содержания этот период продолжает основную линию преды­дущего. Создаются новые банки (Электробанк, Дальневосточ­ный банк, Среднеазиатский банк, Юго-восточный банк, Цен­тральный банк коммунального хозяйства и жилищного строи­тельства, Центральный сельскохозяйственный банк). Пере­сматриваются уставы банков, учрежденных в предшествую­щий период. Положение о Госбанке 1921 г., несмотря на превра­щение Госбанка из банка РСФСР в банк СССР, не было пересмотрено. Оно действует до настоящего времени. Кроме того, были изданы некоторые законодательные акты, касающи­еся деятельности кредитных учреждений, например, постанов­ления ЦИК и СНК СССР от 11 декабря 1925 г. о порядке удовлетворения обеспеченных залогом требований кредитных учреждений (С. 3., 1925 г., № 84, ст. 630). В этот период были созданы те элементы, из которых в следующем периоде будет создаваться кредитная система СССР.


К 1926 г. СССР был в достаточной степени насыщен кредит­ными учреждениями. В течение предшествующих лет сеть кредитных учреждений росла до известной степени стихийно. В условиях советского хозяйства необходимо было рационали­зировать кредитную сеть и превратить ее в кредитную систему. Последнее и явилось главной целью законодательной деятель­ности в области кредита в 1927 г. Этот период, четвертый, в настоящее время еще не закончился. В 1927 г. изданы следую­щие важные законодательные акты: Положение о системе сельскохозяйственного кредита (С. З.СССР, 1927 г.,№ 4, ст. 39), Положение о кооперативном кредите (С. 3. СССР, 1927 г., № 4, ст. 44), Постановление о принципах построения кредитной сис­темы (С. 3. СССР, 1927 г., № 35, ст. 364), Положение о Комитете по делам банков при НКФ СССР, о Совещаниях по делам банков при НКФ союзных республик (С. З.СССР, 1927 г.,№ 64, ст. 648). В 1928 г. изданы основные положения об обществах взаимного кредита (С. 3. СССР, 1928 г., № 11, ст. 94), Положение о Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяй­ства СССР (С. 3. СССР, 1928 г., № 42, ст. 377). Законодательная деятельность в этом направлении еще продолжается. Советская кредитная система еще не является во всех отношениях уста­новившейся.

4. Источники банкового права. Источником банкового права прежде всего являются постановления высших законода­тельных органов СССР и союзных республик. Согласно п. «м», ст. 1 Конституции СССР, к компетенции СССР отнесено уста­новление единой денежной и кредитной системы. Ст. 1 Консти­туции СССР не дает точного разграничения между вопросами, подлежащими разрешению в союзном порядке, и вопросами, которые должны быть разрешены в союзных республиках. Ее содержание трудно конкретизировать посредством юридико-догматического анализа. Она устанавливает лишь некоторые общие вехи, самое же распределение компетенции происходит в порядке текущей работы законодательных учреждений. За­конодательная практика за 5 лет позволяет придти к выводу, что к исключительной компетенции СССР относятся все вопро­сы, непосредственно затрагивающие кредитные учреждения общесоюзного значения, а также установление основных поло­жений о кредитных учреждениях республиканского или мес­тного значения.

Кредитные учреждения в своей организации и деятельности подлежат действию не только законов, специально к ним относящихся, но и законов, регулирующих имущественный оборот вообще. В первую очередь следует отметить гражданс­кое законодательство. Основные институты советского граж­данского права урегулированы в гражданских кодексах союз­ных республик. Предусмотренные ст. 1 Конституции СССР основы гражданского законодательства еще не изданы. В граж­данских кодексах и в других актах гражданского законодатель­ства наряду с основным их содержанием, относящимся к имущественному обороту вообще, встречаются отдельные нор­мы, специально имеющие в виду кредитные учреждения.