Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


84

которая уже давно решена в странах Запада. Более того, даже наличие общих проблем для всех регионов мира предполагает далеко нс одинаковые спосо­бы их решения, соответствующие их национальной специфике. Таким обра­зом, социальная модернизация является общеисторическим феноменом, ха­рактерным нс только для периода индустриализма. Суть его (феномена мо­дернизации) сводится к комплексному процессу поиска ч внедрения новации, способных разрешить актуальные для того или иного общества проблемы выживания и развития. Иначе говоря, модернизация (осовременивание) есть процесс оптимального решения современных данному обществу проблем.

Исходя из приведенных методоло1-ических посылок мы и будем анали­зировать модернизационные процессы и России, порожденные потребностью общества преодолеть кризис развития, до предела обострившийся в начале XX века.

Прежде всего охарактеризуем содержание этого кризиса. В экономиче­ской области, несмотря на значительные успехи, постигнутые к 1913 г., Рос­сии явно проигрывала своим основным конкурентам. “Этот рост все же ока­зался недостаточным для преодоления исковой отсталости страны. 1) 1913 г. Россия занимала пятое, а по некоторым ведущим отраслям - четвертое место в мире. Однако в совокупном производстве четырех главных европейских государств - Германии, Англии, Франции и России - доля последней достиг­ла лишь 8,5%, а в продукции пяти ведущих капиталистических стран, вклю­чая США, - только 4,2%”. Крупная промышленность России отста­вала от высокоиндустриальных стран и в техническом отношении - весьма значительно от США и Германии.

Россия продолжала оставаться преимущественно а1рарпой страной. Ва­ловая продукция земледелия и животноводства в 1,5 раза превышала показа­тели крупной промышленности. В сельском хозяйстве было занято 70-75% населения страны.

Эти объективные показатели экономической и технологической отста­лости России от Запада особенно ярко проявились и чрезвычайно обостри­лись в результате неудач и катастрофических, поражении в русско-японской и первой империалистической войнах.

Все это, образно выражаясь, породило кризис державной мощи и конку­рентоспособности великой державы.

Консервация архаичной структуры и отношений в социальной сфере в сочетании с последствиями крупномасштабного участия в поенных действи­ях привели к люмпенизации и маргинализации громадной части населения. Еще накануне первой мировой войны, т.е. в период наивысших


85

экономических достижений России за всю ее историю, классы и социальные слои, на которые могла бы опираться модернизация либерально-демократического типа, составляли явное меньшинство. В 1913 г. доля слу­жащих сотавляла 2,4%; рабочих - 14,6%; крестьян-единоличников и некоо­перированных кустарей - 66,7%; буржуазии, помещиков, торговцев и кула­ков - 16,3%

Доминирующее аграрное население (в основном крестьянство), несмот­ря на рост буржуазной прослойки (кулаков), по своему экономическому по­ложению, а также в силу традиционной общинной ментальности было в ос­новном настроено антикапиталистически. “Община ... получила определен­ный земельный фонд, который не подлежал отчуждению и ежегодно делился подушно между членами общины (не по количеству работников, а по числу едоков. - Авт.). Крестьянские семьи были большими, число душ быстро рос­ло, а земельный фонд - тот же. Душевые наделы сокращались, ... шло дроб­ление земля в “пыль”, остро стояла проблема выдела взрослых сыновей из больших крестьянских семей. Практикой стал выдел без земли. Значит - пн-щега, безземелье”. В целом же доля безземельных крестьян в общине доспи ала 30% .

В этом же исследовании подчеркивается, что в большинстве своем кре­стьяне не требовали передачи земли в частную собственность, т.к. видели в общине самую надежную гарантию от голода и крайнего обнищания. Поэто­му они не выступали против “почвы”.

Что касается рабочею класса, его значительная доля в составе населения (14.6%) не сочеталась с традиционным для Запада “качеством” Под послед­ним понимаются высокая и средняя квалификация, образованность, укоренность в профессии на протяжении нескольких поколений, а также спо­собность, опираясь на законы, отстаивать свои экономические и политические права в ходе сотрудничества и противоборства с нанимателями. По оценке Семенниковой Л.И., такая прослойка рабочего класса России на мо­мент 1914 года составляла менее 1% от его общего состава. Остальная же часть состояла из безземельных кре­стьян, хлынувших в город, спасаясь от крайней нужды. Естественно, что считать их рабочим классом в полном смысле слова можно лишь с большой натяжкой. На самом деле это были наемные, полуграмотные и низко квалифицированные работники с общинно почвенническим менталитетом бед­нейшего крестьянства, весьма далекою от либерально-демократических ценностей. Более того, тяготы экономическою кризиса 1900-1903 тт. и из­держки военною времени прежде всею ложились на плечи именно этою от­ряда российскою пролетариата. В период кризиса обанкротилось более 3 тыс. предприятий и за ворота было выброшено более 100 тыс. работников.


86

“В основном закрывались мелкие предприятия, так как в среднем на каждое закрытое предприятие приходилось всего 33 человека. Крупные предприятия легче перенесли кризис”. Общая картина труда и жизни российского пролетариата оставалась удручающей. Заработки основной массы рабочих были не только крайне низкими, но и ненадежны­ми. Жилищные условия, особенно неквалифицированных рабочих, даже но признанию правительства, были ниже допустимого уровня. Общественный прогресс диктовал необходимость развития духовных потребностей трудя­щихся, между тем рабочий класс в своей массе был не в состоянии удовле­творить даже элементарные жизненные потребности.

Тяготы социально-экономического кризиса значительно усиливались войной. “Сокращался ассортимент и общий выпуск тканей ..., уменьшились объемы выпуска пищевкусовой, трикотажной и швейной промышленности. Сельское хозяйство в результате многочисленных мобилизации потеряло по­ловину мужчин-работников в возрасте 18-40 лет, на 10% сократились посев­ные площади”.

Довольно узкий слой крупной и средней буржуазии, а также буржуаз­ной интеллигенции в большинстве своем не был ориентирован ил либераль­но-демократическую модель выхода из кризиса. Исторически сложилось так, что в России буржуазия была сильно зависима от самодержавия в силу чрез­вычайно слабого развития внутреннего потребительского рынка (длительное господство натурального хозяйства, низкая покупательная способность большинства населения) и необходимости обслуживать в основном государ­ственные заказы. Занятость подавляющего большинства интеллигенции-чиновников также была в основном ограничена казенной государственной сферой . Как следствие, либеральное течение в рядах государственной бюрократии и буржуазии было малочисленным н весьма умеренным. В упомянутой книге Л.И. Семенниковой российский ли­берализм характеризуется следующим образом: “Либералы считали, что в силу специфики России капитализм мог быть совмещен с самодержавием ... при таком варианте модернизации России бюрократия трала бы ведущую роль ... Либералы выступали против создания партийно-политической сис­темы, считая, что партии никогда не смогут подняться над узко партийными интересами и не смогут защитить интересы общества, государства” .

Свой интерес в сохранении недемократического режима имела и бур­жуазия, особенно крупная - ослабление государства сулило ей потерю зака­зов и кредитов, а также мощной силовой поддержки в борьбе с наемными работниками. Вместе с тем буржуазный класс осознавал катастрофичность политики ортодоксального самодержавия, стремился ограничить его путем


87

постепенных, умеренных реформ, которые не поколебали бы жестко центра­лизованной, авторитарной государственной власти.

В политической сфере, несмотря на ряд прогрессивных изменений (создание основ парламентаризма и местного самоуправления),также наблю­дался острейший кризис власти, не отражавшей насущных интересов боль­шинства общества. Так, закон о выборах и Государственную Думу от 3 июня 1906 г., в соответствии с которым избирались III и IV Думы, приравнивал один голос помещика к четырем голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелких собственников города, 260 - крестьян н 543 - рабочих. Независимо от результатов выборов количество мест в представительном органе для раз­личных сословий было заведомо регламентировано: помещикам - 51,5%, буржуазии - 24%, крестьянам - 22% и рабочим - 2,5% .

Основываясь на приведенном анализе состояния основных сфер жизни российского общества, можно сделать два вывода. Во-первых, в начале XX века в российском обществе сформировалась объективная и неотложная по­требность в радикальной комплексной модернизации существующего эко­номического и социально-политического порядка. Во-вторых, достаточных предпосылок для социальной модернизации в стиле западной, либерально-демократической модели в России начала XX века не наблюдалось. Для этого также не было и достаточных внешних геополитических и геокультурных условий. Навязыванию или же добровольному восприятию эталона социаль­ного порядка капиталистических государств Европы и Северной Америки препятствовали следующие обстоятельства:

1.При всей отсталости Россия не оказалась в экономической и полити­ческой зависимости от Запада, достаточной для навязывания ей колониаль­ной или неоколониальной зависимости методами неорганической вестернизированной модернизации.

2. Наличие огромных естественных и человеческих ресурсов воспро­изводило эффект самодостаточности даже при господстве экстенсивных способов освоения этих ресурсов и доминировании государственно-мобилизационных, внеэкономических методов эксплуатации общества госу­дарством. Тем самым объективно затруднялась интеграция России в запад­ное экономическое, социальное, политическое и духовно-идеологическое пространство. Это суждение подтверждается прежде всего успехами форси­рованной индустриализации в СССР в условиях предельной автаркии, изо­ляции нашего общества от западного, да и остального мира.

Таким образом, Россия была обречена дать в основном "самобытные от­веты" на "вызовы" конкретно-исторической современности конца ХIХ - на­чала XX веков. Действительно, из приведенных выше характеристик обще социального кризиса и ментальности ведущих классов и слоев российского общества вряд ли можно сделать вывод о наличии реальной возможности либерально-демократической модели выхода из кризиса. Напомним, что


88

модель такой модернизации включает в себя следующие основные парамет­ры: “современные, базирующиеся на научном знании технологии и произ­водство, сменившие традиционный ручной труд и природные материалы; демократический политический режим, сменивший авторитарные и олигар­хические; универсалистская система законов, сменившая обычное право; со­циальный статус, достигаемый путем личных усилий, сменивший статус, предписанный по рождению; рационализация социокультурной жизни, сме­нившая его мифологизацию; универсалистская философия человека, общест­ва, культуры, сменившая партикуляристскую”. В цитируемой работе также указывается и на основные пути и средства вестернизированной либерально-демократической социальной модернизации -интенсивная миграция, колонизация, завоевание, торговля, индустриальная экспансия, финансовый контроль, интенсивное культурное влияние.

Поэтому трудно согласиться со многими отечественными и зарубежны­ми исследователями, согласно выводам которых, наиболее “соответствую­щим механизмом” для разрешения социально-классовых противоречий в России начала XX века можно считать “западный тип общественной органи­зации”.

На наш взгляд, правильнее будет считать, что в тот период модерниза­ция России предполагала не столько замену вековых цивилизацнонных сте­реотипов (экстенсивный путь развития экономики, регулируемые государст­вом социальные отношения, авторитарную централизованную политическую власть, традиционалистско-харизматическое, мифологическое мировоззрение основной части общества}, сколько модернизацию самих этих стереоти­пов, придание им “второго дыхания” в новых, более эффективных формах. Назовем условно такой тип модернизации фундаменталистским.

По попятным причинам такое видение перспектив не было присуще из­начально непосредственным участникам событий того времени - монархи­стам, кадетам, социал-демократам, эсерам, анархистам и националистам са­мых различных направлений. Примечательно, что все известные рациональ­ные и идеологические модели возрождения России, выдвигавшиеся тогда, оказались весьма далекими от последующей социальной практики. Более того, у власти на последующие 70 лет оказалась та политическая сила, которая наиболее решительно отказывалась от “краеугольных” принципов своей стратегии и тактики в угоду реальной социальной коньюктуре. Пример политической карьеры В.И. Ленина и И.В.