Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сталина однозначно показывает, что сила лидеров большевиков в немалой степени заключались в прагматич­ной оценке политики не столько как пауки, сколько как искусства. Поэтому

89

мы не склонны, как эго нынче стало модным, обличать их в лицемерии и коварстве. По сути дела, в этом “грехе”, с точки зрения “верности принципам”, можно уличить большинство политических сил и направлений. Зато в облас­ти эффективного политического прагматизма все они явно уступают боль­шевистской партийно-государственной элите. Заметим, что и сам Ленин не скрывал своей коньютурно-прагматической ориентации: в 1923 году он пи­сал: “... для меня всегда была важна практическая цель”. Такая позиция находилась в полном соответствии со взглядами основоположников коммунистической идеологии. “Коммунисты очень хорошо знают, - читаем у них, - что всякие затворы не только беспо­лезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя де­лать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде явля­лись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависили от воли и руководства отдельных партий и целых классов”.

И здесь мы хотим акцентировать внимание на том что с позиций циви-лизационного подхода следует оценивать и объяснять действия тех или иных политических сил не по степени их соответствия предшествующим теорети­ческим схемам, а по степени эффективности использования конкретно исторических ресурсов общества в целях разрешения общечеловеческих и конкретно-исторических проблем, стоящих перед этим обществом.

О том, что Россия не готова ни к форсированной либерально-демократической, ни к подлинно социалистический модернизации, В.И. Ле­нин имел вполне адекватное представление. В этом плане весьма примечательна его известная констатация: “Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света н знания, -такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. Между тем, известно, что общество способно существовать и плодотворно развиваться в условиях поддержания соответст­вия между культурой и социальными отношениями, только постоянно восстанавливая их единство. Применительно к России начала XX века при всех высочайших достижениях отечественной элитарной культуры, генерированной чрезвычайно узким слоем дворянской и разночинской интеллигенции и принадлежавшей в основном только ему, со­стояние основной массы населения вполне соответствовало ленинской оцен­ке. “Тот факт, что социальная революция предваряла революцию культур­ную, - отмечает в связи с этим Л.И. Арнольдов, - не мог не сказаться на ми­ровоззренческих и нравственных горизонтах народа, чье общественное соз­нание было на уровне средневековья, а незаметность достигли 82%” .


90

В сфере политической культуры это средневековое состояние массовою сознания явно не отличалось такими необходимыми качествами, как рацио­налистическая лояльность правовому закону, прямота, гражданское мужест­во и самостоятельность, независимость убеждений, взаимное уважение граждан. По мысли И.А. Ильина - выдающегося российского философа XX иска - “ ... до тех пор, пока это обновление духа не состоится, надо предвидеть, что всякая попытка ввести в стране последовательный демократический строй будет приводить или к правлению черни (т.е. массы, нравственно раз­нузданной и лишенной чувства собственного достоинства, не имеющей ни чувства ответственности, ни свободной лояльности), или же к новой тота­литарной тирании справа ”. Как это не странно, в конечном итоге откровенные оценки реального общественно-культурного состояния предреволюционной России практически полностью сходятся у представнтелей диаметрально противоположных политических и идеологических лагерей. А если принять во внимание так называемую социалистическую практику последующего общественного развития России-СССР (о чем пойдет речь в следующем во­просе темы), то мы обнаружим совпадение позиции этих непримиримых противников и по поводу неизбежности авторитарно-тоталитарной перспек­тивы социальной модернизации России.

Подведем итоги сказанному. В свете цивилизанионного подхода россий­ское общество периода первых десятилетий XX века не обладало достаточ­ными экономическими, технологическими, социальными, политическими и духовно-идеологическими внутренними предпосылками не только для про­ведения либерально-демократической, но и тем более социалистической со­циальной модернизации. Не наблюдалось для этого также и достаточных внешних предпосылок. Перспективы выхода из тяжелейшего общенацио­нального кризиса были ограничены рамками фундаментальных цивилизационных стереотипов организации основных сфер жизни России. Несмотря на кризис режима самодержавия, ресурсы для воспроизводства этих стереоти­пов оказались далеко не исчерпанными. К ним прежде всего относятся: огромные неосвоенные природные и человеческие ресурсы, которыми не об­ладали западные страны и которые позволяли осуществлять форсированную индустриальную реконструкцию общества экстенсивными командно-административными методами; сохранялась и соответствующая самодоста­точность российской общественной системы, препятствующая интенсивной ресепции (восприятию) западных образцов социального порядка, рацио­нально-критической самооценки общества с точки зрения лучших достиже­ний мирового общественного процесса; огромная доля люмпенизированного населения (люмпен-пролетариат - от нем. “лохмотья”. В социологии -деклассированные слои населения, не имеющие ни собственности, ни


91

возможности существовать за счет продажи своей рабочей силы), экономи­чески и политически зависимого от государства и легко манипулируемого им; низкий уроиень политической грамотности масс, доминирование традиционалистско-харизматического и анархического политического сознания; тотальная безграмотность, сочетающаяся с утопичсски-мифологиским ми­ровоззрением. В результате последующая модернизация имела в основном органический, фундаменталистский характер. Суть се сводилась к поиску новых экономических, организационно-технологических и духовно-идеологических форм повышения эффективности этих цивилизационных стереотипов с целью преодоления экономического, социально-политического и духовно-идеологическою кризисов, а также восстановления державной конкурентоспособности России. Такая модель этатистской, госу­дарственно-олигархической модернизации не противоречила господство­вавшему в западном мире в тот период индустриальному организационно-технологическому способу производства, который был ориентирован в ос­новном на массовое стандартизированное потребление и позволял тем са­мым достигать высокой эффективности общественного производства в усло­виях централизованного государственно-административного управления.


//. ТЕНДЕНЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ФУИДАМЕНТАЛИСТСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИОНИЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ХОДЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

При всей логической несуразности, несоответствии между марксистско-ленинской теорией и идеологией, с одной стороны, и реальной практикой социалистического строительства - с другой, сочетание первою н второго оптимально соответствовало прагматическим целям модернизации .

Научный марксизм был умело адаптирован ленинской и сталинской “гвардией” к цивилиэационпым мировоззренческим стереотипам и ценно­стям массового сознания россиян, что позволило обеспечить надежную легитимность (легитимная власть - та, которая законосообразна, с которой со­гласно большинство граждан-подданных) политической власти, утраченную в феврале 1917 года; устранить чувство национально-державной неполноценности, дезинтегрирующее общество; осуществить его небывалую идеоло­гическую мобилизацию на основе концепции беззаветного самопожертвова­ния ради созидания исключительно “светлого будущего” - коммунизма, а также сформировать стойкое неприятие большинством населения

92

иноцивилизационных ценностей и сколь-нибудь оппозиционных режиму идеологических воззрений внутри страны.

Как же соотносился этот адаптированный марксизм с традициональными стереотипами российского массового сознания?

О русификации классического марксизма в соответствии с господствовавшими традиционными ценностями и представлениями населения выдающийся русский философ Н.А. Бердяев писал следующее: “Он (русский марксизм - авт.) воспользовался свойствами русской души... ее религиозностью, ее догматизмом и максимализмом, ее исканием правды и царства Божьего на земле, ее способностью к жертвам и к терпеливому несению страданий..., воспользовался русским мессианством, всегда остающимся, хотя бы в бессознательной форме, русской верой в особые пути России. Он отрицал свободы человека, которые и раньше не были известны народу, которые были привилегией лишь верхних культурных слоев общества и за которые народ совсем не собирался бороться. Он провозгласил обязательность целостного, тоталитарного мировоззрения, господствующего вероучения, что соответствовало навыкам и потребностям русского народа в вере и символах, управляющих жизнью. ...Народная душа легче всего могла перейти от целостной веры к другой целостной вере
, к другой ортодоксии, охватывающей всю жизнь ... произошло удивительное превращение. Марксизм, столь не русского происхождения и не русского характера, приобретает русский стиль, стиль восточный, почти приближающийся к славянофильству”.

Своеобразными “несущими конструкциями” русского, ленинско-сталинского марксизма стали:

1. Идея коллективной (общественной) собственности в общенародной (по сути, государственной) и кооперативно-колхозной формах, соответствующая вековой коллективистской общинной психологии и естественному для россиян предпочтению минимального, но гарантированного прокорма и коллективной безответственности. Вспомним ведущий лозунг большевиков -“Земля - крестьянам, фабрики - рабочим!”.

2. Идея отмирания государства и перехода к общественному самоуправлению, сочетавшаяся с характерной для российского менталитета ценностью “народоправства” и анархии. “Россия - самая безгосударственная страна, самая анархическая страна в мире... Анархизм - явление русского духа... Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства”, - писал в связи с этим Н.А. Бердяев.

3. Идея скорого “светлого будущего” для всех, образ которого лаконично сформирован в марксовой “Критике Готской программы”: “На высшей стадии коммунистического общества, после того как исчезнет

93

порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество может написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!”. Эта идея, вполне созвучная радикально-утопическому типу сознания россиян (“По щучьему велению, по моему хотению”), была представлена как цель, достижимая для первого же послереволюционного поколения. “Только пре­образуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодё­жи, - говорил В.И. Ленин в 1920 г., выступая на III съезде РКСМ, - мы смо­жем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т.е. коммунистического обще­ства”.