Файл: История России в свете цивилизационного подхода Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эта проблема и стоит в центре заключительного раздела пособия.


/. ФАКТОР МЕНТАЛИТЕТА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Человек, подлинный предмет исторического исследования, ведет себя сознательно, все свои поступки он наделяет определенным смыслом и значением. Вместе с тем человеческая деятельность осуществляется не только под воздействием разума, но и через систему формирующихся в контексте жизненного опыта неосознаваемых социокультурных установок, обусловливающих его готовность реагировать на события определенным образом. Поэтому важнейшим средством познания исторического процесса является
115

изучение ментальностей, т.е. совокупности образов и представлений, которыми руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которой выражено их понимание мира и их места в нем. Изучая ментальность и поведение индивидов, можно подойти к пониманию того, как складывались общественные структуры, т.е. приблизиться к постижению логики исторического процесса и целостному осмыслению исторического прошлого.

Изучение истории на уровне ментальностей дает знания не только о высокой культуре интеллектуальной элиты, которая на протяжении многих веков монополизировала образование и информацию, но и о “народной культуре” широких слоев населения.

Ментальность позволяет взглянуть на историю не только “извне” (глазами современников), но и “изнутри”. “Объективный” образ истории, выраженный в понятиях современной науки, сочетается с “субъективным” видением мира людей минувших эпох. Это делает историю более стереоскопичной и правдивой, позволяет предотвратить навязывание людям прошлого чуждых им представлений и чувств.

В рамках учебного курса изучение основных аспектов истории ментальностей дает возможность ознакомиться с достижениями зарубежной и отечественной исторической науки в этой сфере, позволяет более полно рассмотреть закономерности развития мировой цивилизации и особенности исторического развития России.

Раскрытие ментальных факторов побуждает задуматься над смыслом жизни, над опытом прошлых поколений, подчеркивает связь событий наших дней с прошлым, способствует пониманию тех трудностей и противоречий, которые возникают в процессе современной модернизации российского общества.

Термин “ментальность” имеет корни в латинском языке (от латинского тепз - ум, мышление, рассудок и др.), само же слово появилось в XIV в. В XIX -XX вв. данный термин приобрел свое современное значение и широко использовался в психологии, этнологии, антропологии, социологии. Приоритет в введении этого понятия в историческую науку принадлежит французской исторической школе “Анналов” и ее основателям М. Блоку и Л. Февру (30-40 гг. XX в.), стремившимся к созданию целостной картины исторического процесса (“тотальной истории”), к максимальному учету всех факторов, влияющих на историческое развитие общества.


В настоящее время концепция менталитета является доминирующим подходом в исследовании субъективной стороны исторического процесса. Тем не менее,многие, особенно теоретические, проблемы истории ментальностей остаются крайне дискуссионными. Прежде всего, среди специалистов нет единодушия в понимании сущности менталитета. Это обусловлено многозначностью самого термина, а главное — расплывчатостью и

116

неопределенностью обозначаемого им явления, трудно поддающегося однозначному определению. В связи с этим, в литературе можно обнаружить множество различных, как кратких, так и развернутых дефиниций рассматриваемого понятия

Чаще всего определения отличаются друг от друга стилистическими особенностями формулировок, реже - действительно принципиальной разницей в стоящих за ними подходах. В понимании некоторых зарубежных ученых ментальность - “это система образов, представлений, которые в разных группах или странах, составляющих общественную формацию, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей” (Ж. Дюби). По мнению отечественного исследователя А.Я. Гуревича, ментальности - это “социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социальной общности” В качестве социальной общности могут выступать население целого континента, отдельный народ, общество в целом, класс, социальная группа, общественная прослойка, производственное объединение, религиозная секта и т.п.

Важнейшей чертой менталитета является его частичная или полная неосознанность. В отличие от теорий, доктрин, идеологических конструкций, организованных в законченные и продуманные системы, ментальности распылены, разлиты в культурном и обыденном сознании. Как правило, они не осознаются самими людьми и проявляются в их поведении, высказываниях, речах, жестах, обычаях, умственных привычках. Ментальность выражает не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания. По мнению французского историка Ж. Ле Гоффа, ментальность - “это то общее, что было в сознании Цезаря и последнего солдата его легионов, Святого Людовика и крестьянина
, трудившегося в его домах, Колумба и матроса на его каравелле”.

В сфере ментального сосредоточены основные представления и формы мироощущения людей, образующие видение или картину мира (Гуревич А.Я.). К подобным представлениям относятся: восприятие пространства и времени; отношение мира земного и потустороннего; разграничение естественного и сверхъестественного; представления о детстве, старости, болезни, семье, любви, сексе, женщине; отношение к природе; оценка общества и его компонентов; понимание соотношения части и целого,

117

индивида и коллектива, степени выделенное™ личности в обществе или, наоборот, её поглощённости им; отношение к труду, собственности, богатству, бедности; установки на новое или на традицию; оценка права и обычая и их роли в жизни общества; понимание власти, господства, подчинения, интерпретации свободы и др. (Гуревич А.Я. Указ. соч. С.85-86). Система мировидения проявляется во всех сферах человеческой деятельности - в философии и религии, искусстве и науке, в хозяйстве и политике, в повседневной жизни, в отношении человека к природе, другим индивидам, всему обществу в целом. Поэтому невозможно понять какую-либо сферу общественной жизни, не пытаясь расшифровать картину мира. При этом следует учитывать, что люди прошлого и думали, и ощущали жизнь по-другому, не так, как мы. Современному человеку трудно понять, почему Владимира I Святославича, по-варварски жестокого и дикого правителя, в народе называли ласково Красное Солнышко, а Иван IV Грозный в одной из сказок назван “мужицким царем”, защитником от произвола. Следовательно, понять психологию людей прошлого можно только с учетом специфики мировидения изучаемой эпохи. Некоторые исторические факты иногда вообще не могут быть адекватно понятыми без их ментального контекста.

На формирование ментальности влияют географическое пространство и среда обитания, язык, традиции, воспитание, религиозные представления, принципы социально-политического устройства и особенности исторического развития общества. Ментальность - одновременно общая для всего общества и различается в зависимости от его социально-классовой и сословной структуры, от уровня образования и принадлежности к группам, имеющим доступ к образованию, средствам хранения и передаче информации или живущим в условиях господства устной культуры, от половозрастных и региональных различий. Вместе с тем зависимость ментальности от материальных условий жизни общества не носит механического характера, она, как правило, косвенная, опосредованная. Важно и то, что ментальность не является простым слепком с действительности, в ней преломляются, сильно преображаются или даже искажаются до неузнаваемости условия исторического процесса. В таком виде субъективный мир ментального сам становится важным фактором, определяющим общественное развитие. В этом заключается специфическая активность проявления менталитета, который, формируясь под воздействием внешней среды, сам оказывает на нее преобразующее влияние.


Благодаря включению в долговременные поведенческие стереотипы ментальность является чрезвычайно устойчивым духовным образованием. Она изменяется, как правило, очень медленно, иногда значительно отставая от общественных преобразований и превращаясь в тормоз общественного развития. В то же время изменение ментальных установок может при определённых условиях стать важным стимулом социальных изменений.
118

Инерция менталитета, незаметность изменений в нём для самих участников исторического процесса требуют изучать динамику ментальности только в больших временных рамках.

П. СПЕЦИФИКА МЕНТАЛЬНОСТИ ВОСТОЧНОГО, ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ментальность восточных цивилизаций. Общества, относящиеся к этому типу развития, существуют в рамках исторического времени, делящегося на три ступени: прошлое, настоящее и будущее. Однако представление о времени имеет свои особенности. Время земное, в котором живут люди, и время небесное, в котором обитают боги, текут одновременно. Это связано с тем, что на Востоке небесные силы рассматриваются как часть живой природы. Они сосуществуют рядом с человеком, влияют на его жизнь. Прошлое, настоящее, будущее тоже существуют как бы одновременно. Человек живёт параллельно в трёх временных измерениях. Это обусловлено тем, что душа в восточных религиях считается бессмертной. Она меняет лишь форму своего существования. Умершие предки (прошлое) существуют в настоящем и влияют на человека. Неродившиеся потомки (будущее) также находятся в настоящем и оказывают влияние на живущих. В некоторых обществах время воспринимается как циклическое. Оно периодически, хотя и не полностью, возвращается к исходной точке. Поэтому идеалы, образцы поступков и действий для этих народов всегда в прошлом.

Своеобразие ментальности народов этого типа цивилизационного развития во многом обусловлено тем, что общественное сознание носит здесь харизматический характер. Действительность воспринимается не только в реальности, через чувственный опыт, но и через призму веры в сверхъестественные силы, религиозной догматики. Цель существования таких обществ понимается как приближение, движение к высшему божественному идеалу. Жизнь представляет собой бесконечно разыгрываемый религиозный или космогонический спектакль, в котором участвуют и боги, и люди. Сосредоточенность на духовном является характерной чертой восточной ментальности. Главной ценностью бытия является постижение высшего священного смысла, а не реализация конкретных целей. Религиозный поиск, аскетизм, стремление к духовному совершенству характерны для буддистской Индии. Китайское конфуцианство в этом смысле более умеренно, но вакуум заполнен культом легендарных героев, древних мудрецов, являвшихся предметом для подражания. Социальный идеал в конфуцианстве - бескорыстный рыцарь безупречной морали, высокого долга, гуманности, почитающий мудрость старших