Файл: 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Организация местного управления на территории Беларуси

2. Экономическая, политическая и конфесийная политика на тр. Беларуси

Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.

3.Война 1812 г. И Беларусь.

4.5. Палітыка французскіх акупацыйных улад на Беларусі ў час вайны 1812 г. Адносіны насельніцтва Беларусі да Напалеона

Шляхетское восстание 1830 – 1831 гг. И его итоги.

 Кризис крепостного строя. Экономические реформы 1830– 1850-х гг

11.Реформа Киселева для государственных крестьян

Цели и задачи

Суть реформы

Итоги реформы Киселева и ее последствия

Промышленность: структура и формы организации

Развитие  торговли. Ярмарки

Города  и местечки

Строительство дорог и каналов

Торговля

Культура Беларуси в первой половине XIX в.

15.16. Отмена крепостного права и буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг.: особенности их проведения в Беларуси. Буржуазные реформы

Подготовка отмены крепостного права

Реализация крестьянской реформы

Влияние восстания 1863-1864 гг. на реализацию реформы

Поземельное обустройство других категорий сельского населения

Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревни

Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х, в. в Беларуси

20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.

Народническое и социал-демократическое движение на территории Беларуси во второй половине XIX - начале XX вв. Возникновение и деятельность Белорусского социалистического общества

Партия социалистов – революционеров (эсеров)

Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.

Зубатовщина и полицейский социализм.

Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906—1911 гг. В Беларуси

Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.

Зубатовщина и полицейский социализм.


Зубатовщина- политика царского правительства в рабочем вопросе в России начале 20 в. Заключалась в насаждении проправительственных легальных рабочих организаций, действовавших под тайным надзором полиции и призванных отвлечь рабочих от политической борьбы с самодержавием, направить рабочее движение в русло чисто экономических требований. «Обещание более или менее широких реформ, действительная готовность осуществить крохотную частичку обещанного и требование за это отказаться от борьбы политической, — вот в чем суть зубатовщины», — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 37). Зубатовщина возникла в обстановке перерастания экономической борьбы пролетариата в политическую, роста сознательности и стихийной тяги рабочих к объединению, роста влияния революционной социал-демократии. Это заставило царское правительство наряду с усилением репрессий искать более гибких мер для борьбы с массовым революционным движением. Инициатор Зубатовщина — начальник московского охранного отделения С. В. Зубатов при выработке и осуществлении её использовал идеи бернштейнианства, легального марксизма и «экономизма». Первая зубатовская организация была создана охранкой в Москве в мае 1901 под названием «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве». Летом 1901 в Минске и Вильнюсе зубатовские агенты, состоявшие ранее в Бунде, создали «Еврейскую независимую рабочую партию». В 1901—1903 зубатовские организации и группы были основаны в Петербурге, Киеве, Харькове, Екатеринославе, Николаеве, Перми, а организации «независимцев» — в Минске, Одессе, Вильнюсе, Гродно, Бобруйске. На заседаниях обществ обсуждались вопросы о необходимости добиваться повышения зарплаты, уменьшения рабочего дня и т.п.; рабочим даже предлагалось покупать предприятия. Демагогические заявления руководителей Зубатовщина дали повод революционной печати назвать её «полицейским социализмом». К работе в обществах привлекались представители либеральной интеллигенции (И. Х. Озеров, А. Э. Вормс и др.). Для оживления монархических настроений 19 февраля 1902 была организована многотысячная демонстрация рабочих к памятнику Александру II.

Революционные социал-демократы, «Искра» вели с Зубатовщина беспощадную борьбу, разъясняли рабочим её провокаторскую сущность. Ленин предвидел, что Зубатовщина неминуемо обратится против самого правительства и капиталистов, т.к. легализация рабочего движения ведёт за собой «... привлечение внимания еще более широких и самых отсталых слоев рабочих к социальным и политическим вопросам...». Многие забастовки, начинавшиеся зубатовскими организациями, под влиянием агитации революционных социал-демократов превратились в политические выступления. Особенно продемонстрировала это Всеобщая стачка на Юге России 1903. правительство отказалось от предложенного Зубатовым метода борьбы с революционным движением. Зубатовщина оказалась неприемлемой и для предпринимателей. Зубатовские организации летом 1903 были ликвидированы.


26. Промышленность в беларуси в пореформенны час.

Переход к капиталистическому способу производства в промышленности проявлялся в ее постепенной модернизации — введении усовершенствований, которые соответствовали бы техническим требованиям XIX в. Модернизация промышленности пореформенного периода характеризовалась расширением индустриализации — перехода от ручного труда к машинному, к формированию промышленной буржуазии и вольнонаемного рабочего класса. Этот процесс получил название промышленного переворота, или промышленной революции.

Характерной чертой промышленного развития Беларуси во второй половине XIX в. было то, что вместе с относительно быстрым ростом фабричной индустрии в белорусских губерниях доминировали мелкие ремесленные предприятия и мануфактуры.

Ремесленные предприятия были основаны на ручном труде. Прежде всего это были промыслы по переработке местного сырья: дерева (столярные), глины (гончарные), кожи (кушнерские, сапожные), шерсти и льна (ткацкие). Ремесленное производство концентрировалось в городах и многочисленных местечках. К концу XIX в. увеличились количество мелких ремесленных предприятий и объем их продукции. К концу 1890-х гг. он составлял 37,8 % от всей промышленности Беларуси.

После реформы 1861 г. ускорился рост мануфактурного производства. Здесь использовался ручной труд, но существовало его разделение по специальностям. Мануфактуры возникали из крестьянских промыслов и городского ремесла. В конце XIX в. мануфактуры преобладали в кожевенном, гончарном, кирпичном, суконном, стекольном и табачном производстве и давали 15,4 % валовой промышленной продукции Беларуси.

Несмотря на большую долю ремесленного и мануфактурного производства, в течение второй половины XIX в. в промышленности Беларуси шел процесс перехода от ручного труда к машинному. Ремесло и мануфактуру постепенно вытесняла капиталистическая фабрика.

Крупнейшие спичечные фабрики находились в Пинске, Мозыре, Бобруйске, Борисове. Бумажно-картонная промышленность Беларуси располагалась главным образом в Могилевской и Витебской губерниях. Одной из самых передовых в Российской империи с технической точки зрения была Добрушская писчебумажная фабрика. Крупнейшим предприятием среди стеклозаводов был завод «Неман» в Лидском уезде, начавший работу в 1883 г. Наиболее значительным предприятием в области текстильной, льняной промышленности была льнопрядильная фабрика «Двина» в Витебске, построенная в 1900 г.




Промышленная революцияв Беларуси завершилась в конце 90-х гг. ХIХ в., на десятилетие позже, чем в наиболее развитых регионах Российской империи. 2/3 фабрично-заводских предприятий во второй половине ХIХ — начале ХХ в. размещались преимущественно в сельской местности — ближе к источникам сырья и дешевой рабочей силы. Специализация белорусской промышленности по-прежнему определялась использованием и переработкой продукции сельского хозяйства, лесного и минерального сырья.



28. 29. Культура беларуси: образование, литература, наша нива

Образование: начальное - народные училища, церковно-приходские школы и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и городские училища. В Беларуси были открыты учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Среднее образование : гимназии (классические - гуманитарные предметы и древние языки, и реальные – с изучением математических и природоведческих предметов).

1887г. - Указ о кухаркиных детях, запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. д. Был также ограничен прием в гимназии евреев.

Процесс формирования белорусской нации, национального самосознания. Одной из форм проявления национального самосознания является название народа. В конце XIX – начале XX в. термин «Беларусь» и название «белорусы» закрепляется за всей этнической территорией белорусов.

Становление белорусской нации происходило в составе Российской империи в условиях отсутствия собственной государственности. Белорусы - более 60 % населения, около 15% – евреи, 6% – русские, более 5% – поляки, около 5 % – украинцы. По конфессиональному составу среди населения около 2/3 составляли православные.

Трехтомник исследований академика Ефима Карского «Белорусы»: научно обоснована национальная самобытность белорусов как восточнославянского народа.

Значительным явлением в развитии культуры Беларуси в начале XX в. стало издание в Вильно газеты «Наша нива».

В 1910 г. редакцией «Нашей нивы» был издан первый поэтический сборник Якуба Коласа «Песнi жальбы». В 1914–1915 гг. редактором газеты был Янка Купала. При редакции газеты создавался, благодаря стараниям Ивана Лункевича
, белорусский национальным музей.

Литература: Янка Купала - «Паўлінка», «Раскіданае гняздо» и др.

Якуб Колас - поэма «Новая зямля». Максим Богданович - стихотворение-гимн «Пагоня». Тетка (Алоиза Пашкевич) -

«Першае чытанне для дзетак беларусаў»

Театр: первая белорусская труппа Игната Буйницкого. В Вильно на любительской основе действовал Белорусский музыкально-драматический кружок под руководством Алеся Бурбиса: постановкп пьесы Янки Купалы «Паўлінка».

ИЗО: Марк Шагал – витебская школа. Белыницкий-Бируля - лирический пейзаж, около 200 картин.

Наиболее известным памятником архитектуры начала XX в., который сочетает черты романского и готического стилей, является Костел святых Симеона и Елены (в народе его называют Красным).

Наша нива

Бел.Культ развивалась под влиянием демократических идей русской культуры, тесной связи с культурами украинского, польского и литовского народов.

Расширилась сеть средних специальных учебных заведений. Открывались училища для фельдшеров и акушеров,железнодорожников, учителей,библиотеки.В 1906-1908 гг. были созданы первые учебники на белорусском языке, авторами которых были Я. Колас и Э. Пашкевич (Тетка). Исследованием истории, быта и культуры Беларуси занимались исследователи Е. Романов, М. Федоровский, Н. Никифоровский, М. Довнар-Запольский, В. Ластовский и др. Основатель белорусской философии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». Проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Гаруна, З. Бядули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия. Значительным событием в культурной жизни Беларуси в начале XX в. была печать. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Вскоре появилась и «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Создан минский хор под управлением В. Теревокого. Известны своим творчеством композиторы Л. Роговский, М. Чуркин, А. Гриневич и др. В начале века в Беларуси работали мастера живописи, графики, скульптуры: Ю. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер, Л. Альперович

30. Национальный и конфесиональный состав Беларуси

Религиозная структура населения белорусских губерний


К концу XVIII в. белорусское общество являлось поликонфессиональным. Большая часть шляхты исповедовала католичество. Большинство белорусских крестьян (около 3/4) принадлежало к униатской конфессии. На территории Беларуси также проживали православные, иудеи, мусульмане, протестанты, старообрядцы.

В XIX в. население белорусских губерний оставалось поликонфессиональным. По результатам переписи 1897 г. православными признало себя 70,8 % населения края.



Второй по распространенности религией среди жителей белорусских земель был иудаизм: его исповедовало 14,1 % населения края. Одной из причин такого высокого показателя была религиозная терпимость жителей Беларуси по отношению к другим конфессиям. Случаи притеснений на религиозной почве среди населения белорусских губерний были редким явлением. Примечательно, что 14 % евреев, исповедовавших иудаизм, разговаривали на своем родном языке.

Римско-католическая церковь, согласно итогам переписи 1897 г., была третьей по количеству прихожан на белорусских землях. Их было несколько меньше, чем иудеев, — 13,5 %. Принадлежность к римско-католической церкви в большинстве случаев не была для белорусов основой их самоидентификации с польским этносом. Так, в Виленской губернии 46,1 % ее населения считали себя католиками, однако польский язык признавало родным только 2,8 %. В Минской губернии перепись зафиксировала 10,1 % католиков и только 3 % польскоязычных.

Конфессиональный состав населения белорусских губерний по результатам переписи населения 1897 г. представлен на диаграмме.



Всякая страна обязана своим неповторимым обликом народу, ее населяющему. Каков он был сто лет назад, вам помогут представить старые почтовые открытки и фотографии. Ну а что же сегодня? Здесь еще проще: достаточно оглянуться вокруг. А статистика такая: в соответствии с последней переписью 2009 года, среди этносов страны, кроме титульной нации — белорусов (более 83% населения), есть этнические русские (8,7%), поляки (3,1%), украинцы (1,7%), евреи, армяне, татары, азербайджанцы (по 0,1%), литовцы, латыши, молдаване, туркмены, немцы, грузины, китайцы, узбеки, казахи, арабы... Представители более 130 наций и народностей. Все они граждане Беларуси. И каждой национальной группе предоставлена возможность сохранять свою этническую идентичность, культуру и язык. Что касается религий, Беларусь сегодня также по–настоящему многоконфессиональное государство, где официально действуют 26 религиозных конфессий и направлений, которые включают 3.488 религиозных организаций и общин, в том числе Белорусской православной церкви, Римско–католической, протестантской, старообрядческой, объединений мусульман и иудеев. Страна располагает уникальным в современном мире опытом сотрудничества как государства и религий, так и внутри религиозного сообщества, когда все группы верующих равны в правах и перед законом. Независимо от национальной принадлежности гражданам гарантировано конституционное право на свободу совести и вероисповеданий. При этом никто не обязан ни перед кем отчитываться, в какого Бога он верит или не верит ни в какого. Личное дело каждого. И все, конечно, не на пустом месте появилось. Уже исторически в Беларуси люди разговаривали на нескольких языках и при этом прекрасно понимали друг друга — причем в самом широком значении этих слов. Здесь в семьях могли спокойно и с удовольствием праздновать два Рождества и две Пасхи — православные и католические, а в дополнение дружно и с благодарностью угоститься соседской мацой во время Песаха.