Файл: 1. Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

см. пред. вопрос

35. Общая и повозрастная смертность населения: методика расчета, причины смерти в различных возрастных группах.

37. Неонатальная, ранняя неонатальная и перинатальная смертность. Методика изучения. Основные причины смертности.

68. Группы диспансерного учета онкологических больных. Диспансерное наблюдение за онкологическими больными, цель.

81. Основные задачи поликлиники, функционирующей самостоятельно или в составе объединенной больницы. Функции кабинета учета и медицинской статистики поликлиники.

83. Система охраны материнства и детства. Организации охраны материнства и детства. Основные задачи и направление мероприятий. Организация медицинской помощи детям.

87. Структура и организация работы стационара. Порядок направления и выписки больных. Показатели оценки деятельности. Понятие об «оптимальной» коечной мощности.

96. Основные задачи акушерско–гинекологической службы. Лечебные учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам. Основные задачи: Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний; Оказание лечебной акушерско–гинекологической помощи населению прикрепленной территории; Внедрение новых технологий и методик; Обеспечение преемственности в обследовании и лечении пациенток со стационарами и другими лечебно–профилактическими мероприятиями; Оказание помощи по планированию семьи; Проведение гигиенического воспитания и формированию ЗОЖ; Оказание социально–правовой помощи женщинам. 3 группы учреждений, оказывающих помощь женщинам:1. ЛПУ: амбулаторно–поликлинические, стационарные;2. Оздоровительные;3. Воспитательные: Женская консультация; Акушерско–гинекологические отделения родильных домов, либо многопрофильных больниц; Родильные дома; Перинатальные центры; НИИ акушерства и гинекологии; Центры планирования семьи и репродукции; Санатории для беременных; Смотровые кабинеты поликлиник; Медико–генетические консультации. 97. Женская консультация, задачи, принципы деятельности, структура, организация работы. Основные критерии качества работы женской консультации. Методика анализа показателей деятельности женской консультации. Перспективы развития.Задачи женской консультации:• подготовка женщин к беременности и родам, оказание акушерской помощи во время беременности и в послеродовом периоде;• оказание амбулаторной помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями;• обеспечение консультирования и услуг по планированию семьи, профилактика абортов, заболеваний, передаваемых половым путем, внедрение современных методов контрацепции;• оказание акушерско-гинекологической помощи в условияхспециализированного приема, дневного стационара;• оказание социально-правовой помощи в соответствии с законодательством;• предоставление в региональное отделение Фонда социального страхования РФ отчетов-заявок на получение родовых сертификатов;• проведение мероприятий по повышению знаний, санитарной культуры населения в области охраны репродуктивного здоровья и др.Организация работы, деятельность:Акушерско-гинекологический участок включает территориально приблизительно 2 терапевтических. Его численность составляет 3200-3500 женщин всех возрастов (старше 15 лет).Нагрузка акушера-гинеколога на приеме в женской консультации составляет 5 человек в час. В дни приема беременных - 7,5 человек в час. На одном акушерско-гинекологическом участке работает врач акушер-гинеколог и одна акушерка. Наблюдению акушеров-гинекологов в женской консультации подлежат:-беременные;-женщины в послеродовом периоде;-женщины, страдающие гинекологическими заболеваниями;-женское население района обслуживания.Здоровая женщина должна посещать женскую консультацию один раз в месяц до 20 недель беременности, 2 раза в месяц до 32 недель, каждую неделю при сроке более 32 недель. При первом посещении беременной в консультацию на нее заводят индивидуальную карту беременной и родильницы. Каждая беременная дважды направляется к терапевту (в первую и вторую половину беременности), стоматологу, окулисту. При наличии показаний к другим специалистам в поликлинике по месту жительства. Беременная сдает следующие анализы: общий анализ крови, мочи, определяется группа крови, резус-фактор, реакция Вассермана, ВИЧ-инфекция. Эти же анализы повторяются в 20 недель беременности. Члены семьи беременной обследуются на туберкулез. Во второй половине беременности женщина приходит на прием к акушеру-гинекологу с результатами исследования крови на гемоглобин и общего анализа крови.Во второй половине беременности участковая медицинская сестра детской поликлиники должна провести дородовый патронаж беременной, цель которого: знакомство с семьей, подготовка семьи рождению ребенка.Обменная карта заполняется на каждую беременную. В нее вносятся основные данные о состоянии здоровья женщины и течении беременности. В день предоставления женщине дородового отпуск карта выдается женщине на руки с тем, чтобы она имела ее при себе при поступлении в родильный дом. При выписке из родильного дома женщина должна соответствующие талоны обменной карты предоставить женскую консультацию и детскую поликлинику. Карта выполняет медицинские функции: обеспечивает преемственность деятельности женской консультации, родильного дома и детской поликлиники.Структура ЖК. Показатели работы женской консультации:1. Своевременность взятия беременных под наблюдение: (Число беременных поступивших под наблюдение до 12 недель)/(Число беременных поступивших под наблюдение в отчетном году)×100Средний уровень показателя 80-90% (должен приблизиться к 100%)2. Исходы беременностиА. Частота беременностей закончившихся родами в срок(Число беременных, беременность которых заканчивалась родами в срок)/(Общее число законченных беременностей)×100В среднем показатель составляет- 90%Б. Частота беременностей, закончившихся преждевременными родами (Число беременности закончившейся преждевременными родами)/(Общее число законченных беременностей)×100В среднем показатель составляет 3-5%В. Частота беременностей, закончившихся абортами (Частота беременностей закончившихся абортами)/(Общее число законченных беременностей)×100В среднем показатель составляет 5-8%3. Частота обследования беременных терапевтом(Число беременных, осмотренных терапевтами)/(Общее число законченных беременностей)×100В среднем показатель составляет- 70-90%(должен быть 100%)4. Среднее число посещений женской консультации беременной(Общее число посещений до родов)/(Число беременных родивших в этом году)×100Среднее число посещений женской консультации беременной до родов -1498.Оперативная, оперативно-учетная, учетная документация женской консультации.ПРИКАЗ Минздрава РФ от 10-02-2003 50 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АКУШЕРСКО - ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В АМБУЛАТОРНО - ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ... Перечень первичной медицинской документации, используемый в женской консультации: Медицинская карта амбулаторного больного. Журнал записи родовспоможений на дому.  Ведомость учета посещений к среднему медицинскому персоналу здравпункта, ФАП, колхозного родильного дома. Тетрадь записи беременных, состоящих под наблюдением ФАП, колхозных родильных домов. Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу. Справка о временной нетрудоспособности в связи с бытовой травмой, операцией аборта. Индивидуальная карта беременной и родильницы. Обменная карта родильного дома, родильного отделения больницы. Тетрадь учета работы на дому участковой (патронажной) медицинской сестры (акушерки). Журнал регистрации исследований, выполняемых в отделении (кабинете) функциональной диагностики. Направление на биохимический анализ крови, плазмы, сыворотки, мочи, спинномозговой жидкости. Направление на цитологическое исследование и результат исследования. Направление на исследование крови на резус - принадлежность и резус-антитела и результат исследования. 99. Работа акушера-гинеколога в женской консультации: величина участка, нормы нагрузки, основные разделы работы, показатели оценки деятельности.Величина участка – 3400 взрослого населения (и мужчины и женщины)От 2000-2200 женщин в среднем.Нормы нагрузки – число посещений в час 4,0число посещений в год –

;
- обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;
- проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;
- проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;
- руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;
- ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка.

Паспорт педиатрического участка:
I. Характеристика врачебного участка (педиатрического): численность прикрепленного контингента; местонахождение; наличие транспорта; рабочие площади; оснащенность кабинета врача-педиатра участкового в соответствии с перечнем оборудования.

II. Характеристика прикрепленного контингента: численность детского населения по годам рождения; половозрастной и медико-социальный состав прикрепленного контингента; дети-инвалиды; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; наблюдение за детьми до 1 года; питание детей в течение первого года жизни; юноши допризывного возраста; дородовый патронаж беременных.

III. Состояние здоровья и результаты медицинского за детьми, прикрепленными к врачебному участку (педиатрическому): состояние здоровья и результаты лечения прикрепленного контингента за год; диспансерное наблюдение; экстренная госпитализация детей; плановая госпитализация детей; проведение профилактических прививок за год; отказы и длительные медицинские отводы от профилактических прививок за год;
дети, длительно и часто болеющие (группа риска); дети от ВИЧ-инфицированных матерей, ВИЧ-инфицированные и страдающие вирусными гепатитами B и/или C; умершие на дому и в стационаре в первые сутки после поступления;

Критерии оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового:
Основными учетными медицинскими документами при оценке эффективности работы врача-педиатра участкового являются:
- история развития ребенка (учетная форма N 112/у);
- паспорт врачебного участка (педиатрического) (учетная форма N 030/у-пед);
- ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учреждениях
, на дому (учетная форма N 039/у-02).

Оценка профилактической работы врачей-педиатров участковых по следующим показателям:
а) охват дородовыми патронажами беременных.
Данный показатель рассчитывается путем умножения количества проведенных дородовых патронажей беременных на 100 и деления на количество подлежащих дородовым патронажам беременных;

б) охват патронажем детей первого года жизни.
Данный показатель рассчитывается путем умножения количества проведенных врачебных патронажей детей первого года жизни на 100 и деления на количество плановых врачебных патронажей детей первого года жизни;

в) полнота охвата профилактическими осмотрами детей.
Данный показатель рассчитывается путем умножения числа осмотренных детей во время профилактических осмотров на 100 и деления на число детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам.

Полнота охвата детей профилактическими осмотрами должна составлять не менее 95% от общего числа детей соответствующего возраста, подлежащих профилактическим осмотрам, в том числе на первом году жизни ребенка - 100% (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев жизни ребенка);

г) полнота охвата профилактическими прививками детей в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.
Полнота охвата профилактическими прививками детей должна составлять не менее 95% от общего числа детей, подлежащих прививкам;

д) удельный вес числа детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании.
Удельный вес детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании, должен составлять в возрасте:
- 3 месяцев - не менее 80%;
- 6 месяцев - не менее 50%;
- 9 месяцев - не менее 30%.

85. Врач общей практики: величина участка, нормы нагрузки, разделы работы.
Паспорт терапевтического участка. Критерии оценки эффективности деятельности врача общей практики участкового.


Должность участкового врача в территориальной поликлинике может занимать врач-терапевт или врач общей практики (семейный врач) — приказ МЗ РФ № 237 от 26.08.92г.

Расчетные нормы нагрузки для амбулаторно-поликлинических

учреждений (число пациентов на один час оперативного

времени):

Наименование должности 
врача

при приеме 
в поликлинике

при 
профилактических
осмотрах

при обслуживании
пациентов 
на дому

Врач-терапевт

2,9

-

-

Врач-терапевт участковый

3,9

7,3

1,9

Врач общей практики 
(семейный врач)

2,9

7,3

1,4


Нормативы участковости:
1) для терапевта — 1700 жителей старше 14 лет;
2) для врача общей практики — 1500 жителей старше 14 лет;
3) для семейного врача — 1200 человек всех возрастов.

Штатный норматив — 5,9 должности участкового терапевта на 10000 взрослых жителей. Норма нагрузки — 5 посещений в час на амбулаторном приеме, 2 посещения в час на вызовах.

Функции участкового врача-терапевта:

  1. оказание квалифицированной врачебной помощи по специальности “внутренние болезни” на амбулаторном приеме и на дому;

  2. проведение профилактической и санитарно-противоэпидемической работы, диспансеризации, гигиенической пропаганды;

  3. своевременная госпитализация больных в установленном порядке;

  4. организация консультаций больных у врачей других специальностей;

  5. проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях;

  6. осуществление экспертизы временной утраты трудоспособности и направление на ВТЭК;

  7. анализ состояния.

Врач общей практики - это специалист широко ориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при более широком круге заболеваний, чем участковый терапевт, а так же при неотложных состояниях.

Положения о враче общей практики (семейном враче):

1. Это специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению, прошедший необходимую подготовку в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат.

2. ВОП, оказывающий помощь семье независимо от пола, возраста пациентов является семейным врачом.

3. Может оказывать помощь индивидуально или совместно с другими специалистами.
Квалификационные требования:

1. Владеть основами законодательства по охране здоровья населения.

2. Знать Структуру и основные принципы здравоохранения.

3. Уметь планировать и анализировать свою работу.

4. Знать принципы сотрудничества с другими специалистами: социальной службой, страховыми компаниями, юридической службой, общественными и благотворительными организациями, ассоциацией врачей и.т.д).


5. Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии.

6. Должен освоить следующие виды деятельности:
I. Профилактика, диагностика, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитация пациентов. Осуществлять наблюдение при: внутренних болезнях, туберкулезе, хирургических болезнях, психических болезнях, болезнях женских половыхорганов, кожно-венерических болезнях, лор - болезнях, инфекционных заболеваниях, болезнях глаз, заболеваниях нервной системы, аллергической патологии. 
II. Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи в следующих неотложных состояниях: шок, обморок, гипертонический криз, коллапс, кома, остр, дыхательная и сердечная недостаточность, истинный и ложный круп, астматический статус, кровотечение и.т.д.
III. Выполнение медицинских манипуляций (все виды инъекций, внутрикожные пробы, определение группы крови, проведение и расшифровка ЭКГ, спирометрия и.т.д.), для оказания экстренной помощи (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, внутрисердечное введение лекарственных препаратов, методы аспирации), хирургические манипуляции (биопсия, пункция, зондирование, анестезия, первичная обработка ран и ожогов, вскрытие абсцессов, иммобилизация и.т.д).
IV. Организационная работа: знать демографическую и медико-социальную характеристику обслуживаемого контингента, обучать ЗОЖ, консультировать по вскармливанию, уходу, закаливанию, подготовки детей к дошкольным учреждениям, по вопросам планирования семьи, проводить противоэпидемические и оздоровительные мероприятия, выявлять ранние, скрытые формы заболеваний и факторы риска. Организовать весь комплекс диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий. Проводить диагностику беременности и наблюдать за ее течением. Проводить врачебно трудовую экспертизу. Организовывать помощь одиноким совместно с органами социальной защиты. Вести учетно-отчетную документацию.



86. Стационарная помощь населению: принципы организации, современные тенденции и проблемы.

Стационарная помощь оказывается наиболее тяжелым больным, требующим комплексного подхода к диагностике и лечению.

3 принципа госпитализации:

1. Госпитализировать только тех, кто нуждается в стационарном лечении и круглосуточном наблюдении.


2. Стационарное лечение наиболее эффективно при раннем выявлении.

3. Работа больницы во многом зависит от амбулаторно–поликлинической работы.

Проблемы здравоохранения: часть коечного фонда не отвечает требованиям санитарных норм и правил, а материально – техническая база не позволяет вести лечебно – диагностический процесс в соответствии с современными требованиями. Часто коечный фонд используется не полностью и не по назначению.

Направления реорганизации:

    1. Организация больниц с высокой интенсивностью лечебно – диагностического процесса. В основном, это стационары с экстренной медицинской помощью;

    2. Больницы, ориентированные на лечение плановых больных среднесрочного пребывания, т.е. восстановительное лечение;

    3. Больницы долечивания и медицинской реабилитации в основном с хроническими заболеваниями;

    4. Медико–социальные больницы сестринского ухода, хосписы;

    5. Развитие федеральных, региональных центров специализированной медицинской помощи;

    6. Обеспечение внедрения новейших технологий.

Реформирование стационаров:

  1. Сокращение неполно используемых коек;

  2. Уменьшение сроков пребывания на койке;

  3. Передачу части стационарной помощи амбулаторно – поликлиническим учреждениям.

Международный стандарт больницы общего типа: 600 – 800 коек, минимум 300 – 400 коек.
Ведущее больничное учреждение – городская больница – ЛПМО, обеспечивающее квалифицированную помощь население на основе достижения современной медицинской науки и техники.

Городская больница:

По профилю – многопрофильная, специализированная.

По организации - объединенная, необъединенная с поликлиникой.

По объему деятельности – различные категории (коечная мощность).

Структура больницы:

  1. Стационар (зам врача по лечебной работе – отделения).

  2. Поликлиника (зам врача по поликлинике – отделения, кабинеты).

  3. АХЧ (замврача по АХЧ – хозяйственные службы).

  4. Замврача по оргметодике.

Основные статистические учетные формы по стационару:

  1. Медицинская карта стационарного больного.

  2. Листок учета больных и коечного фонда.

  3. Карта выбывшего из стационара.

  4. Больничный лист.