Файл: Большая часть информации была взята с мудла, часть инфы со студенческих сайтов типо студфайл, студопения и сайтов с презентациями..doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности методики и оценки нервов у детей.
Обследование пациента с головной болью
Обследование пациента с головной болью
Синдромы поражения см (по поперечнику):
ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНОЙ ДИСФУНКЦИИ.
ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ОТДАЛЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
Базисная терапия инсульта
-
Нарушение функции внешнего дыхания-ИВЛ, санация бронхиального дерева 2-3 раза в сутки электроотсосом -
Повышение ВЧД, отек мозга: Маннитол (0,25 – 0,5 г/кг) в/в струйно +дексаметазон (1-1,5 мг/кг/сут на 3-4 введения)- 5-7 дней -
Нарушение трофики ткани мозга:
- Нейропротекто- Глицин 0,1 Если пациент в сознании – ребенку старше 12 лет однократно до 10 таблеток под язык; далее по 2 таб. 3 раза в день; детям свыше 3 лет - 0,7-1 г/сутки - по 2 недели в месяц; детям от 1 года до 3 лет в дозе - 0,2-0,7 г/сутки
- Семакс 1% р-р по 2-3 капли в каждый носовой ход однократно
- Актовегин В/в струйно 1 раз в сутки 4 мг/кг (в амп 40 мг/мл) или в/м 1 раз в сутки. Детям при массе тела до 10 кг - 1мл в/м, при массе тела 20 кг - 2 мл в/м, при массе тела более 20 кг - 2-5 мл в/м- 2-3 недели
-
Лихорадка
- Физические методы снижения температуры тела
- Парацетамол per rectum Дети 1 – 5 лет: 125 – 250 мг, Дети 6 – 12 лет: 250 – 500 мг 3-4 раза в сутки.
-
Судороги, единичные, серийно-статусные; Диазепам 0,5 мг/кг в/в или в/м каждые 6 часов; Депакин 15 – 30 мг/кг/сут -
Нарушение водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия
- Коррекция нарушений водного и электролитного баланса по общим принципам под контролем рН, рСО2, НСО- , СО2 крови.
-Расчет Na: 4% р-р натрия гидрокарбоната (мл) =ВЕ (дефицит осн.) х m (кг)/3 вводить в 100 – 200 мл 10% р-раглюкозы или изотонического р-ра NaCl
- Расчет К: Суточная потребность: 1,5 – 2 ммоль/кг (в 1 мл 7,5% р-ра KCl – 1 ммоль К)
- Доза зависит от степени гипокалиемии и составляет 3 – 6 мл/кг/сут 7,5% р-ра КСl
-
Трофические расстройства- профилактика
В основе специфической терапии при ишемическом инсульте два стратегических направления:
-
реперфузия- направлена на восстановление или усиление кровотока по сосудам области повреждения, осуществляется путем тромболизиса, вазодилатации, увеличения перфузионного давления и улучшения реологических свойств крови. -
нейрональная протекция- направлена на предотвращение гибели слабо или почти не функционирующих нейронов, располагающихся в зоне «ишемической полутени».
-
Лечение туберкулезного менингита
Трехкратная терапия противотуберкулезными средствами в течении не менее 2 месяцев
- изониазид - 300 мг/д
- рифампицин - 450 мг/д
- пиразинамид - 10 мг/кг 2 р/д или стрептомицин - 500мг 2 р/д или этамбутол- 15мг/кг
Далее лечение продолжается изониазидом или рифампицином
Нередко доп-но назначают атамбутол. Химиотерапевтич пр-ты сочетают с глюкокортикоид гормонами - 15-30 мг/сут преднизолона внутрь. При явлениях менингоэнцефалита необходима интенсив тер-я отека мозга. Для проф-ки вызываемых иногда тубазидом и его аналогами полиневропатий и судорог назначают витамин B6 и фенобарбитал.
Прогноз. При своеврем начале леч-я, длящегося много мес, как правило, наступает полное выздор-е. В случае запозд диаг-ки, особенно если наблюдаются затемнение сознания, очагов пор-я мозга и гидроцефалия, исход неблагопр, а среди оставшихся в живых бол-во имеют резидуальную симп-ку.
-
Методика исследования функции бульбарной группы черепных нервов.
Бульбарные нервы: языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный.
IX нерв — n. glossopharyngeus, языкоглоточный нерв; X пара — n. vagus, блуждающий нерв. Эти два нерва рассматриваются обычно вместе, так как имеют общие ядра в стволе мозга, совместно обеспечивают чувствительную и двигательную иннервацию глотки, гортани мягкого неба; исследование их функции проводится одновременно.
При сборе анамнеза выясняют, нет ли у пациента проблем с глотанием, речью (голосом) .
Голос. Обращают внимание на чёткость речи, тембр и звучность голоса. При нарушении функции голосовых связок голос становится хриплым и слабым (вплоть до афонии). Из-за нарушения функции мягкого нёба, недостаточно прикрывающего вход в полость носоглотки во время фонации, возникает гнусавый оттенок голоса (назолалия) . Нарушение функции мышц гортани (поражение блуждающего нерва) сказывается на произношении высоких звуков (и-и-и), требующем сближения голосовых связок. Для того чтобы исключить слабость мимических мышц (VII пара) и мышц языка (ХII пара) как возможную причину нарушения речи, пациенту предлагают произнести губные (п-п-п, ми-ми-ми) и переднеязычные (ла-ла-ла) звуки или слоги, их включающие. Гнусавость голоса выявляется при произношении слогов, имеющих в своём составе гортанные звуки (га-га-га, кай-кай-кай). Больному предлагают также форсированно покашлять.
Пациент с острым односторонним параличом голосовых связок не способен произнести звук "и-и-и" или форсированно кашлять.
Нёбная занавеска. Мягкое нёбо осматривают, когда обследуемый произносит звуки "а-а-а" И "э-э-э". Оценивают, насколько полно, сильно и симметрично поднимается мягкое нёбо при фонации; не отклоняется ли в сторону язычок нёбной занавески. При одностороннем парезе мышц мягкого нёба нёбная занавеска при фонации отстаёт на стороне поражения и перетягивается здоровыми мышцами в противоположную парезу сторону; язычок при этом отклоняется в здоровую сторону.
Нёбный и глоточный рефлексы. Деревянным шпателем или полоской (трубкой) бумаги осторожно прикасаются к слизистой оболочке мягкого нёба поочерёдно с двух сторон. Нормальный ответ заключается в подтягивании нёбной занавески вверх. Затем дотрагиваются до задней стенки глотки, также справа и слева. Прикосновение вызывает глотательные, иногда рвотные движения. Рефлекторный ответ выражен в различной степени (у пожилых лиц может отсутствовать) , однако в норме он всегда симметричный. Отсутствие или снижение рефлексов на одной стороне указывает на периферическое поражение IX и Х пар ЧН.
Исследование вкуса проводят раздельно на правой и левой стороне, на передних 2/з и задней трети языка. На высунутый язык пипеткой наносят определенной концентрации растворы сахара, поваренной соли, хинина, аскорбиновой кислоты и пр. После каждой пробы необходимо тщательно прополоскать рот. Исследование вкуса у детей младшего возраста затруднительно, хотя вкус развивается у ребенка с рождения. Вкусовой раздражитель вызывает у новорожденного гримасы или сосательные движения. Вкусовые ощущения воспринимаются различными отделами языка различно. Сладкое лучше ощущается кончиком языка, кислое — краями, горькое — задней третью, соленое — одинаково всей поверхностью языка.
XI пара—n. accessorius, добавочный нерв.
Этот чисто двигательный нерв иннервирует грудино-ключично-сосцевидную и трапециевидную мышцы.
Исследование функции добавочного нерва начинают с оценки очертаний, размеров и симметричности грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц. обычно достаточно сопоставить правую и левую стороны. При поражении ядра или ствола ХI нерва плечевой пояс на стороне паралича опущен, лопатка несколько смещена вниз и латерально.
Для оценки силы грудино-ключичнососцевидной мышцы пациента просят форсированно повернуть голову в сторону и немного вверх. Врач противодействует этому движению, оказывая давление на нижнюю челюсть больного. При одностороннем сокращении грудино-ключичнососцевидная мышца про изводит наклон головы и шеи в свою сторону и при этом дополнительно поворачивает голову в противоположную сторону. Поэтому, тестируя правую мышцу, укладывают руку на левую половину нижней челюсти пациента, и наоборот. Смотрят на контуры и пальпируют брюшко этой мышцы во время её сокращения. Для оценки силы трапециевидной мышцы просят пациента "пожать плечами" ("поднять плечи к ушам") . Врач оказывает сопротивление этому движению.
XII пара —n. hypoglossus, подъязычный нерв.
Нерв иннервирует мышцы языка (за исключением m. palatoglossus, снабжаемой Х парой ЧН) . Исследование начинают с осмотра языка в полости рта и при его высовывании. Обращают внимание на наличие атрофии и фасцикуляций. Фасцикуляции - червеобразные быстрые нерегулярные подёргивания мышцы. Атрофия языка проявляется уменьшением его объёма, наличием борозд и складок его слизистой оболочки. Фасцикулярные подёргивания в языке указывают на вовлечение в патологический процесс ядра подъязычного нерва. Одностороннюю атрофию мышц языка обычно наблюдают при опухолевом, сосудистом либо травматическом поражении ствола подъязычного нерва на уровне или ниже уровня основания черепа; она редко бывает связана с интрамедуллярным процессом. Двусторонняя атрофия чаще всего возникает при болезни двигательного нейрона [боковом амиотрофическом склерозе (БАС)] и сирингобульбии. Чтобы оценить функции мышц языка, пациенту предлагают высунуть язык. В норме больной легко показывает язык; при высовывании он располагается по средней линии. Парез мышц одной половины языка приводит к его отклонению в слабую сторону (m. genioglossus здоровой стороны выталкивает язык в сторону паретичных мышц). Язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, независимо от того, следствием какого - надъядерного либо ядерного - поражения является слабость мышцы языка. Следует убедиться, что девиация языка является истинной, а не мнимой. Ложное впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, обусловленной односторонней слабостью мимических мышц. Пациенту предлагают выполнить быстрые движения языком из стороны в сторону. Если слабость языка не вполне очевидна, просят больного надавить языком на внутреннюю поверхность щеки и оценивают силу языка, противодействуя этому движению. Сила давления языка на внутреннюю поверхность правой щеки отражает силу левой m. genioglossus, и наоборот. Затем пациенту предлагают произнести слоги с переднеязычными звуками (например, "ла-ла-ла" ) . При слабости мышцы языка он не может отчётливо выговорить их. Для выявления лёгкой дизартрии обследуемого просят повторить сложные фразы, например: "административный эксперимент" , "эпизодический ассистент", "на горе Арарат зреет крупный красный виноград" и др.