Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соединяя в себе два разных мира, человек обращает к ним и основные вопросы собственного существования и познания:

– что я могу знать?

– что я должен делать?

– на что я могу надеяться?

– что есть человек?

Систематическая научная постановка этих вопросов – величайшая заслуга И. Канта в философии.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770–1831 гг.). Основные сочинения: «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1812 г.); «Философия права» (1821 г.).

1.Онтология. Абсолютное начало реальности должно быть родственным характеру нашего мышления, поэтому, по Г. Гегелю, основа реальности такова, что должна примирять субъективное и объективное, идеальное и реальное. Это абсолютное начало реальности, называемое идеей, представляет собой неличное начало мира, которое познает самое себя. В характере реальности, которая в своей основе должна быть «духовной», чтобы быть способной себя осознать, внутренне содержится и ее родство с нашим познанием. Поэтому основой реальности, по Гегелю, являются понятия, «определения мысли», а адекватной формой этого осознания является философия.

Таким образом, Гегель разрабатывает тезис о том, что

1) познание является самопознанием абсолютного начала самой реальности;

2) в характере реальности внутренне содержится ее родство с нашим познанием;

3) основой реальности являются «определения мысли» (понятия), которые носят объективный характер;

4) философское познание, выражающееся в понятиях, понимается как самосознание абсолютного начала, которое называется идеей.

2. Гносеология. Наиболее адекватно эта концепция рассматривается в «Науке логики». Основа реальности имеет динамический характер и проявляется в необходимости прогресса, реализуемого в человеческой истории, и, в частности, в познании реальности человеком.

Характерным для Гегеля является его понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает само себя, а также религии и философии, как выражение направленности абсолюта к своему самопознанию. Это, согласно его взглядам, означает, что абсолют является не только субстанцией, но и субъектом, т.е. источником собственного движения к своему самопознанию.

«Индивид должен и с содержательной стороны пройти через образовательные ступени общего духа, но как через формы, которые дух уже оставил
, как через этапы пути, который уже проложен и выровнен. Нетерпеливость требует невозможного, т.е. достичь цели без средств. Так и субстанция индивида, так даже мировой дух был таким терпеливым и взял на себя огромный труд мировой истории... «Так как он не мог сознание о самом себе обрести никаким меньшим трудом, не может индивид и с точки зрения реальности понять свою сущность каким-либо более коротким путем...» (Гегель Г. – Соч. Т.4. – С. 15–16).

Подчеркивая духовный и сознательный характер абсолютного, Гегель видит в этом опору своей мысли – преобразовать философию на началах строгой научности,поэтому логику он принимает за единственный верный путь к философскому познанию существа абсолютного духа, проявляющего себя в мире с такой же необходимостью, какую человек открывает в своем логическом мышлении.

Гегель возражает против утверждения И. Канта о том, что «вещи в себе» находятся «по ту сторону» наших мыслей, т.е. критикует идею о неподвижности «вещей в себе», а утверждает предположение о всеобъемлющем единстве духа, которое он превращает в философскую систему, раскрывающую богатство и глубину вселенной. С этой точки зрения философия Гегеля утверждает диалектическое единство сущности и явления и выражает тождество мышления и бытия. Обоснованием этой позиции является диалектический принцип, который, по Гегелю, есть принцип всякого движения, всякой деятельности и всякого научного познания:
истина понимается не только как субстанция, но как субъект. Философия должна исходить не от первоначального или непосредственного единства, раз и навсегда определенного в своем абсолютном совершенстве, а от живой субстанции, заключающей в себе начало отрицания и движения и достигающей своей полноты через деятельный процесс самоосуществления.

Диалектическая философия учит, что в движении мысли отрицание имеет такое же значение, как и утверждение, поскольку оно указывает на односторонность утверждения и требует его восполнения; указывает на необходимость движения и перехода, разрушающих замкнутость определенных понятий, через противоположность суждений.

Абсолютное по существу своему согласно диалектическому принципу есть результат, только в конце оно становится тем, чем оно является в действительности.

Таким образом, субъективное движение мысли, связь отдельных моментов, переход от определения к определению – все это для Гегеля есть отражение объективного процесса, совершающегося в вещах. За единством мысли, примиряющей в себе противоположные начала, он видел единство мира, противоречия которого одушевлены единой творческой силой абсолютного. То, что чистая логика раскрывает нам под видом диалектической необходимости, есть вместе с тем необходимость внешнего мира, или, что то же, абсолютная необходимость божественного развития.



Естественный процесс субъективного познания означает у него также и необходимый процесс мирового развития. Это путь, который абсолютная идея проходит в своем самораскрытии. Диалектический принцип развитияполучает, таким образом, универсальное значение.В его философии этот принцип означает в одно и то же время и объективный процесс, и способ объяснения, и прием исследования. Это мировой закон, в котором проявляется сила абсолютного духа, порождающего противоречие для того, чтобы примирить их в новом единстве.

А с другой стороны, это и путь познания: лишь тогда мы поймем то или иное явление, когда обнаружим в нем момент высшего единства, а вместе с тем и скрытую силу абсолютного, которая вызвала его к жизни.

Это универсальное и абсолютное значение диалектики придает гегелевской идее развития такой смысл, который резко отличает ее от критической философии И. Канта. Противоположность между субъектом и объектом, вопрос о границах познания размывается безусловной верой в силу разума.

Таким образом, философия Г. Гегеля содержит в себе следующие положения.

1) Она «охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни было прежняя система, и развила в этой области и поныне поражающее богатство мыслей» (Ф. Энгельс);

2) Основа всех явлений природы и общества – абсолют, «абсолютная идея», «мировой разум», который существует до реального мира природы и общества.

Абсолютная идея есть «подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного, выходит за пределы всех их и составляет основание всего». «Разум есть субстанция и именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие»;

3) идея выступает в трех формах:

- в виде чистых логических сущностей;

- в виде инобытия идеи-природы;

- в различных формах конкретного духа,

Это получает свое отражение в составных частях философии Гегеля:

- логике («Наука логики»),

- философии природы («Философия природы»),

- философии духа («Феноменология духа»);

4) Гегель выступает против утверждения И. Канта о том, что «вещи в себе» находятся «по ту сторону» наших мыслей, т.е. критикует идею непознаваемости «вещей в себе» и утверждает диалектическое единство сущности и явления,выдвигая тезис о тождестве мышления и бытия.
Процесс познания выглядит следующим образом:


опредмечивание

(возникновение предметности из духа)

распредмечивание

(познание, «извлечение» идеи

из природы)

абсолютная идея – природа – дух (человек)

3. Человек не находится в центре философской системы Гегеля. Первичность всеобщего по отношению к единичному, определяющее значение понятия в отношении к конкретной действительности получают у Гегеля свое антропологическое выражение в первенстве мирового духа, который подчиняет и использует индивидов для достижения всеобщей цели.

Антропология (учение о человеке) – лишь один из разделов «Философии духа», предмет, который (мировой дух) возвращается здесь в свою сферу из «небытия», т.е. из природы. Проходя в своем развитии очередную триаду, мировой дух предстает как субъективный, объективный и абсолютный дух, причем субъективный дух, по Гегелю, также проходит триаду развития:

а) как душа, воплощаясь в человеке;

б) как сознание, где дух отличает себя от телесности;

в) как дух, который теоретически и практически подчиняет внешний мир.

В человеке происходит отчуждение природного бытия, снятие «природной самости»; человек, считает Гегель, отличается от животных мышлением, и «все человеческое таково только потому, что оно произведено мышлением», которое «сообщает всему человеческому его человечность» (Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т.1. – С. 95). Таким образом, дуализм природно-биологического и духовно-общественного в человеке устраняется утверждением их «тождества» на общей объективно-идеалистической основе.

Будучи объективно-идеалистическим по своему характеру, учение Гегеля об индивидуальной и общественной жизнедеятельности людей пронизано идеей развития, историзма. Гегель попытался показать диалектику становления человека в индивидуальном и историческом развитии, вскрыть отчуждение человека.

Таким образом, диалектика предстает у Гегеля как процесс самоотчуждения и снятия отчуждения, т.к. без этого невозможно прогрессивное развитие. «Человек по своему непосредственному существованию есть сам по себе нечто природное, внешнее своему понятию собственного тела и духа, главным же образом благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он выступает во владении собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим. Это вступление во владение представляет собою, наоборот, также и осуществление, превращение в действительности того, что он есть по своему понятию (как возможность, способность, задаток») (Гегель Г. Сочинения. М.-Л., 1934. – Т.7. – С. 81).


4. Социально-политическая концепция Гегеля изложена им в «Философии права». Высшим продуктом развития и воплощения абсолютной идеи на земле он считает правовое государство.

В этом смысле он является завершителем той теории Нового времени, которая противопоставляла государству церковь (Макиавелли, Гоббс, Руссо, Кант), т.е. верховная нравственная значимость им признавалась за государством.

В «Философии права» он пытается представить основу действительного государства:

а) в государстве следует уважать проявление абсолютного духа, подобно тому, как мы уважаем и видим его в физической природе;

б) государство должно соответствовать своей идее – «в государстве не следует хотеть ничего иного, кроме того, что является выражением разумности».

Он показывает, что сила разума, действительно, проявила себя в государстве и создала соответствующие формы человеческого общества.

Важной заслугой Гегеля в его социально-политической теории было то, что он первый в немецкой философии права указал на общественную среду как на особый элемент, имеющий значение и для личности, и для государства. Гегель видит в обществе выражение частных интересов лиц, а в развитии общественной сферы – одно из существенных различий между древним миром и новым.

Разработка идеи государства в литературе Нового времени имела два направления:

1) устанавливался принцип единства власти как необходимой основы юридического порядка;

2) развивалось учение о гарантиях личности против всепоглощающей мощи государственного союза.

Эти два положения постоянно вступали между собой в противоречие. Как сохранить самостоятельное значение личности, которое должно принадлежать ей при всяком политическом устройстве?

В противовес государственному всемогуществу ставились идея представительства, принцип разделения властей, начало народного суверенитета. Гегель исходит из идеи о необходимом единстве государственной жизни, с которой должна быть связана и сфера личной свободы:

а) государство представляется Гегелю прежде всего в качестве нравственного единства и действительной гармонии лиц;

б) Гегель конструирует государство наряду с обществом и в последнем указывает организацию практических интересов и личной свободы, независимо от объединяющей функции государства;

в) Гегель придает глубокое значение естественной структурной организации общества: правительственная власть должна оставлять неприкосновенной социальную структуру и в организации самой власти (ее законодательной функции) должна отразиться органическая структура общества, поэтому в законодательном собрании должны быть представлены не отдельные лица, а народ как целое, со своим естественным разделением на сословия и корпорации.