Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)
1. Средневековая европейская философия (V–XV вв.)
2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.
Французская философия XVIII века.
1. Немецкая классическая философия.
3. Иррационализм как философское направление
Соединяя в себе два разных мира, человек обращает к ним и основные вопросы собственного существования и познания:
– что я могу знать?
– что я должен делать?
– на что я могу надеяться?
– что есть человек?
Систематическая научная постановка этих вопросов – величайшая заслуга И. Канта в философии.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770–1831 гг.). Основные сочинения: «Феноменология духа» (1807 г.), «Наука логики» (1812 г.); «Философия права» (1821 г.).
1.Онтология. Абсолютное начало реальности должно быть родственным характеру нашего мышления, поэтому, по Г. Гегелю, основа реальности такова, что должна примирять субъективное и объективное, идеальное и реальное. Это абсолютное начало реальности, называемое идеей, представляет собой неличное начало мира, которое познает самое себя. В характере реальности, которая в своей основе должна быть «духовной», чтобы быть способной себя осознать, внутренне содержится и ее родство с нашим познанием. Поэтому основой реальности, по Гегелю, являются понятия, «определения мысли», а адекватной формой этого осознания является философия.
Таким образом, Гегель разрабатывает тезис о том, что
1) познание является самопознанием абсолютного начала самой реальности;
2) в характере реальности внутренне содержится ее родство с нашим познанием;
3) основой реальности являются «определения мысли» (понятия), которые носят объективный характер;
4) философское познание, выражающееся в понятиях, понимается как самосознание абсолютного начала, которое называется идеей.
2. Гносеология. Наиболее адекватно эта концепция рассматривается в «Науке логики». Основа реальности имеет динамический характер и проявляется в необходимости прогресса, реализуемого в человеческой истории, и, в частности, в познании реальности человеком.
Характерным для Гегеля является его понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает само себя, а также религии и философии, как выражение направленности абсолюта к своему самопознанию. Это, согласно его взглядам, означает, что абсолют является не только субстанцией, но и субъектом, т.е. источником собственного движения к своему самопознанию.
«Индивид должен и с содержательной стороны пройти через образовательные ступени общего духа, но как через формы, которые дух уже оставил
, как через этапы пути, который уже проложен и выровнен. Нетерпеливость требует невозможного, т.е. достичь цели без средств. Так и субстанция индивида, так даже мировой дух был таким терпеливым и взял на себя огромный труд мировой истории... «Так как он не мог сознание о самом себе обрести никаким меньшим трудом, не может индивид и с точки зрения реальности понять свою сущность каким-либо более коротким путем...» (Гегель Г. – Соч. Т.4. – С. 15–16).
Подчеркивая духовный и сознательный характер абсолютного, Гегель видит в этом опору своей мысли – преобразовать философию на началах строгой научности,поэтому логику он принимает за единственный верный путь к философскому познанию существа абсолютного духа, проявляющего себя в мире с такой же необходимостью, какую человек открывает в своем логическом мышлении.
Гегель возражает против утверждения И. Канта о том, что «вещи в себе» находятся «по ту сторону» наших мыслей, т.е. критикует идею о неподвижности «вещей в себе», а утверждает предположение о всеобъемлющем единстве духа, которое он превращает в философскую систему, раскрывающую богатство и глубину вселенной. С этой точки зрения философия Гегеля утверждает диалектическое единство сущности и явления и выражает тождество мышления и бытия. Обоснованием этой позиции является диалектический принцип, который, по Гегелю, есть принцип всякого движения, всякой деятельности и всякого научного познания:
истина понимается не только как субстанция, но как субъект. Философия должна исходить не от первоначального или непосредственного единства, раз и навсегда определенного в своем абсолютном совершенстве, а от живой субстанции, заключающей в себе начало отрицания и движения и достигающей своей полноты через деятельный процесс самоосуществления.
Диалектическая философия учит, что в движении мысли отрицание имеет такое же значение, как и утверждение, поскольку оно указывает на односторонность утверждения и требует его восполнения; указывает на необходимость движения и перехода, разрушающих замкнутость определенных понятий, через противоположность суждений.
Абсолютное по существу своему согласно диалектическому принципу есть результат, только в конце оно становится тем, чем оно является в действительности.
Таким образом, субъективное движение мысли, связь отдельных моментов, переход от определения к определению – все это для Гегеля есть отражение объективного процесса, совершающегося в вещах. За единством мысли, примиряющей в себе противоположные начала, он видел единство мира, противоречия которого одушевлены единой творческой силой абсолютного. То, что чистая логика раскрывает нам под видом диалектической необходимости, есть вместе с тем необходимость внешнего мира, или, что то же, абсолютная необходимость божественного развития.
Естественный процесс субъективного познания означает у него также и необходимый процесс мирового развития. Это путь, который абсолютная идея проходит в своем самораскрытии. Диалектический принцип развитияполучает, таким образом, универсальное значение.В его философии этот принцип означает в одно и то же время и объективный процесс, и способ объяснения, и прием исследования. Это мировой закон, в котором проявляется сила абсолютного духа, порождающего противоречие для того, чтобы примирить их в новом единстве.
А с другой стороны, это и путь познания: лишь тогда мы поймем то или иное явление, когда обнаружим в нем момент высшего единства, а вместе с тем и скрытую силу абсолютного, которая вызвала его к жизни.
Это универсальное и абсолютное значение диалектики придает гегелевской идее развития такой смысл, который резко отличает ее от критической философии И. Канта. Противоположность между субъектом и объектом, вопрос о границах познания размывается безусловной верой в силу разума.
Таким образом, философия Г. Гегеля содержит в себе следующие положения.
1) Она «охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни было прежняя система, и развила в этой области и поныне поражающее богатство мыслей» (Ф. Энгельс);
2) Основа всех явлений природы и общества – абсолют, «абсолютная идея», «мировой разум», который существует до реального мира природы и общества.
Абсолютная идея есть «подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного, выходит за пределы всех их и составляет основание всего». «Разум есть субстанция и именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие»;
3) идея выступает в трех формах:
- в виде чистых логических сущностей;
- в виде инобытия идеи-природы;
- в различных формах конкретного духа,
Это получает свое отражение в составных частях философии Гегеля:
- логике («Наука логики»),
- философии природы («Философия природы»),
- философии духа («Феноменология духа»);
4) Гегель выступает против утверждения И. Канта о том, что «вещи в себе» находятся «по ту сторону» наших мыслей, т.е. критикует идею непознаваемости «вещей в себе» и утверждает диалектическое единство сущности и явления,выдвигая тезис о тождестве мышления и бытия.
Процесс познания выглядит следующим образом:
опредмечивание (возникновение предметности из духа) | распредмечивание (познание, «извлечение» идеи из природы) |
абсолютная идея – природа – дух (человек)
3. Человек не находится в центре философской системы Гегеля. Первичность всеобщего по отношению к единичному, определяющее значение понятия в отношении к конкретной действительности получают у Гегеля свое антропологическое выражение в первенстве мирового духа, который подчиняет и использует индивидов для достижения всеобщей цели.
Антропология (учение о человеке) – лишь один из разделов «Философии духа», предмет, который (мировой дух) возвращается здесь в свою сферу из «небытия», т.е. из природы. Проходя в своем развитии очередную триаду, мировой дух предстает как субъективный, объективный и абсолютный дух, причем субъективный дух, по Гегелю, также проходит триаду развития:
а) как душа, воплощаясь в человеке;
б) как сознание, где дух отличает себя от телесности;
в) как дух, который теоретически и практически подчиняет внешний мир.
В человеке происходит отчуждение природного бытия, снятие «природной самости»; человек, считает Гегель, отличается от животных мышлением, и «все человеческое таково только потому, что оно произведено мышлением», которое «сообщает всему человеческому его человечность» (Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т.1. – С. 95). Таким образом, дуализм природно-биологического и духовно-общественного в человеке устраняется утверждением их «тождества» на общей объективно-идеалистической основе.
Будучи объективно-идеалистическим по своему характеру, учение Гегеля об индивидуальной и общественной жизнедеятельности людей пронизано идеей развития, историзма. Гегель попытался показать диалектику становления человека в индивидуальном и историческом развитии, вскрыть отчуждение человека.
Таким образом, диалектика предстает у Гегеля как процесс самоотчуждения и снятия отчуждения, т.к. без этого невозможно прогрессивное развитие. «Человек по своему непосредственному существованию есть сам по себе нечто природное, внешнее своему понятию собственного тела и духа, главным же образом благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он выступает во владении собою и становится собственностью себя самого и по отношению к другим. Это вступление во владение представляет собою, наоборот, также и осуществление, превращение в действительности того, что он есть по своему понятию (как возможность, способность, задаток») (Гегель Г. Сочинения. М.-Л., 1934. – Т.7. – С. 81).
4. Социально-политическая концепция Гегеля изложена им в «Философии права». Высшим продуктом развития и воплощения абсолютной идеи на земле он считает правовое государство.
В этом смысле он является завершителем той теории Нового времени, которая противопоставляла государству церковь (Макиавелли, Гоббс, Руссо, Кант), т.е. верховная нравственная значимость им признавалась за государством.
В «Философии права» он пытается представить основу действительного государства:
а) в государстве следует уважать проявление абсолютного духа, подобно тому, как мы уважаем и видим его в физической природе;
б) государство должно соответствовать своей идее – «в государстве не следует хотеть ничего иного, кроме того, что является выражением разумности».
Он показывает, что сила разума, действительно, проявила себя в государстве и создала соответствующие формы человеческого общества.
Важной заслугой Гегеля в его социально-политической теории было то, что он первый в немецкой философии права указал на общественную среду как на особый элемент, имеющий значение и для личности, и для государства. Гегель видит в обществе выражение частных интересов лиц, а в развитии общественной сферы – одно из существенных различий между древним миром и новым.
Разработка идеи государства в литературе Нового времени имела два направления:
1) устанавливался принцип единства власти как необходимой основы юридического порядка;
2) развивалось учение о гарантиях личности против всепоглощающей мощи государственного союза.
Эти два положения постоянно вступали между собой в противоречие. Как сохранить самостоятельное значение личности, которое должно принадлежать ей при всяком политическом устройстве?
В противовес государственному всемогуществу ставились идея представительства, принцип разделения властей, начало народного суверенитета. Гегель исходит из идеи о необходимом единстве государственной жизни, с которой должна быть связана и сфера личной свободы:
а) государство представляется Гегелю прежде всего в качестве нравственного единства и действительной гармонии лиц;
б) Гегель конструирует государство наряду с обществом и в последнем указывает организацию практических интересов и личной свободы, независимо от объединяющей функции государства;
в) Гегель придает глубокое значение естественной структурной организации общества: правительственная власть должна оставлять неприкосновенной социальную структуру и в организации самой власти (ее законодательной функции) должна отразиться органическая структура общества, поэтому в законодательном собрании должны быть представлены не отдельные лица, а народ как целое, со своим естественным разделением на сословия и корпорации.