Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Философские школы эллинистической эпохи (338–146 гг. до н.э.)
1. Средневековая европейская философия (V–XV вв.)
2. Философия Ренессанса или эпоха Возрождения.
Французская философия XVIII века.
1. Немецкая классическая философия.
3. Иррационализм как философское направление
Таким образом, идея естественной структуры общества имеет большое значение в социально-политическом учении Гегеля:
1) выражает нравственную жизненность государственного союза, т.к. в развитии духа общественности заключается глубина и сила государства;
2) представляет собой внутреннюю и самобытную жизнь общества, где совершается непосредственное соединение частных интересов с общими.
Таким образом, в социально-политических взглядах Гегеля на понимание сущности государства содержится отказ от абстрактных взглядов предшествовавшей философии с ее верой в силу законодательного произвола, властвовавшего механически над совокупностью подданных, и утверждение принципа государственного единства.
Людвиг Фейербах(1804–1872 гг.). Основные сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839 г.); «Сущность христианства» (1841 г.); «Основные положения философии будущего» (1843 г.)
Первая задача философии – критика религии:философию и религию Л. Фейербах рассматривает как два исключающих друг друга миропонимания:
1) религиозная вера коренится в «природе человека» и условиях жизни,
2) в основе религии лежит вера в догматы, а в основе философии – знания.
Фейербах показывает, что причина возникновения религии – отчуждение человеческой сущности, приписывание Богу тех атрибутов, которые принадлежат человеку: религиозный объект или божественная сущность представляют собой человеческую сущность, освобожденную от индивидуальной ограниченности, «очищенную», объективированную. Но в процессе объективации эта сущность начинает противостоять индивиду, становится «идолом» над индивидуальным существом; отвлеченным родовым свойствам приписывается «отвлеченное», самостоятельное, отчужденное существование.
Фейербах последовательно раскрывает антропологический смысл различных атрибутов религии:
1) всеобщность бога совпадает с всеобщностью рассудка, морального закона, любви как сокровенного выражения человеческой личности, страдания;
2) в христианских учениях о причинности бога,о богоматери, о логосе, о совокупности мира выявляет человеческую основу, считая, что «человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии».
То есть личность бога есть не что иное, как объективированная личность человека.
Критика религии у Л. Фейербаха перерастает в критику идеалистической философии, в частности философии Г. Гегеля: «...Мысленное бытие не есть действительное бытие ...Образ этого бытия вне мышления – материя, субстрат реальности» (Избр. философские произведения. – Т.1. – М., 1955. – С. 175). Основу онтологической позиции в философии Л. Фейербаха составляет тезис: «... Бытие – субъект, мышление – предикат» (там же, с. 128).
2. В центре учения Л. Фейербаха – человек как «единственный, универсальный и высший предмет философии» (там же, с. 202): « Человек – высшее существо природы, поэтому я должен исходить из сущности человека» (там же, с. 206). Исходя из понимания человека как психофизического единства души и тела, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку («Мыслю, следовательно существую»), тело человека, согласно Фейербаху, «составляет сущность человеческого «Я», а духовное начало не может быть от него отделено.
Человеческую природу Л. Фейербах рассматривает в основном биологически, в отличие от Г. Гегеля, для которого человек есть духовно-историческое образование, звено в развитии человеческого рода.
Тем самым в теории познания (гносеологии) Л. Фейербах выступает как продолжатель мнения материалистического сенсуализма. Выдвигая опыт как первоисточник знания на первый план, он обосновывает взаимосвязь чувственного созерцания и мышления в процессе познания:
а) ощущения – единственный источник познания;
б) только то, что дано нам через органы чувств (зрение, слух, осязание) обладает подлинной реальностью;
в) на основе органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей.
В своем учении о человеке Л. Фейербах формулирует антропологический принцип, сущность которого выражается в том, что он по-новому интерпретирует понятие «объект»:
а) оно сформируется в опыте человеческого общения;
б) первый объект всякого человека – другой человек, «Ты»;
в) любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования других вещей.
Таким образом, в философии Л. Фейербаха человек предстает как материальный объект и мыслящий субъект; биологическая, а не социальная природа служит основой целостности человеческого существа.
Учение Л. Фейербаха завершается учением о нравственности, исходящим из единства «Я» и «Ты»:
а) стремление к счастью рассматривается как движущая сила человеческой воли, что влечет
б) осознание нравственного долга, т.к. «Я» не может быть счастливым и вообще существовать без «Ты»;
в) это стремление перерастает рамки человеческого эгоизма и недостижимо вне человеческого единения.
Таким образом, этическое учение Л. Фейербаха выдвигает идею так называемой религии любви, призывая поставить на первое место любовь к человеку, а не к богу, т.к. только «человек человеку бог».
Историческое значение философии Л. Фейербаха проявилось в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма, преодолевшего некоторые недостатки его учения:
а) рассмотрение процесса познания как содержания вне связи с общественной практикой;
б) натуралистическое и крайне абстрактное понимание общественных отношений, что ограничило понимание человека лишь как природного существа.
2. Возникновение и сущность марксистской философии
Марксистская философия – это философское учение второй половины XIX века, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Основные работы: К. Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Капитал»; Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1872 г.); «Диалектика природы» (1872–1882 гг.).
Марксизм возникает в 40-х годах XIX века как качественно новое мировоззрение, идейными источниками которого стали основные философские, экономические и политические учения конца XYIII – начала XIX вв.
Основные достижения марксизма связаны с разработкой следующих положений:
1) Обоснование применения диалектико-материалистического методапознания;
2) распространение материализма на понимание истории общества;
3) обоснование роли общественной практикив познании.
1. Учение марксизма можно в определенном смысле рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии, т.к. прежде всего оно опирается на диалектическийметодпознания, разработанный Ф. Гегелем, и материалистическую философию Л. Фейербаха.
Диалектический метод претерпел в марксизме коренные преобразования: из метода анализа форм знания самих по себе – безотносительно к реальности и объективным закономерностям ее развития – он стал методом наиболее полного и содержательного исследования этого развития:
а) основанием теоретического познания;
б) практического преобразования действительности.
Диалектический метод в марксизме соединяется с материализмом, т.е. исходит из признания материи единственной основой мира. Сам мир представлен как взаимосвязь предметов и явлений, а его движение и развитие есть результат действующих в нем самом противоречий. Маркс отверг западную философскую традицию рассматривать материю как пассивную субстанцию. У него материя активна. Именно «бытие определяет сознание».
Диалектико-материалистический метод ориентируется в исследованиях на раскрытие объективной диалектики, выражая ее в законах и категориях.
В марксизме диалектико-материалистический метод был применен к анализу:
1) общественных явлений (К. Маркс «Капитал»): история общества делается людьми, поведение которых мотивировано определенными потребностями, интересами и целями,поэтому «исследовать движущие причины, которые ... непосредственно или в идеологической, может быть даже в фантастической, форме отражаются в виде сознательных побуждений в головах действующих масс и их вождей, так называемых великих людей, – это единственныйпуть, ведущий к познанию законов, господствующих в истории...» (Энгельс Ф. – Т. 21. – С. 308), т.е. исследуя противоречия исторического процесса во всех сферах социальной реальности, марксизм выявляет материалистические (объективные) основания развития человеческой истории (сфера экономических отношений) и показывает, что каждая ступень общественного развития носит исторически преходящий характер;
2) природных явлений (Энгельс Ф. «Диалектика природы»): к диалектическому «пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому накопляющимися фактами естествознания, но его легче достигнуть, если к диалектическому характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления» (Энгельс Ф. – Соч. – Т.20. – С. 14), т.е. задача состояла в том, чтобы вскрыть объективную диалектику в природе и тем самым обосновать необходимость сознательной материалистической диалектики в естествознании.
Таким образом, разработка диалектико-материалистического метода должна была обосновать всеобщность основных законов материалистической диалектики.
2. Концепция материалистического понимания истории тесно связанаеще с одним фундаментальным принципом марксистской философской системы – принципом практики. С позиций этого принципа Маркс К. и Энгельс Ф. анализируют всю предшествующую философию, дают позитивную оценку решению проблем, поставленных немецкой классической философией.
Понятие «практика», в отличие от гегелевского понимания, отражает бесконечно многообразные формы взаимодействия людей с природой и друг с другом в процессе материального производства. Марксизм подчеркивает прежде всего активную, деятельную, преобразовательную позицию человека по отношению к миру и рассматривает практику как объективное основание целостности человеческого отношения к миру, что проявляется в единстве производительной, преобразовательной, теоретико-познавательной деятельности.
Таким образом, под практикой понимается прежде всего совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии. Поэтому практика как по своему содержанию, так и по способу осуществления носит общественный характер.Являясь источником познания, его движущей силой, практика формирует самого субъекта познавательной деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления.
3. В теории познания принцип практики получает конкретное и более узкое толкование: это материально-чувственная деятельность по преобразованию природы и общественных отношений. Преобразовательная деятельность строится на основе знаний и ее результатом также выступают знания, поэтому одним из основных вопросов теории познания является вопрос о совпадении наших знаний с объективной действительностью, т.е. вопрос об истинности наших знаний и их критериях.
Марксизм обосновывает согласие наших представлений с объективной природой вещей на основе принципа практики как критерия истины:
1) научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь, т.е. целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительностидля удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека;
2) практическая деятельность осуществляетсяс помощью материальных средств и ведет к созданию материальных продуктов,т.е. соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем;
3) только результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение.
Таким образом, введение принципа практики в познавательный процесс позволило К. Марксу и Ф. Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум, выстроить связь между явлениями и «вещью в себе»; развитие познанияможно представить как длительный, непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания и никогда не может быть завершен.