Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

28

 

 

З а д н и й

н а р у ж н ы й

к о ж у х

изготовлен из

титанового сплава ОТ-4. Передним фланцем крепится к наружному кожуху диффузор камерй сгорания, а к заднему фланцу крепится кожух сопла. На наружной поверхности имеется два фланца креп­ ления стаканов и трубопроводов отбора воздуха из коллектора среднего диффузора на обогрев воздухозаборника и деталей дви­ гателя. В зерхней части кожуха крапится клапан перепуска

воздуха.

К задней части приварено четыре бобышки с отверстиями, че­ рез которые проходят трубопроводы: суфлирования задней опоры, откачки масла из опоры 2-й турбины, подвода масла в опору 2-й турбины и электропроводка от коллектора термопар.

К л а п а н п е р е п у с к а предназначен для пере­ пуска воздуха после ІО-й ступени компрессора в наружный кон­ тур при запуске двигателя с цель» уменьшения момента прокрут­ ки ротора.

Клапан состоит из цилиндра, поршня со штоком, подвижной опо­ ры, пружины, тарелки, гайки и уплотнительных колец.

В момент запуска двигателя клапан под действием пружины

открыт, и воздух после компрессора второго каскада по двум

трубопроводам поступает в корпус клапана, откуда через коль­

цевой заэор между тарелкой клапана

и седлом цилиндра и окна

в стенке цилиндра перепускается в

наружный контур двигателя.

При достижении двигателем оборотов 51 ± 2% поршень со отоком я тарелкой, закрепленной к нему, под действием пере- * пада давлений за компрессором второго кцскада и в наружном контуре перемещается и прижимает тарелку к седлу цилиндра, прекращается перепуск воздуха. Момент закрытия клапана р о л ­ лируется затяжкой пружины с помощью регулировочной гайки.

§ 3.6. ТУРБИНА ДВИГАТЕЛЕЙ

Осевая трубина двигателя выполнена четырехступенчатой. Ро­ торы І-№ и 2-й турбины ‘ вращаются с равным “ числом оборо­ тов. "Направление вращения роторов обеих турбин - левоѳт если


29

смотреть со стороны реактивного сопла. Для снижения вибропере­ грузок корпусов двигателя опоры подшипников обеих турбин вы­ полнены упруго-демпферными.

Первая турбина состоит из двух сопловых аппаратов, опоры роликоподшипника и ротора.

Сопловой аппарат первой ступени состоит из:

-наружного кольца;

-опоры соплового аппарата;

-37 лопаток из ЖС-6К;

-разрезного кольца.

Кпереднему фланцу наружного кольца крепятся болтами газо­

сборники жаровых труб. Средним фланцем наружное кольцо крепит-

ся к диффузору камеры сгорания. К заднему фланцу,, кольца кре­ пится второй сопловой аппарат. Лопатки изготовлены методом точного литья и имеют внутреннюю и наружную полочки и пусто­ телое перо. На наружных полочках имеются выступы для соедине­ ния с внешним кольцом. От смещений лопатки фиксируются з коль­ ца радиальными штифтами. Буртиками внутренних полочек лопатки устанавливаются в кольцевые проточки внутреннего кольца. Для обеспечения эффективного охлаждения лопаток в их внутренней полости монтируются дефлекторы. В дефлектор охлаждающий воздух попадает (вторичный поток воздуха) через отверстия в наружном кольце. Для уплотнения между наружными полочками лопаток и на­ ружным кольцом поставлена кольцевая диафрагма.

Опора соплового аппарата сварной конструкции состоит ив ко­ нуса, внутреннего кольца и заднего фланца. Передним фланцем опора соплового аппарата совместно с опорой подшипника первой

турбины крепится к внутреннему кожуху камеры сгорания. Внут­ реннее кольцо имеет два фланца с кольцевыми проточками для посадки выступов полочек лопаток и газосборников жаровых труб. К заднему фланцу крепится крышка. Между фланцами внутреннего кольца имеется гофрированный компенсатор.

Разрезное кольцо состоит из 12 секторов и имеет на внут­ ренней поверхности ребра, которые совместно с ребрами на бан­ дажных полках лопаток ротора образуют лабиринтное уплотнение, уменьшающее перетекание газа в радиальном зазоре. Секторы раз­ резного кольца устанавливаются в наружном кольце соплового ап­ парата и фиксируются радиальными штифтами.

80

Сопловой аппарат 2-й ступени состоит иа:

-наружного кольца;

-лопаток иа ХС-6К;

-внутреннего кольца;

-разрезного кольца;

-двух дефлекторов;

-диафрагмы и фланца лабиринтов.

Наружное кольцо передним фланцем соединяетоя с первым соп­ ловым аппаратом, а задним фланцем - о третьим сопловым аппара­ том. Крепление лопаток с наружным кольцом, как и у первого соп­ лового аппарата. Лопатки цилиндрическими бобышками, расположен­ ными на внутренних полках, входят в глухие отверстия внутрен­ него кольца, а буртиками одеты на наружные цилиндрические вы­ ступы внутреннего кольца. Конструкция разрезного кольца такая же, как у первого соплового аппарата.

Квнутреннему фланцу кольца крепится диафрагма, на наруж­ ном фланце ее имеются пазы, в которые входят выступы передне­ го дефлектора, образующие соединение типа "пушечный замок".

Кфланцу внутреннего кольца замком типа "пушечный" крепится второй дефлектор.

Квнутреннему фланцу диафрагмы, совместно с передним и зад­ ним дефлекторами, крепится на болтах фланец лабиринта о метал­

локерамическими вставками, который вместе с гребешками вращаю­ щегося лабиринта ротора первой трубины образует уплотнение, препятствующее перетеканию газа из тракта турбины.

Опора роликоподшипника состоит иа:

-фланца крепления к внутреннему кожуху камеры сгорания;

-конусной отѳнкн;

-корпуса.

Вокне корпуса закреплена упруго-демпферная опора. Спереди

ккорпусу крепится кожух вала, а сзади - три воздушных и два масляных лабиринта. Внешний воздушный лабиринт набран из ме­ таллокерамических вставок, а средний и внутренний выполнены из бронзовой ленты. По Трубке, проложенной в кожухе вала, к опоре подшипника подведено масло.

Ротор І-й турбины состоит из вала и двух рабочих колес. В

передней части вал имеет наружные шлицы для соединения с валом


81

ротора кошіреосора второго каскада, а сзади - кольцевой фланец для соединения с дисками. Соединение вала пергой турбины о ва­ лом компрессора осуществляется стяжной втулкой и гайкой,закон­ тренной шлицевым замком, который фиксирован в осевом направле­ нии пружинным замком. На валу перед диском смонтированы: внут­ реннее кольцо подшипника, лабиринт, Втулка и регулировочное кольцо. Внутри вала размещен передний роликовый подшипник вала второй турбины.

Диски первой турбины выполнены ив жаропрочного сплава. На ободах они имеют пятизубые замки типа "елочка” для установки рабочих лопаток. На передний фланец первого диска поставлен дефлектор, который совместно с двойным лабиринтом закреплен болтами. К заднему фланцу первого диска крепятся лабиринты для уплотнения гаэовоздушного тракта. Во фланцах крепления лабирин­ тов выполнены фрезеровки для прохода охлаждающего воздуха. Ло­ патки крепятся в дисках замками типа "елочка" с последующей контровкой пластинчатыми замками. В лопатках первой ступени сделаны радиальные отверстия для протока охлаждающего воздуха. Внешние полочки лопаток образуют кольцевой бандаж с гребешками на наружной поверхности, уменьшающими утечки газа в радиальном зазоре.

Вторая турбина состоит из сопловых аппаратов третьей и чет­ вертой ступеней, ротора, задней опоры и лабиринтов. Сопловые аппараты второй турбины по конструкции аналогичны сопловому аппарату 2-й ступени первой турбины, га исключением геометри­ ческих размеров, и у четвертого ооплового аппарата отсутствует задний дефлектор и разрезное кольцо*

Ротор 2-й турбины состоит ив вала, двух рабочих колец перед­

него

подшипника задней

опоры и деталей лабиринтного уплотне­

ния.

На передней части

вала имеются шлицы для соединения о

промежуточным валом, а внутренняя резьба служит для постанов­ ки соединительного болта. В задней части вала имеется кольце­ вой фланец, с передней стороны которого на штифты ставится диск третьей ступени и фиксируется от осевого перемещения гай­ кой через лабиринтную втулку и лабиринты. С задней стороны фланца на эти же штифты ставится диск четвертой ступени и за­ тягивается гайкой. На задний конец вала монтируются лабиринты


82

и регулировочное кольцо, которые на валу затягиваются гайкой. Передней опорой вала служит роликовый подшипник, наружное коль­ цо которого размещено в валу ротора компрессора второго каска­ да, а внутреннее кольцо совместно с регулировочным кольцом,ла­ биринтом с маслоуплотнительной резьбой и втулкой, затянутой гайкой на валу второй турбины. Внутри вала, спереди, эапрессована•'втулка, по которой подается масло на роликовый подшипник. С задней стороны во внутрь вала запрессована втулка, образую­ щая с валом второй турбины полость, для сброса охлаждающего воздуха высокого давления в проточную часть турбины.

Для отвода воздуха низкого давления из полости Б (см .рис.8) в задней внутренней части вала установлена труба с маслоуплотнителышы резиновым кольцом. К заднему фланцу трубы крепится лабиринтное уплотнение. Спереди и сзади диска 3-й ступени кре­ пятся лабиринты, которые уменьшают утечки охлаждающего воздуха в преточную часть турбины. С задней стороны диска четвертой ступени крепитоя лабиринт, препятствующий утечке охлаждающего

воздуха

нигкого давления в тракт турбины. На фланцах дисков

третьей

и четвертой ступеней, к которым крепятся лабиринты,

между болтами сделаны фрезеровки для протока охлаждающего воз­ духа.

Рабочие лопатки изготовлены из жаропрочного сплава ЭИ-437Б. Устанавливаются на дисках замками типа "елочка11, а от осевого перемещения фиксируются пластинчатыми контровками. Задний под­ шипник второй турбины выполнен с упруго-демпферной опорой и состоит ив:

-лабиринтного уплотнения,*

-опоры подшипника;

-демпфирующей обоймы;

-крышки;

-эксцентрикового кольца,*

-труб суфлирования;

-откачки;

-подвода мазла и трубы отвода воздуха.

Эксцентриковое кольцо служит для обеспечения соосности ро­ ликоподшипника ротора второй турбины с ротором первой турбины.


38

К наружный фланцам крышки крѳпятоя трубы: суфлирования, подво­ да и откачки масла, а также экранирующий шланг о проводниками от термопар. К центральному фланцу крышки крепятся лабиринты и труба, предназначенные для уплотнения и отвода воздуха из полости "Б" в полость сопла. Упруго-демпферная опора закрепле­ на в корпусе, который входит в конструкцию реактивного сопла*

 

 

Вопросы для самоконтроля

I .

Назовите основные данные компресоора и покажите на про­

дольном разрезе двигателя элементы его конструкции.

3 .

Перечислите меры,

увеличивающие вибропрочность компрес­

сора.

 

 

 

3 .

К какому конструктивному типу относятся корпуса и рото­

ры компрессора?

 

4 .

Поясните работу лабиринтных уплотнений кошіреосора.

5 .

Для чего служит двухпозиционный ВНА второго компреооора?

6 .

Как обеспечивается свобода термических расширений корпу­

са второго

компрессора?

 

7 . Как осуществляется смазка приводов?

8 .

Покажите на двигателе месторасположение датчиков оборо­

тов роторов, температуры масла, давления топлива, и масла.

9 .

Как сливается топливо из камеры сгорания при неудачном

запуске?

'

10.Как фиксируются жаровые трубы?

11.Каково назначение фланцев диффузора?

12.Расскажите по чертежу и макету конструкцию камеры сгора­

ния.

13. Расскажите по чертежу и макету конструкцию турбины.

14. Какие конструктивные меры приняты для увеличения вибропроЧностн турбины?

15. Какие конструктивные меры увеличивают экономичность дви­ гателя?