Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

L ----------"

_

I

.......

7

 

1S

__ ____ — _____ ; n t

Г ч \ ----------------------------

Л

Рис. 5. Схема смазки и суфлирования:

*8 -

переходник входного корпуса К в топливо-маелянный радиаторагрегат 62 19« яопользуекый также на Ту-ІОЧ и Ту-124.

При работе двигателя масло из маслобака, установленного в гондоле, нагнетается 0МН-30 к сетчатому фильтру КФС. Пройдя фильтр, масло подается в четырех направлениях:

а) по внутренним каналам в разделительном корпусе, корпусе приводов и корпусах коробок приводов масло поступает на смаз­ ку подшипников и зубьев шестерен центрального привода и 'тсоро­ бок приводов, а также на смазку заднего подшипника ротора ком­ прессора І-го каскада и переднего подшипника 2-го каскада ком­ прессора;

б) по внешней трубке масло подается в кожух вала турбины и поступает на смазку заднего подшипника компрессора 2-го каска­ да и подшипника І-й турбины;

в)

по внешней трубке масло

подается

к

задней опоре ротора

2 -й турбины;

 

 

 

г)

по внешней трубке масло

подается

к

входному корпусу І - г о

каскада компрессора и поступает по одной лопатке ВНА на смаз­ ку переднего подшипника ротора компрессора первого каскада и переднего подшипника ротора 2-й турбины (по трубкам в стяжном и соединительных болтах).

Масло, откачиваемое из полости входного корпуса компрессо­ ра, кожуха вала и задней опоры второ!* турбины маслонасосом от­ качки, а из полостей разделительного корпуса и коробок приводов, откачивавшей ступенью основного каояонасоса,подается через центробежный воздухоотделитель в переходник входного корпуса.

Пройдя по переходнику, масло, частично охладившись, прохо­ дит через топливо-масляный радиатор и поступает в маслобак.

Воздух или маоляная эмульсия, отделенные в воздухоотдели­ теле, отводятся через шариковые эмуньсионные^клапаны в разде­ лительный корпус.

Для обеспечения нормальной работы масляной системы внутрен­ няя полость разделительного корпуса, кожуха вала, задней опо­ ры турбины и маслобак суфлируются с атмосферой через центро­ бежный суфлер.

Стравливание суфлируемого воздуха в атмосферу п рои зв оди тся по наружной трубе на срез сопла двигателя.*


Центробежный суфлер поддерживает в суфлируемых полостях из­

быточное давление не более 0,4 кГ/см2 , за

 

счет которого

созда­

ет подпор на входе в

нагнетающую ступень

и откачивающие ступе­

ни масляных насосов.

 

 

 

 

 

 

 

§ 5.2. АГРЕГАТЫ МАСЛОСИСТЕМЫ

 

 

О с н о в н о й

м а о л о н а с о с

 

0МН-30 шестеренча­

того типа, двухступенчатый. Одна ступень -

нагнетающая,

произ­

водительность не более 120 л/мин, ah' номинальном режиме

при

противодавлении 4 кГ/см2 ; вторая ступень -

откачивающая,произ­

водительность

но

более

100

я/мин

при противодавлении

1 -1,5 х Г /сі^ .

Передаточное число

привода 0 ,7 5 .

 

Насос состоит из

корпуса,

двух крышек,

 

двух пар шестерен,

редукционного клапана, обратного клапана.

Откачивающая ступень расположена под верхней крышкой, а на­ гнетающая - в нижней крышке.

Редукционный клапан предназначен для регулировки давления масла. Один оборот винта по часовой стрелке увеличивает давле­ ние на 0,5 кГ/см2 .

Количество масла, перепускаемое через редукционный клапан, определяется разностью между производительностью нагнетающего насоса и потребной прокачкой масла на данном режиме работы двигателя.

В начале работы двигателя, пока обороты шестерен насоса ма­ лы, его производительность и давление масла ниже заданных и редукционный клапан закрыт. С увеличением оборотов производи­

тельность

насоса

и давление масла р ң

на выходе из

него

возрастают

до оборотов (около 70%), при которых давление

мас­

ла достигает заданной величины (рис. 6 ) .

 

 

Дальнейшее увеличение оборотов ротора двигателя приводит к

незначительному

росту давления масла и его прокачки, вслед­

ствие перепуска

масла на всасывание через открывающийся редук­

ционный клапан.

Пунктирный участок кривой

W h показывает из­

менение полной производительности насоса масла по оборотам при заглушенном редукционном клапане. Некоторое повышение давления


45

масла с ростом оборотов шестерен насоса после открытия редук­ ционного клапана объясняется тем, что клапан при этом должен перепустить на вход большее количѳотво масла, а для этого не­ обходимо преодолеть упругости пружины и приподнять клапан,что возможно только при увеличении давления масла.

Рис. 6. Работа редукционного клапана насоса ОМН-ЗО

С увеличением высоты полета, вследствие уменьшения коэффи­ циента наполнения насоса,уменьшается и его производительность. Редукционный клапан под действием пружины, стремясь сохранить давление масла, прикрывает отверстие для перепуска масла. При этом прокачка масла и его давление незначительно падают. На высоте около 14 км, где производительность насоса будет равна прокачке масла, редукционный клапан полностью закроет отвер­ стие для перепуска масла. Дальнейшее увеличение высоты полета приведет к резкому снижению производительности насоса и давле­ ния масла.

Работа редукционного клапана зависит от температуры масла. С увеличением температуры масла понижается его вязкость, воз­ растает прокачка масла через двигатель и уменьшается перепуск масла через редукционный клапан, что вызывает падение давления

46

маода. Наоборот, при холодной масле давление масла и его пере­ пуск черев редукционный клапан увеличиваются.

Аналогичное влияние оказывает на работу редукционного клапа­ на изменение сопротивления фильтра, если он уотановлен после редукционного клапана. С увеличением сопротивления фильтра(на­ пример, при его Засорении) давление масла до открытия предохра­ нительного клапана фильтра незначительно возрастает, а его пе­ репуск через редукционный клапан увеличивается. Прокачка масла через двигатель уменьшается.

Так как уровень масла в баке выше места расположения насооа, на выходе из насоса устанавливается обратный клапан, предотвра­ щающий перетекание масла из бака в масляные полости двигателя, когда он не работает. При работе двигателя обратный клапан от­ крывается давлением масла и все масло,' подаваемое насосом,про­ ходит через него. Обратный клапан, как правило, не имеет устрой­ ства для изменения затяжки пружины, а ее жесткость подбирается при сборке так, чтобы клапан открывался при давлении, превос­

ходящем статическое давление на входе в

насос на О.г-О.БкГ/см2 .

І І а о л о н а о о о

о т к а ч к и

МНО-ЗО шестеренчато­

го типа, четырехступенчатый. Производительность насоса при про­ тиводавлении 1-1,5 кГ/см2 не менее 175 л/мин. Передаточное чис­

ло

привода 0 ,6 .

Насоо ооотоит из трех корпусов, двух крышек и

4

пар шестерен.

 

 

Для исключения попадания воздуха из разделительного корпуса

черѳа нижнюю коробку приводов в откачивающую ступень насооа, отупица шеотерни, установленной на ведущем валике, со отороны привода уплотняется двумя чугунными кольцами, работающими во втулка передней крыжи насооа.

С целью увеличения подсасывающей способности насоса, вое его четыре ступени выполнены без торцевых вазоров за счет прижа­ тия бронзовых шайб пружинами к торцам шестерен.

В штуцерах подвода масла к насосу смонтированы сетчатые фильтры. Из входного корпуса масло поступает к насооу по ка­ налу в корпуса нижней коробки приводов.

Ц е н т р о б е ж н ы й в о з д у х о о т д е л и т е л ь с ф и л ь т р о м - с и г н а л и в а т о р о м ЦВО-ФС-ЗО.


47

Предназначен для отделения воздуха от маола, откачиваемого из двигателя, и выдачи сигнала о появлении ыѳталличеокой стружки в масле. Передаточное число привода 0 ,6 .

Агрегат состоит ив трех корпусов, ротора, валика, шариковых клапанов, перепускного клапана и фильтра-сигнализатора.

Ротор посажен на шлицы валика. Валик вращается на двух ша­ рикоподшипниках. Для предупреждения утечек масла в нижнюю ко­ робку приводов валик уплотнен маслоуплотнительной втулкой о кольцами.

Смонтированные на валике шариковые клапаны предназначены для прекращения отвода эмульсии из воздухоотделителя в полость

разделительного корпуса

на оборотах ротора 2-го каскада

ком­

прессора ниже 23,5-30%,

а также при остановке двигателя

и вра­

щении ротора на оборотах

авторотации, тем самым исключая пере­

полнение разделительного

корпуса маслом.

 

Принцип работы шариковых клапанов заключается в следующем: центробежные силы, возникающие от вращения шариков, с увеличе­ нием оборотов растут и на оборотах 28,5-30%, предолевая уси­ лия пружин, шарики расходятся, открывая путь эмульсии в раз­ делительный корпус. При уменьшении оборотов ниже 23,5-80% кла­ паны под действием пружин закрываются.

Отброшенное на периферию, очищенное от воздуха масло че­ рез улитку корпуса поступает в фильтр-сигнализатор. В случае засорения четки и щелей зазоров между секциями фильтра давле­ ние маола до фильтра увеличивается, открывается перепускной клапан и масло, минуя фильтр-сигнализатор, отводится из воз­ духоотделителя.

фильтр-сигнализатор состоит из каркаса, обтянутого сеткой, и 20 пластинчатых кольцевых секций, сердечника, электроизо­ ляционной втулки, гайки, контакта и пружины. На кольцевую по­

верхность секции, с

одной стороны, нанесен в виде

8 секторов

электроизоляционный

слой толщиной 0,11-0,21 мм.

 

за­

Этим

п одби рается

за з о р между секциям и. Каркас

и секции

креплены

на сер д еч н и к е . Для создан и я постоянного

давления

меж­

ду контактам и , а также между сердечником и контактом

устан ов ­

лен а пружина. На боковых

п ов ер хн остя х секций снаружи

выполне­

ны ф ески , образующие при

сбор к е ф ильтра-сигнализатора

клико­